Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 15:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".
1. Понятие и роль финансов. Их связь с денежными отношениями.
Финансовое право – одна из важнейших активно развивающихся динамичных отраслей Российского права, регулирующая комплекс важнейших общественных отношений возникших между государством и юр и физ лицами.
Наименование отрасли права обусловлена термином финансы т. е. связью с денежными отношениями. Однако, имеются в виду не все денежные отношения, а особые ден. Отношения.
Термин финансы не стоит путать с деньгами.
Характеристика финансов
Финансы –одна из эк. категорий развитее которой связанно с товарно – денежными отношениями и со существованием государства, использующего эту категорию для выполнения своих задач.
Как экономическая категория финансы это система стоимостных денежных отношений в процессе которых формируются гос. и муниципальные ден. фонды в результате распределения и перераспределение национального дохода.
По материальному содержанию финансы это денежные фонды мобилизуемые и используемые гос и местными органами для реализации своих задач.
Финансы это не сами денежные средства, это отношения между субъектами экономической жизни по поводу их формирования, распределения и использования.
Деньги как эк. категория представляют собой товар, служащий всеобщим эквивалентом.
Деньги как эк. явление выделяют след. Функции:
1. Прежде всего деньги – средство платежа по товарным и не товарным операциям.
2. Деньги яв. регулятором эк. процессов, а также служат средством накопления.
Финансы и фин. Отношения это обязательно денежные отношения. Но не все отношения по поводу денег явл. финансами. Финансы не охватывают все сферы денежных отношений, а их содержанием явл. т.е ден. отношения посредством которых образуются денежные фонды гос., его потерриториаьного разделения, а также организаций и учреждений.
2. Сущность финансов,
функции, специфические
Сущность финансов проявляется в их функциях:
1. Распределительная– это распределение национального дохода. Элементами функции явл:
Объект распределения – это что распределяется гос. национальный доход, совокупный общественный продукт, национальное богатство.
Субъект распределения – тот кто распределяет, само гос, административно – территориальное образование, предприятия, учреждения, организации.
2. Контрольная функция финансов проявляется при их использовании в качестве одного из средств позволяющих осущ. эффективный контроль за фин. хоз. деятельностью государственных и муниципальных органов, коммерческих и не коммерческих организациях, а также граждан.
Специфические признаки финансов:
1. Финансы носят денежный характер, финансы это всегда особые денежные отношения.
2. Одной из сторон этих
отношений всегда выступает
3. Движение в форме
финансовых ресурсов их
Финансы– это эк. ден. отношения, по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств гос., его территориальных подразделений, предприятий, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и соц. нужд в процессе осуществления которых происходит распределение национального дохода, общественного продукта и контроль за удовлетворения потребностей общества.
3. Финансовая система РФ, её структура и элементы.
Финансовая система РФ – это совокупность финансовых и кредитных инструментов при помощи которых гос. собирает, распределяет, использует фонды денежных средств.
Финансовая система: институт гос. финансов ( бюджетная система,гос. кредит, гос. внебюджетные фонды); институт финансов предприятий (финансы ком. пред, фин. не ком.пред.); институт кредитования; институт страхования (имущ. страх, обязат. страх, соц. страх.); институт местных финансов.
Институт гос. финансов:
Бюджетная система состоит из федерального, регионального и местного бюджета.
Гос. кредит – отношения по средством которых образуется гос. долг т.е. отношения по временному использованию ден. средств юр. и физ. лиц государством при недостаточности гос. бюджетных доходов для осуществления намеченных расходов. Гос. выступает в качестве заемщика, а лица которые предостовляют денежные средства являются кредиторами.
Гос. внебюджетные фонды средства находящиеся в федеральной собственности, через ГВФ реализуется политика гос. осуществлению обязательного соц. страхования которая в свою очередь является системой соц. защиты. Пенсионный фонд РФ происходит соц. обеспечение граждан по возрасту. Фонд соц. страхования РФ гарантирует обеспечение граждан по болезни, инвалидности и. т. д. Федеральный фонд обязательного мед. Страхования (ФФОМС) реализуется бесплатная мед.помощь и охрана здоровья граждан.
Институт финансов предприятий:
Финансы предприятий исходное звено, основа всей финансовой системы РФ, т.к. именно они связаны с материальным производством в процессе которого и создается национальный доход гос. В своем материальном выражении обособленные денежные фонды создаваемые на каждом конкретном предприятии.
