Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 15:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ.docx

— 63.46 Кб (Скачать файл)

Совокупность  групп отношений, составляющих предмет  правового регулирования финансового  права.

1. Отношения по поводу формирования государством фондов денежных средств в государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

2. Отношения по поводу  использования средств из фондов.

3. Отношения по поводу  образования и использования  финансов государственных предприятий.

4. Отношения по поводу  финансового контроля в процессе  осуществления государством финансовой  деятельности.

5. Отношения по поводу  получения и возврата правительством  средств государственного ссудного  фонда, а также иные отношения  по государственному кредиту.

Финансовое право как  отрасль права характеризуется  не только собственным предметом  правового регулирования, но и наличием специфического метода регулирования  отношений.

Метод финансового  права – это совокупность юридических приемов, способов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.

В финансовом праве существует 2 основных метода регулирования общественных отношений:

1. Административно-правовой метод (императивный, метод власти и подчинения).

Суть метода властных предписаний  состоит в том, что одна сторона  правоотношения (государство или  уполномоченный государством орган) дает обязательные предписания для другой стороны, при этом другая сторона  не обладает властными полномочиями вообще, либо обладает ими, но в меньшем  объеме.

Императивность данного  метода означает, что субъекты финансового  права (участники), как правило, не могут  по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, а также  определять их содержание. Они выполняют  свои обязанности и осуществляют свои права лишь в тех случаях, которые прямо прописаны в  нормативно-правовых актах.

Административно-правовой метод  исходит из неравного положения  сторон, то есть отношений власти и  подчинения.

2. Гражданско-правовой метод (диспозитивный).

Основан на равенстве сторон, то есть экономических инструментах регулирования.

Именно административно-правовой метод является основным методом  регулирования отношений.

 

Финансовое право, как  отрасль российского права представляет собой совокупность юридических  норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, то есть в  процессе планового образования, распределения  и использования денежных фондов государства, необходимых для осуществления  его задач и функций.

 

Финансовое  право, как самостоятельная отрасль  права (схема):

1. Основные критерии  выделения данной отрасли:

а). наличие собственного предмета права

б). наличие специфического предмета права

2. Дополнительные  критерии выделения данной отрасли:

а). наличие особых (специальных) источников права

б). конституционное и законодательное закрепление принципов данной отрасли права

в). наличие специфической системы понятий и категорий, присущих только для этой отрасли права.

3. Предпосылки  выделения данной отрасли права:

а). общественная потребность в данной отрасли

б). государственный интерес

в). особая значимость финансов и финансовой системы в целом

 

2. Система  финансового права: понятие, структура  и элементы системы.

Финансовое право состоит  из множества отдельных финансово-правовых норм (правила поведения). Совокупность правовых норм выражается в сложной  и целостной системе. Внутри этой единой системы формируются институты  и более крупные подразделения, располагаемые в определенной последовательности и взаимной связи.

Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязи  регулируемых ими общественных отношений.

Исходя из вышесказанного, система финансового права –  это объективно обусловленная системой финансовых отношений внутреннее строение финансового права, объединение  и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

Элементы финансового  права.

1. Финансово-правовые нормы.

2. Финансово-правовые субинституты – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по одному или нескольким признакам.

3. Финансово-правовые институты  – это совокупность субинститутов и финансово-правовых норм, объединенных по признаку, обеспечивающие самостоятельное регулирование определенной группы общественных отношений.

4. Подотрасли финансового права (бюджетное право, налоговое право). Подотрасли финансового права – это совокупность институтов, субинститутов и норм финансового права, представляющая собой целостное правовое образование, которым регламентируется специфический вид общественных отношений (имеющий относительно самостоятельный характер), в пределах сферы регулирования отрасли финансового права.

5. Раздел финансового  права – это более крупная по сравнению с подотраслью (правовое регулирование государственных и муниципальных доходов).

6. Части финансового права  – это наиболее крупные подразделения,  обусловленные наличием в финансовом  праве норм, закрепляющих общие  для всей отрасли принципы; идеи  и положения функционирования  данной отрасли права; наличие  норм, институтов, регулирующих отдельные  виды и группы отношений. Различают  2 части финансового права: общая  часть и особенная часть.

К общей части финансового  права относятся нормы финансового  права, которые закрепляют:

- основные общие принципы

- правовые формы и методы  финансовой деятельности государства

- закрепляют систему государственных  органов, осуществляющих финансовую  деятельность, а также разграничение  их полномочий

- основные черты финансово-правового  положения других субъектов, с  которыми они выступают во  взаимоотношения

- формы и методы финансового  контроля

Нормы общей части финансового  права конкретизируются в его  особенной части. Особенная часть  состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. В особенную часть входят разделы, в которые сгруппированы нормы, регулирующие отношения в следующих  областях:

- в области государственной  бюджетной системы

- в государственных внебюджетных  фондах

- финансов государственных  предприятий

- государственных доходов

- государственного кредита

- страхования

- налогообложения

- банковского кредитования

- денежного обращения  и расчетов

- валютного регулирования  и валютного контроля

 

3. Источники  финансового права: понятие и  система источников права. Финансовое  законодательство.

Нормы финансового права  содержатся в большом числе разнообразных  нормативно-правовых актах (источники). К ним относятся акты представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления и т.д.

