Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2012 в 14:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

ФинПр.doc

— 1.87 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Финансовые правоотношения и их виды.

 

Финансовые правоотношения — это экономико-правовые общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, имеющие властно-имущественный характер и выражающие публичные интересы.

Финансовые правоотношения подразделяются:

По содержанию на:

        материальные, через которые реализуются права и обязанности субъектов финансового права (они возникают на основании материальных норм финансового права);

        процессуальные, в которых выражается юр-ская форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права (они возникают на основании процессуальных норм).

По особенностям объекта на:

        имущественные, объектом которых явл-ся деньги - налог, бюджетный кредит, трансферт и т. д.;

        неимущественные, объектом которых явл-ся не деньги, а иные явления, связанные с деньгами, - проект бюджета, закон о бюджете, финансовый контроль и т. д.

В зависимости от подотрасли, института финансового права на:

        бюджетные правоотношения;

        налоговые правоотношения;

        неналоговые правоотношения;

        финансовые правоотношения в области гос-ного кредита;

        финансовые правоотношения в области страхования; правоотношения, возникающие при осуществлении гос-ных расходов, в т.ч. и при сметно-бюджетном финансировании;

        финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

        финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов;

        валютные правоотношения.

 

Элементы финансовых правоотношений включают в себя:

        субъекты финансовых правоотношений - лица (физические или юридические), гос-но-тер-риальные образования и их органы, за которыми финансовым закон-вом признано особое юр-ское свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных финансовых правоотношениях;

        содержание - права и обязанности субъектов по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов;

        объекты (то, на что направлено поведение участников отношения) - деньги, денежные обязательства

 

объекты делятся на:

        отделимые (финансовые ресурсы гос-ва и муниц-ных образований, нормативные акты, плановые сметы и их проекты) от материального содержания

        неотделимые (гос-ный финансовый контроль, установление порядка распределения прибыли на казенном предприятии и т. д.).

 

Субъекты финансовых отношений:

1. РФ, к ведению которой относятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет;федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития.

Полномочия РФ в сфере финансового регулирования осущ-тся гос-ными федеральными органами власти: Правительством РФ; Министерством финансов РФ; Министерством по налогам и сборам РФ; Федеральным казначейством; Центральным банком и т. д.

2. Субъекты РФ - в совместном ведении РФ и ее субъектов в области финансовых правоотношений находятся следующие сферы: установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ; вне пределов ведения РФ и совместного ведения России и ее субъектов, субъекты РФ обладают всей полнотой гос-ной власти.

3. Муниципальные образования, в пределы ведения которых входят: местные финансы; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; решение других финансовых вопросов местного значения.

4. Юр-ские и физ-кие лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Система источников финансового права.

 

Источники ФП— это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположе­ние финансово-правовых норм в определенной последователь­ности.

 

1) Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, уставы МО-ний. В Конституции РФ закрепляются основы правовой организации фин. деятельности гос-ва в целом и по отдельным направлениям. Аналогичные положения содержат уставы субъектов РФ и МО-ний.

2) законы (ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ, в т.ч. БК РФ, НК РФ, О банках и банковской деятельности, Об аудиторской деятельности, О Центральном банке РФ);

3) подзаконные акты (НПА по вопросам фин. деятельности гос-ва, МО-ний, принятые на основании и во исполнение законов): указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, акты финансово-кредитных органов (Минфина, ФНС, ФТС, ЦБ РФ);

4) локальные акты (принимаются администрациями предприятий, организаций, учреждений – напр., «О порядке распределения прибыли предприятия»);

5) постановления и определения КС РФ не являются источниками ФП; это акты толкования права. В то же время они играют важную роль: в них КС РФ выражает свои правовые позиции, нормы, признанные неконституционными, утрачивают силу; решения КС РФ являются общеобязательными на всей территории РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Понятие, значение, виды финансового контроля

 

Финансовый контроль — проверка законности и целесообразности действий в области образования,

распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.

в целях эффективного социально-экономи­ческого развития страны и ее регионов.

