Виды финансовых нарушений и ответственность за их совершение
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 09:51, контрольная работа
Описание работы
Финансовое правонарушение - это противоправное виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный государством порядок осуществления финансовой деятельности и вызывающее применение соответствующих юридических санкций.
В сфере налогообложения правонарушениями
обычно признаются следующие составы:
несвоевременное предоставление налоговой
отчетности; неуплата или неполная уплата
сумм налогов и других обязательных платежей
в бюджет; занижение сумм текущих и авансовых
налоговых платежей; невыполнение налоговым
агентом обязанности по удержанию и перечислению
налогов; отсутствие учета доходов, расходов
и объектов, подлежащих налогообложению;
неисполнение банками обязанностей, вытекающих
из налоговых отношений, включая неисполнение
банком решения налогового органа о взыскании
налоговой задолженности, и др.
В сфере бюджета правонарушениями
обычно признаются следующие деяния: нецелевое
использование бюджетных средств; не перечисление
или несвоевременное перечисление бюджетных
средств получателям бюджетных средств;
не возврат либо несвоевременный возврат
бюджетных средств, полученных на возвратной
основе; несоответствие бюджетной росписи
расходам, утвержденным бюджетам; финансирование
расходов сверх утвержденных лимитов;
несоблюдение обязательности зачисления
доходов в бюджетов; несвоевременное исполнение
платежных документов на перечисление
средств, подлежащих зачислению на счета
бюджетов, и др.
В области валютного регулирования
к числу правонарушений относят: совершение
валютных операций, нарушающих нормы валютного
законодательства; проведение валютных
операций без соответствующего отражения
их результатов в бухгалтерском учете;
ведение бухгалтерского учета валютных
операций с нарушением порядка и установленных
форм учета и отчетности.
Правонарушение в области финансов
- это виновное деяние, нарушающее нормы
финансового права, за которое установлена
юридическая ответственность.
Финансовое правонарушение
представляет собой один из видов правонарушений
в области финансов.
Финансовое правонарушение
- виновное деяние (действие или бездействие),
нарушающее нормы финансового права, за
которое установлена финансово-правовая
ответственность.
Финансовое правонарушение
подобно другим видам правонарушений
имеет свои признаки и состав.
Первым признаком финансового
правонарушения является противоправность.
Противоправность в данном
случае выражается в том, что нарушается
то или иное предписание норм финансового
права.
Вторым признаком финансового
правонарушения выступает виновность,
что отражает психическое отношение правонарушителя
к своему деянию, которое может быть совершено
умышленно или неосторожно.
Попутно отметим, что вопрос
о вине не возникает для таких видов правонарушений
в области финансов, которые представляют
собой уголовное преступление или административный
проступок. Однако в отношении таких правонарушений,
за которые установлена финансово-правовая
ответственность, существует мнение, что
признак виновности для них вовсе необязателен.
Во всяком случае, многие практические
работники из органов налоговой службы
убеждены, что одного факта, например,
неуплаты налога достаточно для привлечения
налогоплательщика к ответственности.
С этим согласиться нельзя.
«Невиновных» правонарушений вообще существовать
не может. Не может быть невиновных и финансовых
правонарушений (любого их вида). Отсутствие
в деяниях лица, не выполнившего финансовую
обязанность, признака вина свидетельствует
об отсутствии самого правонарушения
и исключает юридическую ответственность
та кого лица. При этом вина организации
в совершении финансового правонарушения
(в случае, если субъектом ответственности
выступает юридическое лицо) определяется
в зависимости от вины ее должностных
лиц либо ее представителей, действия
(бездействие) которых обусловили совершение
данного правонарушения.
Третьим признаком финансового
правонарушения является вред, причиненный
данным деянием.
Финансовые правонарушения
нарушают интересы, обуславливающие финансовое
право и охраняемые им. При этом в силу
специфики самого финансового права, призванного
обслуживать финансовую деятельность
государства, в зоне правовой зашиты, находятся
в первую очередь интересы самого государства.
Так, основная часть налоговых правонарушений
своим острием направлены против налогоплательщика
(например, установлена ответственность
налогоплательщика за уклонение от уплаты
налога, но нет как таковой ответственности
налоговых органов за необоснованное
его взимание).
