Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 10:37, шпаргалка

Описание работы

1. Финансовые инструменты
2. Производные финансовые инструменты
3. Финансовые инструменты ценных бумаг
4. Инструменты финансовой политики
5. Финансовые инструменты предприятия
6. Инструменты финансового управления
7. Инструменты финансового менеджмента
8. Виды финансовых инструментов
9. Основные финансовые инструменты

Файлы: 1 файл

инструменты управления финансами.docx

— 185.83 Кб (Скачать файл)

Инструменты финансового управления

Финансовой деятельностью компании в условиях рыночной экономики без анализа и управления невозможно руководить. Здесь действуют методы управления финансовыми рисками. Слово "риск" в переводе означает "принятие решения", результат которого неизвестен. Целью управления рисками является помощь в организации защиты от негативных финансовых последствий, непредвиденных событий или неблагоприятных обстоятельств, возникающих в процессе деятельности предприятия.  
 
Управление финансовыми рисками направлено на разработку и реализацию рекомендаций и мероприятий по уменьшению уровня риска при финансовых операциях до приемлемого уровня, что позволяет компании:  
 
- выявлять ситуации, связанные с риском;  
- получать данные ущерба;  
- заблаговременно подготовиться к выбору финансовой операции, а при необходимости принять меры по снижению финансовых рисков;  
- учитывать при принятии решений расходы, связанные с предварительной оценкой и управлением риском.  
 
Управление рисками - это специфическая область финансового менеджмента, требующая знаний в области финансов предприятия, страхового дела, анализа хозяйственной деятельности и т.д.  
 
Существуют принципы управления рисками предприятия: 
 
- осознанность принятия рисковых решений;  
- возможность управления финансовыми рисками;  
- сопоставимость уровня рискованности осуществляемых финансовых сделок или операций с уровнем их доходности;  
- сопоставимость уровня рискованности осуществляемых финансовых сделок или операций с финансовыми возможностями предприятия;  
- экономичность управления рисками;  
- учет влияния временного фактора при управлении финансовыми рисками;  
- сопоставимость финансовой стратегии предприятия со стратегией управления финансовыми рисками предприятия.  
 
В целом процесс управления финансовыми рисками представлен в следующей последовательности: 
 
- выявление всех потенциальных рисков, связанных с финансовой деятельностью предприятия;  
- выявление факторов, влияющих на уровень финансовых рисков;  
- оценка и ранжирование потенциальных рисков;  
- выбор методов определения путей нейтрализации финансовых рисков;  
- применение выбранных методов;  
- оценка результатов и корректировка выбранных методов.  
 
Процесс выявления отдельных видов финансовых рисков, которые могут возникнуть в процессе осуществления финансовой деятельности предприятия, осуществляется по двум направлениям:  
 
1. В разрезе каждой отдельной финансовой операции или направления финансовой деятельности в целом определяются присущие им внешние виды финансовых рисков.  
2. Далее определяется перечень внутренних финансовых рисков, которые могут возникнуть при осуществлении отдельных видов финансовых операций предприятия.  
 
В результате проведенной работы формируется общий предполагаемый портфель финансовых рисков, связанных с предстоящей финансовой деятельностью предприятия.  
 
При возникновении финансовых рисков используются следующие методы оценок: 
 
- экспертные методы оценок, которые применяются в случае отсутствия необходимых информативных данных для осуществления расчетов или сравнений;  
- статистические методы оценок, которые позволяют получить наиболее полное количественное представление об уровне риска, поэтому достаточно часто используются в практике финансового менеджмента;  
- расчетно-аналитические методы оценок, которые позволяют количественно оценить вероятность возникновения финансовых рисков на основе использования внутренней информационной базы самого предприятия;  
- аналоговые методы оценок, которые позволяют определить уровень вероятности возникновения рисков по отдельным, наиболее часто повторяющимся операциям предприятия. Эти методы используются при оценке валютного, инвестиционного и кредитного рисков.  
 
