Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 15:02, курсовая работа
Счетная палата Российской Федерации образована и действует в соответствии со ст. 101-103 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ. Этим Законом определяется правовой статус Счетной палаты как постоянно действующего органа государственного финансового контроля, образуемого Федеральным Собранием и подотчетного ему, обладающего организационной и функциональной независимостью и являющегося юридическим лицом.
Введение………………………………………………….………………....3
Глава 1 Государственный финансовый контроль в Российской Федерации …………..…………………………..............................................5
1.1. Сущность и виды финансового контроля …..…….…………………5
1.2.Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля………………………………………………………………………….8
1.3. Предмет и метод государственного финансового контроля………10
1.4. Формы государственного финансового контроля…………………13
1.5. Принципы государственного финансового контроля……………..14
Глава 2. Счетная палата Российской Федерации как орган государственного финансового контроля……………………………………...17
2.1. Задачи и функции Счетной палаты …...…………………………...17
2.2. Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты .………22
2.3. Контроль за формированием и исполнением федерального бюджета…………………………………………………………………………..28
2.4. Взаимодействие Счетной палаты с контрольно-счетными органами………………………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………..………………36
Список использованных источников ………………………….………37
Основные показатели, характеризующие работу Счетной палаты в 2012 году, приведены в следующей таблице. 3
Показатель |
2012 год |
2011 год |
2010 год |
Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий |
502 |
501 |
501 |
Проведено экспертно-аналитических мероприятий |
132 |
131 |
130 |
Проведено контрольных мероприятий, из них |
370 |
370 |
371 |
аудит эффективности |
18 |
16 |
14 |
стратегический аудит |
3 |
2 |
2 |
По поручениям и обращениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, из них: |
33 |
27 |
33 |
по поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации |
13 |
17 |
20 |
по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы |
20 |
10 |
13 |
Количество обращений граждан, учтенных Счетной палатой при проведении контрольных мероприятий |
1913 |
1991 |
1782 |
Проведено совместных контрольных мероприятий: |
77 |
80 |
83 |
с Генеральной прокуратурой Российской Федерации |
7 |
13 |
10 |
с МВД России |
11 |
16 |
28 |
с ФСБ России |
29 |
26 |
24 |
с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации |
16 |
15 |
16 |
с высшими органами финансового контроля зарубежных стран |
14 |
10 |
5 |
Количество договоров, соглашений с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации |
83 |
83 |
83 |
Количество соглашений и меморандумов о сотрудничестве с зарубежными ВОФК |
64 |
63 |
59 |
Проведено заседаний Коллегии Счетной палаты |
58 |
66 |
64 |
Рассмотрено вопросов на заседаниях Коллегии Счетной палаты |
874 |
908 |
891 |
Количество материалов, направленных палатам Федерального Собрания Российской Федерации |
704 |
688 |
729 |
Количество информационных писем, направленных в Правительство Российской Федерации |
80 |
135 |
132 |
Количество информационных писем, направленных Президенту Российской Федерации |
20 |
15 |
23 |
Нарушения законодательства, устранение которых требует возмещения бюджетных средств (млрд. рублей) |
4,5 |
11 |
2,3 |
Нарушения бюджетного законодательства (млрд. рублей) |
187,2 |
60,5 |
177,6 |
Нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (млрд. рублей) |
1,4 |
0,1 |
0,4 |
Нарушения законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности (млрд. рублей) |
16,6 |
65,3 |
13,2 |
Нарушения законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (млрд. рублей) |
130,7 |
238,5 |
42,6 |
Нарушения при распоряжении и управлении государственной собственностью (млрд. рублей) |
8,2 |
15,5 |
10 |
Несвоевременная передача пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям и в негосударственные пенсионные фонды (млрд. рублей) |
389,8 |
295,8 |
197,3 |
Иные нарушения, выявленные при использовании средств бюджетной системы (млрд. рублей) |
46,3 |
41,6 |
41,2 |
Нецелевое использование средств бюджетной системы (млрд. рублей) |
1,2 |
1,2 |
1,6 |
Всего выявлено нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы (млрд. рублей) |
781,4 |
718,5 |
483,9 |
Количество направленных представлений и предписаний |
339 |
336 |
333 |
Количество материалов, направленных в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы |
164 |
176 |
217 |
Количество возбужденных уголовных дел |
78 |
72 |
41 |
Количество представлений, вынесенных Генеральной прокуратурой Российкой Федерации по материалам Счетной палаты |
369 |
129 |
63 |
Количество мер дисциплинарного и административного реагирования, вынесенных по результатам проверок Счетной палаты, в том числе: |
