Виды финансовых нарушений и ответственность за их совершение
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 09:51, контрольная работа
Описание работы
Финансовое правонарушение - это противоправное виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный государством порядок осуществления финансовой деятельности и вызывающее применение соответствующих юридических санкций.
Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Кафедра ___________________________
Направления _____ «_____________________»
Контрольная работа
по дисциплине «______________»
Тема: Виды финансовых нарушений и
ответственность за их совершение
Выполнил студент
Группа (поток)
Номер зач. книжки
Фамилия
Имя
Отчество
Хабаровск 2015
Содержание
Введение
Глубокие политические и экономические
преобразования, которые происходят в
Российской Федерации, требуют адекватного
правового осмысления и оформления. Законодателям
приходится работать на опережение, с
неизбежностью внося в законодательство
вместе с новациями и сопутствующие им
ошибки.
Россия находится в состоянии
поиска самых разных политических, экономических,
социальных решений; и неспособность оформлять
их в конкретных правовых актах становится
уже угрожающей. Основанием какой-либо
юридической ответственности, в том числе
и административной, в сфере финансов
является финансовое правонарушение.
Финансовое правонарушение
- это противоправное виновное деяние
(действие или бездействие), посягающее
на установленный государством порядок
осуществления финансовой деятельности
и вызывающее применение соответствующих
юридических санкций.
Установление ответственности
за нарушения в сфере финансов имеет целью
защиту интересов государства в правоотношениях,
связанных с обеспечением режима функционирования
государственных денежных фондов, а также
с обеспечением экономической безопасности
государства вообще. Такие правонарушения
совершаются при осуществлении финансовой,
валютной, банковской деятельности.
В административном праве, как
ни в какой другой отрасли, остается много
пробелов, коллизий, да и сама отрасль
нуждается в концептуальном развитии. Затронутые проблемы, безусловно,
должны найти свое разрешение в проекте
нового Кодекса об административных правонарушениях
в области финансов. Отсюда, вопрос административных
нарушений в области финансов по-прежнему
актуален.
Цель работы – исследование
вопроса нарушения в области финансов.
Объект исследования: финансовые нарушения.
1 Финансовые
нарушения
Сфера финансов имеет для государства
чрезвычайно важное значение. Это значение
предопределено той ролью, которую играют
финансы в жизни государства. Поэтому
государство, формируя посредством издания
правовых актов свою финансовую систему,
заинтересовано в том, чтобы все эти акты
«работали» надлежащим образом.
Выполнение предписаний финансового
законодательства, включая полное и своевременное
исполнение финансовых обязательств,
подкрепляется мерами государственного
принуждения.
Государственное принуждение
в сфере финансов выражается в том, что
государство предусматривает комплекс
мер воздействия на лиц, не исполняющих
предписаний финансового законодательства,
и обеспечивающих это исполнение помимо
воли и желания таких лиц. Речь в первую
очередь идет об исполнении финансовых
обязательств перед государством.
2 Меры
государственного принуждения
Финансовое право предусматривает
достаточно широкий круг мер государственного
принуждения. В их числе можно назвать
следующие: принудительное взимание органами
налоговой службы суммы недоимки, обращение
взыскания на имущество налогоплательщика,
принудительная корректировка размера
налога, приостановление расходных операций
по банковским счетам, принудительное
изъятие документов, изъятие бюджетных
средств, принудительное списание с должника
суммы бюджетного кредита, привлечение
к юридической ответственности за совершение
финансово-правовых нарушений.
