Таким образом, в странах
с развитой рыночной экономикой заемный
капитал является более дешевым,
чем собственный, т.к. существует эффект
«налогового щита». Проценты за кредит
выводятся из-под налогообложения
(включаются в себестоимость), а дивиденды
выплачиваются из ЧП, которая попадает
под налогообложение. Дивиденды
по акциям, сами по себе, выше ставок за
кредит (из-за риска). На структуру и
стоимость капитала можно влиять
путем применения эффекта финансового
рычага. При этом необходимо определить
оптимальное соотношение между
размерами собственного и заемного
капитала. Задача финансово менеджера,
в данном случае, будет заключаться
в выборе альтернативы наиболее эффективного
соотношения. Но, при выборе такой
альтернативы, финансовому менеджеру
необходимо учесть множество факторов,
которые напрямую (по формуле) не будут
влиять на стоимость и структуру
капитала, но возможно будут оказывать
существенное влияние косвенным
путем:
- при повышении доли заемного капитала повышается риск банкротства компании;
- превышение доли заемного капитала над долей собственного в структуре капитала может привести к недоверию контрагентов и кредитных организаций к предприятию;
- повышение доли заемного капитала означает повышение риска потери платежеспособности предприятием. А значит, держатели облигаций и акции компании будут требовать большей доходности от этих ценных бумаг;
- привлечение заемного капитала потребует дополнительных трансакционных расходов, возможно создания резервного фонда для погашения обязательств;
- на структуру капитала будет влиять не только изменение доли заемного капитала, но и доля собственного капитала. Если собственный капитал велик, то незначительное увеличение доли заемного капитала не приведет к значительному изменению эффекта финансового рычага, но, опять же, может повлечь дополнительные расходы.
2.2 Финансовый рычаг
и факторы, влияющие на структуру
капитала
Существует ряд факторов, которые
необходимо учитывать наравне с
эффектом финансового рычага при
формировании структуры капитала, обеспечивая
этим наиболее правильные и обоснованные
управленческие решения. Основными
из этих факторов являются:
- Отраслевые особенности деятельности предприятия. Характер этих особенностей определяет структуру активов предприятия, их ликвидность. Предприятия с высоким уровнем фондоемкости производства продукции в силу высокой доли внеоборотных активов, имеют обычно более низкий уровень быстрой ликвидности и кредитного рейтинга, они вынуждены ориентироваться в своей деятельности на использование собственного капитала. Кроме того, характер отраслевых особенностей определяет различную продолжительность операционного цикла (промежуток времени между приобретением запасов для осуществления деятельности и получением средств от реализации произведенной из них продукции или товаров, работ и услуг9). Чем ниже период операционного цикла, тем в большей степени (при прочих равных условиях) может быть использован предприятием заемный капитал.
- Стадия жизненного цикла предприятия. Растущие предприятия, находящиеся на ранних стадиях своего жизненного цикла и имеющие конкурентоспособную продукцию, могут привлекать для своего развития большую долю заемного капитала. В плане привлечения заемного капитала для ни есть и еще одна важная особенность. Стоимость этого капитала может быть выше среднерыночной. Это объясняется тем, что у предприятий, который находятся на ранних стадиях жизненного цикла, уровень финансовых рисков очень высок. Этот аспект учитывается кредиторами. Хотя, опять же, для определения такого вида рисков на предприятиях необходимо использовать результаты комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности, в результате которой можно будет выявить все сильные и слабые стороны предприятия, а также оценить уровень риска привлечения заемного капитала. Теоретически, предприятия, находящиеся в стадии зрелости, в большей мере должны использовать собственный капитал.
- Конъюнктура товарного рынка. Чем стабильней конъюнктура этого рынка, а соответственно и стабильней спрос на продукцию предприятия, тем выше и безопасней становится использование заемного капитала. И наоборот — в условиях неблагоприятной конъюнктуры и сокращения объема реализации продукции использование заемного капитала ускоренно генерирует снижение уровня прибыли и риск потери платежеспособности. В этих условиях необходимо оперативно снижать эффект финансового левериджа за счет уменьшения объема использования заемного капитала10.
- Конъюнктура финансового рынка. В зависимости от состояния этой конъюнктуры возрастает или снижается стоимость заемного капитала. При существенном возрастании этой стоимости дифференциал финансового левериджа может достичь отрицательного значения. В свою очередь, при существенном снижении этой стоимости резко снижается эффективность использования долгосрочного заемного капитала (если кредитными условиями не оговорена соответствующая корректировка ставки процента за кредит).
