Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 15:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".
- временные ФПН устанавливаются на определенный срок ( Пр. Фед. Закон о бюджете на 2012 год );
6. По выполняемым операциям:
- обще закрепительные в обобщенной форме фиксируют определенные признаки регулируемых отношений;
- дефетивные ФПН закрепляют существенные признаки соответствующих фин. правовых категорий, понятий, дефиниций;
- нормы принципы устанавливают основные начала финансового законодательства ( Пр. принципы федерализации и. т. д. );
- комплексные ФПН определяют порядок применения и соподчиненность нормативно правовых актов, которые должны действовать в конкретном случае;
- оперативные ФПН определяют порядок вступления в силу новых ФПН, отмену действующих норм, продление срока действия.
Структура и элементы ФПН:
Нормами финансового права как и любая норма права в др. отрасли права подразделяется на 3 элемента: гипотеза, диспозиция, санкция.
Гипотеза норма права предполагает условия действия ФПН, как правило гипотеза несколько четко сформулированных условий при которых предоставляется право на совершение опред. действий в области фин. деят. гос.(Пр. предприятие обязано уплатить налог на прибыль при условиях: если оно имеет расчетный счет в банке; если имеет самостоятельный баланс; если перед имеет прибыль.
Диспозиция указывает на содержание правила поведения и требует определенное поведение от участниках финансовых правоотношений и не допускает отклонения от этих требований т.е. диспотизацияопред. содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. ( Пр. По НК РФ о налоге на прибыль предприятия должно платить налог на прибыль 20% от прибыли, 6,5% фед.бюджет, 13,5% бюджет субъектов РФ).
Санкция мера ответственности которая применяется к нарушителям ФПН (штрафы, угол. Ответ, админ. отв).
2. Финансовые правоотношения.
Понятия, особенности,
В процессе образования,
распределения и использования
финансовых ресурсов возникают
общественные отношения,
При урегулировании этих
финансовых отношений
Финансовые правоотношения
урегулируются нормами
Финансовые правоотношения
имеют общее свойства и
Отличительные особенности:
При этом отсутствует
равенство сторон, т.к. государственные
органы наделены властными
Виды финансовых
правоотношений или
-регулятивные ФПО
-охранительные ФПО
Регулятивные ФПО – это те,
которые обеспечивают реализацию регулятивной
функции права, т.е. они направлены
на регулирование общественных отношений
путем предоставления субъектами или
участниками соответствующих
Охранительные ФПО – обеспечивают реализацию охранительной функции права, т.е. предусматривают применение мер гос. регулирования.
-материальные
-процессуальные
Материальные – те, через которые
реализуются права и
Процессуальные – те, в которых выражается юр форма реализации прав и обязанностей субъектов финансового права. Возникают на основании процессуальных норм финансового права.
-имущественные ФПО
-неимущественные ФПО
Имущественные – это те, объектом которых является непосредственно деньги.
Неимущественные – это те, объектом которых является уже не деньги, а иные явления, но связанные с деньгами.
Простые ФПО – содержат 1 право и 1 обязанность.
Сложные ФПО – содержат несколько взаимосвязанных прав и обязанностей соответствующих субъектов.
Финансовое право регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юр правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование гос денежных фондов. Носители этих юр прав и обязанностей являются субъектами финансового права.
Следует различать 2 сложных понятия «субъект финансового права», «субъект финансового правоотношения».
Субъект финансового права лицо, обладающее финансовой правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансового правоотношения.
Субъект финансового
Понятия финансовойправосубъектности включают 3 понятия:
1-совокупной финансовой
2-фин. Дееспособности
3-фин. Деликтосопособность
Финансовая правоспособность – способность лица иметь предусмотренные законом финансовые права и обязанности.
Финансовая дееспособность – способность лица самостоятельно (либо через законного представителя) приобретать, осуществлять, изменять и прекращать свои фин права и обязанности.
Финансовая деликтоспособность – способность лица самостоятельно нести ответственность за неисполнение, ненадлежащее либо несвоевременную реализацию своих прав и обязанностей.
Виды субъектов финансового права.
1группа: общественные территориальные образования
Участники: РФ, субъекты РФ (республики, края, области), муниципальные образования, административные территориальные единицы входящие в состав муниципальные образования, административные муниципальные образования закрытого типа.
2группа: коллективные субъекты финансового права
Организационно обособленные самоуправляющиеся
группы людей, наделенные правом выступать
в отношения с другими
Участники: органы гос власти; органы общей и специальной компетенции; Предприятия, учреждения, организации.
3группа: Индивидуальные субъекты финансового права
Физические лица, выступающие как: граждане РФ; иностранные граждане и подданные; лица без гражданства; граждане осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр лица; должностные лица.
Тема 4.
Контроль за состоянием экономики, развитие социально-экономической сферы в обществе является важнейшей целью деятельности государства.
Финансовый контроль – это один из главных видов контроля. Государство не может реализовывать свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечивать выполнение социально-экономических программ, не располагая финансовыми ресурсами.
Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, которая присуща финансам. Данная функция проявляется в распределении национального дохода, совокупного общественного продукта, национального богатства по соотв.фондам и расходованием этих фондов по целевому назначению.
Т.о., гос-ый фин.контроль – это неотъемлемая часть гос-ого устройства и одна из важнейших функций управления страной. Финансовый контроль охватывает, прежде всего, общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности гос-ва, т.е. в процессе планового формирования, распределения и использования фондов ДС.
Финансовый контроль распространяется
не только на финансовые, но и на определенный
комплекс хозяйственных отношений,
о чем свидетельствуют
Т.о., фин.контроль – это контроль за финансовой и хозяйствующей деятельностью.
Финансовый контроль осуществляется
в установленном правовыми
Назначение фин.контроля – содействие успешной реализации финансовой политики гос-ва, а также эффективному использованию фин.ресурсов во всех сферах и звеньях экономики.
Сущность фин. контроля отражается в его задачах:
Реализации вышеназванных задач – важнейшее условие обеспечения законности финансовой и хоз.дея-ти, а также экономичного и эффективного использования бюджетных, заемных, собственных ср-в и укрепление финансовой дисциплины.
Т.о., фин.контроль обеспечивает интересы гос-ва и способствует охране прав граждан, предприятий и организаций. Также финансовый контроль призван предупреждать бесхозяйственность, расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений ТМЦ и ДС.
Объектом финансового контроля являются не только ДС, но и различные материальные ресурсы страны, поскольку их использование обусловлено товарно-денежными отношениями и осуществляются в денежной форме. Непосредственным предметом проверок являются такие стоимостные показатели:
Сферой фин. контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег или без них, например, бартерные сделки.
Финансовый контроль включает в проверку:
Принципы финансового контроля:
Виды финансового контроля (классификация):
Государственный финансовый контроль осуществляется органами гос-ой власти общей компетенции (Госдума, Правительство, Президент), а также специальными контрольными органами.
Ведомственный ФК проводится на подведомственных предприятиях и учреждениях конрольно-ревизионными подразделениями Министерств и Ведомств, иных органов исполнительной власти, а также соотв. учреждениями.
Внутриведомственный ФК осуществляется отраслевыми министерствами и ведомствами за финансовой деятельностью подотчетных предприятий и организаций.
Внутрихозяйственный ФК – это проверка финансовой, производственной и хозяйственной деятельности предприятия в целом, либо отдельных структурных подразделений. Внутрихозяйственный контроль осущ-ют: бухгалтерия, финансовый отдел, прочие экономические службы. Правовая база этого вида контроля: ФЗ от 21 ноября 1996 года №129 «О бухгалтерском учете»