Понятие и роль государственного и местного бюджета
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 00:29, реферат
Описание работы
Бюджет -- необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Государственные и местные (муниципальные) бюджеты -- центральное звено финансовой системы Российской Федерации, как и любого другого государства. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.
Понятие
и роль государственного и местного бюджета
1.1.
Понятие и правовая форма бюджета
Бюджет -- необходимый
атрибут государства и основа его суверенитета.
Государственные
и местные (муниципальные) бюджеты -- центральное
звено финансовой системы Российской
Федерации, как и любого другого государства.
Посредством бюджетов образуются денежные
фонды соответствующего государственного
или муниципального образования, которые
обеспечивают выполнение задач общего
для них значения, создают финансовую
основу для осуществления функций органов
государственной власти и местного самоуправления.
В материальном
аспекте государственный и местный бюджеты
представляют собой централизованный
в масштабах определенного государственного
или муниципального образования денежный
фонд, который находится в распоряжении
соответствующих органов государственной
власти или местного самоуправления. Материальное
содержание бюджета подвижно, постоянно
меняется объем концентрируемых в нем
денежных средств, виды поступлений в
него, направления расходов и т.п. Однако
сущность бюджета проявляется в тех общественных
отношениях, которые связаны с концентрацией
и использованием его средств, т.е. в характеристике
бюджета как экономического механизма
(категории). В этом аспекте бюджет представляет
собой совокупность экономических (денежных)
отношений, возникающих в связи с образованием,
распределением и использованием централизованных
денежных фондов, предназначенных для
осуществления задач государственных
и муниципальных образований общего значения
и выполнения функций соответствующих
органов власти и самоуправления.
В бюджетах концентрируется
наиболее крупная часть финансовых ресурсов
государства.
Понятие бюджета
имеет и юридический аспект. В данном случае
он рассматривается как правовой акт.
В таком смысле бюджет -- основной финансовый
план образования, распределения и использования
централизованного денежного фонда государственного
или муниципального образования, утверждаемый
соответствующим представительным органом
государственной власти или местного
самоуправления. Данный финансовый план
закрепляет юридические права и обязанности
участников бюджетных отношений.
В БК (ст. 11) установлена
основная правовая форма этого акта применительно
к бюджетам разных уровней: федеральный
бюджет и бюджеты субъектов Федерации
утверждаются в форме соответствующих
законов, местные (муниципальные) -- в форме
решений представительных органов местного
самоуправления, в чем проявляется принцип
демократизма в бюджетной деятельности.
К названной основной форме относятся
финансово-плановые акты органов исполнительной
власти, конкретизирующие бюджет (например,
сводная бюджетная роспись).
Подобная правовая
форма бюджета (закон представительного
органа власти) действует и в большинстве
зарубежных стран в течение ряда столетий.
В дореволюционной России (до 1917 г.) предпринимались
попытки демократизировать правовую форму
государственного бюджета. Известный
российский государственный деятель М.М.
Сперанский в своей работе «План финансов»
обосновывал необходимость придания бюджету
силы закона, обеспечить гласность в его
утверждении и исполнении.
В законодательстве
содержится юридическая характеристика
бюджета и с позиций права собственности.
Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст.
214) средства государственного бюджета
и иное государственное имущество, не
закрепленное за государственными предприятиями
и учреждениями, составляют соответственно
государственную казну РФ или субъекта
РФ. Таким образом, средства государственного
бюджета -- часть государственной казны.
Средства местного бюджета отнесены к
объектам муниципальной собственности
и соответственно -- составной части муниципальной
казны (ст. 215 ГК). Такая характеристика
важна тем, что определяет собственника
бюджетных средств: им являются не тот
или иной орган государственной власти
или местного самоуправления, а сами названные
государственные или муниципальные образования
(Российская Федерация, субъекты РФ, города,
районы и т.п.). Соответствующие органы
власти и управления в пределах компетенции
распоряжаются этой собственностью. Вопросы
разграничения государственной собственности,
куда входят и бюджетные средства, Конституция
РФ (ст. 72) относит к совместному ведению
Российской Федерации и ее субъектов.
В настоящее
время имеется уточненная формулировка
понятия бюджета. Согласно БК (ст. 6) бюджет
-- форма образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления.
Здесь, как видим, учитывается обособление
органов местного самоуправления от системы
органов государственной власти на основании
Конституции РФ, в связи с чем местные
бюджеты перестали относиться к государственным,
выделившись в особое звено бюджетной
системы.