- Коэффициент операционного левериджа (рычага, операционной зависимости). Операционный рычаг – это доля постоянных издержек в полных издержках компании11. Эффект операционного
рычага заключается в том, что любое изменение
выручки от реализации всегда порождает
более сильное изменение прибыли. Данный
коэффициент рассчитывается как отношение разницы между валовой выручкой предприятия и переменными издержками к постоянным издержкам предприятия (переменные издержки – это издержки, непосредственно зависящие от количества производимой продукции, постоянные издержки – издержки, не зависящие от объема произведенной продукции12). Рост прибыли предприятия обеспечивается совместным проявлением эффекта операционного и финансового левериджа. Поэтому предприятия с растущим объемом реализации продукции, но имеющие в силу отраслевых особенностей ее производства низкий коэффициент операционного левериджа, могут в гораздо большей степени (при прочих равных условиях) увеличивать коэффициент финансового левериджа, т.е. использовать большую долю заемных средств в общей сумме капитала.
- Отношение кредиторов к предприятию. Как правило, кредиторы при оценке кредитного рейтинга предприятия руководствуется своими критериями, не совпадающими иногда с критериями оценки собственной кредитоспособности предприятием. В ряде случаев, несмотря на высокую финансовую устойчивость предприятия, кредиторы могут руководствоваться и иными критериями, которые формируют негативный его имидж, а соответственно снижают и его кредитный рейтинг. Это оказывает соответствующее отрицательное влияние на возможность привлечения предприятием заемного капитала, снижает его финансовую гибкость, т.е. возможность оперативно формировать капитал за счет внешних источников.
- Уровень налогообложения прибыли. В условиях низких ставок налога на прибыль или использования предприятием налоговых льгот по прибыли, разница в стоимости собственного и заемного капитала, привлекаемого из внешних источников, снижается. Это связано с тем, что эффект налогового щита уменьшается при использовании заемных средств. В этих условиях более предпочтительным является формирование капитала из внешних источников за счет эмиссии акций (привлечения дополнительного паевого капитала), т.е. за счет наращивания величины собственного капитала. В то же время при высокой ставке налогообложения прибыли существенно повышается эффективность привлечения заемного капитала.
- Финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия. На практике ситуация с привлечением заемного капитала покажется не всем менеджерам и руководителям необходимой, поскольку это создает дополнительный риск, а руководители не хотят нести потери и рисковать доходностью своих акций, поэтому относятся к дополнительному привлечению заемного капитала довольно консервативно, предпочитая не рисковать. Финансовые менеджеры, в свою очередь, не хотят лишаться своих рабочих мест, поставив свое предприятие в положение финансовой зависимости, поэтому тоже предпочитают реализовывать менее рисковую политику, лишая при этом предприятия возможности получать большую прибыль. А стремление получить высокую прибыль на собственный капитал, невзирая на высокий уровень рисков, формирует агрессивный подход к финансированию развития предприятия, при котором заемный капитал используется в максимально возможном размере.
- Уровень концентрации собственного капитала. На практике бывает так, что для того, чтобы сохранить контроль за управлением предприятием (контрольный пакет акций или контрольный объем паевого вклада), владельцам предприятия не хочется привлекать дополнительный собственный капитал из внешних источников, даже, несмотря на благоприятные к этому предпосылки. Задача сохранения финансового контроля за управлением предприятием в этом случае является критерием формирования дополнительного капитала за счет заемных средств.
Использование финансового
рычага может быть одним из путей
увеличения доходности акционеров, т.е.
использование заемного капитала. Эффект
финансового рычага показывает возможность
компании увеличивать свои активы за счет
заимствований. Финансовый рычаг может
служить мощным инструментом, увеличивающим
доходность акционеров, но его эффективность
напрямую связана с разницей между стоимостью
получения займов и доходностью, которую
компания получает на эти заемные средства.
При снижении этой разницы возможности
финансового рычага в увеличении доходности
акционерного капитала снижаются. Возможность
финансового рычага по увеличению доходности
акционеров может рассматриваться как
функция стоимости заемного капитала
компании и его доходности. Более того,
стоимость заемного капитала напрямую
связана с возможностью обслуживания
текущего долга компании, что обычно называется
финансовым риском. Следовательно, один
из способов определения эффективности
финансового рычага — оценка текущего
уровня финансового риска компании. Анализ
финансового рычага обычно сосредоточен
на двух аспектах финансового риска —
краткосрочный риск, или ликвидность,
и долгосрочный риск, или платежеспособность.