 

Основными направлениями финансового контроля в отношени­ях, регулируемых финансовым правом, являются:

а) проверка выполнения органами гос власти и МСУ функций по аккумуляции, распределе­нию и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

б)  проверка выполнения финансовых обязательств перед гос и органами МСУ организациями и
гражданами;

в) проверка правильности использования гос и муниципальными предприятиями, учреждениями, организация­ ми находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

г) проверка соблюдения правил совершения финансовых опера­ций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

д) выявление внутренних резервов производства — возможнос­тей повышения рентабельности хозяйства, роста производитель­ности труда, более экономного и эффективного использования ма­териальных и денежных средств;

е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дис­циплины. В случае их выявления в установленном порядке приме­няются меры воздействия к организациям, должностным лицам и. гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба го­с, организациям, гражданам.

 

Виды финансового контроля:

1)     По содержанию:

а) бюджетный – проводимый такими органами, как парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство и т. д.;

б) налоговый - осуществляют налоговые, таможенные, правоохранительные и другие органы;

в) банковский - проводится ЦБ РФ, аудиторскими фирмами и т. д.;

г) валютный - осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, иные органы и агенты валютного контроля;

д) контроль за страховой деятельностью - осуществляется Министерством финансов РФ и правоохранительными органами;

е) таможенный - осуществляется Государственным таможенным комитетом.

 

2) в зависимости от времени осуществления:

а) предварительный - осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств;

б) текущий - проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски;

в) последующий - проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. Эта форма'контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте, на предприятиях, в учреждениях и организациях;

 

3) в зависимости от оснований проведения:

а) обязательный контроль проводится: а) в силу требований законо­дательства, например контроль со стороны представительных (за­конодательных) органов власти за исполнением бюджета по ито­гам за год; б) по решению компетентных гос органов.

б) инициативный контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

 

4) в зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль:

а) контроль представительных органов власти:

- предварительный контроль;

- текущий контроль;

- последующий контроль;

 

б) президентский контроль – осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ.

Функции Главного контрольного управления:

- контроль и проверка исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями;

- контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации;

- подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;

в) контроль исполнительных органов власти общей компетенции.

Органы исполнительной государственной власти общей компетенции направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, а также сами реализуют финансовый контроль;

г) контроль финансовых кредитных органов - осуществляется Министерством финансов РФ, входящими в него структурными подразделениями, органами Федерального казначейства;

д) ведомственный контроль - контроль министерств и ведомств за деятельностью подотчетных им предприятий, учреждений, организаций;

е) внутрихозяйственный финансовый контроль - является разновидностью ведомственного контроля;

ж) аудиторский контроль - независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности, т. е. аудиторской деятельности;

з) общественный финансовый контроль.

 

Конституция РФ устанавливает:

1) права граждан на участие в управлении делами государства;

2) обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

 

Методы финансового контроля – различные приемы, способы и средства его проведения.

Методы финансового контроля:

1. Ревизия - основной метод, который используется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

2. Наблюдение - направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.

3. Обследование отдельных сторон финансовой деятельности.

4. Проверка - метод, в ходе которого используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

5. Анализ - метод, который направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

 

+ классификация финансового контроля по субъекту контроля:

        Государственный контроль

1.     Парламентский контроль — Счётная палата Российской Федерации и аналогичные органы субъектов федерации.

2.     Бюджетный контроль — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральное казначейство — контроль целевого использования бюджетных средств.

3.     Налоговый и таможенный контроль — Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба,Государственные внебюджетные фонды — контроль формирования государственных доходов.

4.     Валютный контроль — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора — контроль соответствия законодательству операций с иностранной валютой.

5.     Денежно-кредитный контроль :

1.   Центральный банк Российской Федерации — надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

2.   Коммерческие банки — контроль порядка осуществления хозяйствующими субъектами кассовых операций.

6.     Страховой контроль — Федеральная служба страхового надзора.

7.     Правоохранительный контроль — Прокуратура Российской Федерации, органы МВД России, Федеральная служба по финансовому мониторингу.

1.                 Общее нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля осуществляет Министерство финансов Российской Федерации в лице Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и аудита.

      Вышестоящий контроль

1.     Ведомственный контроль — контроль государственных организаций со стороны вышестоящих органов. Для осуществления ведомственного контроля в рамках отдельных министерств и других органов исполнительной властипредусмотрены контрольно-ревизионные органы и службы этих министерств. Основным объектом контроля является финансовая и хозяйственная деятельность подведомственных учреждений.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"