Институт кредитования
Образует отношения возникающие между вкладчиками и банками другими кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств и предоставления банковских ссуд.
Институт страхования
В сфере страховых отношений каждое из звеньев предоставлено особой отраслью страхования подразделяется по видам страхования.
Институт местных финансов
В соответствии с фед. Законом от 6.10.03 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» средства местных внебюджетных фондов, средства местных бюджетов.
4. Финансовая деятельность гос. и органы гос. власти осуществляющие фин. Деятельность.
4.1. Понятие фин. деят. Гос.
Финансы в обществе, где сущ. товарно – денежные отношения объективно необходимы. Финансы не возникают стихийно, они возникают в процессе планомерной деятельности гос.
Фин. деят.гос – это процесс собирания, распределения и использования фондов денежных средств обеспечивающих практическое выполнение функций гос.Фин. деят. Это обязательно плановая деятельность т.е. основанная на фин. плане. Фин. деят гос. и органов местного самоуправления осущ. В соответствии с принципами закрепленных в конституции РФ.
4.2. Принципы осуществления фин. деят. гос.
- Принцип федерализма фин. деят. направлена на сочетание федеративных интересов с интересами субъектов РФ;
- Принцип законности выражается в том, что весь процесс, а именно по созданию, распространению, использованию фондов ден. средств, детально регламентируются нормами финансового права (правилами поведения). Соблюдение этих норм обеспечивается возможностью применения к правонарушениям мер гос. принуждения ( пении, штрафы, угол.ответ.);
- Принцип равноправия субъектов РФ фин. деят. гос. (статья 5 конст.РФ, каждый субъект может создавать свои законы) (бюджета);
-Принцип гласности –
проявляется в процедуре
- Принцип плановости означает что вся фин. деят. гос. базируется на основе целой системы фин. плановых актов, структура которых, порядок утверждается и исполнения закрепляются в соответствующих нормативно – правовых актов;
- Принцип разделения
- Принцип самостоятельности фин. деят. органов местного самоуправления (Ст.12,130,133 Конст.РФ).
4.3. Органы, осуществляющие фин. деят.
Финансовая деятельность осуществляют все без исключения гос.органы, так как выполнение функций государства по всем направлениям связано с использованием финансов.
Группы органов финансовой власти
1.Органы общей компетенции. наряду с общими полномочиями на них наложены специальные: Госдума, Президент РФ, Правительство РФ
Госдума занимается принятием законов, это орган законодательной власти. по вопросам федерального бюджета, по вопросам налогов и сборов, по вопросам финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, по вопросам денежной эмиссии. Все законы, принимаемые Госдумой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации, т.е. Верхней палаты федерального собрания.
Президент РФ, как глава гос-ва, обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов гос-ой власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики в области финансов; обращается с ежегодным отчетом к федеральному собранию РФ о социально-экономическом положении в стране (ст. 80); подписывает и обнародует ФЗ (ст. 84 Конституции РФ); издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, ГВФ, финансирования гос-ых расходов федерального уровня, по вопросам денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других фин.отношений.
Правительство РФ действует в соответствие с федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года №2 ФКХ «О правительстве РФ». В соответствие со статьей 15 ФЗ «Полномочия правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики». В соотв. с этой статьей на правительство возложено:
2.Органы специальной компетенции: МИНФИН, Федеральное Казначейство РФ, ЦБ РФ, ФНС, Федеральная таможенная служба, ГВФ.
МИНФИН действует в соотв. с положении «О министерстве финансов», утвержденным постановлением правительства от 30 июня 2004 года№329. Полномочия:
МИНФИН является федеральным органом исполнительной власти, осущ. функции по выработке гос-ой политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деят-ти, гос.долга, бухгалтерского отчета и бухгалтерского учета произ-ва, переработки и обращения драг.камней, таможенных латежей, и т.д. В настоящее время в МИНФИН входят 4 Федеральных органа: Налоговая, Федеральное Казначейство, Федеральная служба федерально-бюджетного надзора, Федеральная служба страхового надзора + Федеральная служба по финансовым рынкам указом президента от 4 марта 2011 года «270 «О мерах по совершенствованию гос-ого регулирования в сфере финн. рынка РФ.
Федеральное Казначейство действует в соотв. с положением «О федеральном казначействе» от 1 декабря 2004 года №703. Было образовано указом президента от 8 декабря 1992 года «1956. Функции: