Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 21:19, курсовая работа
Цель исследования: оценить место и роль исламских банков в мировой финансовой системе.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Выявить особенности исламской экономической системы и исламских банков;
2. Рассмотреть пути интеграции исламских банков в мировую финансовую систему;
3. Дать прогноз перспективам развития исламской банковской системы;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности исламской экономики и банковской системы…………7
1.1. Специфика исламской экономики…………………………………………..7
1.2. Основные инструменты исламской банковской системы как метод формирования исламского финансирования…………………………………..12
Глава 2. Анализ состояния исламской финансовой системы………………...18
2.1. Текущее состояние исламской финансовой системы…………………….18
2.2. Тенденции развития исламских банков………………………………...…20
2.3. Проблемы исламских инвестиционных фондов…………………………..24
2.4 Возможности рынка исламских облигаций………………………………..27
Глава 3. Исламские банки в современной мировой финансовой системе…..31
3.1. Место и роль исламских банков в мировой финансовой системе…...…..31
3.2. Перспективы развития исламских банков...…………………………........35
Заключение……………………………………………………………………....45
Источники и литература…………………………………………………….......49
Приложения……………………………………………………………………...53
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»
Факультет «Менеджмент и маркетинг»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Финансовые институты»
на тему: « Развитие исламских финансовых институтов»
Выполнил:
студент группы 1-521-2(З)
Принял:
Ижевск, 2012г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Особенности исламской экономики и банковской системы…………7
1.1. Специфика исламской экономики…………………………………………..7
1.2. Основные инструменты исламской банковской
системы как метод формирования исламского
финансирования…………………………………..
Глава 2. Анализ состояния исламской финансовой системы………………...18
2.1. Текущее состояние исламской финансовой системы…………………….18
2.2. Тенденции развития исламских банков………………………………...…20
2.3. Проблемы исламских инвестиционных фондов…………………………..24
2.4 Возможности рынка исламских облигаций………………………………..27
Глава 3. Исламские банки в современной мировой финансовой системе…..31
3.1. Место и роль исламских банков в мировой финансовой системе…...…..31
3.2. Перспективы развития исламских банков...…………………………........35
Заключение……………………………………………………
Источники и литература………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение.
Мировой финансовый кризис заставляет все большее число экономистов задуматься о путях выхода из него.
Наряду с преобладающей мировой финансовой системой существует и так называемая «исламская финансовая система». Есть ли в мире перспективы для экономики «по Шариату»? Имеет ли религия какое-либо влияние на экономические процессы? Исламский мир подает тому пример. В Коране запрещены сделки с использованием ростовщического процента. Однако экономика большинства мусульманских стран далека от идеалов Ислама. Тем не менее, по всему миру, в том числе и в России, создаются банки, работающие согласно нормам Шариата, а уже существующие финансовые институты исламизируются.
Интерес к данному явлению вызван в большей степени тем, что современная мировая финансовая система, основанная на теориях и практике западных экономистов, все чаще дает сбои и порождает кризисы мирового масштаба. В связи с этим, среди экономистов в самих США и Европе возникают сомнения в ее универсальности и применимости ко всем странам мира. До недавнего времени теория исламской экономической модели в западном мире вызывала лишь научный интерес среди узкого круга ученых. Однако в наши дни исламская экономическая модель, ее устройство, механизмы актуальны, так как только в исламских странах сейчас наблюдается рост ВНП и экономический подъем. Мировое экономическое устройство переживает новую фазу развития, в ходе которой затруднительно спрогнозировать последствия в мировой глобализирующейся экономике, все более отчетливо проявляющей свою нестабильность из-за зависимости в большей степени от одного государства – США.
Актуальность темы исламской экономики в целом и банковской системы в частности набирает обороты, т.к. сложившаяся в наше время финансовая ситуация в мире заставляет все большее число экономистов и политиков задуматься о необходимости нахождения новых принципов и инструментов. Более того, в некоторых западных странах, таких как США и Великобритания, исламские банки получили наиболее широкое распространение. Данной проблемой занимаются не только ученые Ближнего и Среднего Востока, но и российские и западные ученые-экономисты, такие как Гейдар Джемаль, политолог, председатель Исламского Комитета России; А.Ю. Журавлев, кандидат экономических наук, независимый эксперт в области исламской экономики; Р.И. Беккин, преподаватель МГИМО, кандидат юридических наук; Л.Р. Полонская, профессор, историк-востоковед; Мунзир Кахф, Б. Маурер, С. Хайс, Н. Шнайдер, шейх Х. Хассан, а также ряд политических деятелей, таких как Т.Черниенко, председатель Шиитского координационно-аналитического центра; Х. Рафсанжани, Президент Ирана в 1989-1997г.; М. Юсуф Адиль; А. Касрави; А.Джабиев, председатель правления Московского кредитного банка «Бадр-Форте».
