Виды финансовых нарушений и ответственность за их совершение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 09:51, контрольная работа

Описание работы

Финансовое правонарушение - это противоправное виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный государством порядок осуществления финансовой деятельности и вызывающее применение соответствующих юридических санкций.

Файлы: 1 файл

Виды финансовых нарушений и ответственность за их совершение.docx

— 46.04 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

 

 

Кафедра ___________________________

 

Направления _____ «_____________________»

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «______________»

Тема:  Виды финансовых нарушений и ответственность за их совершение

 

 

 

Выполнил студент

 

Группа (поток)

 

Номер зач. книжки

 

Фамилия

 

Имя

 

Отчество

 

 

 

 

 

Хабаровск 2015

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Глубокие политические и экономические преобразования, которые происходят в Российской Федерации, требуют адекватного правового осмысления и оформления. Законодателям приходится работать на опережение, с неизбежностью внося в законодательство вместе с новациями и сопутствующие им ошибки.

Россия находится в состоянии поиска самых разных политических, экономических, социальных решений; и неспособность оформлять их в конкретных правовых актах становится уже угрожающей. Основанием какой-либо юридической ответственности, в том числе и административной, в сфере финансов является финансовое правонарушение.

Финансовое правонарушение - это противоправное виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный государством порядок осуществления финансовой деятельности и вызывающее применение соответствующих юридических санкций.

Установление ответственности за нарушения в сфере финансов имеет целью защиту интересов государства в правоотношениях, связанных с обеспечением режима функционирования государственных денежных фондов, а также с обеспечением экономической безопасности государства вообще. Такие правонарушения совершаются при осуществлении финансовой, валютной, банковской деятельности.

В административном праве, как ни в какой другой отрасли, остается много пробелов, коллизий, да и сама отрасль нуждается в концептуальном развитии. Затронутые проблемы, безусловно, должны найти свое разрешение в проекте нового Кодекса об административных правонарушениях в области финансов. Отсюда, вопрос административных нарушений в области финансов по-прежнему актуален.

Цель работы – исследование вопроса нарушения в области финансов. Объект исследования: финансовые нарушения. 

1 Финансовые  нарушения

 

Сфера финансов имеет для государства чрезвычайно важное значение. Это значение предопределено той ролью, которую играют финансы в жизни государства. Поэтому государство, формируя посредством издания правовых актов свою финансовую систему, заинтересовано в том, чтобы все эти акты «работали» надлежащим образом.

Выполнение предписаний финансового законодательства, включая полное и своевременное исполнение финансовых обязательств, подкрепляется мерами государственного принуждения.

Государственное принуждение в сфере финансов выражается в том, что государство предусматривает комплекс мер воздействия на лиц, не исполняющих предписаний финансового законодательства, и обеспечивающих это исполнение помимо воли и желания таких лиц. Речь в первую очередь идет об исполнении финансовых обязательств перед государством.

 

2 Меры  государственного принуждения

 

Финансовое право предусматривает достаточно широкий круг мер государственного принуждения. В их числе можно назвать следующие: принудительное взимание органами налоговой службы суммы недоимки, обращение взыскания на имущество налогоплательщика, принудительная корректировка размера налога, приостановление расходных операций по банковским счетам, принудительное изъятие документов, изъятие бюджетных средств, принудительное списание с должника суммы бюджетного кредита, привлечение к юридической ответственности за совершение финансово-правовых нарушений.