Характеризуя государственное
принуждение в сфере финансов в целом
можно выделить следующие его специфические
признаки:
1) принуждение является реакцией
государства на противоправное поведение
лица, выразившееся в неисполнении или
ненадлежащем исполнении предписаний
финансового законодательства;
2) в основе применения мер государственного
принуждения лежит виновное и противоправное
деяние субъекта или участника финансового
правоотношения. При этом в одних случаях
это деяние формирует состав финансового
правонарушения (тогда принуждение может
выступать мерой юридической ответственности),
а в других - нет (и тогда принуждения, не
являясь мерой юридической ответственности,
выступает в качестве самостоятельной
меры);
3) принуждение является способом
обеспечения надлежащего исполнения субъектами
финансового отношения предписаний, предусмотренных
нормами финансового права (чаще всего
речь идет об исполнении финансового обязательства
перед государством - например, уплате
налога);
4) как правовой институт государственное
принуждение в сфере финансов, особенно
в той части, когда это принуждение выступает
мерой юридической ответственности (санкцией)
за совершенное правонарушение в области
финансов, является комплексным институтом
и состоит из норм финансового, административного
и уголовного права. Соответственно этому
различаются меры государственного принуждения
финансово-правового, административно-правового
и уголовно-правового характера. Выбор
меры принуждения зависит от свойств правонарушения
в области финансов. Однако объединяющим
для всех этих мер, предусмотренных различными
отраслями права, является то, что они
выступают в качестве реакции государства
на противоправное деяние в сфере финансов
и должны обеспечить соблюдение правопорядка
в этой сфере;
5) законодательство допускает
довольно широкое внесудебное применение
мер государственного принуждения в сфере
финансов. Такой порядок установлен, в
частности, при взимании недоимки, пени
и штрафов, в том числе не только посредством
обращения взыскания на денежные средства
налогоплательщика, но и на иное его имущество.
При этом правом применения данных мер
в одностороннем порядке пользуются сами
финансовые органы государства, являющиеся
стороной финансового правоотношения,
что довольно нетипично для юридических
конструкций;
6) в ряде случаев (что особенно
характерно для мер государственного
принуждения, носящих финансово-правовой
характер) предусмотрен упрощенный процессуальный
порядок применения этих мер. Это позволяет
финансовым органам оперативно реагировать
на факты финансовых правонарушений;
7) несмотря на довольно широкое
использование мер государственного принуждения
во внесудебном порядке и упрощенный порядок
их применения, существует механизм обеспечения
законности и защиты прав юридических
лиц и граждан, выступающих в качестве
субъектов финансовых правоотношений.
3 Меры ответственности
за финансовое нарушение
Одним из средств обеспечения
надлежащего исполнения предписаний финансово-правовых
норм является установление юридической
ответственности за нарушение этих норм.
Следует иметь виду, что любая
юридическая ответственность содержит
в себе государственное принуждение, но
не всякое государственное принуждение
в сфере финансов можно признать мерой
юридической ответственности.
Так, принудительное взимание
налога, в том числе недоимки, содержит
в себе меру государственного принуждения,
однако это взимание не выступает в качестве
меры юридической ответственности (санкции)
за совершенное финансовое правонарушение.
Санкцией в данном случае выступят начисление
пени и штрафа.
Меры государственного принуждения,
не являющиеся мерами юридической ответственности,
могут самостоятельно применяться при
совершении правонарушений в области
финансов одновременно с мерами юридической
ответственности. Так, при уклонении от
уплаты налога, что формирует собой финансовое
правонарушение, может быть произведено
принудительное взимание недоимки (мера
государственного принуждения) с одновременным
взыскавшем установленных штрафов и пени
(меры юридической ответственности).
Любая юридическая ответственность
характеризуется тремя признаками:
а) государственным принуждением;
б) отрицательной оценкой деяния, рассматриваемого
в качестве правонарушения, и поведения
субъекта, его совершившего; в) наличием
неблагоприятных для правонарушителя
последствий, что составляет сущность
его наказания.
При привлечении правонарушителя
к юридической ответственности государство
преследует, как правило, три цели.
Первая - обеспечение соблюдения
финансового законодательства. Финансово-правовые
нормы для того и принимаются, чтобы быть
исполненными.
Вторая - защита своих финансовых
интересов. Особенно наглядно эта цель
юридической ответственности просматривается
в составах, связанных с неисполнением
финансового обязательства перед государством
(например, неуплата налога). Наказывая
неисправного налогоплательщика, государство
одновременно побуждает его выполнять
свое налоговое обязательство надлежащим
образом.
Третьей целью юридической
ответственности в правонарушений в области
финансов является наказание правонарушителя,
что выступает средством его воспитания
и предупреждения повторных правонарушений.
В зависимости от вида правонарушения
в области финансов выделяются следующие
виды юридической ответственности: а)
уголовно-правовая; б) административно-правовая;
в) финансово-правовая.
