Счетная палата РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Счетная палата Российской Федерации образована и действует в соответствии со ст. 101-103 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ. Этим Законом определяется правовой статус Счетной палаты как постоянно действующего органа государственного финансового контроля, образуемого Федеральным Собранием и подотчетного ему, обладающего организационной и функциональной независимостью и являющегося юридическим лицом.

Содержание работы

Введение………………………………………………….………………....3
Глава 1 Государственный финансовый контроль в Российской Федерации …………..…………………………..............................................5
1.1. Сущность и виды финансового контроля …..…….…………………5
1.2.Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля………………………………………………………………………….8
1.3. Предмет и метод государственного финансового контроля………10
1.4. Формы государственного финансового контроля…………………13
1.5. Принципы государственного финансового контроля……………..14
Глава 2. Счетная палата Российской Федерации как орган государственного финансового контроля……………………………………...17
2.1. Задачи и функции Счетной палаты …...…………………………...17
2.2. Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты .………22
2.3. Контроль за формированием и исполнением федерального бюджета…………………………………………………………………………..28
2.4. Взаимодействие Счетной палаты с контрольно-счетными органами………………………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………..………………36
Список использованных источников ………………………….………37

Файлы: 1 файл

Новая_курсовая_ФП.docx

— 64.58 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………….………………....3

Глава 1 Государственный финансовый контроль в Российской Федерации …………..…………………………..............................................5

1.1. Сущность и виды финансового контроля …..…….…………………5

1.2.Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля………………………………………………………………………….8

1.3. Предмет и метод государственного финансового контроля………10

1.4. Формы государственного финансового контроля…………………13

1.5. Принципы государственного финансового контроля……………..14

Глава 2. Счетная палата Российской Федерации как орган государственного финансового контроля……………………………………...17

2.1. Задачи и функции Счетной палаты …...…………………………...17

2.2. Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты .………22

2.3. Контроль за формированием и исполнением федерального бюджета…………………………………………………………………………..28

2.4. Взаимодействие Счетной  палаты с контрольно-счетными  органами………………………………………………………………………….34

Заключение………………………………………………..………………36

Список использованных источников ………………………….………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Счетная палата Российской Федерации образована и действует в соответствии со ст. 101-103 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ. Этим Законом определяется правовой статус Счетной палаты как постоянно действующего органа государственного финансового контроля, образуемого Федеральным Собранием и подотчетного ему, обладающего организационной и функциональной независимостью и являющегося юридическим лицом.

Закрепление организации государственного финансового контроля на конституционном уровне в условиях становления рыночной экономики осуществлено в нашей стране впервые. Основная идея образования Счетной палаты – реализация права государства законными путями обеспечивать защиту своих финансовых интересов и финансовых интересов своих граждан, приумножать и эффективно использовать государственные финансовые средства – средства, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации. Ими являются государственная казна Российской Федерации, средства федеральных внебюджетных фондов, имущество, находящееся в федеральной собственности. Гражданам должны быть гарантированы безопасное вложение личных средств в инвестиции и государственные ценные бумаги, защита от злоупотреблений при инвестировании. У Счетной палаты основная и единственная функция – государственный финансовый контроль.

Счетная палата проверяет поступление и расходование федеральных средств органами власти и управления с точки зрения полноты, своевременности, эффективности, законности (сбор налогов, бюджетное финансирование, валютное регулирование, таможенные сборы и др.).

Актуальность настоящей темы обусловлена тем, что в связи с необходимостью усиления государственного финансового контроля за исполнением федерального бюджета проблема правового положения Счетной палаты Российской Федерации приобретает особую важность в настоящее время.

Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в процессе ведения государством финансового контроля над поступлением и расходованием федеральных средств органами власти и управления.

Предмет исследования: Счетная палата Российской Федерации.

Цель работы: изучить правовой статус Счетной палаты РФ, ее деятельность, компетенцию, состав и роль в обеспечении финансового контроля.

Задачи исследования:

- определение характера, задач, функций и других аспектов  правового положения Счетной  палаты при осуществлении контрольной  деятельности;

- рассмотрение порядка  формирования состава и структуры  Счетной палаты;

- анализ механизма правового  регулирования ее деятельности, организационно-правовых форм ее  структурных подразделений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Государственный финансовый контроль в Российской Федерации

1.1 Сущность и виды финансового  контроля

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную  деятельность специально созданных  контролирующих органов за соблюдением  финансового законодательства и  финансовой дисциплины всех экономических  субъектов;

2) неотъемлемый элемент  управления финансами и денежными  потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и  субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля. Контроль выступает как кульминационный момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Его роль при переходе к рынку многократно возрастает.

Финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики. Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансовой системы.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

1)              Государственный финансовый контроль, который подразделяется на вневедомственный и ведомственный;

2)              Негосударственный финансовый контроль:

—  внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля;

—  аудиторский контроль как подсистема независимого контроля в форме общего и банковского аудита;

—  гражданский финансовый контроль;

—  общественный финансовый контроль;

—  правовой финансовый контроль;

—  страховой финансовый контроль, и другие виды.

Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется следующими контрольными органами: Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ, Главным контрольным управлением Президента РФ, Департаментом государственного финансового контроля (ДГФК) Минфина России, Главным управлением федерального казначейства (ГУФК) Минфина России, Центральным банком РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ, Федеральной службой налоговой полиции РФ и государственными внебюджетными фондами — Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС).

Ведомственный контроль осуществляется министерствами, ведомствами за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти. В МВД РФ, например, финансовый контроль, осуществляется руководителями МВД России, МВД республик в составе РФ, ГУВД и других подразделений непосредственно и через соответствующую финансовую службу. В системе МВД России создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-ревизионной службой в системе Министерства внутренних дел России осуществляет Контрольно-ревизионное управление МВД России (КРУ МВД России).

Основными задачами данного контроля являются:

-  выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

- разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ.

 

 

 

 

1.2 Сущность, цели и задачи  государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

-     ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

- несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

-    недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.

В общем и целом цель государственного финансового контроля — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.

В соответствии с этим основными его задачами являются:

-   организация и  осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

-   оценка обоснованности  доходных и расходных статей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

-   финансовая экспертиза  проектов федеральных законов, а  также нормативных правовых актов  федеральных органов государственной  власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств  федерального бюджета, или влияющих  на формирование и исполнение  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

-   анализ выявленных  отклонений от установленных  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование  бюджетного процесса в целом;

-   контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

-   обеспечение поступления  в доходную часть государственного  бюджета налоговых, таможенных и  прочих платежей, обеспечивающих  формирование доходной части  государственного бюджета;

-   оценка эффективности  деятельности министерств и ведомств  по использованию средств государственного  бюджета и внебюджетных средств;

-   контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

-   улучшение бюджетной  и налоговой дисциплины;

-   выявление резервов  роста доходной базы бюджетов  различных уровней и снижения  расходной части бюджета;

-   контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;

-   проверка обращения  средств бюджета и внебюджетных  средств в банках и других кредитных учреждениях;

-   контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;

-   пресечение незаконных  решений по предоставлению налоговых  и таможенных льгот, государственных  дотаций, субвенций и другой помощи  отдельным категориям плательщиков  или регионам;

-   выявление финансовых  злоупотреблений в сфере бюджетных  и  межбюджетных отношений;

-   проведение профилактической  информационной работы с целью  повышения бюджетной дисциплины.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.

Информация о работе Счетная палата РФ