Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 22:41, реферат
Финансовое право как наука, отрасль права и учебная дисциплина началось преподаваться в XIX веке, в обязательном порядке введено преподавание этого предмета с 70-х гг. XIX века.
Понятие финансового права неоднократно менялось.
Финансовое право регулирует отношения, которые характеризуются следующими признаками:
1) денежные отношения
2) публично-правовые отношения
1) физическое лицо может получать доход от работы и в более раннем возрасте (например, сниматься в рекламе может и 6-летний ребёнок и получать от этого доход)
2) налоговая ответственность (по ст.15 НК) может наступать только с 16 лет => получается, что в возрасте от 14 до 16 лет лицо может получать доход, но не обязан платить налоги.
3) возраст наступления налоговой дееспособности и налоговой деликтоспособности должны совпадать, т.е. по ст. 107 НК дееспособность возникает с 16 лет.
Применительно к организациям: налоговая правоспособность и налоговая дееспособность возникают одновременно. Основной объём правоспособности, дееспособности организация получает с момента юридической регистрации. Однако некоторые права организация вправе реализовать лишь после постановки на налоговый учёт (например, право получать информацию по месту учёта).
Представительство
Представительство – это отдельный институт налогового права.
Институт представительства ввиду его особой важности выделен в законодательстве (в НК РФ) в отдельную главу.
Институт представительства применим не ко всем субъектам НП, не ко всем участника налоговых отношений, а только к физическим лицам и организациям (т.е. субъектам, не обладающим властными полномочиями).
НК РФ выделяет законных представителей и уполномоченных представителей.
Законное представительство
Законные представители – это те, которые наделяются полномочиями представлять в силу непосредственных указаний положений законодательства.
В отношении физических лиц в налоговое законодательство отсылает к ГК РФ. Законными представителями являются попечители, представители.
Применительно к организациям:
НК меняет содержание понятия «представительство». Согласно ГК РФ директор не является представителем юридического лица (т.к. он действует не на основании доверенности), это орган юридического лица.
В налоговых отношениях под представителем понимается тот орган (то лицо), которое в силу учредительных документов наделено полномочиями представлять организацию во вне. Представителем является исполнительный орган организации (не собрание организаторов, ни совет директоров). По общему правилу, в НП полномочия организации способен реализовать исполнительный орган власти.
Помимо исполнительного органа власти в организации существует функциональный орган юридического лица (бухгалтерия, бухгалтер). Чтобы оформить документы требуется подпись бухгалтера. Закон «О бухгалтерском учёте» закрепляет своеобразную процедуру: если между исполнительным органом и бухгалтеров существует несогласованность во мнениях. Бухгалтер наряду с директором несёт ответственность за операции, связанные с налоговым учётом. Бухгалтер может отказаться визировать какую-либо операцию. Исполнительный орган власти может настоять, чтобы бухгалтер завизировал операцию, в этом случае бухгалтер должен подписать документ и в письменной форме изложить свои возражения (тогда он освобождается от личной ответственности). Например, налоговые декларации визируются подписями и директора, и бухгалтера.
Уполномоченное представительство
В соответствии с нормами гражданского права требуется оформление доверенности.
Есть ограничения по поводу того, кто может выступать представителем в налоговых отношениях. Представителями не могут быть:
1) сотрудники налоговых органов
2) сотрудники иных правоохранительных органов.
Важно учитывать также процессуальное законодательство.
Например, в судах юридическое лицо может представлять только:
1) штатный юрист этого юр. лица
2) профессиональный представитель (адвокат).
Государственные органы и их компетенция
Применительно к государственным органам и органам местного самоуправления не используется понятие правоспособности, дееспособности, в данном случае речь идёт о компетенции.
В законе нет понятия компетенции.
Компетенция подразумевает совокупность полномочий (прав и обязанностей) определённого гос. органа или органа местного самоуправления.
