Понятие финансового права, содержание, специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 22:41, реферат

Описание работы

Финансовое право как наука, отрасль права и учебная дисциплина началось преподаваться в XIX веке, в обязательном порядке введено преподавание этого предмета с 70-х гг. XIX века.
Понятие финансового права неоднократно менялось.
Финансовое право регулирует отношения, которые характеризуются следующими признаками:
1) денежные отношения
2) публично-правовые отношения

Файлы: 1 файл

Lektsii_po_finansovomu_pravu.doc

— 540.00 Кб (Скачать файл)

2) если у компетентного органа есть основание полагать, что лицо воспользуется изменением срока выполнения налогового обязательства для сокрытия имущества или планирует выехать за пределы РФ.

В этом также проявляется отличие изменения срока уплаты налога от налоговых льгот.

Изменение срока уплаты налога по смыслу Налогового кодекса не является разновидностью налоговой льготы.

 

 

налоговые льготы

изменение срока исполнения налоговой обязанности

Понятие налоговой льготы закреплено в ст.56 НК. Из этой статьи вытекает, что налоговая льгота представляет собой определённое преимущество налогоплательщика, выражающееся в возможности не уплачивать налог, уплачивать его в меньшем размере или на более удобных условиях.

Подчёркивается, что налоговые льготы не могут быть предоставлены индивидуально (налоговые льготы действуют только в отношении категории плательщиков).

Всегда индивидуально, решение принимается в отношении конкретного налогоплательщика.

Использование налоговой льготы не требует какого-либо разрешения (правоприменительного акта) со стороны государственного органа. Например, НК предоставляет льготную ставку НДС или освобождение этих операций от налогов в отношении некоторых медицинских товаров. Налогоплательщик сам учитывает налоговую льготу при исчислении суммы налога.

Для изменения срока уплаты налога всегда требуется правоприменительный акт, а иногда – ещё и договор.

Некоторые налоговые льготы тоже предоставляются под контролем, с разрешения налогового органа (например, для приобретения жилья) – но они действуют в отношении категории лиц.


 

 

Какие органы ответственны (компетентны) в сфере изменения сроков исполнения налоговой обязанности (т.е. кто принимает решение об этом): 

 

 

 

 

По общему правилу, это финансовые органы (Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы местного самоуправления)

когда налог уплачивается в один бюджет (например, налог на доходы физических лиц уплачивается в муниципальный бюджет)

 

решение об изменении срока уплаты налога принимается финансовыми органами местного самоуправления

 

когда налог уплачивается в несколько бюджетов (например, налог на прибыль организаций уплачивается в 3 бюджета)

решение должно быть принято в отношении каждой доли налога соответствующим органом:

  • в части налога, уплачиваемого в

федеральный бюджет –

Министерством финансов РФ

  • в части налога, уплачиваемого в

бюджет субъекта федерации – Министерством финансов республики или области

  • в части налога, уплачиваемого в

муниципальный бюджет (2%) – финансовыми органами местного самоуправления

 

 

 

 

Имеется ряд исключений

в части платежей, взимаемых таможенными органами

решение об изменении срока уплаты налога принимают таможенные органы

по сборам, контроль за взиманием которых обеспечивают суды и иные компетентные органы

 

решение принимает суд или иной компетентный орган

в определённой доле некоторые налоги (например, единый социальный налог) поступают во внебюджетные фонды

 

в этой части налога решение принадлежит соответствующему внебюджетному фонду


 

Кто вправе претендовать на изменение сроков исполнения налоговой обязанности:

1) налогоплательщики

2) согласно правовой позиции Министерства финансов – налоговые агенты (это дискуссионный вопрос, т.к. в гл.9 НК такое право за налоговыми агентами не закреплено)

3) плательщики сборов (не во всех формах, а только отсрочка и рассрочка)

4) какие-либо законные представители и иные лица, выполняющие функции налогоплательщика (во всех формах).

 

Объект изменения срока уплаты налога – это сумма налога или сбора, а также сумма пени (на это указывает название главы 9 НК).

Сумма санкции не может быть объектом изменения срока уплаты налога (т.к. конечное определение размера санкции осуществляется судом). Отсрочка исполнения судебного решения будет осуществляться не в порядке гл.9 НК, а по закону «Об исполнительном производстве».

