Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 07:53, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития. Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
дать понятие "налоговая система", выделить основные характеристики и принципы построения налоговой системы;
дать детальную характеристику налоговой системы Российской Федерации;
выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
проанализировать данные, касающиеся налоговой доходной части консолидированного бюджета РФ с целью выявления основных тенденций в налоговой системе РФ;
Введение…………………...…………………………………………………6
Глава 1. Основы налоговой системы РФ………..……………….9
1.1. Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ……………………………………………………………………...9
1.2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации...………..17
1.3. Подходы к определению эффективности современной налоговой системы.………………………………………………………………………...26
ГЛАВА 2. Анализ проблем функционирования налоговой системы РФ…………………………………………………………………34
2.1. Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ…………………………………………………………………….34
2.2. Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней…………………………………………………………….39
2.3. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы...51
Глава 3. Перспективы развития налоговой системы РФ...54
3.1. Направления совершенствования налоговой системы РФ……........…..54
3.2. Основные изменения налогового законодательства, вступившие в силу с 2010 года..………...……………………………………………………..……61
Заключение…………………………………………………………….…..68
СПИСОК АББРЕВИАТУР…………………………………………………….71
Список использованных источников………………………..…72
Приложения……………………………………………………………...…75
- в среднесрочной перспективе необходимо уточнить определение налогового резидентства физических лиц, целесообразно предоставление возможности определения налогового резидентства на основании центра жизненных интересов физического лица;
- в рамках концепции создания в РФ международного финансового центра предполагается внести целый ряд изменений в законодательство о налогах и сборах в части уплаты НДФЛ, направленных на оптимизацию порядка налогообложения при совершении операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, в частности:
- введение налогового
вычета в размере до 1 млн рублей
при реализации ценных бумаг
российских эмитентов,
- введение возможности переноса на будущее убытков физических лиц, полученных в результате совершения операций с ценными бумагами;
- введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.
5) Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа). В рамках дальнейшего совершенствования налогообложения добычи углеводородного сырья предлагается 27:
- в целях рационального использования энергетических ресурсов будут введены «налоговые каникулы» при добыче нефти на новых месторождениях, расположенных в Черном и Охотском морях. Указанная льгота в виде нулевой ставки будет предоставлена на сроки 10 или 15 лет (в зависимости от вида лицензии) до достижения накопленного объема добычи на участке недр 20 млн тонн для Черного моря и 30 млн тонн - для Охотского моря;
- в целях создания стимулов для разработки малых месторождений предполагается ввести понижающие коэффициенты при добыче нефти на таких месторождениях;
- с 1.01.2010 г. предполагается изымать рентные доходы путем ежегодной индексации ставки НДПИ в соответствии с динамикой внутренних цен на газ;
- в рамках дальнейшего совершенствования порядка налогообложения добычи полезных ископаемых предполагается разработать и закрепить с 2010-2011 годов механизм, позволяющий создавать налоговые стимулы для добычи нефти из комплексных месторождений, что позволит значительно увеличить эффективность разработки месторождений;
- в соответствии с одобренными ранее документами, определяющими основные направления налоговой политики в РФ на трехлетнюю перспективу, предполагалось перейти в долгосрочной перспективе на налогообложение добавочного дохода, возникающего при добыче природных ресурсов.
6) Совершенствование водного налога. В целях стимулирования рационального использования водных объектов хозяйствующими субъектами планируются следующие изменения:
- требуется индексация ставок водного налога, которую с учетом общеэкономической ситуации целесообразно осуществлять не ранее 2011 года;
- в целях приведения в соответствие положений главы 25.2 «Водный налог» НК с водным законодательством РФ целесообразно в 2010-2011 годах внести изменения в указанную главу в части уточнения плательщиков, объекта налогообложения и размера ставок водного налога.
В рамках совершенствования налога на имущество организаций будет рассмотрен вопрос о целесообразности временного освобождения от налога на имущество организаций вновь вводимых объектов транспортной инфраструктуры, строительство которых осуществлялось, в том числе, за счет средств федерального бюджета 28.
В целях повышения доходов региональных бюджетов предполагается с 2010 года увеличить базовые ставки транспортного налога и предоставить право органам власти субъектов РФ устанавливать ставки налога в зависимости от года выпуска транспортного средства, а также его экологического класса.
7) Специальные налоговые режимы. В целях придания специальным налоговым режимам стимулирующего характера и возможности их применения исключительно представителями малого предпринимательства предлагаются следующие мероприятия:
- в целях снижения налоговой нагрузки на экономических агентов в условиях экономического кризиса и с учетом замены единого социального налога на страховые взносы, предлагается повысить, начиная с 2010 года сроком на 3 года, порог предельной величины доходов, позволяющей организации (индивидуальному предпринимателю) применять упрощенную систему налогообложения, до 60 млн рублей в год;
- продолжится работа по регламентированию применения упрощенной системы налогообложения на основе патента;
- будет продолжена работа по уточнению перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также физических показателей, используемых для исчисления этого налога;
- предполагается систематическое (один раз в три года) внесение изменений в установленные НК максимальные размеры базовой доходности.
При введении данного порядка корректировки базовой доходности будет отменено применение устанавливаемого на каждый календарный год корректирующего коэффициента базовой доходности К1.