Для оценки финансовых рисков большинства
компаний используются следующие коэффициенты.
Краткосрочный риск характеризуется взаимодействием
эффекта финансового рычага со следующими
коэффициентами финансово-хозяйственной
деятельности предприятия:
- коэффициент быстрой ликвидности;
ДЗ – дебиторская задолженность.
Коэффициент быстрой ликвидности
показывает, какую часть своих
краткосрочных обязательств предприятие
сможет погасить в самое ближайшее
время, не подвергая себя серьезным
финансовым потерям.
Риск банкротства при
уровне быстрой ликвидности и
эффекте финансового рычага можно
отобразить так:
Таблица 1.1 – Риск банкротства
предприятия при повышении доли
заемного капитала
Уровень показателя |
Низкий уровень быстрой ликвидности |
Средний уровень быстрой ликвидности |
Высокий уровень быстрой ликвидности |
Высокий уровень ЭФР |
Высокий риск |
Высокий риск |
Средний риск |
Средний уровень ЭФР |
Высокий риск |
Средний риск |
Низкий риск |
Низкий уровень ЭФР |
Средний |
Низкий риск |
Низкий риск |
Также для оценки риска увеличения
доли заемного капитала используется коэффициент
операционного денежного потока (Cash Flow
from Operations to Current Liabilities)
Данный коэффициент определяется
как отношение денежного потока
от операционной деятельности к текущим
обязательствам компании. Данный коэффициент
еще называют денежно-потоковая
ликвидность (Cash Flow Liquidity). Он вычисляется
по формуле:
(15)
Денежный поток от операционной
деятельности - сумма чистой прибыли
и амортизации минус увеличение
собственных оборотных (кроме денежных)
средств за отчетный период13. Денежный поток от операционной
деятельности - денежный поток, связанный
с основной деятельностью компании.
Его обратная величина показывает,
за сколько лет компания способна
рассчитаться со своими текущими обязательствами
за счет своей операционной деятельности.
Операционный денежный поток может
быть взят непосредственно из финансовой
отчетности или из скорректированного
аналитического отчета о денежных потоках.
В случае применения эффекта финансового
рычага для оценки необходимости
привлечения заемного капитала, это
коэффициент покажет время, за которое
предприятие сможет погасить свои обязательства.
Т.е. его оценка поможет финансовому
менеджеру оценить свои возможности
по привлечению заемного капитала,
и скорректировать величину последнего.
Долгосрочный риск (риск потери платежеспособности)
оценивается при помощи следующих
показателей структуры капитала:
- отношением суммарных обязательств предприятия к акционерному капиталу;
- долгосрочной кредиторской задолженности к суммарному активу;
- коэффициентом покрытия процентов.
Первый коэффициент характеризует
зависимость фирмы от внешних
займов: чем выше значение коэффициента,
тем больше займов у компании и
тем выше риск неплатежеспособности.
(16)
Второй коэффициент показывает,
какая доля активов предприятия
финансируется за счет заимствований.
(17)
Он, также как первый коэффициент,
характеризует риск потери платежеспособности
предприятия. Причем, чем больше значение
этого коэффициента, тем выше риск.
Коэффициент покрытия процентов
показывает, сколько раз в течение отчетного
периода компания заработала средства
для выплаты процентов по займам.
(18)
Коэффициент покрытия процентов
показывает возможную степень снижения
операционной прибыли предприятия,
при которой оно может обслуживать
выплаты процентов. Помогает оценить
уровень защищённости кредиторов от
невыплаты долгов со стороны заёмщика.
Нормальным считается значение показателя
от 3 до 4. Если значение коэффициента становится
меньше 1, это означает, что фирма
не создаёт достаточного денежного
потока из операционной прибыли для
обслуживания процентных платежей. Следовательно,
привлекать заемный капитал на данной
стадии развития предприятию не только
не выгодно, но это еще и приведет
к убыткам.
Таким образом, решение о
привлечении заемного капитала должна
проводиться не только на основании
определения эффекта финансового
рычага, который будет изменяться прямо
пропорционально повышению доли заемного
капитала, но и на основании анализа структуры
капитала и способности предприятия погасить
проценты по полученным кредитам и займам.
В данной главе были приведены основные
коэффициенты, анализ которых позволит
оценить степень финансового риска предприятия.
