Понятие и особенности предмета и метода отрасли финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 21:28, реферат

Описание работы

Современное финансовое право является на сегодняшний день полностью сложившейся отраслью права. Как самостоятельная отрасль российского права финансовое право стремительно развивается и совершенствуется, в результате чего развивается и совершенствуется финансовое законодательство.
Подтверждение того, что финансовое право является самостоятельной отраслью права и относится к публичному праву, можно найти у П.М. Годме, который хотя и придерживается мнения, что финансовое право выделилось из государственного и административного, но в своей книге пишет: «Связь финансов и экономики, гибкость и оборотоспособность данной части имущества и связанная с этим возможность злоупотреблений требует, чтобы государственные финансы регламентировались специальными государственными нормами.

Файлы: 1 файл

Понятие и особенности предмета и метода отрасли финансового права.docx

— 67.25 Кб (Скачать файл)

Основу каждого из рассматриваемых видов финансов составляет бюджет особый фонд денежных средств, централизованный на общие задачи и потребности общественно-территориального образования. При определении  бюджета  в качестве фонда  денежных ресурсов  следует иметь  в виду следующие его особенности:

Во-первых,  это основной фонд денежных  средств общественно-территориального образования.

Основным он является по отношению ко всем другим видам денежных фондов  территории. В нем концентрируется большая часть всех источников доходов и из бюджета финансируются все направления расходов, направляемых на решение политических, экономических и социальных задач территории. Все другие фонды решают конкретные задачи и по отношению к бюджету несут вспомогательную нагрузку.

Во-вторых от является собственным фондом денежных  средств общественно-территориального образования Признак собственного бюджета заключается в праве каждого общественно-территориального образования формировать бюджет и распоряжаться своим основным фондом.

В-третьих он является самостоятельным фондом денежных  средств общественно-территориального образования Самостоятельность каждого уровня бюджета обусловлена конституционным законодательством и находит свою реализацию в праве на собственные источники бюджетных доходов и в праве определять направления бюджетных расходов. Принцип самостоятельности бюджетов является определяющим для формирования бюджетной системы.

В-четвёртых, в отличие от внебюджетных и децентрализованных фондов, имеющих конкретизированное использование, - этот фонд  централизован на общие нужды и потребности ОТО.

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

1. федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

2. бюджеты субъектов Российской  Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3. местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты  внутригородских муниципальных  образований городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских  поселений.

Централизация бюджета, как одного из  видов централизованных фондов денежных средств, имеет свою отличительную особенность в том, что речь идет о единстве бюджетного планирования общих потребностей общественно-территориального образования в их совокупности. Вместе с тем это не исключает  создания внутри бюджета специальных (резервных, инвестиционных, межбюджетных трансфертов, отраслевых и иных) бюджетных фондов, наряду с росписью расходов по основным видам бюджетной классификации.

Каждое общественно-территориальное образование  России имеет право на формирование децентрализованных финансовых фондов.  Децентрализованные фонды денежных ресурсов находятся в хозяйственном ведении или оперативном управлении отдельных отраслей, объединений, предприятий и иных хозяйствующих субъектов  соответствующего уровня собственности.

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации за счёт источников целевого назначения и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные фонды создаются как централизованные финансовые ресурсы на решение конкретной цели, определяемой соответствующим представительным (законодательным) органом государственной власти или местного самоуправления.  Доходы и расходы внебюджетного фонда не включаются в состав государственного или муниципального бюджета.

Внебюджетные фонды создаются  для обеспечения оперативного расходования  средств  на конкретные цели  помимо бюджета.  Вместе с тем этим достигались поиск и концентрация  внебюджетных источников доходов, привлекались дополнительные средства и расширялись возможности целевого финансирования.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов социальной ориентации, входящие ныне в бюджетную систему России, занимают по своему удельному весу и значимости одно из ведущих мест в целевом финансировании общественных нужд. На федеральном уровне  к  ним относятся три вида фондов, как специализированных учреждений, имеющих свои организационные структуры в субъектах федерации и на местах.

В бюджеты Внебюджетных фондов Российской Федерации поступают:

1. Неналоговые доходы (общие для  всех фондов):

- страховые взносы на обязательное  пенсионное, социальное, медицинское  страхование;

- недоимки, пени и штрафы по  взносам во внебюджетные фонды  Российской Федерации;

- доходы от размещения средств  внебюджетных фондов Российской  Федерации;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие  в результате возмещения ущерба.

* Для Пенсионного фонда дополнительно:

- добровольные страховые взносы  на накопительную часть трудовой  пенсии работника и работодателя  в пользу работника;

- взносы по дополнительному  тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных  экипажей воздушных судов гражданской  авиации.