Привлечение виновного к юридической
ответственности осуществляется в судебном
и внесудебном порядке на основе одностороннего
акта соответствующего финансового органа
государства. Способ привлечения к ответственности
во многом зависит от того, какая оценка
дается правонарушению (является оно уголовным
преступлением, административным проступком
или «чистым» финансовым правонарушением),
к какому виду ответственности привлекается
правонарушитель (уголовно-правовой, административно-правовой
или финансово-правовой), Какой орган привлекает
к ответственности.
Нарушения финансово-правовых
норм приобретает характер правонарушений,
которые обобщенно можно было бы назвать
«правонарушения в области финансов».
В зависимости от характера правонарушения
в области финансов государство может
установить за его совершение различные
виды юридической ответственности: уголовно-правовую,
административно-правовую и финансово-правовую.
Отсюда финансовые правонарушения могут
иметь вид: 1) уголовного преступления;
2) административного проступка; 3) финансового
правонарушения (правонарушения, за которое
предусмотрена финансово-правовая ответственность).
Таким образом, понятие «правонарушение
в области финансов» является родовым
по отношению к различным видам правонарушений,
имеющих свою отраслевую принадлежность.
Объединяет эти виды правонарушений то,
что во всех случаях речь идет о нарушении
норм финансового права, т. е. их объектом
выступает финансовая система государства.
Соответственно виду правонарушения
в области финансов выбирается вид юридической
ответственности за его совершение.
Мерами финансово-правовой
ответственности выступают пеня и штраф.
Мерами административно-правовой
ответственности выступает административный
штраф.
Мерами уголовно-правовой ответственности
выступают штраф, исправительные работы,
лишение свободы (в том числе с конфискацией
имущества).
Решение вопроса о выборе вида
юридической ответственности за совершение
правонарушения в области финансов (а
соответственно, и отраслевой классификации
самого правонарушения) представляет
на практике определенную трудность, чему
в немалой степени способствует несовершенство
самого законодательства, устанавливающего
ответственность за эти правонарушения.
Составы такого рода правонарушений, предусмотренные
уголовным, административным и финансовым
законодательством, сформулированы недостаточно
конкретно и без взаимной межотраслевой
корреспонденции. В результате они «Наползают»
друг друга, что затрудняет их разграничение.
В принципе же деление правонарушений
в области финансов на уголовно-правовое,
административно-правовое и финансово-правовое
(а соответственно, и выбор віща юридической
ответственности: уголовно-правовой, административно-правовой
или финансово-правовой) определяется
двумя главными факторами: -
а) степенью общественной опасности
содеянного (уголовное преступление йо
степени своей общественной опасности
выше, нежели административное правонарушение);
б) субъектом ответственности
(субъектом уголовного преступления и
административного правонарушения всегда
вступает физическое лицо, а субъектом
финансово-правовой ответственности -
обязанный субъект финансового правоотношения,
которым может быть как физическое, так
и юридическое лицо.
Для каждого конкретного правонарушения
существуют еще и дополнительные (в большинстве
случаев, более конкретные) признаки, позволяющие
правильно классифицировать то или иное
финансовое правонарушение и отграничить
один его вид от другого.
Практически же при разграничении
видов правонарушений в области финансов
руководствуются тем, в каком правовом
акте оно зафиксировано. Если оно зафиксировано
в уголовном кодексе, то это означает,
что данное правонарушение является уголовным
преступлением, если - в кодексе об административных
правонарушениях, это означает, что оно
является административно-правовым правонарушением,
если в каком либо нормативном акте финансово-правового
характера, то это означает, что правонарушение
является «чисто» финансово-правовым.
К числу уголовных составов
относятся составы, предусмотренные статьей
221 уголовного кодекса «Уклонение граждан
от уплаты налога» и статьей 222 «Уклонение
от уплаты налогов с организаций»,
В целом же законодательство
предусматривает довольно обширный перечень
правонарушений в области финансов, постоянно,
кстати, видоизменяя его, вводя новые составы,
отменяя старые и видоизменяя их, в том
числе путем перевода составов из разряда
административных правонарушений в финансово-правовые
и наоборот. И необходимо признать, что
в части установления юридической ответственности
за совершение правонарушений в области
финансов законодательство, как и сама
политика государства, весьма неустойчивы.