 

Гл.9 НК предусматривает, что изменение срока уплаты возможно в отношении налогов, сборов, пени. Налоговая санкция не является объектом изменения срока уплаты, поскольку принудительное взыскание налоговых платежей предполагается в судебном порядке.

Основные формы, в которых может быть произведено изменение срока уплаты налога – это отсрочка, рассрочка, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит.

Отсрочка и рассрочка – это внедоговорные формы изменения срока уплаты. Они закреплены в ст.64 НК.

Эти формы объединяет то, что изменение срока уплаты осуществляется на основании решения компетентного органа.

Основания до применения отсрочки и рассрочки закреплены в ст.64 НК.

Общее свойство этих форм заключается в том, что во всех случаях говорится об определённых обстоятельствах, свидетельствующих о том, что налогоплательщику будет затруднительно исполнить свою налоговую обязанность, поскольку

1) имущественная база налогоплательщика  пострадала в результате каких-то  чрезвычайных обстоятельств, стихийных  бедствий и т.п. либо

2) в результате экономической  деятельности возникла угроза  банкротства.

Отсрочка и рассрочка – это такие формы изменения срока уплаты налога, которые предоставляются на неопределённый срок. Закон ограничивает этот срок 6-ю месяцами.

Существуют процедурные аспекты, которые обеспечивают право налогоплательщика на получение отсрочки или рассрочки – должно быть подано заявление. Закон не предусматривает конкретных требований к заявлению в части его формы, также как и к форме решения, принимаемого компетентными органами по такому заявлению. Применяются общие требования, предъявляемые к любому управленческому акту:

  • решение выносится компетентным органом
  • решение должно содержать информацию о вынесшем его органе или должностном лице
  • информация о налогоплательщике
  • должен быть по существу рассмотрен предмет обращения
  • мотивированность (решение должно быть мотивированным).

Налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит – это договорные формы изменения срока уплаты налога.

Следует отметить, что речь не идёт о применении каких-либо гражданско-правовых положений о договоре. Ст.65 – 67 НК не предусматривает возможность применения к подобным отношениям гражданско-правовых норм даже в субсидиарном порядке.

Налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит – это особы публично-правовые договоры.

НК позволяет их разграничить с иными кредитными отношениями финансово-правовой принадлежности (в частности имеется в виду бюджетный кредит, понятие которого закреплено в ст.76 Бюджетного кодекса). Основное различие состоит в том, что бюджетный кредит предполагает предоставление денежных средств, уже находящихся в бюджете, в пользу какой-либо организации или иного плательщика. Налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит (подобно отсрочке и рассрочке) означает лишь возможность не зачислять налог в бюджет в установленный срок, т.е. перенос срока уплаты налога; средства из бюджета в данном случае не предоставляются.

В отличие от отсрочки и рассрочки налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит предоставляются на более длительные сроки: налоговый кредит – на срок до 1 года, инвестиционный налоговый кредит – на срок до 5 лет.

Эти формы изменения срока уплаты налога являются принципиально различными по экономическому и правовому содержанию. Налоговый кредит в общем и целом предоставляется по тем же основаниям, что и отсрочки и рассрочка, т.е. в случае финансовых затруднений налогоплательщика. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется только тогда, когда все объективные данные свидетельствуют об устойчивом финансовом положении налогоплательщика. Для того чтобы его получить налогоплательщик должен осуществлять какую-либо социально-значимую деятельность. Согласно ст.66 НК основанием для его предоставления является осуществление налогоплательщиком инновационной, внедренческой деятельности, реализация важных социально-значимых программ на территории региона.

Инвестиционный налоговый кредит стоит особняком среди иных форм изменения срока уплаты налога. Критериями выступают не только основания и цель предоставления.

 

отсрочка, рассрочка, налоговый кредит

инвестиционный налоговый кредит

предоставляются и физическим лицам и организациям

предоставляется только организациям

объектом предоставления являются суммы любого налога, сбора, пени

может быть предоставлен в части федеральных налогов только по налогу на прибыль организации


Однако, учитывая тот факт, что инвестиционный налоговый кредит призван стимулировать социально-значимую экономическую деятельность, законодатель полагает справедливым, что решение о представлении инвестиционного налогового кредита принимается на уровне регионов – представительным органом власти субъекта РФ и органами местного самоуправления. Т.е. полномочиями в области предоставления и регулирования инвестиционного налогового кредита обладают органы власти субъекта РФ и органы местного самоуправления. Органы власти субъекта РФ и органы местного самоуправления вправе установить дополнительные требования для его предоставления, а также расширить перечень налогов, в отношении которых предоставляется инвестиционный налоговый кредит. Однако общий принцип остаётся неизменным: инвестиционный налоговый кредит субъектом РФ может быть предоставлен только за счёт тех сумм налога, которые поступают в бюджет данного субъекта РФ (это и федеральные и региональные налоги в той части, в которой они поступают в бюджет субъекта РФ).

