Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2012 в 14:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

ФинПр.doc

— 1.87 Мб (Скачать файл)


1.        Понятие, функции финансов. Финансовая система России.

 

Термин «финансы» употребляется в нескольких смыслах.

        По своему материальному содержанию финансы представляют собой совокупность фондов денежных средств.

        В качестве экономической категории финансы рассматриваются как совокупность общественных отношений в сфере образования, распределения, перераспределения и использования денежных средств государства, регионов, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц.

        В правом смысле слова финансы — это общественные отношения по созданию, распределению и использованию денежных фондов, урегулированные нормами права.

 

   Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития государства (включая его субъекты) и общества в нужном в каждый данный период развития направлении. Финансы и финансовые отношения — это обязательно денежные отношения, однако отнюдь не все отношения по поводу денег можно считать финансовыми. Так, денежные отношения, возникающие в процессе купли-продажи, поставки, административных штрафов, нельзя назвать финансовыми. Это — общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданского, административного ит.д. Следовательно, содержание денежных отношений больше по объему, чем содержание финансовых отношений.  Финансы касаются только формирования денежных фондов государства. В РФ в качестве субъектов выступают республики, края, области, другие территориальные образования, а также государственные предприятия, учреждения, организации.

    Организации иных форм собственности также принимают активное участие в создании государственных денежных фондов, например, уплачивая налоги и другие обязательные платежи и сборы.

    Таким образом, финансы — это система экономических отношений по созданию, распределению и использованию денежных фондов государства, его территориальных подразделений, предприятий, учреждений, организаций, создаваемых для обеспечения функций и задач названных субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределительная функция.

   Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе в социальную сферу.

     Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

 

Контрольная функция. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д. Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных функций.

  В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства,ускорение научно-технического прогресса, улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

   Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

 

Регулирующая функция. Помимо распределительной и контрольной функций, по мнению некоторых экономистов, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

 

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

 

Финансовая система – форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

Финансовый институт - группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Совокупность входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему России.

Эту систему составляют:

      - бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральными, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами;

      - внебюджетные целевые фонды;

      - финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

      - имущественное и личное страхование;

      - кредит (государственный и банковский).

 

 

 

Эти звенья существуют как на федеральном, так и на уровне субъектов РФ, а также МСУ.

Функционирование финансовой системы обеспечивается движением наличных денежных знаков и в большей части - безналичными денежными платежами и расчетами. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В финансовую систему РФ также включаются финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Местные финансы. Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25 сентября 1997 г. 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.

 

Централизованные денежные фонды в определенных территориальных пределах (федеральный, республиканский, областной) - используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

 

Децентрализованные фонды предприятий, организаций, используются для производственных и социальных нужд в масштабах данного предприятия (организации, ассоциации).

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Несмотря на разграничение сферы деятельности и применения особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, т.к. базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы. Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства.

 

Государственный бюджет - является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Гос бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. С помощью него происходит перераспределение национального дохода, что позво-ляет маневрировать денежными средствами и влиять на темпы развития общественного производства. Бюджетная система РФ включает три уровня:  

1 )  федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 

(2)  бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты региональных  (террито-риальных) государственных внебюджетных фондов;

(3)  бюджеты органов МСУ (местные, муниципальные бюджеты).

 

Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные целевые фонды – пенсионный, фонд занятости, медицинский и др. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

 

Финансы предприятий - исходное звено, основа всей финансовой системы. Связаны со всеми стадиями производства и реализации произведенной продукции, создании национа-льного дохода и распределения его при посредстве финансовой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Финансовая деятельность государства: понятие, принципы, методы осуществления.

Финансовая деятельность государства — это деятельность по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов, обеспечивающих функционирование государства на  каждом этапе его развития.

 

Финансовая деятельность как особый вид государственной деятельности прежде всего направлена на создание, распределение и использование фондов денежных средств, находящихся на праве собственности у государства . Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Финансовая деятельность — это обязательно плановая  деятельность, поскольку постоянное изыскание государством дополнительных средств для пополнения  доходов с одновременной корректировкой расходов может дать положительный результат только при четком  планировании. Например, исполняя бюджет текущего года, финансовые органы государства уже начинают планировать финансовую деятельность на следующий год. Конечной целью финансового планирования является достижение баланса по каждому денежному фонду.

 

ИТОГ:

Финансовая деятельность государства – процесс планового собирания ,распределения (перераспределения) , использования денежных фондов с целью практического осуществления задач и функций государства и органов МСУ.

 

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.

Финансовой деятельности свойственны организационно-правовые особенности:

1) финансовую деятельность осуществляют органы государства всех трех ветвей власти—  законодательной, исполнительной и судебной — в пределах имеющихся у них полномочий ;

2)  финансовая деятельность носит межотраслевой характер , т.е . охватывает все сферы  экономики. Так, осуществление финансовой деятельности в какой-либо одной отрасли  экономики практически невозможно, поскольку она тесно связана с другими отраслями  (например, финансируя сельское хозяйство, государство вынуждено направлять денежные  средства и на развитие машино­строения, химической промышленности и др.) ;

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"