Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 15:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".
Совокупность
групп отношений, составляющих предмет
правового регулирования
1. Отношения по поводу формирования государством фондов денежных средств в государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды.
2. Отношения по поводу
использования средств из
3. Отношения по поводу
образования и использования
финансов государственных
4. Отношения по поводу
финансового контроля в
5. Отношения по поводу
получения и возврата
Финансовое право как отрасль права характеризуется не только собственным предметом правового регулирования, но и наличием специфического метода регулирования отношений.
Метод финансового права – это совокупность юридических приемов, способов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.
В финансовом праве существует 2 основных метода регулирования общественных отношений:
1. Административно-правовой метод (императивный, метод власти и подчинения).
Суть метода властных предписаний состоит в том, что одна сторона правоотношения (государство или уполномоченный государством орган) дает обязательные предписания для другой стороны, при этом другая сторона не обладает властными полномочиями вообще, либо обладает ими, но в меньшем объеме.
Императивность данного метода означает, что субъекты финансового права (участники), как правило, не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, а также определять их содержание. Они выполняют свои обязанности и осуществляют свои права лишь в тех случаях, которые прямо прописаны в нормативно-правовых актах.
Административно-правовой метод исходит из неравного положения сторон, то есть отношений власти и подчинения.
2. Гражданско-правовой метод (диспозитивный).
Основан на равенстве сторон, то есть экономических инструментах регулирования.
Именно административно-
Финансовое право, как
отрасль российского права
Финансовое право, как самостоятельная отрасль права (схема):
1. Основные критерии выделения данной отрасли:
а). наличие собственного предмета права
б). наличие специфического предмета права
2. Дополнительные
критерии выделения данной
а). наличие особых (специальных) источников права
б). конституционное и законодательное закрепление принципов данной отрасли права
в). наличие специфической системы понятий и категорий, присущих только для этой отрасли права.
3. Предпосылки
выделения данной отрасли
а). общественная потребность в данной отрасли
б). государственный интерес
в). особая значимость финансов и финансовой системы в целом
2. Система
финансового права: понятие,
Финансовое право состоит
из множества отдельных финансово-
Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязи регулируемых ими общественных отношений.
Исходя из вышесказанного, система финансового права – это объективно обусловленная системой финансовых отношений внутреннее строение финансового права, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
Элементы финансового права.
1. Финансово-правовые нормы.
2. Финансово-правовые
3. Финансово-правовые институты
– это совокупность
4. Подотрасли финансового права (бюджетное право, налоговое право). Подотрасли финансового права – это совокупность институтов, субинститутов и норм финансового права, представляющая собой целостное правовое образование, которым регламентируется специфический вид общественных отношений (имеющий относительно самостоятельный характер), в пределах сферы регулирования отрасли финансового права.
5. Раздел финансового права – это более крупная по сравнению с подотраслью (правовое регулирование государственных и муниципальных доходов).
6. Части финансового права
– это наиболее крупные
К общей части финансового
права относятся нормы
- основные общие принципы
- правовые формы и методы
финансовой деятельности
- закрепляют систему
- основные черты финансово-
- формы и методы финансового контроля
Нормы общей части финансового
права конкретизируются в его
особенной части. Особенная часть
состоит из нескольких разделов, включающих
в себя соответствующие финансово-
- в области государственной бюджетной системы
- в государственных
- финансов государственных предприятий
- государственных доходов
- государственного кредита
- страхования
- налогообложения
- банковского кредитования
- денежного обращения и расчетов
- валютного регулирования и валютного контроля
3. Источники
финансового права: понятие и
система источников права.
Нормы финансового права
содержатся в большом числе разнообразных
нормативно-правовых актах (источники).
К ним относятся акты представительных
(законодательных) и исполнительных
органов государственной
Источники финансового права в РФ – это нормативно-правовые акты, представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права (правила поведения). Главным источником финансового права является Конституция РФ, в которой закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства.
1. Акты федеральных органов.
2. Акты субъектов РФ.
3. Акты органов местного самоуправления.
4. Международные акты.
5. Финансовое законодательство.
Акты федеральных органов:
- законы РФ
- подзаконные федеральные акты
Законы РФ.