Несмотря на освещение темы вышеизложенными авторами и многочисленными экспертами в области экономики и права, экономический и, в большей степени, политический аспекты не получили должную оценку. Имеющаяся теория исламской экономики в основном предлагает описание того, как должна быть организована хозяйственная жизнь общества, но реальное развитие и политическое положение исламских банков и исламских экономических организаций в мире с научной позиции практически не рассмотрено.
Для понимания проблемы исследуемого объекта необходимо уяснить, что такое «исламская экономическая система»/ «исламская экономика» и «исламский банк». Термин «исламская экономика» появился в обращении недавно. Впервые об «исламской экономике» заговорили в конце 50-х – начале 60-х годов XX века в исламских университетах в ходе дискуссий относительно экономической доктрины ислама с точки зрения того, как идеи, заложенные в Коране и пророком Мухаммадом, могли бы сочетаться с практикой капитализма и социализма в экономической области. Данные идеи затрагивались с раннеисламских времен учеными того периода Абу Юсуфом (690-760г.), Аль-Газали (1028-1082г.), Абдурахманом ибн Хальдуном (1332-1466г.), Таки ад-дином аль-Макризи (1364-1416г.)
Частой ошибкой понимания
термина «исламская экономика» становится
прямолинейная ассоциация с национальными
экономиками государств-членов Организации
Исламской Конференции. Следуя конфессионально-
В общепринятом научном понимании экономика – 1) способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления; 2) наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.
Экономические системы
– формы организации хозяйствен
1) способу координации
хозяйственной деятельности
2) типу собственности на экономические ресурсы.
В данной работе под термином «исламская экономика» понимается наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов в соответствии с нормами ислама. «Под термином «исламская экономика» понимается стандартная хозяйственная система, отличающаяся только тем, что соответствующее вероучение вменяет ей моральный кодекс как необходимый фактор системного баланса…. Эта специфическая черта данной модели не упраздняет базовые законы, которые действуют в исламской экономике точно так же, как и в любой другой».[5]
Предметом данной исследовательской работы является исламский банк как институт.
Объектом исследования является действие исламских банков в мировой финансовой системе.
Гипотеза данного исследования состоит в том, что исламская экономика и банки перспективны не только в странах с доминирующим мусульманским населением, но и в неисламских странах Запада и Востока.
Исходя из этой проблемы, мы ставим следующие цели и задачи:
Цель исследования: оценить место и роль исламских банков в мировой финансовой системе.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Выявить особенности
исламской экономической
2. Рассмотреть пути интеграции исламских банков в мировую финансовую систему;
3. Дать прогноз перспективам развития исламской банковской системы;
Глава 1. Особенности исламской экономики и банковской системы
1.1. Специфика исламской экономики.
Специфика исламской экономики заключается главным образом в том, что основы для ее осуществления и функционирования не могут идти вразрез с предписаниями Корана и Сунны пророка Мухаммада и полностью с ними согласуются.
Выделим основные отличительные черты исламской экономической модели от мировой:
- Исламская финансовая
система имеет четкую
- Справедливость является
приоритетной целью
- Все виды отношений
(в том числе и экономических)
между людьми с точки зрения
исламского права
- Важная роль концепции
«наместничества», в соответствии
с которой владелец какого-
Важный аспект состоит в том, что доверенный человеку ресурс не должен бездействовать и превращаться в накопительство денежных средств. Для борьбы с этим еще во времена пророка Мухаммада был применен сугубо экономический механизм – неработающие активы облагались специальным налогом в пользу бедных, который по-арабски называется «закят».
- Запрещение ряда действий,
называемых по-арабски «гарар»,
Стоит отметить, что в
западной/мировой
- Еще одно понятие,
связанное с «гараром» - «мейсир»
(с араб. – «азартная игра»). Запрещение
азартных игр в исламской
1. Получение дохода, возникающего в результате стечения обстоятельств. Такой доход является запрещаемым, так как его получение не связано с производством и использованием труда. Примером может служить игра в казино.
2. Глобальное понимание
«мейсира» как одной из
Информация о работе Развитие исламских финансовых институтов