Понятие и особенности предмета и метода отрасли финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 21:28, реферат

Описание работы

Современное финансовое право является на сегодняшний день полностью сложившейся отраслью права. Как самостоятельная отрасль российского права финансовое право стремительно развивается и совершенствуется, в результате чего развивается и совершенствуется финансовое законодательство.
Подтверждение того, что финансовое право является самостоятельной отраслью права и относится к публичному праву, можно найти у П.М. Годме, который хотя и придерживается мнения, что финансовое право выделилось из государственного и административного, но в своей книге пишет: «Связь финансов и экономики, гибкость и оборотоспособность данной части имущества и связанная с этим возможность злоупотреблений требует, чтобы государственные финансы регламентировались специальными государственными нормами.

Файлы: 1 файл

Понятие и особенности предмета и метода отрасли финансового права.docx

— 67.25 Кб (Скачать файл)

Основным (страховщиком) в системе ОМС является федеральный  фонд (в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования), а территориальные фонды:

  • осуществляют отдельные (переданные) полномочия федерального фонда ОМС в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы

- осуществляют полномочия страховщика  в части установленных территориальными  программами дополнительных объемов  страхового обеспечения по страховым  случаям, установленным базовой  программой, а также дополнительных  оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской  помощи в дополнение к установленным  базовой программой.

Средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования в основной части направляются страховым медицинским организациям на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования в соответствии с договором.

Дополнительными источниками средств страховых медицинских организаций являются:

- средства, поступившие из медицинских  организаций в результате применения  к ним санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля  объемов, сроков, качества и условий  предоставления медицинской помощи

а) средств по результатам проведения медико-экономического контроля;

б) 70 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения экспертизы качества медицинской помощи;

в) 70 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения медико-экономической экспертизы;

г) 50 процентов сумм, поступивших в результате уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества;

- средства, поступившие от юридических  или физических лиц, причинивших  вред здоровью застрахованных  лиц, в части сумм, затраченных  на оплату медицинской помощи.

Все указанные средства являются целевыми. Их страховая медицинская организация направляет медицинским организациям на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Все названные государственные внебюджетные фонды являются специализированными финансово-кредитными учреждениями, имеющими свои органы управления и аппарат.

Финансовую основу каждого из них составляет бюджет фонда, формируемый с 2010 г. в основном за счет обязательных страховых взносов и трансфертов из федерального бюджета.

Правовой формой каждого из этих бюджетов является  федеральный закон (для территориальных фондов закон субъекта Российской Федерации) о бюджете внебюджетного фонда на  текущий финансовый год и плановый период.

 

Специальные бюджетные фонды

Деление финансовых фондов различных уровней на бюджетные и внебюджетные показывает  их отношение к бюджетной системе  соответствующей территории. Бюджетные фонды создаются не только как централизованные на общие нужды, но  и как специальные бюджетные фонды, функционирующие в общей системе каждого бюджета и наряду с ним.

Специальный бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете на цели, соответствующие его назначению

Специальные бюджетные фонды формируются в структуре бюджета.  Создаются они:

1. в качестве резервов для  покрытия непредвиденных расходов, возмещения ущерба при стихийных  и чрезвычайных обстоятельствах;

2. предоставления межбюджетных  трансфертов;

3. поддержки инвестиционной деятельности.

4. отраслевые фонды (например, дорожные)

Специальные бюджетные фонды планируются, как составная часть бюджетных расходов и утверждаются представительными (законодательными) органами  в пределах объема  соответствующего бюджета и одновременно с ним.

На федеральном уровне (закон о федеральном бюджете на 2012 г.) образованы следующие целевые бюджетные фонды:

 

I. Межбюджетных трансфертов

1. Фонд финансовой поддержки  субъектов РФ образуется в  составе федерального бюджета  в целях выравнивания бюджетной  обеспеченности субъектов Российской  Федерации и распределяется между  субъектами Российской Федерации  в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской  Федерации 

Дотации из фонда предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов консолидированных бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации не допускается.

Иные дотации по закону о федеральном бюджете на 2012 г.:

- на частичную компенсацию  выпадающих доходов бюджетов  субъектов Российской Федерации  в связи с централизацией в  федеральном бюджете доходов  от уплаты налога на добычу  полезных ископаемых в виде  углеводородного сырья;

- на компенсацию потерь  бюджетов субъектов Российской  Федерации, возникающих при разграничении  полномочий между федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления;

- бюджетам закрытых административно-территориальных  образований.