Предприятие в процессе финансовой деятельности может отказаться от совершения финансовых операций, связанных с высоким уровнем риска, т.е. уклониться от риска.  
 
Уклонение от риска, это наиболее простое и радикальное направление нейтрализации финансовых рисков. Оно позволяет полностью избежать потерь, связанных с финансовыми рисками, но с другой стороны, не позволяет получить прибыли, связанной с рискованной деятельностью.  
 
При принятии риска на себя основной задачей предприятия является изыскание источников необходимых ресурсов для покрытия возможных потерь. В данном случае потери покрываются из любых ресурсов, оставшихся после наступления финансового риска и как следствие - понесение потерь. Если оставшихся у предприятия ресурсов недостаточно, это может привести к сокращению объемов бизнеса.  
 
Ресурсы внутри самого бизнеса, когда потери бывают редко, поэтому к ним относятся: 
 
- наличность в кассе, которая не страдает при повреждении зданий, принадлежащих предприятию;  
- остаточная стоимость поврежденной собственности;  
- доход от продолжения финансово - хозяйственной деятельности;  
- дивиденды и проценты от ценных бумаг и инвестиций;  
- дополнительные средства, вносимые владельцами бизнеса с целью его поддержания и др.;  
- резервный фонд предприятия.  
 
Кредитные ресурсы, когда предприятие не в состоянии покрыть все потери от финансовых рисков, используя внутренние ресурсы, часть можно покрыть, используя кредитные ресурсы.  
 
Передача риска — это осуществляется по следующим направлением: 
 
1. Передача рисков путем заключения договора факторинга.  
2. Передача риска путем заключения договора поручительства.  
3. Передача рисков поставщикам сырья и материалов.  
4. Передача рисков путем заключения биржевых сделок.  
 
Наиболее опасные по своим последствиям финансовые риски подлежат нейтрализации путем страхования.  
 
Страхование финансовых рисков — это страхование, предусматривающее обязанности страхования по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации потерь доходов лица, в пользу которого заключен договор страхования, вызванных следующими событиями:  
 
- остановка производства или сокращение объема производства в результате оговоренных в договоре событий;  
- банкротство;  
- непредвиденные расходы;  
- неисполнение договорных обязательств;  
- понесение застрахованным лицом судебных издержек;  
- иные события.  
 
Перечень событий, могущих повлечь финансовый ущерб, от риска наступления которого можно застраховаться, достаточно широк.  
 
Объединение риска - это еще один способ минимизации или нейтрализации финансовых рисков. Предприятие имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физические лица, заинтересованные в успехе общего дела.  
 
Существуют еще пути нейтрализации финансовых ресурсов такие, как диверсификация, хеджирование.  
 
Кроме этих методов существуют так называемые упреждающие методы нейтрализации финансовых ресурсов.  
 
К таким методам относятся: 
 
- стратегическое планирование деятельности предприятия;  
- обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счет включаемой в контракты системы штрафов;  
- сокращение перечня форс - мажорных обстоятельств в контрактах с партнерами;  
- совершенствование управления оборотными средствами предприятия;  
- сбор и анализ дополнительной информации о финансовом рынке;  
- прогнозирование тенденций изменения внешней среды и конъюнктуры финансового рынка.  
 
Таким образом, чтобы получить более эффективный результат, используется не один, а совокупность методов. Перечисленные методы могут быть существенно дополнены с учетом спецификации финансовой деятельности отдельных предприятий и конкретного состава портфеля их финансовых рисков, что будет описано ниже.

Инструменты финансового менеджмента

Финансовый менеджмент – это профессиональная управленческая деятельность по оценке производственных и финансовых направлений деятельности хозяйствующего субъекта в контексте окружающей среды, организации денежных потоков предприятия, формированию и использованию капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для достижения стратегических и тактических целей развития предприятия.  
 
Целью финансового менеджмента являются выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или её отдельных производственно-хозяйственных звеньев.  
 