В данной главе было проанализировано
влияние эффекта финансового
рычага на структуру и стоимость
капитала предприятия, определены основные
факторы, прямо или косвенно влияющие
на эффективность привлечения заемного
капитала, а также коэффициенты,
оценка которых сможет оценить риск
финансового краха предприятия.
С помощью эффекта финансового
рычага можно и нужно влиять на
структуру и стоимость капитала
предприятия. При этом нужно определить
оптимальную величину заемного капитала
в структуре капитала предприятия.
Привлечение заемного капитала повысит
рентабельность активов предприятия,
если эффект финансового рычага будет
применяться комплексно вместе с
оценкой структуры предприятия
и различных рисков, которые повлияют
на эффект финансового рычага.
Риск кредитора выражен величиной
дифференциала: чем больше дифференциал,
тем меньше риск; чем меньше дифференциал,
тем больше риск. финансовый рычаг заемный капитал
Разумный финансовый менеджер не станет
увеличивать любой ценой плечо финансового
рычага, а будет регулировать его в зависимости
от дифференциала.
Заключение
Подводя итоги настоящего
исследования, хотелось бы подчеркнуть
важность предмета изучения для управления
финансами предприятий и основные
выводы, полученные в результате исследования.
В странах с развитой рыночной
экономикой заемный капитал является
более дешевым, чем собственный,
т.к. существует эффект «налогового
щита».
Рациональная заемная
политика может дать предприятию
неожиданный для большинства
руководителей и бухгалтеров "эффект
финансового рычага", который
состоит в том, что дает дополнительное
приращение к рентабельности собственных
средств, получаемое благодаря использованию
кредита, несмотря на платность последнего.
Это значит, что предприятие, использующее
только собственные средства ограничивает
их рентабельность, по оценке некоторых
специалистов, примерно 2\3 экономической
рентабельности. Предприятие же, использующее
кредит, увеличивает либо уменьшает
рентабельность собственных средств
в зависимости от соотношения
собственных и заемных средств
в пассиве и от величины процентной
ставки. Но надо помнить, что этот эффект
возникает из-за расхождения между
экономической рентабельностью
и ценой заемных средств, а
это значит, что предприятие должно
наработать такую экономическую
рентабельность, что бы как минимум
хватило для уплаты процентов
за кредит.
Разработать данную политику
можно при помощи эффекта финансового
рычага в комплексе с иными
показателями структуры капитала и
платежеспособности предприятия. Необходимость
комплексного подхода для регулирования
стоимости капитала объясняется
тем, что при повышении доли заемного
капитала, т.е. при увеличении эффекта
финансового рычага, повышается финансовый
риск предприятия. Т.е. повышается вероятность
банкротства, а это, в свою очередь,
влечет за собой тоже ряд негативным
последствий. Например, таких как недоверие
покупателей и кредитных организаций
к данному предприятию.
Также нужно помнить о
том, что повышение доли заемного
капитала увеличивает транзакционные
расходы и требования акционеров в повышении
доходности.
Также влияние на эффект
финансового рычага будут оказывать
и внешнеэкономические, политические,
законодательные и социальные риски.
На основе досконального
анализа этих рисков и издержек,
финансовый менеджер, применив эффект
финансового рычага, должен определить,
нужно ли финансировать предприятие
за счет заемного капитала.
Список использованной литературы
- Бланк И. А. Финансовый менеджмент: Учебный курс.- К.: «Ника-Центр», Эльга - 2009.
- Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
- Лайком К. Управление финансами предприятия / Журнал для акционеров. - 2009.
- Лапуста М.Г. Финансы фирмы: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2007.
- Осташков А.В. Финансовый менеджмент: Комплект учебно-методических материалов. - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2009.
- Сироткин В.Б. Финансовый менеджмент компаний: Учебное пособие. - СПб.: ГУАП, 2010.
- Теплова Т. В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями / учебник для вузов: ГУ-ВШЭ, 2011.
- Хлыстова О.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005.
- Шатунов А. Постановка финансового менеджмента на предприятии: предмет и цели управления. / Рынок ценных бумаг. - 2006.
- Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. К а м а е в а . — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – с. 143-144.
- Финансы предприятий: Учеб. пособие для вузов / под ред. Колчиной. - М.: ЮНИТИ, 2006г.
- Финансы, деньги, кредит: Учебник для вузов / С.И. Долгов, С.А. Бартенев и др.; Под ред. О.В. Соколовой. - М.: Юрист, 2000.