Вместе с тем
более полному представлению о сущности
бюджета и его роли способствует рассмотрение
этой категории в разных аспектах.
1.2.
Роль государственного и местного
бюджета
Роль бюджета
выражается в том, что он создает финансовую
базу функционирования государства и
муниципальных образований, выполнения
ими своих задач. В то же время и государственный
аппарат, и органы местного самоуправления
представительной и исполнительной власти,
правоохранительные органы содержатся
за счет средств соответствующего бюджета.
Сконцентрированные в бюджете средства
предназначаются для осуществления государственной
социально-экономической политики, обеспечения
обороны и безопасности страны.
С помощью бюджета
реализуются государственные (разных
уровней) и местные программы по развитию
и нормальному функционированию отраслей
экономики, охране окружающей среды, по
укреплению научно-технического потенциала
и культуры страны, поддержанию материального
уровня жизни населения и отдельных его
групп, выравниванию социально-экономического
уровня субъектов Федерации и муниципальных
образований, по борьбе с преступностью
и т.д. Все эти задачи имеют общее значение
для соответствующей территории.
Аккумуляция
в бюджетной системе крупных денежных
фондов создает возможности для обеспечения
равномерного развития экономики и культуры
на всей территории страны, целесообразного
размещения в ее пределах производительных
сил. Бюджет -- мощный управляющий механизм
в распоряжении государства, выступает
проводником его финансовой политики.
Местные бюджеты служат и финансовой основой
развития местного самоуправления.
Значение государственного
бюджета обусловлено не только величиной
концентрируемых в нем средств. В непосредственной
взаимосвязи с бюджетом и под его воздействием
функционируют все другие звенья финансовой
системы.
Наличие бюджета
создает возможности для маневрирования
при распределении средств на потребности
общества с учетом их приоритетности на
определенном отрезке времени для страны
в целом или ее регионов. В результате
бюджет служит реализации задач, наиболее
значимых для общества на каждом конкретном
периоде его развития. Так, в связи с/финансовым
кризисом в 1998 г. бюджет содействовал преодолению
его последствий, поддержанию уровня жизни
населения и обеспечению функционирования
реального сектора экономики, прекращению
спада экономики и другим целям экономической
политики в 1999 г. Бюджет 2004 г. нацелен на
повышение благосостояния населения и
обеспечение устойчивого роста экономики
страны на основе стабильного функционирования
и развития бюджетной системы, на снижение
социального неравенства, достижение
высокой эффективности государственных
расходов.
Роль бюджета
в федеративном государстве имеет и особенности
в связи с государственным устройством
стороны: он способствует реализации региональной
и национальной политики в Российской
Федерации. Среди основных целей региональной
политики определены: создание единого
экономического пространства, выравнивание
условий социально-экономического развития
регионов. Главная цель национальной политики
состоит в создании всем народам России
условий для их полноправного социального
и национально-культурного развития, укреплении
общероссийской общности на основе соблюдения
прав человека.
Бюджет способствует
развитию международных связей России
и укреплению ее взаимоотношений с государствами
СНГ. Например, Законом о федеральном бюджете
на 2004 год (ст. 5) установлены объемы ассигнований
на реализацию межгосударственных договоров
в рамках СНГ в сумме до 2368,63 млн руб., в
том числе предельные взносы в бюджет
Союзного государства (России и Беларуси)
до 1600 млн руб. и в бюджет Евразийского
экономического сообщества -- до 37,98 млн
руб. Таким образом, в бюджетной системе
концентрируется часть национального
дохода, направляемая на потребности общего
значения: экономические и социальные
программы, обеспечение обороны и безопасности
страны.
Говоря о важной
роли бюджета, нельзя не учитывать, что
кризисные явления в экономике и расстроенность
финансовой системы в конце XX в., а также
их недостаточная эффективность на современном
этапе не позволяют государственным и
местным бюджетам выполнить в полной мере
свое предназначение. В области бюджета
проявлялись такие, в определенной мере
преодоленные, негативные факторы, как
бюджетный дефицит (превышение расходов
над доходами), обострение противоречий
при распределении средств между бюджетами
разных уровней, несвоевременность утверждения
бюджета, несобираемость доходов в намеченном
объеме, большой удельный вес заемных
средств и др. Однако в последние годы
бюджет стал утверждаться своевременно
и с профицитом.
Помимо упомянутых
бюджетов, составляется консолидированный
бюджет, т.е. свод бюджетов всех уровней
на соответствующей территории (ст. 6 БК).
Он используется для расчетов и анализа.