8) Совершенствование порядка изменения срока уплаты налогов. В целях обеспечения более широких масштабов использования отсрочки (рассрочки), инвестиционного налогового кредита и уточнения действующих правил изменения сроков уплаты налогов и сборов предлагается внести следующие изменения:
- помимо перечисленных в настоящее время в статье 64 НК оснований предоставления отсрочки (рассрочки) предлагается предусмотреть и иные основания, не устанавливая их исчерпывающего перечня;
- следует уточнить такое основание для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога, как «задержка заинтересованному лицу финансирования из бюджета», «недофинансирование»;
- в целях более широкой практики использования инвестиционного налогового кредита представляется целесообразным увеличение размера инвестиционного налогового кредита, предоставляемого заинтересованной организации при проведении этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, с 30% до 100% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования;
- в целях повышения оперативности принятия решений предлагается уполномочить руководителей налоговых органов по субъектам РФ предоставлять отсрочки по уплате налога на небольшие сроки (до 1 месяца) в пределах одного финансового года.
3.2. Основные изменения налогового законодательства, вступившие в силу с 2010г.
С 1 января 2010 г. вступили в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс РФ. Изменения затрагивают первую часть НК РФ, а также главы об НДС, акцизах, НДФЛ, спецрежимах, транспортном и земельном налогах, налоге на имущество организаций. Большое количество внесенных изменений касается порядка расчета налога на прибыль. Однако самым значимым событием стала замена ЕСН страховыми взносами. Мы можем проследить основные налоговые изменения:
1) НДС. Федеральный закон РФ от 17.07.2009 г. № 161-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ». Определен порядок налогообложения безвозмездных услуг по предоставлению эфирного времени или печатной площади в соответствии с законодательством о выборах и референдумах. Установлено, что безвозмездное оказание таких услуг не подлежит налогообложению НДС.
2) Налог на доходы физических лиц. Федеральный закон РФ от 17.07.2009 г. № 161-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ». Доходы, полученные налогоплательщиками в виде стоимости эфирного времени и (или) печатной площади, предоставленных им в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Федеральный закон РФ от 27.09.2009 г. № 220-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса РФ». Дополнен перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц (п.48 ст. 217 НК). К таким доходам отнесены суммы пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица.
Федеральный закон РФ от 19.07.2009 г. № 202-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ». От налогообложения по ставке 35% освобождена материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками, находящимися на территории РФ, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них (пп.1 п.1 ст.212 НК).
От налогообложения
- суммы единовременной
материальной помощи, оказываемой
работодателями членам семьи
умершего бывшего работника,
- доходы, получаемые физическими
лицами от реализации легковых
автомобилей, при условии, что
до снятия с регистрационного
учета легковые автомобили
Социальный налоговый
вычет по расходам на негосударственное
пенсионное обеспечение и страхование
может быть также предоставлен налогоплательщику
до окончания налогового периода
при его обращении к
Предусматривается введение имущественного налогового вычета по расходам на приобретение земельных участков для жилищного строительства, а также на погашение процентов по кредитам, полученным физическими лицами от российских банков в целях рефинансировании (перекредитования) ранее выданных целевых займов на приобретение жилья и земельных участков (пп.2 п.1 ст.220 НК).
В фактические расходы на приобретение квартиры, комнаты или доли (долей) в них могут включаться расходы на работы, связанные с отделкой квартиры, комнаты, доли (долей) в них, а также расходы на разработку проектно-сметной документации на проведение отделочных работ. При этом общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного пп.2 п.2 ст. 220 НК, не может превышать 2 млн. рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов.
Предельный размер имущественного налогового вычета по доходам от продажи движимого имущества увеличен до 250 тыс. рублей в целом за налоговый период независимо от количества отчуждаемых объектов (пп.1 п.1 ст. 220 НК).
Налоговые агенты, являющихся кредитными организациями, не обязаны удерживать НДФЛ с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды (п.4 ст.226 НК). Они обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, а также о невозможности удержания налога с таких доходов ежегодно не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода (п.2 ст. 230 НК). Признана утратившей силу ст. 233 НК о налоговых льготах, предоставляемых законодательными органами субъектов РФ.
3) Налог на прибыль организаций. Федеральный закон РФ от 19.07.2009 г. № 202-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ». Для целей налогообложения прибыли учитываются расходы по добровольному страхованию имущественных интересов, связанных с обращением банковских карт выпущенных (эмитированных) налогоплательщиком, в случаях возникновения убытков страхователя в результате проведения третьими лицами операций с использованием поддельных, утерянных или украденных у держателей банковских карт, списания денежных средств на основании подделанных слипов или квитанций электронного терминала, подтверждающих проведение операций держателем банковской карты, проведения иных незаконных операций с банковскими картами (пп.9.1 п.1 ст. 263 НК).
Федеральный закон РФ от 17.07.2009 г. № 161-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ». Доходы, полученные налогоплательщиками в виде стоимости эфирного времени и (или) печатной площади, предоставленных им в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (пп.40 п.1 ст. 251 НК). При этом расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным предоставлением эфирного времени и (или) печатной площади в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, не учитываются при определении расходов в целях налогообложения налогом на прибыль организаций (п. 48.3 п.1 ст. 264 НК).
Федеральный закон РФ от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Для целей налогообложения прибыли учитываются расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ. Такие расходы включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда (п.16 ст. 255 НК).
Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право не применять порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники, установленный ст. 259 НК. При этом расходы указанных организаций на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами в порядке, предусмотренном пп.3 п.1 ст.254 НК. К прямым расходам отнесены расходы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; обязательное медицинское страхование; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п.1 ст.318 НК).
Информация о работе Содержание налоговой системы в Российской Федерации