*Для Фонда социального страхования  дополнительно:

- страховые взносы на обязательное  социальное страхование от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний.

2. Безвозмездные поступления:

- межбюджетные трансферты из  федерального бюджета, передаваемые  Внебюджетному фонду Российской  Федерации;

- прочие поступления.

* Для Пенсионного фонда дополнительно:

- безвозмездные поступления от  негосударственных пенсионных фондов.

* Для территориальных фондов  обязательного медицинского страхования  отдельно предусмотрены особые  доходные источники:

- субвенции и иные трансферты  из бюджета Федерального фонда  ОМС;

- платежи субъектов Российской  Федерации на дополнительное  финансовое обеспечение реализации  территориальной программы обязательного  медицинского страхования в пределах  базовой программы;

- платежи субъектов Российской  Федерации на финансовое обеспечение  дополнительных видов и условий  оказания медицинской помощи, не  установленных базовой программой;

  • межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации, в случаях, установленных законами субъекта Российской Федерации.

 

Расходы Внебюджетных фондов.

 

Расходы Пенсионного фонда РФ

Поскольку Пенсионный фонд является страховым фондом, денежные средства из него выплачиваются при наступлении страхового случая. (Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации")

Страховым случаем признаются

-достижение пенсионного возраста,

-наступление инвалидности,

-потеря кормильца.

Обязательное страховое обеспечение

1. Обязательным страховым обеспечением  по обязательному пенсионному  страхованию являются:

- трудовые пенсии по старости, инвалидности, случаю потери кормильца;

- выплата правопреемникам умершего  застрахованного лица средств  пенсионных накоплений, учтенных  в специальной части индивидуального  лицевого счета;

- единовременная выплата средств  пенсионных накоплений лицам, не  приобретшим право на трудовую  пенсию по старости в связи  с отсутствием необходимого страхового  стажа;

- социальное пособие на погребение  умерших пенсионеров, не подлежавших  обязательному социальному страхованию  на случай временной нетрудоспособности  и в связи с материнством  на день смерти.

Финансирование указанных выплат осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

2. Кроме того, за счёт Пенсионного  фонда выплачиваются ежемесячные  социальные выплаты:

- гражданам, подвергшимся воздействию  радиации вследствие радиационных  аварий и ядерных испытаний;

- инвалидам;

- ветеранам;

- героям Советского Союза, Героям  Российской Федерации и полным  кавалерам ордена Славы;

- героям Социалистического Труда  и полным кавалерам ордена  Трудовой Славы;

- оплата стоимости проезда пенсионерам  к месту отдыха и обратно  один раз в два года (для  лиц, работающих и проживающих  в районах Крайнего Севера  и приравненных к ним местностях);

- дополнительное ежемесячное материальное  обеспечение некоторым категориям  граждан Российской Федерации  в связи с 60-летием Победы в  Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов;

- дополнительное ежемесячное материальное  обеспечение инвалидов вследствие  военной травмы;

- другие.

3. Кроме того, за счёт Пенсионного  фонда выплачиваются дополнительное  материальное обеспечение, доплаты  к пенсиям, пособия.

- дополнительное ежемесячное материальное  обеспечении лиц, замещавших должности  первых заместителей и заместителей  министров, государственных комитетов, управляющих делами Советов Министров, заместителей председателей комитетов  народного контроля СССР и  РСФСР;

- доплаты к пенсии членам  летных экипажей воздушных судов  гражданской авиации;

- предоставление материнского (семейного) капитала;

- другие.

 

Расходы Фонда социального  страхования Российской Федерации.

 

Этот фонд тоже является страховым и предназначен для выплаты следующих пособий:

        1. Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию;
        2. Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
        3. Пособия женщинам:

- пособия по беременности и  родам;

- единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки  беременности;

- пособия при рождении (усыновлении) ребенка;

- выплата пособий по уходу  за ребенком до достижения  им возраста полутора лет;

- оплата медицинской помощи  женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения  ребенка в течение первого  года жизни;

- оплата четырех дополнительных  выходных дней в месяц в  связи с уходом за детьми-инвалидами.

4. Возмещение стоимости гарантированного  перечня услуг и социальные  пособия на погребение за счет  средств Фонда социального страхования  Российской Федерации;

5. Пособия гражданам подвергшимся  воздействию радиации вследствие  радиационных аварий и ядерных  испытаний, а также пособия по  уходу за ними и их детьми;

6. Оплата путевок на санаторно-курортное  лечение работников;

7. Обеспечение инвалидов техническими  средствами реабилитации;

8. Другие.

 

Фонды ОМС

Обязательное медицинское страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая (заболевание, травма, иное негативное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия) гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Информация о работе Понятие и особенности предмета и метода отрасли финансового права