Расходы бюджетов и порядок их распределения
в бюджетной системе
Расходы бюджета – это выплачиваемые
из бюджета денежные средства, за исключением
средств, являющихся в соответствии с
БК РФ источниками финансирования дефицита
бюджета (ст. 6).
Расходы бюджетов
бюджетной системы РФ осуществляются
в следующих осн. направлениях (они же
разделы классификации расходов бюджетов):
1) общегосударственные вопросы
(функционирование Президента РФ
и высших должностных лиц субъектов
РФ и МО; законодательных (представительных)
ОГВ и МСУ; Правительства РФ
и высших исполнительных ОГВ
субъектов РФ, местных администраций;
судебная система; обеспечение деятельности
финансовых, налоговых и таможенных
органов и органов финансового
(финансово-бюджетного) надзора; государственный
материальный резерв; обслуживание
государственного и муниципального
долга; резервные фонды и др.).
2) национальная оборона (прежде
всего Вооруженные силы РФ).
3) национальная безопасность
и правоохранительная деятельность
(органы прокуратуры, ОВД, юстиции, СИН,
ФСБ, ФПС, ФСКН, МЧС, Внутренние войска
МВД РФ, ФМС и др.).
4) национальная экономика
(общеэкономические вопросы; топливно-энергетический
комплекс; сельское хозяйство и
рыболовство; водное, лесное, дорожное
хозяйство; связь и средства массовой
коммуникации и др.).
5) жилищно-коммунальное хозяйство.
6) охрана окружающей среды.
7) образование.
8) культура, кинематография,
средства массовой информации.
9) здравоохранение, физическая
культура и спорт.
10) социальная политика (пенсионное
обеспечение, социальное обеспечение
и обслуживание населения). 11) межбюджетные
трансферты.
При формировании расходов бюджетов
всех уровней учитываются расходные обязательства
РФ, субъектов Федерации и МО. Расходные
обязательства – это обусловленные законом,
иным НПА, договором или соглашением обязанности
публично-правового образования (РФ, субъекта
РФ, МО) или действующего от его имени бюджетного
учреждения предоставить физическому
или юридическому лицу, другому публично-правовому
образованию, субъекту международного
права средства из соот. бюджета. Конкретизирующим
это понятие применительно к бюджету на
опр. фин. год выступает термин «бюджетные
обязательства».
Расходы распределяются
между бюджетами исходя из сл. принципов:
1) соответствие состава
расходов предметам ведения РФ,
субъектов РФ, вопросам местного
значения (по принадлежности). Например,
поскольку оборона и безопасность
страны находятся в искл. ведении
РФ, то расходы на их обеспечение предусматриваются
только в федеральном бюджете;
2) учет подведомственности
предприятий, организаций, учреждений;
3) учет значения и роли
опр. учреждений и предприятий, масштабов
и последствий их влияния на
развитие общества;
4) принцип самостоятельности
субъектов РФ и ОМСУ в определении
направлений и состава расходов в рамках
их компетенции. |