Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2012 в 14:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".
4.Финансовые правоотношения и их виды.
Финансовые правоотношения — это экономико-правовые общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, имеющие властно-имущественный характер и выражающие публичные интересы.
Финансовые правоотношения подразделяются:
По содержанию на:
материальные, через которые реализуются права и обязанности субъектов финансового права (они возникают на основании материальных норм финансового права);
процессуальные, в которых выражается юр-ская форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права (они возникают на основании процессуальных норм).
По особенностям объекта на:
имущественные, объектом которых явл-ся деньги - налог, бюджетный кредит, трансферт и т. д.;
неимущественные, объектом которых явл-ся не деньги, а иные явления, связанные с деньгами, - проект бюджета, закон о бюджете, финансовый контроль и т. д.
В зависимости от подотрасли, института финансового права на:
бюджетные правоотношения;
налоговые правоотношения;
неналоговые правоотношения;
финансовые правоотношения в области гос-ного кредита;
финансовые правоотношения в области страхования; правоотношения, возникающие при осуществлении гос-ных расходов, в т.ч. и при сметно-бюджетном финансировании;
финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов;
валютные правоотношения.
Элементы финансовых правоотношений включают в себя:
субъекты финансовых правоотношений - лица (физические или юридические), гос-но-тер-риальные образования и их органы, за которыми финансовым закон-вом признано особое юр-ское свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных финансовых правоотношениях;
содержание - права и обязанности субъектов по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов;
объекты (то, на что направлено поведение участников отношения) - деньги, денежные обязательства
объекты делятся на:
отделимые (финансовые ресурсы гос-ва и муниц-ных образований, нормативные акты, плановые сметы и их проекты) от материального содержания
неотделимые (гос-ный финансовый контроль, установление порядка распределения прибыли на казенном предприятии и т. д.).
Субъекты финансовых отношений:
1. РФ, к ведению которой относятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет;федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития.
Полномочия РФ в сфере финансового регулирования осущ-тся гос-ными федеральными органами власти: Правительством РФ; Министерством финансов РФ; Министерством по налогам и сборам РФ; Федеральным казначейством; Центральным банком и т. д.
2. Субъекты РФ - в совместном ведении РФ и ее субъектов в области финансовых правоотношений находятся следующие сферы: установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ; вне пределов ведения РФ и совместного ведения России и ее субъектов, субъекты РФ обладают всей полнотой гос-ной власти.
3. Муниципальные образования, в пределы ведения которых входят: местные финансы; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; решение других финансовых вопросов местного значения.
4. Юр-ские и физ-кие лица.
5.Система источников финансового права.
Источники ФП— это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
1) Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, уставы МО-ний. В Конституции РФ закрепляются основы правовой организации фин. деятельности гос-ва в целом и по отдельным направлениям. Аналогичные положения содержат уставы субъектов РФ и МО-ний.
2) законы (ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ, в т.ч. БК РФ, НК РФ, О банках и банковской деятельности, Об аудиторской деятельности, О Центральном банке РФ);
3) подзаконные акты (НПА по вопросам фин. деятельности гос-ва, МО-ний, принятые на основании и во исполнение законов): указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, акты финансово-кредитных органов (Минфина, ФНС, ФТС, ЦБ РФ);
4) локальные акты (принимаются администрациями предприятий, организаций, учреждений – напр., «О порядке распределения прибыли предприятия»);
5) постановления и определения КС РФ не являются источниками ФП; это акты толкования права. В то же время они играют важную роль: в них КС РФ выражает свои правовые позиции, нормы, признанные неконституционными, утрачивают силу; решения КС РФ являются общеобязательными на всей территории РФ.
6. Понятие, значение, виды финансового контроля
Финансовый контроль — проверка законности и целесообразности действий в области образования,
распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.
в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.
Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:
а) проверка выполнения органами гос власти и МСУ функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;
б) проверка выполнения финансовых обязательств перед гос и органами МСУ организациями и
гражданами;
в) проверка правильности использования гос и муниципальными предприятиями, учреждениями, организация ми находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);
г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
д) выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;
е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и. гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба гос, организациям, гражданам.
Виды финансового контроля:
1) По содержанию:
а) бюджетный – проводимый такими органами, как парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство и т. д.;
б) налоговый - осуществляют налоговые, таможенные, правоохранительные и другие органы;
в) банковский - проводится ЦБ РФ, аудиторскими фирмами и т. д.;
г) валютный - осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, иные органы и агенты валютного контроля;
д) контроль за страховой деятельностью - осуществляется Министерством финансов РФ и правоохранительными органами;
е) таможенный - осуществляется Государственным таможенным комитетом.
2) в зависимости от времени осуществления:
а) предварительный - осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств;
б) текущий - проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски;
в) последующий - проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. Эта форма'контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте, на предприятиях, в учреждениях и организациях;
3) в зависимости от оснований проведения:
а) обязательный контроль проводится: а) в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год; б) по решению компетентных гос органов.
б) инициативный контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.
4) в зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль:
а) контроль представительных органов власти:
- предварительный контроль;
- текущий контроль;
- последующий контроль;
б) президентский контроль – осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ.
Функции Главного контрольного управления:
- контроль и проверка исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями;
- контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации;
- подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;
в) контроль исполнительных органов власти общей компетенции.
Органы исполнительной государственной власти общей компетенции направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, а также сами реализуют финансовый контроль;
г) контроль финансовых кредитных органов - осуществляется Министерством финансов РФ, входящими в него структурными подразделениями, органами Федерального казначейства;
д) ведомственный контроль - контроль министерств и ведомств за деятельностью подотчетных им предприятий, учреждений, организаций;
е) внутрихозяйственный финансовый контроль - является разновидностью ведомственного контроля;
ж) аудиторский контроль - независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности, т. е. аудиторской деятельности;
з) общественный финансовый контроль.
Конституция РФ устанавливает:
1) права граждан на участие в управлении делами государства;
2) обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
Методы финансового контроля – различные приемы, способы и средства его проведения.
Методы финансового контроля:
1. Ревизия - основной метод, который используется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.
2. Наблюдение - направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.
3. Обследование отдельных сторон финансовой деятельности.
4. Проверка - метод, в ходе которого используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.
5. Анализ - метод, который направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.
+ классификация финансового контроля по субъекту контроля:
Государственный контроль
1. Парламентский контроль — Счётн
2. Бюджетный контроль — Федеральн
3. Налоговый и таможенный контроль — Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба,Государственные внебюджетные фонды — контроль формирования государственных доходов.
4. Валютный контроль — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора — контроль соответствия законодательству операций с иностранной валютой.
5. Денежно-кредитный контроль :
1. Центральный банк Российской Федерации — надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
2. Коммерческие банки — контроль порядка осуществления хозяйствующими субъектами кассовых операций.
6. Страховой контроль — Федеральная служба страхового надзора.
7. Правоохранительный контроль — Прокуратура Российской Федерации, органы МВД России, Федеральная служба по финансовому мониторингу.
1. Общее нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля осуществляет Министерство финансов Российской Федерации в лице Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и аудита.
Вышестоящий контроль
1. Ведомственный контроль — контроль государственных организаций со стороны вышестоящих органов. Для осуществления ведомственного контроля в рамках отдельных министерств и других органов исполнительной властипредусмотрены контрольно-ревизионные органы и службы этих министерств. Основным объектом контроля является финансовая и хозяйственная деятельность подведомственных учреждений.