716 |
765 |
352 |
замечание (чел.) |
53 |
197 |
21 |
предупреждение (чел.) |
13 |
174 |
13 |
выговор (чел.) |
48 |
94 |
34 |
увольнение (чел.) |
59 |
62 |
24 |
понижение в должности (чел.) |
1 |
1 |
– |
депремированы (чел.) |
9 |
9 |
7 |
привлечены к административной ответственности (чел.) |
425 |
228 |
253 |
Информационное присутствие Счетной палаты: | |||
количество публикаций, сюжетов и сообщений (тыс.) |
65 |
40 |
31,6 |
количество посещений WEB-сайта (тыс.) |
475 |
500 |
400 |
количество теле- и радиосюжетов |
1300 |
1410 |
1070 |
количество сюжетов на YouTube |
46 |
33 |
20 |
Численность сотрудников Счетной палаты, в том числе: |
1163 |
1168 |
1214 |
количество государственных гражданских служащих (чел.) |
1108 |
1132 |
1186 |
% от общей численности |
95,3 |
96,9 |
97,7 |
Состав сотрудников Счетной палаты по образованию (чел./%): | |||
высшее профессиональное |
1140/98 |
1144/97,9 |
1191/98,1 |
среднее профессиональное |
13/1,1 |
14/1,2 |
12/0,99 |
Фактические затраты на содержание Счетной палаты (млрд. рублей) |
2,3 |
2,1 |
2 |
2.3. Контроль за формированием и исполнением федерального бюджета
Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля, составляет единую систему контроля Счетной палаты за формированием и исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Он существенно дополняется тематическими проверками, экспертно-аналитическими мероприятиями, проводимыми в соответствии с планом работы Счетной палаты, по поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Предварительный контроль формирования федерального бюджета осуществляется в соответствии со статьей 195 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» и положениями стандарта внешнего финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой, СФК 201 «Предварительный контроль формирования проекта федерального бюджета», и представляет собой комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке и анализу обоснованности показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, наличия и состояния нормативной методической базы его формирования, и на их основе подготовку заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, которое после рассмотрения и утверждения Коллегией Счетной палаты представляется в палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Счетная палата принимает участие в ходе рассмотрения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в Государственной Думе и Совете Федерации.
В ходе предварительного контроля осуществляется:
определение соответствия действующему законодательству проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Государственную Думу;
определение обоснованности, целесообразности и достоверности показателей, содержащихся в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, документах и материалах, представляемых одновременно с ним в Государственную Думу;
оценка проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период как инструмента социально-экономической политики государства, его соответствия положениям ежегодного и Бюджетного посланий Президента Российской Федерации и иным программным документам, соответствия условиям среднесрочного планирования, ориентированного на конечный результат.
Оперативный контроль за ходом исполнения федерального бюджета осуществляется в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» и положениями стандарта внешнего финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой, СФК 202 «Оперативный контроль исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов».
Счетная палата в процессе исполнения федерального бюджета контролирует полноту и своевременность поступлений доходов в федеральный бюджет, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с утвержденными показателями федерального закона о федеральном бюджете, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.
В целях обеспечения своевременного сбора и обработки информации, необходимой для составления Счетной палатой оперативного отчета о ходе исполнения федерального бюджета, в Российской Федерации вводится обязательная для всех федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций финансовая отчетность. Решение о конкретных сроках введения и формах данной отчетности принимается Правительством Российской Федерации по представлению Счетной палаты Российской Федерации.
Данные контроля за ходом исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов используются при планировании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Ежеквартально нарастающим итогом подготавливаются отчеты о ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году по форме, утвержденной Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации. Оперативные отчеты за I квартал, первое полугодие, девять месяцев и за год после их утверждения Коллегией Счетной палаты Российской Федерации представляются палатам Федерального Собрания Российской Федерации.