1. Закон РФ: Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить Конституции РФ.
2. Акты Федерального Собрания РФ.
а). Федеральные Конституционные законы, принимаются в особом порядке. Закон считается принятым, если проголосовало ¾ Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы.
б). Федеральные законы (50% + 1 голос).
в). Декларации, положения, постановления и др.
Подзаконные Федеральные акты.
1. Указы, распоряжения Президента РФ.
2. Постановления, распоряжения Правительства РФ.
3. Нормативные акты министерств, ведомств, федеральных служб и других центральных органов.
4. Приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.
Акты субъектов РФ:
- законы субъектов РФ
- подзаконные акты субъектов РФ
Законы субъектов РФ.
1. Основным законодательным актом субъектов РФ являются Конституции в республиках РФ или уставы в других субъектах.
2. Законы субъектов РФ
(закон о бюджете, закон о
правительстве, закон
Подзаконные акты субъектов РФ.
1. Указы, распоряжения Президента, указы Губернаторов.
2. Постановления, распоряжения Правительства РФ.
3. Нормативные акты министерств субъектов РФ.
4. Приказы, постановления иных органов субъектов РФ.
Акты органов местного самоуправления:
- нормативные акты местной
администрации, которые
Международные акты.
Общепризнанные принципы
и нормы международного права
и международные договоры РФ (обязательно
ратифицированы Россией)
Финансовое законодательство.
Представляет собой
Тема 3: Финансово – правовые нормы и финансовые отношения
1. Понятие, признаки и виды финансово правовых норм (ФПН).
Финансовые правоотношения, возникающие в процессе фин. деят. Гос., регулируется нормами финансового права.
ФПН исходные первичные элементы из которых состоит финансовое право как отрасль права. Этим нормам свойствены все общие черты любой правовой нормы, но им присущи свои индивидуальные особенности, характерны для этой отрасли права.
Особенности ФПН обусловлены тем, что они регулируют отношения возникающие в процессе планового образования, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых для их задач и функций.
Признаки (особенности) ФПН:
1- Эти нормы имеют особую сферу применения, а именно область финансовой деятельности гос., т.е. они регулируют поведение субъектов фин. деят;
2- Эти нормы носят Гос – властный (императивный) характер, они выражены в категорической формы, которая не допускает произвольного изменения условий, порядка их действия прав и обязанности сторон, а также санкций;
3- Эти нормы имеют материальное обеспечение т.е. Гос органы, применяющие решения в области фин. деят., всегда ограничены объективными экономическими возможностями;
4- С точки зрения происхождения
эти нормы не возникают как
фактические, а всегда
Виды финансово правовых норм (классификация ФПН по различным основанием, критериям):
1. По выполняемым функциям:
- регулятивные ФПН направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления субъектам (участникам) соответствующих прав и возложения на них обязанностей;
- охранительные ФПН предусматривают применения мер Гос. принуждения (охраняют) за финансовое правонарушения(Пр. гл. 16 НК РФ ст 116-129).
2. По характеру
воздействия на участниках
- обязывающие ФПН регулируют активное поведение субъектов и в категорической форме обязывают участников совершать определенные действия. (Пр. платить закон установленные налоги и сборы);
- запрещающая ФПН приписывает запрет на совершение определенных действий в области финансов и обязывают участников финансовых отношений воздержатся от этих действий. ( Пр. запрещается заниматься банковской деятельностью без лицензии ЦБ);
- уполномочивающая ФПН закрепляют права, уполномочивают на совершение определенных действий в установленных пределах;
3. По содержанию ФПН:
- материальные ФПН закрепляют материальное (денежное содержание юридических прав и обязанностей участников фин. отношений);
-процессуальные ФПН устанавливается порядок применения и действия материальных норм ( Пр. стадии бюджетного процесса);
4. По территориальному признаку:
- ФПН действующие на территории РФ;
- ФПН действующие на территории субъектов РФ;
- ФПН действующие на территории муниципальных образований.
5. По времени действия:
- общие ФПН устанавливаются на не определенный срок и утрачивают свою юр. силу в связи с отменой или изменением;