Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:31, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, изучение его современного состояния и социально-экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
- понятие государственного долга, виды и формы;
- рассмотрение управления государственным долгом, его принципы;
-особенности внешнего и внутреннего долга;
Глава 1
1.Содержание государственного долга………………………………………… 5
1.1.Понятие государственного долга, виды и формы…………………………….. ………………………………………………5
1.2. Управление государственным долгом, его принципы………………………. …………………………………………………7
Глава 2. Проблемы государственного долга РФ…………………………………………………………………………………12
2.1. Особенности внешнего и внутреннего долга…………………………………. …………………………………………..12
2.2. Анализ управления государственным долгом в России………………….19
2.3. Перспективы погашения государственного долга РФ……………………24
Заключение……………………………………………………………………… 31
Список используемой литературы……………………………………………...33
Объем рыночной доли рублевых государственных ценных бумаг на начало 2006 года составил 84,8%, в то время как на начало 2005 года составлял 76%. Тенденции роста среднего срока платежей по облигациям. На начало 2006 года он составляет 5,2 года, в то время как на начало 2005 года – 4,8 года.
В конце декабря Минфин досрочно выплатил около $4,4 млрд. по внешнему долгу по кредитам ЦБ РФ 1998-1999 года. В 1998-1999 годах в условиях острой нехватки средств, необходимых для исполнения федерального бюджета РФ и выполнения долговых обязательств перед внешними кредиторами, Минфин в соответствии с федеральными законами от 29 декабря 1998 года “О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики” и от 5 июля 1999 года “О внесении изменений в ст.102 закона “О федеральном бюджете на 1999 года” привлек от Внешэкономбанка за счет средств, предоставленных Банком России, кредиты в иностранной валюте на общую сумму 6,8 млрд. долл.
Полученные средства были тогда использованы Минфином России для осуществления неотложных платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга РФ.
Расходы на обслуживание государственного внешнего долга РФ в 2008 году прогнозируются в размере $5.91 млрд., в 2008-2009 годах – $5.73 млрд. и $4.97 млрд.
Расходы на обслуживание государственного
внешнего долга РФ на 2006 год предусмотрены
в размере $5.91 млрд. (160.8 млрд. руб.), в
2007 году – $5.73 млрд. (157.5 млрд. руб.) и
в 2008 году – $4.97 млрд. (137.5 млрд. руб.). Такой
прогноз Минфин РФ представил в проектировках
основных показателей перспективного
финансового плана на 2006-2008 годы.
Как говорится в материалах Минфина, в
расчетах учтено увеличение процентных
ставок на 1-2% и рост курса евро до $1.33 за
евро. Объем платежей в евро по государственному
внешнему долгу составляет свыше 30% от
общей суммы.
Купонные платежи по государственным
облигационным займам РФ, в том
числе по выплате процентов по
ОВГВЗ и ОГВЗ 1999 года, составят в
2006 году $2.57 млрд., в 2007 году -$2.48 млрд., в
2008 году – $2.5 млрд.
Вместе с тем в 2006-2008 годах будут увеличиваться
расходы на обслуживание государственного
внутреннего долга. Так, расходы на обслуживание
долга по государственным ценным бумагам
составят в 2006 году 66.06 млрд. руб., в 2007 году
– 81.02 млрд. руб. и в 2008 году – 94.62 млрд.
руб. При этом, как отмечается в материалах,
основная доля будет приходиться на обслуживание
долга по ОФЗ: в 2006 году – 59.85 млрд. руб.,
в 2007 году – 68.96 млрд. руб., в 2008 году – 76.46
млрд. руб. Расходы на обслуживание ГСО
составят соответственно 6.21 млрд. руб.,
12.06 млрд. руб. и 18.16 млрд. руб.
В 2006 году платежи по погашению внешнего
госдолга предусмотрены в размере $9.5 млрд.
В 2007 году расходы на погашение внешнего
долга возрастут до $11.7 млрд. Это связано
с увеличением суммы погашения основного
долга по кредиту, предоставленному Внешэкономбанком
за счет средств Банк России с $1.7 млрд.
до $2.6 млрд., а также значительным объемом
погашения внешних облигационных займов,
которые составят в 2007 году $2.4 млрд. В 2008
году объем погашения внешнего долга составит
$10.2 млрд. Продолжительный и значительный
дефицит бюджета явился одной из основных
причин стремительного роста объема государственного
долга (приложение 5).
Проблема внешней
2.2. Анализ управления государственным долгом в России
Отдельные вопросы, связанные
с управлением государственным
долгом, операциями с государственными
долговыми обязательствами и
учетом этих операций регулировались
и продолжают в настоящее время
регламентироваться в нормативных
документах Правительства Российской
Федерации, Министерства финансов и
соответствующих нормативных
В настоящее время основными документами, регламентирующими отношения по управлению государственным долгом России, являются следующие: Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон Российской Федерации «О федеральном бюджете» на соответствующий год.
Государственные внешние заимствования Российской Федерации – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства страны как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
Государственные внутренние заимствования Российской Федерации – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства страны как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте России.
Обслуживание и погашение
государственного долга Российской
Федерации финансируется
Федеральный закон Российской Федерации «О федеральном бюджете» на соответствующий год– документ, в котором указывается полный постатейный перечень источников поступления финансовых средств, перечень выплат по внутренним и внешним долговым обязательствам Правительства, а также устанавливаются программы государственных внутренних и внешних заимствований России.
С введением в действие
Бюджетного кодекса Российской Федерации
впервые на законодательном уровне
было прописано понятие единой системы
учета и регистрации
В первую очередь, существенным недостатком управления государственным долгом является отсутствие законодательно закрепленных целей государственных заимствований. Вне правового регулирования остается порядок проведения операции реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов. Практически отсутствует согласованность в политике управления активными и пассивными долгами.
В действующем законодательстве
также отсутствует система
Государственные займы до
недавнего времени
Необходимо отметить, что
одним из стимулов масштабного выхода
инвесторов из рублевых финансовых инструментов
в виде государственных долговых
обязательств ГКО и ОФЗ в августе
1998 года явилось отсутствие должной
координации в действиях
В настоящее время упомянутая
координация осуществляется на стадии
согласования бюджетной и денежно-кредитной
политики Правительства и Банка
России на соответствующий год. При
этом механизм координации текущей
долговой, валютной и денежно-кредитной
политики до сих пор законодательно
не определен. В данной связи необходимым
является четкое определение в законодательстве
процедур и механизмов взаимодействия
и координации, функций и сопряженной
с ними ответственности, а также
обмена информацией между
Поскольку денежно-кредитные
операции нередко проводятся с использованием
государственных долговых инструментов
и их рынков, выбор денежно-кредитных
инструментов и операционных процедур
может повлиять на работу рынков государственных
долговых инструментов и, потенциально,
на финансовое положение дилеров
на этих рынках. Аналогичным образом,
для эффективного проведения денежно-кредитной
политики необходимо хорошее понимание
краткосрочных и долгосрочных финансовых
потоков Правительства. В этих целях
на оперативном уровне между управляющими
долгом и денежно-кредитными и бюджетно-налоговыми
органами должен быть налажен обмен
информацией о текущих и
Нужна координация рыночных операций, проводимых различными ведомствами с тем, чтобы не допустить одновременного участия двух таких ведомств в операциях в одном и том же сегменте рынка. Вместе с тем обеспечение должной степени разграничения между управлением долгом и денежно-кредитной политикой может стать более трудной задачей, поскольку операции по управлению долгом могут оказать определенное воздействие на уровень процентных ставок и работу отечественного рынка капитала. Разрабатывая законодательные механизмы, необходимые для достижения такого разграничения, важно не упустить из виду вопросы последовательности их проведения.
Ряд проблем, затрудняющих управление
долгом, существует и в вопросах
учета долговых обязательств, отражения
данных операций по итогам исполнения
федерального бюджета и составления
проекта Федерального закона «О федеральном
бюджете» на очередной финансовый год.
Результаты контрольных и экспертно-
При составлении бюджета на очередной финансовый год в источниках внешнего финансирования и расходах по обслуживанию государственного внешнего долга не предусматриваются возможные операции по реструктуризации внешнего долга, а также уменьшение расходов по погашению и обслуживанию внешних долговых обязательств на суммы финансирования погашения долга товарными поставками, которые должны быть осуществлены в очередном финансовом году и финансирование которых было произведено ранее. Учитывая, что погашение государственного внешнего долга экспортом происходит в ряде случаев без соблюдения первоначальных сроков поставок, оговоренных в соглашениях (иногда с задержкой на несколько лет), в результате чего часто вместо погашения долга происходит списание процентных платежей, точно оценить объемы списания внешней задолженности Российской Федерации в результате данных операций не представляется возможным. Такое заключение было дано Счетной палатой Российской Федерации на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год».
В основу расчетов платежей
по обслуживанию и погашению внешнего
долга Российской Федерации положены
графики платежей по внешним долговым
обязательствам. Исходными данными
по объему обязательств по двусторонним
межправительственным соглашениям
и соглашениям с международными
финансовыми организациями
2.3. Перспективы погашения государственного долга в РФ
С началом нового столетия
можно связывать серьезные
- создания условий для
повышения значения
- ограничения объема
- увеличения удельного
веса внутреннего долга в
- завершения урегулирования долга бывшего СССР;
- снижения расходов на обслуживание государственного долга;
- ограничения привлечения
средств международных
- получения Российской Федерацией к 2005 году инвестиционного рейтинга.
Эти направления долговой
политики успешно реализуются
- сохранение объемов и
структуры государственного