Такой системой целей может быть: 
 
- выживание компании в условиях конкурентной борьбы;  
- избежание банкротства и крупных финансовых неудач;  
- максимизация прибыли;  
- минимизация расходов;  
- устойчивые темпы роста экономического потенциала компании;  
- рост объемов производства и реализации;  
- увеличение доходов руководящего состава и владельцев компании;  
- обеспечение рентабельности деятельности и др.  
 
В конечном итоге все эти цели ориентированы на повышение доходов вкладчиков (акционеры) или владельцев (собственников капитала) компании.  
 
Функции финансового менеджмента: 
 
- Планирование. Включает в себя стратегическое и текущее финансовое планирование. Составление различных смет и бюджетов для любых мероприятий.  
- Участие в определении ценовой политики и прогнозировании сбыта.  
- Оценка возможных изменений структуры (слияние, разделение или поглощение фирм).  
- Обеспечение источниками финансирования. Поиск внутренних и внешних источников кратко- и долгосрочного финансирования. Выбор оптимального их сочетания.  
- Управление финансовыми ресурсами. Управление денежными средствами на счетах и в кассе, в расчетах. Управление портфелями ценных бумаг. Управление заемными средствами.  
- Учет, контроль и анализ. Выбор учетной политики. Обработка и представление учетной информации в виде финансовой отчетности. Анализ и интерпретация результатов. Сопоставление отчетных данных с планами и стандартами. Внутренний аудит.  
 
Основными методами финансового менеджмента, реализуемыми в ходе проведения финансовой политики, являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, кредитование, самофинансирование, система расчетов, система финансовых санкций, система производства амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, трансфертные операции, залоговые операции, аренда, лизинг, факторинг.  
 
Для осуществления этих методов используются приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, дисконтирование и др.  
 
Основой информационного обеспечения системы финансового менеджмента служит любая информация финансового характера: 
 
- бухгалтерская отчетность;  
- сообщения учреждений банковской системы;  
- информация товарных, фондовых и валютных бирж;  
- прочая информация.  
 
Приемы и методы, находящиеся в арсенале финансового менеджера, с определенной долей условности можно разделить на три большие группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и специальные. К первой группе относятся кредитование, ссудо-заемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, система амортизационных отчислений, система налогообложения и др. Общая логика подобных методов, их основные параметры, возможность или обязательность исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления экономикой, а вариабельность в их применении достаточно ограниченна. Во вторую группу входят финансовое планирование, налоговое планирование, методы прогнозирования, факторный анализ, моделирование и др. Большинство из этих методов импровизационные по своей природе. Промежуточное положение между этими двумя группами по степени централизованной регулируемости и обязательности применения занимают специальные методы управления финансами, многие из которых еще только начинают получать распространение в России; это дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и т.п. В основе многих из этих методов лежат производные финансовые инструменты. 
 
В финансовом менеджменте широко используются различные виды моделей. В широком смысле модель представляет собой любой образ, мысленный или условный аналог какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заместителя» или «представителя». Известны различные классификации моделей в экономике; в частности, весьма распространены дескриптивные, нормативные и предикативные модели, жестко детерминированные и стохастические модели, балансовые модели и др. В финансовом менеджменте различные виды моделей применяются для описания имущественного и финансового положения предприятия, характеристики стратегии финансирования деятельности предприятия в целом или отдельных ее видов, управления конкретными видами активов и обязательств, прогнозирования основных финансовых показателей, факторного анализа и др.

Виды финансовых инструментов

На перечисленных финансовых рынках обращаются, помимо отечественных и иностранных денежных знаков, следующие основные финансовые инструменты: 
 
- Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении обществом и на часть имущества, остающуюся после его ликвидации. Акции бывают двух типов – обычные и привилегированные. Отличие вторых в том, что по ним устанавливается фиксированный размер дивидендов, но при этом ими нельзя голосовать.  
- Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации и процента от нее, либо иного имущественного эквивалента. Бывают трех типов – корпоративные, государственные и частные. Облигации могут выпускаться без обеспечения.  
- Депозитные и сберегательные сертификаты – свидетельства о денежном вкладе в банк. Ими можно свободно торговать, а выпуск сертификатов на предъявителя теоретически позволяет использовать их в качестве расчетного и платежного средств, то есть заменителя денег. Эмитентом может быть только банк, срок обращения и номинал сертификатов зависят в основном от условий вклада. От статуса вкладчика зависит вид сертификата: депозитные – только для юридических лиц, сберегательные – для физических.  
- Вексель – простое, ничем не обусловленное обязательство векселедателя выплатить указанному лицу определенную сумму денег в определенный срок. В векселе указывается сколько, кому, когда и где следует платить. Бывают двух типов – корпоративные и частные.  
- Производные ценные бумаги – документы, заключающие в себе имущественные права на использование финансовых активов. Основные виды: фьючерсы (обязательство купить или продать), опционы (право купить или продать), свопы (право на обмен активами). Популярностью на фондовом рынке обладает так называемый "Финансовый инжиринг" – конструирование новых финансовых активов из уже имеющихся традиционных.  
- Суррогаты ценных бумаг – обязательства, эмитированные с нарушением действующего законодательства.  
- Прочие – чеки, коносаменты, складские свидетельства – нерыночные ценные бумаги, поскольку, как правило, не покупаются и не продаются. Они обслуживают расчеты за товары или расчеты за их хранение и передвижение.  
 
Поскольку денежные знаки – это фактически документ, подтверждающий право владельца на выбор и присвоение эквивалентного количества товаров, а ценная бумага – это также документ, но подтверждающий права владельца уже на определенную сумму денег, то ценная бумага фактически является правом на право. Такая конструкция по определению не может быть устойчивой. Соответственно, любые операции на финансовых рынках подвержены рискам, иначе говоря, финансовые кризисы не являются каким-то чрезвычайным происшествием, они неотъемлемая часть финансовых рынков. Наиболее опасным для ценных бумаг является риск стать неликвидными, то есть такими, что их нельзя будет продать за сумму близкую к покупной.

Основные финансовые инструменты

Предприятие должно учитывать следующие финансовые инструменты как основные финансовые инструменты: 
 
- денежные средства.  
- долговой инструмент (такой как дебиторская или кредиторская задолженность, вексель к оплате или к получению и дебиторская задолженность или обязательство по займу).  
- обязательство взять заём нетто-расчет по которому не может быть произведен денежными средствами.  
- инвестицию в неконвертируемые привилегированные акции и обыкновенные акции без права обратной продажи или привилегированные акции.  
 
Долговой инструмент, который отвечает всем условиям нижеследующих пунктов: 
 
- Доходами держателя инструмента являются:  
фиксированная сумма дохода;  
доход с фиксированной ставкой в течение срока действия инструмента;  
доход с переменной ставкой, который в течение срока действия инструмента равен единой котируемой или наблюдаемой ставке вознаграждения (такой как ЛИБОР); или некоторые комбинации таких фиксированных и переменных ставок (например, ЛИБОР плюс 200 базисных пунктов), при условии, что переменная и фиксированная ставки являются положительными (например, процентный своп с положительной фиксированной ставкой вознаграждения и отрицательной переменной ставкой вознаграждения не отвечает данному критерию). Для доходов с фиксированной и переменной ставкой вознаграждения, вознаграждение исчисляется путем умножения процентной ставки за рассматриваемый период на непогашенную основную сумму за тот же период.  
- Не имеется каких-либо положений в соответствующих договорах, условия которых могут привести к тому, что держатель потеряет основную сумму и проценты, начисленные за текущий или предыдущий периоды. Тот факт, что долговой инструмент является субординированным по отношению к прочим долговым инструментам, не является примером такого договорного положения.  
- Договорные положения, которые позволяют эмитенту (должнику) погасить долговой инструмент досрочно, или позволяют держателю (кредитору) предъявить инструмент к погашению до наступления срока погашения, не зависит от наступления каких-либо событий в будущем.  
- Нет условных положений в части доходности или погашения, за исключением договорных положений о переменной ставке доходности.  
 