В налоговых отношениях участвуют (основные властные участники налоговых отношений):
Министерство по налогам и сборам – это налоговый орган, который является основным властным участником налоговых отношений
По прежнему законодательству до 1 января 1999 года (01.01.99 года вступил в силу НК РФ) федеральные органы налоговой полиции обладали теми же полномочиями, что и налоговые органы. Законодательство о местном самоуправлении предусматривало возможность формирования на муниципальном уровне своеобразной налоговой службы, которая занималась бы исключительно контролем за взиманием местных налогов. Органы внебюджетных фондов выполняли те же функции в отношении тех отчислений, которые взимались в эти фонды.
С принятием НК РФ
При принятии части первой НК РФ законодатель пошёл следующим путём: федеральные органы налоговой полиции (сейчас – органы внутренних дел) не вправе проводить обычные проверки, их функции ограничены правоохранительной ролью.
Различные отчисления во внебюджетные фонды были преобразованы в единый социальный налог. В связи с этим полномочия по взиманию единого социального налога были переданы налоговому органу. А также был предусмотрен контроль налогового органа за уплатой остающихся платежей.
Некоторые полномочия остались у внебюджетных фондов (права по взысканию платежей по пенсионному страхованию – у Пенсионного фонда, уплата платежей по страхованию от несчастных случаев на производстве).
Полномочия Министерства по налогам и сборам очерчены в ст.31, 32 НК РФ (права и обязанности налоговых органов).
Нередко деление на права и обязанности оказывается условным, в сфере публичных органов сложно разделить права и обязанности (например: проведение налоговых проверок одновременно является и правом, и обязанностью налоговых органов).
Статус налоговых органов определяется также ФЗ «О налоговых органах» (раньше был закон «О государственной налоговой службе РФ», потом в связи с административным преобразованием Федеральной налоговой службы в Министерство по налогам и сборам, был изменён и закон).
Права и обязанности налоговых органов – рассматриваются в каждой конкретной сфере.
Некоторые из них:
Некоторые права связаны с осуществлением налогового контроля (гл.14 НК):
Действует подразделение Министерства по налогам и сборам (ст.30 НК).
Министерство по налогам и сборам обладает сложной структурой:
руководство территориальными подразделениями.
Полномочия, перечисленные в ст.31, 32 НК, реализуют нижестоящие налоговые органы:
2) Управления, созданные на уровне области, республики – могут осуществлять налоговые полномочия в порядке перепроверки деятельности нижестоящих органов власти.
Уровень налогового органа не влияет на налоговые полномочия (полномочия органа в отношении налогоплательщика). Полномочия и процедура являются общими для всех налоговых органов. Различия в объёме полномочий проявляется в сфере административного права: нижестоящие органы в полном объёме деятельности подчиняются вышестоящим; это обычные отношения субординации в административном праве, но эти иерархические отношения не регулируются НК РФ.
Ст.30 НК помимо налоговых органов выделяет также органы, которые могут обладать определёнными полномочиями налоговых органов – это таможенные органы и органы внебюджетных фондов.
Таможенные органы
НК не регулирует полномочия таможенных органов, их регулирует Таможенный кодекс. НК указывает, что в тех случаях, когда речь идёт о взимании налогов и сборов, уплачиваемых в связи с пересечением таможенной границы РФ (налог на добавленную стоимость, акцизы и др.), все права по осуществлению налогового контроля закрепляются за таможенными органами => в гл.14 НК допускается и распространение её положений на контролирующую деятельность таможенных органов.
Органы внебюджетных фондов
При взимании платежей, которые не входят в единый социальный налог, они поступают во внебюджетные фонды:
Проблема: отношения при осуществлении персонифицированного учёта органами Пенсионного фонда (речь идёт о накопительной части пенсии; должны открываться лицевые счета, предоставляться сведения). Насколько эти органы должны подчиняться правилам гл.14 НК? Гл.14 НК предъявляет требования к акту проверки, устанавливает сроки и проч.