 

Ст.68 НК отдельно регулирует вопрос о том, как прекращаются отношения по изменению срока уплаты налога.

Существенное влияние оказывает здесь то, какая выбрана форма изменения срока уплаты:

  • прекращение отношений по изменению срока уплаты налога в форме отсрочки и

рассрочки возможно в том числе и в одностороннем порядке (например: если будет установлен тот факт, что в целях получения отсрочки или рассрочки налогоплательщиком были предоставлены недостоверные сведения)

  • при налоговом кредите и инвестиционном налоговом кредите налоговый орган не

вправе осуществить расторжение договора в одностороннем порядке, в этом случае обязательным является обращение в суд.

 

Вопрос о возмездности изменения срока уплаты налога (т.е. начисляются ли проценты за пользование кредитом, предоставление отсрочки или рассрочки?)

НК регулирует этот вопрос.

  • При отсрочке и рассрочке предусмотрена возможность безвозмездного изменения

срока уплаты налога (например, если тяжёлое финансовое положение налогоплательщика возникло в результате задержки финансирования из бюджета). При стечении тяжёлых обстоятельств – отсрочка и рассрочка предоставляются на возмездной основе (т.е. за их предоставление взимается определённый процент (часть) от ставки рефинансирования Центрального Банка).

  • Инвестиционный налоговый кредит всегда предоставляется только на возмездной

основе.

Иногда это влечёт удвоение имущественных обязанностей налогоплательщика в случае расторжения договора, т.к. с него будут взысканы: 1) проценты за пользование кредитом, 2) пени, 3) сумма налога.

 

Обеспечение исполнения налоговой обязанности

 

Гл.10 НК содержит принципиально различные формы обеспечения исполнения налоговой обязанности => важно произвести их классификацию.

Обеспечение исполнения налоговой обязанности:

1) частно-правовые способы обеспечения (залог и поручительство)

2) публично-правовые способы обеспечения (пени, арест имущества, приостановление операций по счетам).

 

Наиболее существенное различие способов обеспечения исполнения налоговой обязанности заключается в том, что частно-правовые способы применяются тогда, когда налогоплательщик ещё никак не нарушил порядок исполнения своей налоговой обязанности (налог продолжает уплачиваться в установленные законом сроки).

Частно-правовые способы применяются как субсидиарные, дополнительные способы изменения срока уплаты налога, сбора, пени. Сам факт обычной экономической деятельности не может выступать основанием для их применения – только после подачи налогоплательщиком заявления компетентный орган, принимая решение об изменении срока уплаты налога, одновременно может поставить вопрос об обеспечении исполнения налоговой обязанности.

Субъекты, которые принимают решение об изменении срока уплаты налога и решение об обеспечении исполнения налоговой обязанности, различны.

  • Решение об отсрочке, рассрочке, налоговом кредите и инвестиционном налоговом

кредите принимает финансовый орган.

  • Решение о применении частно-правового способа обеспечения исполнения налоговой

обязанности (о заключении договора залога или договора поручительства) принимает соответствующий налоговый орган.

Т.о., финансовые и налоговые органы должны взаимодействовать.

 

Гл.10 НК содержит две отдельные статьи: залог и поручительство.

Данные институты в налоговом праве не являются отличными от гражданско-правовых институтов. НК прямо указывает на применение норм гражданского законодательства.

Однако в налоговом праве залог и поручительство приобретают определённые особенности.

  • Когда заключается договор залога при обеспечении исполнения налоговой

обязанности, то вторая сторона (залогодержатель) выступает не как юридическое лицо частного права и не как бюджетное учреждение, а действует от лица государства. Договор заключается с РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием (в зависимости от того, в какой бюджет поступает налог).

  • В отличие от гражданского права НК не допускает заключения договора перезалога

имущества, предоставленного в обеспечение налоговой обязанности (заложенное имущество не может одновременно выступать в качестве залога по иному обязательству).

Информация о работе Понятие финансового права, содержание, специфика