Примерами финансовых инструментов являются: 
 
- торговая дебиторская и кредиторская задолженность, векселя к получению и оплате и займы от банков и иных третьих лиц.  
- кредиторская задолженность в иностранной валюте. Тем не менее, следует отметить, что изменения в статье кредиторской задолженности, номинированной в иностранной валюте, вызванные колебаниями валютного курса, включаются в состав прибыли или убытка.  
- займы, полученные от дочерних или ассоциированных предприятий и займы таким предприятиям выданные и подлежащие погашению по требованию.  
- долговые инструменты, которые подлежат немедленному погашению в случае неисполнения эмитентом обязательств по выплате процентов или основной суммы.  
 
Примеры финансовых инструментов включают: 
 
- инвестиции в прочие долевые инструменты предприятия, за исключением неконвертируемых привилегированных акций и обыкновенных и привилегированных акций без права обратной продажи.  
- процентный своп, по которому имеется положительное или отрицательное движение денежных средств или форвардное соглашение на приобретение какого-либо товара, или финансового инструмента, и которое может быть исполнено уплатой денежных средств, и которое при исполнении, может дать положительное или отрицательное движение денежных средств - поскольку такие свопы и форвардные соглашения.  
- опционы и форвардные договоры, поскольку доходность, получаемая держателем, не является фиксированной.  
- инвестиции в конвертируемые долговые инструменты – поскольку доходность, получаемая держателем, может меняться с колебаниями цены долевых инструментов эмитента, а не только с колебаниями рыночных процентных ставок.  
- дебиторская задолженность по займу к третьей стороне, которая дает право или обязательство по предоплате, если изменяются применимые налоги или требования бухгалтерского учета.

Инструменты финансового планирования

Первый – это выделение в качестве основных инструментов финансового планирования, предоставляемых каждым структурным подразделением или отделом предприятия, но в итоге составляющие единый план развития всего предприятия.  
 
Такими инструментами могут считаться: 
 
• план сбыта – устанавливается на несколько лет вперед по количеству требующейся на рынке продукции (согласно спросу) в разрезе различных видов рынков и сегментов;  
• план производства – рассчитывается по исходным данным плана сбыта;  
• план создания производственных мощностей;  
• план инвестиционной деятельности;  
• план по персоналу;  
• план материально-технического снабжения;  
• план материальных запасов;  
• финансовый план;  
• план ликвидностей;  
• план по рекламе;  
• плановый баланс – представляет собой данные сравнения экономико-финансового состояния предприятия с его обязательствами;  
• план результатов – содержит расчетные данные, отражающие различные виды предполагаемых результатов: экономических, финансовых, производственных, трудовых, социальных, экологических;  
• план по экологии.  
 
Особым видом плана является бюджет. Бюджетирование – один из основных инструментов управления компанией. Оно давно и активно используется компаниями как технология финансового планирования. Правда немногие компании рассматривают бюджетирование как реальный инструмент управления эффективностью бизнеса и достижения стратегических целей и задач. Наиболее «продвинутые» российские предприятия уже успешно применяют процедуру бюджетирования для планирования своей деятельности.  
 
В основе концепции стратегически ориентированного бюджетирования лежит сбалансированная система показателей, разработанная Р.Капланом и Д.Нортоном.  
 
Бюджетирование – это такой метод управления, который позволяет представить деятельность предприятия как процесс балансирования доходов и расходов, места возникновения которых четко определены и за ними установлена строгая адресная ответственность. По сути своей бюджетное управление сочетает в себе две функции управления — планирование и контроль. Достоинством бюджетирования является тесная взаимоувязка финансовых планов (доходов и расходов), разрабатываемых для разных иерархических уровней управления предприятием, с соблюдением финансовой дисциплины, обеспечиваемым системой строгой ответственности руководителей этих уровней управления за финансовые результаты, достигнутые возглавляемыми ими структурными подразделениями. Еще одним, не менее важным преимуществом бюджетирования является обеспечение постоянного контроля за всеми видами затрат, за которые несет ответственность конкретный руководитель.  
 