Необходимость его обусловлена особенностями
устройства бюджетной системы РФ: по действующему
законодательству бюджеты всех уровней
существуют как самостоятельные, обособленные
денежные фонды, в отличие от положения
до 90-х гг. XX в., когда высшим органом власти
страны утверждался единый государственный
бюджет, который объединял все существовавшие
на ее территории бюджеты и с входящими
в них средствами.
Однако для управления
делами России в целом, а также ее территориальных
подразделений, для прогнозирования их
развития важно знать, какие финансовые
ресурсы аккумулируются в рамках данной
территории через действующие на ней бюджеты.
Это имеет значение также для формирования
взаимоотношений с выше- и нижестоящими
органами власти (межбюджетных отношений).
Поэтому составляются консолидированные
бюджеты субъектов Федерации (совокупность
бюджета субъекта РФ и свода бюджетов
муниципальных образований, входящих
в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных
трансфертов между этими бюджетами), консолидированный
бюджет РФ (федеральный бюджет и свод бюджетов
других уровней бюджетной системы РФ (без
учета межбюджетных трансфертов между
этими бюджетами и заключением бюджетов
государственных внебюджетных фондов
и территориальных государственных внебюджетных
фондов) (ст. 15; 16 БК). В результате в консолидированном
бюджете РФ учитываются все бюджеты --
от федерального до местных, действующие
на территории страны. Федеральный закон
от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» (ст. 52) предусматривает
составление консолидированных бюджетов
районов с входящими в него районными
бюджетами и бюджетами поселений как муниципальных
образований.
В связи с понятием
консолидированного бюджета законодательством
1991 и 1993 г., а татем и 1997 г. был введен термин
«минимальный бюджет», под которым понимался
расчетный объем доходов консолидированного
бюджета нижестоящего территориального
уровня, а также низовых звеньев бюджетной
системы (сельских, поселковых и т.п.), покрывающих
минимально необходимые расходы, гарантируемые
соответствующими вышестоящими органами
власти. Это определение было отнесено
к бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.
В свою очередь,
минимально допустимая стоимость государственных
или муниципальных услуг в денежном выражении,
предоставляемых органами государственной
власти или органами местного самоуправления
в расчете на душу населения за счет средств
соответствующих бюджетов, называется
минимальной бюджетной обеспеченностью.
Реализация
норм о минимальных государственных стандартах
и их минимальной бюджетной обеспеченности
-- важное условие выполнения государством
социальных обязанностей перед гражданами
по государственной поддержке семьи, материнства,
инвалидов, осуществлению бесплатной
медицинской помощи, бесплатного образования
и т.п. Однако федеральный закон о минимальных
государственных стандартах на настоящий
период не принят. В то же время Федеральный
закон от 6 октября 2003 г. предусматривает
право органов местного самоуправления
устанавливать муниципальные минимальные
стандарты (п. 2 ст. 53).
Понятие
бюджета и его основные функции
Бюджет - это
центральное звено системы финансов, поэтому
он отражает все основные качественные
признаки финансов. Поскольку «финансы»
- это система императивных денежных отношений,
в процессе которых образуются и используются
государственные централизованные денежные
фонды, то и «бюджет» представляет собой
систему денежных отношений, но более
узкую. А именно, бюджет - это система императивных
денежных отношений, в процессе которых
образуется и используется бюджетный
фонд. Последний является централизованным
денежным фондом, предназначенным для
финансирования широкого круга общественных
потребностей (отраслей хозяйства, социальных
нужд, управления, обороны и т.д.).
Сущность любой
экономической категории, в том числе
и бюджета, проявляется в её функциях.
Под функциями финансов, отмечал Э.А.Вознесенский,
следует понимать форму проявления общественного
назначения. Поскольку бюджет является
наиболее широкой финансовой категорией,
то ему принадлежат все функции, присущие
финансам:
1) образование
бюджетного фонда (бюджетные доходы);
2) использование
бюджетного фонда (бюджетные расходы);
3) контрольная.
Первую функцию
выполняют бюджетные доходы, включающие:
налоги с доходов хозяйствующих субъектов
(участников процесса общественного производства
- физических и юридических лиц); займы;
доходы от государственной собственности
(предприятий); доходы от эмиссии бумажных
денег. Основной источник бюджетных доходов
- полученные в результате первичного
распределения чистого национального
продукта доходы хозяйствующих субъектов,
а именно:
· заработная
плата работников;
· доходы лиц,
работающих не по найму;
· предпринимательская
прибыль (промышленности, сельского хозяйства,
торговли и других отраслей);