Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:31, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, изучение его современного состояния и социально-экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
- понятие государственного долга, виды и формы;
- рассмотрение управления государственным долгом, его принципы;
-особенности внешнего и внутреннего долга;
Глава 1
1.Содержание государственного долга………………………………………… 5
1.1.Понятие государственного долга, виды и формы…………………………….. ………………………………………………5
1.2. Управление государственным долгом, его принципы………………………. …………………………………………………7
Глава 2. Проблемы государственного долга РФ…………………………………………………………………………………12
2.1. Особенности внешнего и внутреннего долга…………………………………. …………………………………………..12
2.2. Анализ управления государственным долгом в России………………….19
2.3. Перспективы погашения государственного долга РФ……………………24
Заключение……………………………………………………………………… 31
Список используемой литературы……………………………………………...33
Министерство образования Республики Башкортостан
Уфимский социально-правовой техникум
Курсовая работа
По дисциплине «Финансовое право»
На тему «Понятие государственного долга»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1
1.Содержание государственного долга………………………………………… 5
1.1.Понятие государственного долга, виды и формы…………………………….. ………………………………………………5
1.2. Управление государственным долгом, его принципы………………………. …………………………………………………7
Глава 2. Проблемы государственного
долга РФ…………………………………………………………………………
2.1. Особенности внешнего
и внутреннего долга……………………………
2.2. Анализ управления государственным долгом в России………………….19
2.3. Перспективы погашения государственного долга РФ……………………24
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.
После аннулирования государственного
долга дореволюционной России в
1918г. советскому правительству в
годы новой экономической политики
с трудом удалось восстановить функционирование
рынка государственных
С переходом к формированию
основ рыночной экономики в начале
90-х годов Россия столкнулась
с отсутствием отечественного опыта
по организации и ведению
Проблемы, связанные с
управлением государственным
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, изучение его современного состояния и социально-экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
- понятие государственного долга, виды и формы;
- рассмотрение управления государственным долгом, его принципы;
-особенности внешнего и внутреннего долга;
- анализ управления
- отражение перспектив
государственного долга
В рамках решения вышеперечисленных задач были использованы следующие материалы: Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральный бюджет Российской Федерации на 2009-2010гг., учебные пособия по государственному долгу, материалы периодической печати, информация с сайтов Минфина и МЭРТ.
Глава 1. Содержание государственного долга
1.1. Понятие государственного долга, виды и формы
Государственный долг –
это общая сумма всех выпущенных,
но еще не погашенных займов государственных
и не выплаченных по ним процентов.
Государственный долг образуется вследствие
возникновения дефицитов
Виды государственного долга
Существует несколько
классификаций государственного долга
в зависимости от признака, положенного
в основу данной классификации.
Государственный долг подразделяется
на капитальный и текущий.
Капитальный государственный долг – вся
сумма выпущенных и непогашенных долговых
обязательств государства, включая начисленные
проценты, которые должны быть, выплачены
по этим обязательствам. Текущий долг
включает расходы государства по выплате
доходов кредиторам и погашению обязательств,
срок которых наступил.
Согласно действующему законодательству,
следует выделять государственный
и общегосударственный долг. Последнее
понятие более широкое и
Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга – внутреннего и внешнего.
Согласно Бюджетному кодексу
РФ, внешний долг – это обязательства,
возникающие в иностранной
С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может попасть в руки иностранцев и обратно.
Формы государственного долга
В соответствии с законодательством Российской Федерации в состав государственного долга включаются:
- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
- соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
1.2. Управление государственным долгом, его принципы
Управление присуще всем сферам
человеческой деятельности, в том
числе и финансовой. Под управлением
понимается сознательное и целенаправленное
воздействие на объект управления с
помощью совокупности приемов и
методов для достижения определенного
результата. Управление основано на знании
объективных закономерностей
Важной областью управленческой деятельности является управление государственным долгом.
Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской федерации.
Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.
Государственный долг, как и финансы, может являться рычагом и объектом управления. В качестве рычага управления государственный долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.
В процессе управления государственным долгом Российской Федерации решаются следующие общие задачи:
- удержание величины
- минимизация стоимости
долга на основе удлинения
срока заимствований и
- сохранение у российского
государства репутации