И еще один вид плана – бизнес-план – выступает как основной инструмент планирования на предприятия. Бизнес-план – это план осуществления бизнес операций, действий фирмы, содержащий сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.  
 
Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Он разрабатывается для вновь создаваемых предприятий или для новых производств в рамках уже существующих предприятий.  
 
Бизнес-план – это критическая, стартовая точка и базис всей плановой и исполнительной деятельности предприятия, т.к. отсутствие тщательно продуманного бизнес-плана, систематически корректируемого в соответствии с меняющимися условиями, являются существенным недостатком, отражающим слабость управления компанией, что, в итоге, усложняет привлечение финансовых ресурсов и достижение долгосрочной стабильности в конкурентной среде.  
 
Бизнес-план дает возможность ошибаться только на бумаге, а не в условиях реального рынка. Проработанный и согласованный план является тем средством, с помощью которого предприниматель сможет контролировать производительность и управлять своим бизнесом.  
 
Бизнес-план в наши дни имеет огромное значение в деятельности любой фирмы, потому что является объективной оценкой собственной предпринимательской деятельности предприятия или фирмы, так же бизнес-план является необходимым инструментом проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и с сложившейся на сегодняшний день экономической ситуацией. Бизнес-план является как инструментом планирования, финансирования, так и «мерилом» достигнутых результатов.  
 
Безусловно, план – это средство (инструмент) осуществления процесса планирования. Сторонниками данного направления являются многие авторы российских учебных пособий, рассматривающие планирование. Однако, напрямую определение «инструмент планирования» в данных литературных источниках не используется.  
 
Второе направление – это рассмотрение инструментов планирования с точки зрения средства, предназначенного для воздействия на процесс планирования с целью сохранения или изменения его состояния.  
 
Самыми примитивными в этом отношении инструментами можно считать бумагу, перо, ручку и т.д. Если цели не записаны на бумаге – это всего лишь мечты.  
 
Но считаю, что более примечательные и удобные инструменты стали появляться намного позже. Таким образом, история развития инструментов планирования начинается с 1870 г., когда в Германии был создан перекидной календарь, на страницах которого можно было записывать планы и деловые встречи на день. Данное средство позволило сократить время разработки планов, дало возможность наглядной систематизации планов во времени.  
 
В 1925 г. был разработан первый ежедневник, который кроме календарной части содержал информационный блок, позволяющий структурировать информацию. Ежедневник из-за своих компактных размеров также удобен для перемещения.  
 
В начале 1970-х годов Бостонской Консультационной Группой была создана первая комплексная модель стратегического планирования, в теории и практике она известна как матрица BCG. Данная модель, известная также как «роста-доли». Данная модель позволяет оценить положение организации на рынке, сильные и слабые стороны, что способствует выработке эффективных стратегических планов. Ориентация на эффективную разработку стратегии и долгосрочных планов, нахождение средств (инструментов) именно стратегического планирования является свойственным данному времени.  
 
В 1973 г. Василий Леонтьев был удостоен Нобелевской премии по экономике как создатель одного из основных инструментов планирования – метода анализа «затраты-выпуск» и его применение к решению важных экономических проблем.  
 
Предложенная Леонтьевым алгебраическая теория анализа «затраты-выпуск» сводится к системе линейных уравнений, в которых параметрами являются коэффициенты затрат на производство продукции. Реалистическая гипотеза и относительная простота измерений определили большие аналитические и прогностические возможности метода «затраты-выпуск».  
 
Леонтьев показал, что коэффициенты, выражающие отношения между секторами экономики (коэффициенты текущих материальных затрат), могут быть оценены статистически, что они достаточно устойчивы и что их можно прогнозировать. Более того, им было показано существование наиболее важных коэффициентов, изменения которых необходимо отслеживать в первую очередь.  
 
