Понятие и роль государственного и местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 00:29, реферат

Описание работы

Бюджет -- необходимый атрибут государства и основа его суверенитета.
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты -- центральное звено финансовой системы Российской Федерации, как и любого другого государства. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

ФП 3.docx

— 78.74 Кб (Скачать файл)

 

6  бюджета: понятие, виды и принципы  распределения

Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе

Расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6). 

 

Расходы бюджетов бюджетной системы РФ осуществляются в следующих осн. направлениях (они же разделы классификации расходов бюджетов): 

1) общегосударственные вопросы (функционирование Президента РФ  и высших должностных лиц субъектов  РФ и МО; законодательных (представительных) ОГВ и МСУ; Правительства РФ  и высших исполнительных ОГВ  субъектов РФ, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности  финансовых, налоговых и таможенных  органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора; государственный  материальный резерв; обслуживание  государственного и муниципального  долга; резервные фонды и др.). 

2) национальная оборона (прежде  всего Вооруженные силы РФ). 

 

3) национальная безопасность  и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры, ОВД, юстиции, СИН, ФСБ, ФПС, ФСКН, МЧС, Внутренние войска  МВД РФ, ФМС и др.). 

4) национальная экономика (общеэкономические вопросы; топливно-энергетический  комплекс; сельское хозяйство и  рыболовство; водное, лесное, дорожное  хозяйство; связь и средства массовой  коммуникации и др.). 

 

5) жилищно-коммунальное хозяйство. 

6) охрана окружающей среды. 

7) образование. 

8) культура, кинематография, средства массовой информации. 

 

9) здравоохранение, физическая  культура и спорт. 

10) социальная политика (пенсионное  обеспечение, социальное обеспечение  и обслуживание населения). 11) межбюджетные  трансферты.

 

При формировании расходов бюджетов всех уровней учитываются расходные обязательства РФ, субъектов Федерации и МО. Расходные обязательства – это обусловленные законом, иным НПА, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, МО) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, другому публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соот. бюджета. Конкретизирующим это понятие применительно к бюджету на опр. фин. год выступает термин «бюджетные обязательства».

 

Расходы распределяются между бюджетами исходя из сл. принципов: 

1) соответствие состава  расходов предметам ведения РФ, субъектов РФ, вопросам местного  значения (по принадлежности). Например, поскольку оборона и безопасность  страны находятся в искл. ведении РФ, то расходы на их обеспечение предусматриваются только в федеральном бюджете; 

2) учет подведомственности  предприятий, организаций, учреждений; 

 

3) учет значения и роли  опр. учреждений и предприятий, масштабов  и последствий их влияния на  развитие общества; 

4) принцип самостоятельности  субъектов РФ и ОМСУ в определении   направлений и состава расходов в рамках их компетенции.



Расходы бюджетов

Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.

Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают:

а) расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

б) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

в) расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;

г) расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;

д) другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

2. Классификация расходов государственного  бюджета

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:

- природой  и функциями государства;

- уровнем  социально-экономического развития  страны;

- разветвленностью  связей бюджета с народным  хозяйством;

- административно-территориальным  устройством государства;

- формами  предоставления бюджетных средств  и т.п.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической

жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета. Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:

1. расходы  на содержание и развитие материального  производства (расходы на расширенное  воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

2. расходы  на содержание и дальнейшее  развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства - расходы  на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия  и т.п.);

3. расходы  на создание государственных  резервов (затраты на формирование  и обслуживание страховых и  резервных фондов).

С помощью этих расходов государство получает инструменты

Регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

1. расходы  на народное хозяйство и поддержку  экономики;

2. расходы  на социально-культурные нужды;

3. военные  расходы;

4. расходы  на управление.

Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.

Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:

- в производственной  сфере подразделяются по отраслям  народного хозяйства: на развитие  промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;

- в непроизводственной - по отраслям и видам общественной  деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и  т.п.

Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы - затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.

Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).

Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.)

Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям. Эта классификация отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и его полномочных представителей, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных исследований. Согласно функциональной классификации система бюджетных расходов формируется в зависимости от характера функций, возложенных на органы власти. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и местное управление, средств на выполнение функций государства и др. Каждый из блоков включает конкретные направления использования бюджетных средств. Второй уровень классификации - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации и отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов расходов бюджетов образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов.

3. Государственные и муниципальные  финансы

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов:

а) органов исполнительной власти;

б) органов местного самоуправления.

Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более одного процента утвержденных расходов федерального бюджета. Средства этого фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ, на основании письменного его распоряжения. Расходование средств фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ не допускается.

С появлением новых видов расходов бюджетов их финансирование может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в соответствующий бюджет.

При определении источников их финансирования исключается увеличение дефицитов бюджетов.

Формы расходов бюджетов. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

* ассигнований  на содержание бюджетных учреждений;

* средств  на оплату товаров, работ и  услуг, выполняемых физическими  и юридическими лицами по государственным  или муниципальным контрактам;

* трансфертов  населению, включающих в себя  ассигнования на реализацию органами  местного самоуправления обязательных  выплат населению, установленных  законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

Информация о работе Понятие и роль государственного и местного бюджета