Характеризуя государственное принуждение в сфере финансов в целом можно выделить следующие его специфические признаки:

1) принуждение является реакцией государства на противоправное поведение лица, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний финансового законодательства;

2) в основе применения мер государственного принуждения лежит виновное и противоправное деяние субъекта или участника финансового правоотношения. При этом в одних случаях это деяние формирует состав финансового правонарушения (тогда принуждение может выступать мерой юридической ответственности), а в других - нет (и тогда принуждения, не являясь мерой юридической ответственности, выступает в качестве самостоятельной меры);

3) принуждение является способом обеспечения надлежащего исполнения субъектами финансового отношения предписаний, предусмотренных нормами финансового права (чаще всего речь идет об исполнении финансового обязательства перед государством - например, уплате налога);

4) как правовой институт государственное принуждение в сфере финансов, особенно в той части, когда это принуждение выступает мерой юридической ответственности (санкцией) за совершенное правонарушение в области финансов, является комплексным институтом и состоит из норм финансового, административного и уголовного права. Соответственно этому различаются меры государственного принуждения финансово-правового, административно-правового и уголовно-правового характера. Выбор меры принуждения зависит от свойств правонарушения в области финансов. Однако объединяющим для всех этих мер, предусмотренных различными отраслями права, является то, что они выступают в качестве реакции государства на противоправное деяние в сфере финансов и должны обеспечить соблюдение правопорядка в этой сфере;

5) законодательство допускает довольно широкое внесудебное применение мер государственного принуждения в сфере финансов. Такой порядок установлен, в частности, при взимании недоимки, пени и штрафов, в том числе не только посредством обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика, но и на иное его имущество. При этом правом применения данных мер в одностороннем порядке пользуются сами финансовые органы государства, являющиеся стороной финансового правоотношения, что довольно нетипично для юридических конструкций;

6) в ряде случаев (что особенно характерно для мер государственного принуждения, носящих финансово-правовой характер) предусмотрен упрощенный процессуальный порядок применения этих мер. Это позволяет финансовым органам оперативно реагировать на факты финансовых правонарушений;

7) несмотря на довольно широкое использование мер государственного принуждения во внесудебном порядке и упрощенный порядок их применения, существует механизм обеспечения законности и защиты прав юридических лиц и граждан, выступающих в качестве субъектов финансовых правоотношений.

3 Меры ответственности за финансовое нарушение

 

Одним из средств обеспечения надлежащего исполнения предписаний финансово-правовых норм является установление юридической ответственности за нарушение этих норм.

Следует иметь виду, что любая юридическая ответственность содержит в себе государственное принуждение, но не всякое государственное принуждение в сфере финансов можно признать мерой юридической ответственности.

Так, принудительное взимание налога, в том числе недоимки, содержит в себе меру государственного принуждения, однако это взимание не выступает в качестве меры юридической ответственности (санкции) за совершенное финансовое правонарушение. Санкцией в данном случае выступят начисление пени и штрафа.

Меры государственного принуждения, не являющиеся мерами юридической ответственности, могут самостоятельно применяться при совершении правонарушений в области финансов одновременно с мерами юридической ответственности. Так, при уклонении от уплаты налога, что формирует собой финансовое правонарушение, может быть произведено принудительное взимание недоимки (мера государственного принуждения) с одновременным взыскавшем установленных штрафов и пени (меры юридической ответственности).

Любая юридическая ответственность характеризуется тремя признаками:

а) государственным принуждением; б) отрицательной оценкой деяния, рассматриваемого в качестве правонарушения, и поведения субъекта, его совершившего; в) наличием неблагоприятных для правонарушителя последствий, что составляет сущность его наказания.

При привлечении правонарушителя к юридической ответственности государство преследует, как правило, три цели.

Первая - обеспечение соблюдения финансового законодательства. Финансово-правовые нормы для того и принимаются, чтобы быть исполненными.

Вторая - защита своих финансовых интересов. Особенно наглядно эта цель юридической ответственности просматривается в составах, связанных с неисполнением финансового обязательства перед государством (например, неуплата налога). Наказывая неисправного налогоплательщика, государство одновременно побуждает его выполнять свое налоговое обязательство надлежащим образом.

Третьей целью юридической ответственности в правонарушений в области финансов является наказание правонарушителя, что выступает средством его воспитания и предупреждения повторных правонарушений.

В зависимости от вида правонарушения в области финансов выделяются следующие виды юридической ответственности: а) уголовно-правовая; б) административно-правовая; в) финансово-правовая.