Данный инструмент позволяет осуществлять планирование при помощи математических расчетов, что при правильном применении данного метода приводит к сокращению нерациональных затрат.  
 
В 1975 г. взяв за основу идею ежедневника компанией ТМИ был создан первый в мире инструмент достижения результатов, который кроме календарного и информационного блоков содержал базу для принятия решений. Данный инструмент получил название Time Manager (Тайм Менеджер). Благодаря уникальности заложенных в нем концепций, Тайм Менеджер очень быстро приобрел широкую популярность во всем мире и стал законодателем мод в области инструментов планирования. Более 5 млн. деловых людей в разных частях света стали его активными пользователями.  
 
Он дает уникальную возможность научиться эффективно справляться с любой работой, правильно распределять свои усилия между повседневной рутинной работой и долгосрочными задачами, оптимизировать планирование исходя из конкретных целей и достигать результатов. Со временем было разработано более 50 модификаций Тайм Менеджера, которые применяются и в современное время.  
 
В 1977 г. корпорацией Oracle – одной из крупнейших компаний, участвующих в разработке систем управления базами данных, инструментов для разработки баз данных и планирования ресурсов предприятия программного обеспечения – было разработано программное средство ERP, средство планирования, которое позволяет управлять финансовыми, людскими и производственными ресурсами. Это программное средство явилось эффективным средством управления производством, а также средством составления бюджета.  
 
В 1978 г. была разработана puzzle-система проектирования идеальных команд. Puzzle-система – это возможность формирования команд, которые на основании экономического и маркетингового анализа предлагают несколько бизнес сценариев. Тайный смысл puzzle-системы несет в себе принцип конгруэнтности личностных качеств человека той профессиональной задаче, которую ему приходится решать. Как консалтинговый продукт идея сформулировать puzzle-систему родилась в результате многолетней работы по апробированию на практике различных методик и техник управления командами. Puzzle не претендует на открытие в индустрии менеджмента. Главная задача консультанта – выявить проблему и назвать ее. Puzzle – делает именно это, обозначая собой и задачу и метод решения.  
 
В 1979 г. была разработана система «бережливого производства», которая известна как система канбан. Это система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок». Особо применим в машиностроении и автомобилестроении.  
 
В основе организации производства лежит годовой план производства и сбыта продукции, на базе которого составляются месячные и оперативные планы среднесуточного выпуска на каждом участке, основанные на прогнозировании покупательского спроса. Суточные графики производства составляются только для главного сборочного конвейера. Для цехов и участков, обслуживающих главный конвейер, графики производства не составляются (им устанавливаются лишь ориентировочные месячные объемы производства). Применение принципа «точно в срок» возможно только при эффективном планировании.  
 
В Китае в 1980 г. на базе этого опыта стали развиваться такие инструменты экономического планирования, как банки данных, программное обеспечение, моделирование, симуляционные методы формирования политики и многие другие, связанные с достижениями современной экономической науки.  
 
Также огромным прорывом в теории стратегического планирования явилась работа Майкла Портера «Конкурентные стратегии», опубликованная в 1980 г. Сформулированные им общие стратегии конкуренции до сих пор считаются многими исследователями в области стратегического планирования наиболее работоспособными инструментами для практической деятельности современных фирм.  
 
В основе теории стратегического планирования лежат пять базовых рыночных сил: внутриотраслевая конкуренция, угроза со стороны потенциальных конкурентов, наличие продуктов-заменителей, рыночная сила поставщиков и потребителей. Майкл подробно описал структурные факторы, обусловливающие интенсивность конкуренции, а также особенности развития отрасли и конкурентной стратегии на различных этапах отраслевой эволюции.  
 
На базе приведенного анализа он предложил модели конкурентных действий компаний и их руководителей с целью сохранения наилучших позиций их бизнеса. Ценность его работы состоит в том, что она содержит не только теоретические положения, получившие распространение и признание во всем мире, но также и многочисленные практические советы относительно поведения фирмы и ее менеджеров в зависимости от конкретных рыночных условий.  
 
