Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 13:59, курсовая работа
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы комплексно изучить особенности правового регулирования государственной долга Российской Федерации. Для этого поставлены задачи:
- раскрыть понятие внутреннего и внешнего государственного долга;
- проанализировать методы управления государственным долгом;
- исследовать методы и реализацию обслуживания государственного долга.
Введение…………………………………………………………………………..........….3
Глава 1. Понятие государственного долга…………………………………………….6
1.1. Внутренний государственный долг………………………………………..……..6
1.2. Внешний государственный долг…………………………………………………..8
Глава 2. Управление государственным долгом РФ…………………….………..…13
2.1. Методы и реализация управления внутренним государственным долгом......13
2.2. Методы и реализация управления внешним государственным долгом…..18
Глава 3. Обслуживание государственного долга……………………………………22
3.1. Методы и реализация обслуживания внутреннего государственного долга…23
3.2. Методы и реализация обслуживание внешнего государственного долга……23
Заключение………………………………………………………………………….….26
Список литературы…………………………………………………………..…….….28
Правительство Российской Федерации имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Правовое регулирование государственного внешнего долга РФ не обходилось без проблем и сложностей.
В декабре 1994 года Государственной
Думой был принят Федеральный
закон «О государственных внешних
заимствованиях Российской Федерации
и государственных кредитах, представляемых
Российской Федерацией иностранным
государствам, их юридическим лицам
и международным организациям».
Закон затрагивал кредиты (займы), в
которых Российская Федерация выступала
как заемщик, гарант погашения кредита
(займа) другими заемщиками или кредитор.
В нем было сказано, что предельный
размер государственных внешних
заимствований на каждый финансовый
год должен быть утвержден особым
федеральным законом. При этом Правительство
должно было представить в парламент
одновременно с внесением бюджета
программу внешних
В марте 1998 года
Государственная Дума приняла з
Закон "О государственных внешних заимствованиях..." утратил силу с 1 января 2000 в соответствии с законом от 9 июля 1999 "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ".
Параметры государственного внешнего долга существенно менялись в зависимости от условий экономического развития страны и внешнеэкономической конъюнктуры. Представляется целесообразным рассмотреть динамику развития внешнего долга, оперируя конкретными выборочными показателями. На 1 января 2000 г. долг составлял 158,7 млрд.долларов США, соответственно в 2001 г. – 143,7 млрд.; 2003 г. – 125, 7 млрд.; 2005 г. – 114, 1 млрд.; 2006 г. – 76,5 млрд.; 2007 г. – 52 млрд.; 2008 г. – 44, 9 млрд.; 2009 г. – 40,6 млрд.; 2010 г. – 37, 6 млрд. Интенсивное сокращение долга началось с 2005 г. и тенденция эта продолжалась вплоть до начала 2012 года. По данным на 1 ноября 2011 г. долг составлял 35 964,4 млн. долларов США. По данным на 1 ноября 2012 года долг увеличился до 40 916,6 млн. долларов США. Вероятно, это произошло из-за снижения цены на экспортируемую из России нефть.4
Структура внешнего долга России по состоянию на 1 ноября 2012 г. выражена в нижеприведенной таблице5.
Категория долга |
млн. долларов США |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) |
40 916,6 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации |
356,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
1 131,1 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ |
981,5 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР |
55,9 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
2 069,4 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
34 910,4 |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году |
2 000,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2017 году |
2 000,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году |
3 466,4 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году |
3 500,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2022 году |
2 000,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году |
2 499,9 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году |
16 444,1 |
внешний облигационный заем с погашением в 2042 году |
3 000,0 |
Задолженность по ОВГВЗ |
10,7 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
1 400,7 |
Таким образом, государственный долг Российской Федерации можно разделить на два его вида: внутренний и внешний. Внутренний государственный долг – это внутренняя задолженность государства организациям, предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг, а также вследствие наличия вкладов населения в государственных банках. В настоящее время верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации установлен в сумме 4 554,5 млрд. рублей.
Внешний государственный долг – это задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Он складывается из задолженности данного государства международным и государственным банкам, правительствам, частным иностранным банкам и др. По данным на 1 ноября 2012 года внешний государственный долг составляет до 40 916,6 млн. долларов США.