Привлечение виновного к юридической ответственности осуществляется в судебном и внесудебном порядке на основе одностороннего акта соответствующего финансового органа государства. Способ привлечения к ответственности во многом зависит от того, какая оценка дается правонарушению (является оно уголовным преступлением, административным проступком или «чистым» финансовым правонарушением), к какому виду ответственности привлекается правонарушитель (уголовно-правовой, административно-правовой или финансово-правовой), Какой орган привлекает к ответственности.

Нарушения финансово-правовых норм приобретает характер правонарушений, которые обобщенно можно было бы назвать «правонарушения в области финансов». В зависимости от характера правонарушения в области финансов государство может установить за его совершение различные виды юридической ответственности: уголовно-правовую, административно-правовую и финансово-правовую. Отсюда финансовые правонарушения могут иметь вид: 1) уголовного преступления; 2) административного проступка; 3) финансового правонарушения (правонарушения, за которое предусмотрена финансово-правовая ответственность).

Таким образом, понятие «правонарушение в области финансов» является родовым по отношению к различным видам правонарушений, имеющих свою отраслевую принадлежность. Объединяет эти виды правонарушений то, что во всех случаях речь идет о нарушении норм финансового права, т. е. их объектом выступает финансовая система государства.

Соответственно виду правонарушения в области финансов выбирается вид юридической ответственности за его совершение.

Мерами финансово-правовой ответственности выступают пеня и штраф.

Мерами административно-правовой ответственности выступает административный штраф.

Мерами уголовно-правовой ответственности выступают штраф, исправительные работы, лишение свободы (в том числе с конфискацией имущества).

Решение вопроса о выборе вида юридической ответственности за совершение правонарушения в области финансов (а соответственно, и отраслевой классификации самого правонарушения) представляет на практике определенную трудность, чему в немалой степени способствует несовершенство самого законодательства, устанавливающего ответственность за эти правонарушения. Составы такого рода правонарушений, предусмотренные уголовным, административным и финансовым законодательством, сформулированы недостаточно конкретно и без взаимной межотраслевой корреспонденции. В результате они «Наползают» друг друга, что затрудняет их разграничение.

В принципе же деление правонарушений в области финансов на уголовно-правовое, административно-правовое и финансово-правовое (а соответственно, и выбор віща юридической ответственности: уголовно-правовой, административно-правовой или финансово-правовой) определяется двумя главными факторами: -

а) степенью общественной опасности содеянного (уголовное преступление йо степени своей общественной опасности выше, нежели административное правонарушение);

б) субъектом ответственности (субъектом уголовного преступления и административного правонарушения всегда вступает физическое лицо, а субъектом финансово-правовой ответственности - обязанный субъект финансового правоотношения, которым может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Для каждого конкретного правонарушения существуют еще и дополнительные (в большинстве случаев, более конкретные) признаки, позволяющие правильно классифицировать то или иное финансовое правонарушение и отграничить один его вид от другого.

Практически же при разграничении видов правонарушений в области финансов руководствуются тем, в каком правовом акте оно зафиксировано. Если оно зафиксировано в уголовном кодексе, то это означает, что данное правонарушение является уголовным преступлением, если - в кодексе об административных правонарушениях, это означает, что оно является административно-правовым правонарушением, если в каком либо нормативном акте финансово-правового характера, то это означает, что правонарушение является «чисто» финансово-правовым.

К числу уголовных составов относятся составы, предусмотренные статьей 221 уголовного кодекса «Уклонение граждан от уплаты налога» и статьей 222 «Уклонение от уплаты налогов с организаций»,

В целом же законодательство предусматривает довольно обширный перечень правонарушений в области финансов, постоянно, кстати, видоизменяя его, вводя новые составы, отменяя старые и видоизменяя их, в том числе путем перевода составов из разряда административных правонарушений в финансово-правовые и наоборот. И необходимо признать, что в части установления юридической ответственности за совершение правонарушений в области финансов законодательство, как и сама политика государства, весьма неустойчивы.

Информация о работе Виды финансовых нарушений и ответственность за их совершение