В 90-х годах произошло много существенных изменений, что связано с активным применением информационных технологий в процессе управления организацией. Много программных продуктов было разработано такими компаниями как: Microsoft, Siemens Nixdorf Informationssysteme AGSNI, Expert Systems и иные.  
 
Так в 1999 г. компанией Expert Systems был разработан уникальный программный продукт – система Project Expert. Она была рекомендована экспертами IFC (Международной финансовой корпорации Всемирного Банка) для широкого использования в качестве инструмента бизнес планирования и анализа стратегических решений в странах с развивающимися рынками.  
 
Это система стратегического планирования и управления – инструмент, позволяющий руководству предприятий, специалистам, привлекающим финансовые средства для предприятия, экспертам, занятым анализом инвестиционных проектов, менеджерам, управляющим группой проектов, и инвесторам, выбирающим направление вложения средств, успешно решать стоящие перед ними задачи. При этом от пользователя требуется только одно – хорошо знать свой бизнес.  
 
В этом же году компанией СофтИнтегро был разработан ИнфраМенеджер как средство автоматического документирования ИТ-инфраструктуры. Сегодня ИнфраМенеджер – полноценная ITSM-система: это инструмент для организации, планирования и контроля деятельности информационных технологий.  
 
Также можно отметить новый инструмент стратегического планирования – Balanced Scorecard. Система позволяет отказаться от традиционных инструментов планирования и контроля. Система взаимосвязанных показателей не подменят собой существующие контроллинговые инструменты. Он является лишь дополнением к ним, позволяющим уточнить взаимосвязи параметров развития. Традиционные контроллинговые инструменты не теряют своей привлекательности и должны, как и прежде, использоваться на предприятии.  
 
Контроллинг – технология управления различными областями финансово-хозяйственной деятельности компании, включающая в себя: определение целей деятельности; отражение этих целей в системе эффективных и сбалансированных показателей; регулярный контроль (измерение) фактических значений показателей; анализ и выявление причин отклонений фактических значений показателей от плановых; принятие на этой основе управленческих решений по минимизации отклонений.  
 
Целевая задача контроллинга – построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений.  
 
Еще одним из интереснейших инструментов планирования является технологическое предвидение, которое выступает как инструмент принятия стратегических решений. Технологическое предвидение – это разработка сценариев технологического развития.  
 
На протяжении последних 10-15 лет технологическое предвидение стало обязательным инструментом для всех развитых стран мира и авторитетнейших международных организаций (Европейского Союза, Организации объединенных наций по технологическому развитию и пр.) при решении проблем краткосрочного и долгосрочного планирования и принятии стратегических решений относительно индустриального и экономического развития как отдельных стран, так и некоторых регионов мира.  
 
Но не только для промышленных предприятий разрабатывались новые инструменты планирования.  
 
Так наиболее примечательными являются: 
 
• в 1995 г. была введена в действие первая годовая рабочая программа взаимного сотрудничества, которая с тех пор является основным инструментом планирования сотрудничества ОЭСР и России;  
• в 1996 г. компания TNS Gallup Media первой в Российской Федерации начала определение телевизионной аудитории при помощи спецоборудования – ТВ-метров – в рамках проекта TV Index. На данный момент итоги исследования TV Index являются эффективным инструментом для программирования эфирной сетки каналов, анализа аудитории, для планирования и оценки рекламных кампаний;  
 
Если верить аналитикам, то уже через несколько лет средства будут вкладываться не в системы планирования ресурсов предприятия (ERP –enterprise resource planning), как сегодня, а в корпоративные информационные порталы (EIP –enterprise information portal), решающие более широкий круг задач.  
 
В отличие от статичных сетей intranet, порталы способны предоставлять оперативно изменяющуюся информацию, соответствующую моменту обращения за ней посредством браузера. Кроме доступа к информации, порталы предлагают разнообразные услуги по работе с данными: публикацию отчетов, группирование и анализ информации, рассылку уведомлений по подразделениям корпорации.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"