Оперативный отчет подготавливается на основании результатов оперативного контроля за ходом исполнения федерального бюджета в текущем году, проверок, проведенных Счетной палатой Российской Федерации, расходных расписаний и первичных платежных документов на осуществление операций со средствами федерального бюджета, а также данных отчетности Минфина России, Федерального казначейства, главных администраторов средств федерального бюджета и иных участников бюджетного процесса, на которых законодательством Российской Федерации возложены бюджетные полномочия.
Оперативный отчет содержит подробные сведения о поступлении доходов в федеральный бюджет, о расходовании бюджетных средств, об источниках финансирования дефицита (профицита) бюджета, а также информацию о реализации приоритетных национальных проектов, о движении средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, о бюджетных ассигнованиях из Инвестиционного фонда Российской Федерации, о бюджетных ассигнованиях на формирование имущества государственных корпораций, о расходах федерального бюджета на подготовку и проведение Олимпиады – 2014 и т.д. Кроме того, к отчету прилагается аналитическая записка с графиками, диаграммами, схемами, рисунками, наглядно отражающими не только ход исполнения бюджета, но и макроэкономическую ситуацию на каждую отчетную дату.
В рамках оперативного контроля осуществляется подготовка заключений Счетной палаты Российской Федерации на законопроекты о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, а также в иные акты бюджетного законодательства.
Последующий контроль исполнения федерального бюджета осуществляется в соответствии со статьей 264.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» и на основании стандарта внешнего финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой, СФК 203 «Последующий контроль исполнения федерального бюджета» и представляет собой комплекс контрольных мероприятий по проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и плановый период, годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год.
В ходе последующего контроля осуществляется:
определение соответствия исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и плановый период Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством, главными администраторами средств федерального бюджета положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и других законодательных актов Российской Федерации;
анализ выполнения положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации;
определение достоверности показателей отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в части доходов и расходов федерального бюджета, источников финансирования дефицита федерального бюджета, государственного внутреннего и внешнего долга;
определение наличия, состояния и эффективности внутреннего государственного финансового контроля в главных администраторах средств федерального бюджета;
установление законности, целевого назначения, эффективности и результативности использования средств федерального бюджета;
анализ качества управления государственными финансами главными администраторами средств федерального бюджета;
анализ хода реализации ФЦП в части полноты и своевременности финансирования мероприятий и объектов ФЦП, объектов непрограммной части ФАИП, целевого и эффективного использования выделенных средств при достижении конечных результатов, выполнения показателей эффективности и результативности деятельности заказчиков ФЦП;
анализ реализации приоритетных национальных проектов;
анализ результатов использования бюджетных средств;
анализ выполнения федеральными органами государственной власти мероприятий по противодействию коррупции;
анализ выполнения предложений Счетной палаты, содержащихся в информационных письмах, направленных Правительству Российской Федерации и Минфину России по результатам проверки отчетности об исполнении федерального бюджета за год, предшествующий отчетному финансовому году;
анализ выполнения мероприятий, определенных Программой Правительства Российской федерации по повышению эффективности бюджетных расходов.
По результатам комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по внешней проверке годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый готовятся заключения Счетной палаты по каждому главному администратору средств федерального бюджета, а также заключение на отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год, которые после рассмотрения и утверждения Коллегией Счетной палаты представляются в Совет Федерации и Государственную Думу. Кроме того, заключение Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год направляется Правительству Российской Федерации.
Формирование системы внешнего финансового контроля, обеспечивающей единство контроля на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации, остается одной из актуальных проблем эффективного управления общественными финансами.
В целях укрепления и развития единой системы внешнего финансового контроля Счетная палата взаимодействует с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основании положений статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и статьи 18 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Взаимодействие Счетной палаты с контрольно-счетными органами осуществляется по двум основным направлениям: на основании соглашений о сотрудничестве между Счетной палатой и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации; в рамках Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации.
Двустороннее сотрудничество Счетной палаты с контрольно-счетными органами способствует организации и проведению совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, внедрению аудита эффективности использования государственных и муниципальных средств, развитию стратегического аудита, совершенствованию методического обеспечения, обеспечению функционирования и развитию государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации (ГИАС КСО) и повышению квалификации сотрудников.