2. Фонд софинансирования расходов - в целях предоставления бюджетам  субъектов Российской Федерации  субсидий для долевого финансирования  приоритетных социально значимых  расходов консолидированных бюджетов  субъектов Российской Федерации  в составе федерального бюджета  может быть образован Федеральный  фонд софинансирования расходов.

Условия и порядок предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

По закону о федеральном бюджете на 2012 год бюджетам субъектов РФ предоставляются субсидии на:

- денежные выплаты медицинскому  персоналу фельдшерско-акушерских  пунктов, скорой медицинской помощи;

- финансовое обеспечение  оказания дополнительной медицинской  помощи участковыми врачами-терапевтами, врачами-педиатрами участковыми, врачами  общей практики (семейными врачами) и их медицинскими сестрами;

- мероприятия по проведению  оздоровительной кампании детей.

3. Фонд компенсаций образуется  в составе федерального бюджета  в целях предоставления субвенций  на исполнение расходных обязательств  субъектов Российской Федерации  и (или) муниципальных образований, финансовое обеспечение которых  в соответствии с Федеральным  законом "Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации" и (или) Федеральным законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации" осуществляется за  счет субвенций из федерального  бюджета.

Субвенции из Федерального фонда компенсаций распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации

Субвенции из Федерального фонда компенсаций распределяются между всеми субъектами Российской Федерации по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих бюджетных услуг, лиц, имеющих право на получение трансфертов населению, другим показателям

Использование при распределении субвенций из Федерального фонда компенсаций показателей, характеризующих собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), не допускается.

По закону о федеральном бюджете на 2012 г. бюджетам субъектов РФ предоставляются субвенции на:

1. обеспечение мер социальной  поддержки для лиц, награжденных  знаком "Почетный донор СССР", "Почетный донор России";

2. оплату жилищно-коммунальных  услуг отдельным категориям граждан;

3 осуществление полномочий:

- по выплате государственных  единовременных пособий и ежемесячных  денежных компенсаций гражданам  при возникновении поствакцинальных  осложнений в соответствии с  Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике  инфекционных болезней";

- связанных с перевозкой  между субъектами Российской  Федерации, а также в пределах  территорий государств - участников  Содружества Независимых Государств  несовершеннолетних, самовольно ушедших  из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных  и иных детских учреждений, в  соответствии с Федеральным законом  от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах  системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних";

- по выплате инвалидам  компенсаций страховых премий  по договору обязательного страхования  гражданской ответственности владельцев  транспортных средств в соответствии  с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном  страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств";

- в области содействия  занятости населения в соответствии  с Законом Российской Федерации  от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости  населения в Российской Федерации";

- по выплате единовременного  пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по  призыву, и ежемесячного пособия  на ребенка военнослужащего, проходящего  военную службу по призыву, в  соответствии с Федеральным законом  от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей";

- по обеспечению жильем  отдельных категорий граждан, установленных  Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и  Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации";

- в области организации, регулирования и охраны водных  биологических ресурсов, охраны  и использования охотничьих ресурсов;

- осуществление отдельных  полномочий Российской Федерации  в области водных отношений, лесных  отношений;

- по государственной регистрации  актов гражданского состояния;

- по первичному воинскому  учету на территориях, где отсутствуют  военные комиссариаты;

- по контролю качества  образования, лицензированию и государственной  аккредитации образовательных учреждений, надзору и контролю за соблюдением  законодательства в области образования;

- в области охраны и  использования охотничьих ресурсов, по контролю, надзору, выдаче разрешений  на добычу охотничьих ресурсов  и заключению охотохозяйственных  соглашений;

- в области охраны здоровья  граждан;

- в области охраны и  использования объектов животного  мира (за исключением охотничьих  ресурсов и водных биологических  ресурсов);

- по государственной охране  объектов культурного наследия  федерального значения;

- по составлению списков  кандидатов в присяжные заседатели  федеральных судов общей юрисдикции  в Российской Федерации;

- по обеспечению жильем  отдельных категорий граждан, установленных  Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в  соответствии с Указом Президента  Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем  ветеранов Великой Отечественной  войны 1941 - 1945 годов";

- по обеспечению жильем  граждан, уволенных с военной  службы (службы), и приравненных к  ним лиц, в соответствии с федеральной  целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы;

4. выплату единовременного  пособия при всех формах устройства  детей, лишенных родительского попечения, в семью.

Есть и иные трансферты, например, по Закону о федеральном бюджете на 2012 г.:

- на развитие и поддержку  социальной, инженерной и инновационной  инфраструктуры наукоградов Российской  Федерации;

- на развитие и поддержку  социальной и инженерной инфраструктуры  закрытых административно-территориальных  образований;

Информация о работе Понятие и особенности предмета и метода отрасли финансового права