Источники финансового  права в РФ – это нормативно-правовые акты, представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права (правила поведения). Главным источником финансового права является Конституция РФ, в которой закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства.

1. Акты федеральных органов.

2. Акты субъектов РФ.

3. Акты органов местного  самоуправления.

4. Международные акты.

5. Финансовое законодательство.

 

Акты федеральных  органов:

- законы РФ

- подзаконные федеральные  акты

Законы РФ.

1. Закон РФ: Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить Конституции РФ.

2. Акты Федерального Собрания  РФ.

а). Федеральные Конституционные  законы, принимаются в особом порядке. Закон считается принятым, если проголосовало  ¾ Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов  Госдумы.

б). Федеральные законы (50% + 1 голос).

в). Декларации, положения, постановления  и др.

Подзаконные Федеральные акты.

1. Указы, распоряжения Президента РФ.

2. Постановления, распоряжения  Правительства РФ.

3. Нормативные акты министерств,  ведомств, федеральных служб и  других центральных органов.

4. Приказы, постановления,  инструкции иных федеральных  органов исполнительной власти.

 

Акты субъектов  РФ:

- законы субъектов РФ

- подзаконные акты субъектов  РФ

Законы субъектов РФ.

1. Основным законодательным актом субъектов РФ являются Конституции в республиках РФ или уставы в других субъектах.

2. Законы субъектов РФ (закон о бюджете, закон о  правительстве, закон Свердловской  области о транспортном налоге).

Подзаконные акты субъектов РФ.

1. Указы, распоряжения Президента, указы Губернаторов.

2. Постановления, распоряжения Правительства РФ.

3. Нормативные акты министерств  субъектов РФ.

4. Приказы, постановления  иных органов субъектов РФ.

 

Акты органов  местного самоуправления:

- нормативные акты местной  администрации, которые действуют  только на территории соответствующего  муниципального образования. Бывают  двух видов: распоряжения; решения  городской думы (например, о бюджете  муниципального образования г. Екатеринбург).

 

Международные акты.

 Общепризнанные принципы  и нормы международного права  и международные договоры РФ (обязательно  ратифицированы Россией) является  составной частью правовой системы.  В соответствии с частью 4 статьи 15 КРФ прописано, что если международным  договором РФ установлены иные  правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора.

 

Финансовое законодательство.

Представляет собой совокупность нормативно-правовых актов (законов), содержащих нормы финансового права.

 

Тема 3: Финансово – правовые нормы  и финансовые отношения

1. Понятие, признаки  и виды финансово правовых  норм (ФПН).

Финансовые правоотношения, возникающие в процессе фин. деят. Гос., регулируется нормами финансового права.

ФПН исходные первичные элементы из которых состоит финансовое право как отрасль права. Этим нормам свойствены все общие черты любой правовой нормы, но им присущи свои индивидуальные особенности, характерны для этой отрасли права.

Особенности ФПН обусловлены  тем, что они регулируют отношения возникающие в процессе планового образования, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых для их задач и функций.

Признаки (особенности) ФПН:

1- Эти нормы имеют особую  сферу применения, а именно область  финансовой деятельности гос., т.е. они регулируют поведение субъектов фин. деят;

2- Эти нормы носят Гос – властный (императивный) характер, они выражены в категорической формы, которая не допускает произвольного изменения условий, порядка их действия прав и обязанности сторон, а также санкций;

3- Эти нормы имеют материальное  обеспечение т.е. Гос органы, применяющие решения в области фин. деят., всегда ограничены объективными экономическими возможностями;

4- С точки зрения происхождения  эти нормы не возникают как  фактические, а всегда устанавливаются  Гос. в конкретных нормативно – правовых актов.

Виды финансово  правовых норм (классификация ФПН  по различным основанием, критериям):

1. По выполняемым  функциям:

- регулятивные ФПН направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления субъектам (участникам) соответствующих прав и возложения на них обязанностей;

- охранительные ФПН предусматривают применения мер Гос. принуждения (охраняют) за финансовое правонарушения(Пр. гл. 16 НК РФ ст 116-129).

2. По характеру  воздействия на участниках отношений:

- обязывающие ФПН регулируют  активное поведение субъектов и в категорической форме обязывают участников совершать определенные действия. (Пр. платить закон установленные налоги и сборы);

- запрещающая ФПН приписывает запрет на совершение определенных действий в области финансов и обязывают участников финансовых отношений воздержатся от этих действий. ( Пр. запрещается заниматься банковской деятельностью без лицензии ЦБ);

- уполномочивающая ФПН закрепляют права, уполномочивают на совершение определенных действий в установленных пределах;

 

 

3. По содержанию  ФПН:

- материальные ФПН закрепляют материальное (денежное содержание юридических прав и обязанностей участников фин. отношений);

-процессуальные ФПН устанавливается порядок применения и действия материальных норм ( Пр. стадии бюджетного процесса);

4. По территориальному  признаку:

- ФПН действующие  на территории РФ;

- ФПН действующие  на территории субъектов РФ;

- ФПН действующие  на территории муниципальных образований.

5. По времени  действия:

- общие ФПН устанавливаются на не определенный срок и утрачивают свою юр. силу в связи с отменой или изменением;

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"