Финансовые органы – это отдельная категория властных участников налоговых отношений. Финансовые органы – это
В настоящее время их полномочия в сфере налоговых отношений значительно ограничивается принятием решений об изменении срока уплаты налога (когда налогоплательщик желает воспользоваться своим правом на отсрочку, рассрочку, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит). Здесь по существу принимается решение по вопросу о расходах бюджета. Положительное решение вопроса возможно в тех случаях, когда в бюджете имеется необходимый фонд для этих отсрочек (рассрочек).
Есть и другие органы, решающие вопрос об изменении сроков уплаты налогов и сборов, - это таможенные органы, суды.
Правоохранительные органы (отдел в рамках МВД)
Раньше была Федеральная служба налоговой полиции.
В последнее время степень их участия в налоговых отношениях снизилась.
Законодатель пошёл по пути отдельной регламентации деятельности этих органов (ст.36 НК)
Сейчас участие этих органов в налоговых отношениях ограничено: по запросу налогового органа сотрудники МВД могут быть привлечены к проведению выездной налоговой проверки. Это не означает, что правоохранительные органы наделены правами в сфере налогового контроля.
Прежняя редакция ст.36 НК закрепляла право правоохранительных органов проводить проверки, если у них было основание полагать, что в процессе проверки будет обнаружено налоговое правонарушение. Эти проверки не подчиняются общему режиму налоговых проверок (гл.14 НК). Федеральная служба налоговой полиции сама разрабатывала акт. Правоохранительные органы должны подчиняться УИК, закону «Об оперативно-розыскной деятельности».
Законодатель из ст.36 НК исключил указание о том, что органы внутренних дел могут проводить проверку. В ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» было внесено изменение: проведение проверки названо как одно из оперативно-розыскных мероприятий.
Проблема: процедура проведения проверки. В законе «Об оперативно-розыскной деятельности» сказано, что проверку можно проводить «при наличии достаточных оснований полагать». Т.е. нет процедуры: какой акт составить, как его оформить, какие должны быть сведения. Поскольку нет процедуры, появляется простор возможностей для произвола. Нет чётких инструментов защиты прав налогоплательщика. Проведение проверки не регламентировано.
В гл.14 НК проверка регламентирована: указаны сроки, акты и т.д.
Как правило, за рубежом устанавливается более сложная система. Налоговый орган сам должен прийти к заключению о наличии правонарушения и передать материал правоохранительным органам для проведения проверки либо сами налоговые органы наделяются правоохранительными полномочиями.
Исполнение налоговой обязанности
1. Объект налогообложения
Объект налогообложения – это экономическое обоснование, которое обуславливает возникновение налоговой обязанности.
В отличие от других элементов налогообложения только объекту налогообложения посвящена отдельная глава НК, остальные элементы налогообложения раскрываются в ст.8 НК как бы попутно.
Законодатель в ст.38 НК в общем виде обозначает, что именно следует понимать под объектом налогообложения. Общего понятия объекта налогообложения в НК нет.
В п.1 ст.38 НК фактически объект налогообложения характеризуется путём перечисления возможных объектов налогообложения:
характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
В этой формулировке дано указание на то, чем должно обладать явление (которое может быть признано объектом налогообложения), чтобы к нему могло быть применено понятие налоговой базы.
В прежней редакции НК понятие объекта налогообложения дополнительно характеризовалось: объект налогообложения представляет собой экономическое основание. Такая формулировка позволяла связать содержание этой статьи с содержанием ст.3 НК, закрепляющей принцип экономической обоснованности налогообложения. Системная связь между этими статьями позволяет утверждать, что принцип экономической обоснованности налогообложения проявляется в том, что объект налогообложения как основание взимания налога является экономическим основанием для его взимания.
Информация о работе Понятие финансового права, содержание, специфика