Глава 2. Управление государственным долгом РФ.
2.1. Методы и реализация
управления внутренним
Управление государственным внутренним долгом представляет собой комплекс действий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий выпущенных займов, размещению новых долговых обязательств.
Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.
Управление и обслуживание внутреннего долга РФ возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов РФ. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет государственного бюджета.
В управлении государственным долгом страны можно выделить следующие основные принципы:
- безусловности - обеспечение
режима безусловного
- единства - учет в процессе
управления государственным
- снижения рисков - размещение
и погашение займов таким
- оптимальности структуры
- поддержание оптимальной
- сохранения финансовой
независимости - поддержание оптимальной
структуры долговых
- гласность - предоставление
достоверной, своевременной и
полной информации о
В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:
- удержание величины
- минимизация стоимости
долга на основе удлинения
срока заимствований и
- поддержание стабильности
и предсказуемости рынка
- обеспечение своевременного
возврата государственных
- разнообразие долговых
обязательств по срокам
Существует несколько способов привлечения необходимых для этого денежных ресурсов в тех условиях, когда обычные доходы бюджета не позволяют осуществить такие выплаты.
Во-первых, возможно введение новых налогов. Во-вторых, осуществление дополнительной денежной эмиссии. Первый способ связан с увеличением налогового бремени и, соответственно, с ухудшением социально-экономического положения населения. Реализация второго, как правило, означает инфляцию.
Третий способ – рефинансирование, т.е. погашение старой задолженности государства с помощью выпуска новых займов. При этом уполномоченный орган (Казначейство или Министерство финансов) организует продажу облигаций долгосрочных займов за наличные деньги, а вырученные средства использует для погашения краткосрочных ценных бумаг. Такая форма рефинансирования по своему существу вполне приемлема как инструмент финансовой политики демократических государств с развитой рыночной экономикой. Другая форма рефинансирования куда менее совершенна. При ней погашение старой задолженности осуществляется посредством замены старых государственных ценных бумаг, срок которых истек, на новые или заменой облигаций до востребования на облигации долгосрочных займов. Предполагается при этом, что такой обмен должен быть осуществлен с согласия держателей.
Одним из методов управления государственными внутренним долгом является его консолидация. Консолидация означает операцию по продлению срока действия ранее выпущенных займов (краткосрочных и среднесрочных) и превращение их в долгосрочные или бессрочные.
В качестве другого метода управления государственным внутренним долгом используется конверсия. При конверсии осуществляется изменение доходности займа: например, снижается процентная ставка дохода, выплачиваемая государством своим кредиторам. Изменение процентной ставки в сторону повышения, естественно, случай, скорее, гипотетически предполагаемый, чем реальный. В Союзе ССР конверсия в форме понижения процентных ставок осуществлялась систематически: в 1936 году, таким образом, было конвертировано 7 займов, размещенных по подписке в предыдущие годы, в 1938 году была проведена конверсия свободнообращающихся займов, сопровождавшаяся обменом облигаций, причем срок займа увеличен с 10 до 20 лет. В 1947 году было конвертировано 11 займов, причем обмен облигаций на новые осуществлялся в пропорции 3:1. Конверсия в советской финансовой политике по своему реальному значению и содержанию очень близка рефинансированию.
Унификация займов – т.е. обмен нескольких займов на один – часто сопутствует консолидации и конверсии.
В условиях, когда операции
по выпуску новых займов становятся
неэффективны, например, когда потенциальные
держатели облигаций в
Самая кардинальная, крайняя мера в управлении внутренним долгом – его аннулирование, т.е. вообще отказ государства от долговых обязательств перед кредиторами. В отечественной истории финансового права, как уже сказано, подобный факт имел место уже в 1918 году.8
Из всего многообразия существующих методов управления государственным долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации получил определение только метод реструктуризации.
Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Согласно Бюджетному кодексу,
в первоначальной редакции 1998 года,
этот термин означал погашение долговых
обязательств с одновременным осуществлением
заимствований в объемах
В августе 1998 года была предпринята
реструктуризация части государственного
долга – Государственных
Информация о работе Правовое регулирование государственного долга РФ (1992 – 2012 гг.)