Следует отметить, что финансовые
правонарушения обычно подразделяют на
материальные и формальные. По мнению
некоторых авторов, основное различие
между ними заключается в том, что в результате
совершения первых потерпевшему причиняется
вред (например, при неуплате налогов государство
недополучает причитающиеся ему деньги),
для вторых - признака вреда не требуется,
достаточно формального (отсюда и название
данной группы правонарушений) нарушения
предписания правовой нормы (например,
несоблюдение правил ведения налогового
учета, что признается финансовым правонарушением
независимо от того, имела место недоплата
налога или нет).
Такой подход является ошибочным.
Как правильно, по нашему мнению, пишет
Н. С. Малеин: «Вред - непременный признак
каждого правонарушения. Характер вреда
может различаться по объекту, размеру
и другим признакам, но правонарушение
всегда несет социальный вред. Собственно
различие материальных и формальных правонарушений
имеет условный характер. Они могут различаться
не по признаку наличия или отсутствия
вреда (который всегда есть), а лишь с точки
зрения его конкретизации».
Таким образом, отличие между
материальными и формальными финансовыми
правонарушениями заключается вовсе не
в том, что первые причинили вред, а вторые
- нет. И те, и другие обладают признаком
вреда, который является свойством любого
правонарушения. Если оно «безвредно»
- значит, нет и самого правонарушения.
Различие между этими двумя
видами финансовых правонарушений заключается
в характере вреда. Материальные финансовые
правонарушения причиняют государству
вполне реальный имущественный вред (например,
в виде недополученных налогов). Формальные
финансовые правонарушения причиняют
вред в виде дезорганизации правопорядка,
установленного в сфере государственных
финансов.
Четвертым признаком финансового
правонарушения выступает наличие причинной
связи между противоправным деянием и
наступившими в результате его совершения
вредными последствиями.
Наконец, пятым признаком финансового
правонарушения выступает наличие юридической
ответственности за его совершение (иначе
говоря, наказуемость деяния, составляющего
содержание правонарушения).
Сразу же отметим, что не всякое
неисполнение предписаний финансового
законодательства формирует собой состав
финансового правонарушения. Финансовым
правонарушением будет считаться лишь
такое неисполнение предписаний финансового
законодательства, за которое предусмотрена
юридическая ответственность. Исполнение
предписаний, не подкрепленных мерами
юридической ответственности, Государство
обеспечивает другими методами (посредством,
например, косвенного государственного
принуждения, судебной защитой интересов
потерпевшего субъекта и др.).
С другой стороны, юридическая
ответственность - это реакция на правонарушение.
Правонарушение выступает основанием
ответственности; без правонарушения
нет ответственности.
Каждое финансовое правонарушение
имеет свой состав или элементы. Состав
финансового правонарушения - это совокупность
предусмотренных нормами права элементов,
при наличии которых деяние признается
финансово-правовым правонарушением,
являющимся основанием для применения
к виновному мер юридической ответственности.
Элементами финансового правонарушения
являются: 1) субъект правонарушения; 2)
объект правонарушения; 3) субъективная
сторона правонарушения; 4) объективная
сторона правонарушения.
Субъект финансового правонарушения
- лицо, его совершившее и подлежащее в
силу этого юридической ответственности.
Субъектами финансового правонарушения
могут как граждане, так и юридические
лица.
Объектом финансового правонарушения
(т. е. то, на что оно посягает) является
финансовая система государства.
Субъективная сторона финансового
правоотношения - это психическое отношение
правонарушителя к совершенному им деянию
и его последствиям и выражается в виновности
правонарушителя.
Вина может умышленной и неосторожной.
Соответственно этому финансовое правонарушение
может быть совершенно умышленно или по
неосторожности.
Объективная сторона финансового
правонарушения - признаки, характеризующие
внешний акт противоправного деяния. Оно
может быть совершенно в форме действия
(например, искажение данных налогового
учета с цёлью избежания уплаты налога)
или бездействия (например, неподача налоговой
декларации).
Ответственность за финансовые
правонарушения носит финансово-правовой
характер. Данная ответственность представляет
собой особый вид юридической ответственности,
отличный от таких видов, как уголовно-правовая
и административно-правовая.
В свете сказанного финансово-правовая,
ответственность характеризуется следующими
признаками:
1) она установлена непосредственно
финансовым законодательством, т. е. меры
этой ответственности выступают в качестве
элемента финансово-правовых норм;
2) данная ответственность выступает
мерой наказания лица за неисполнение
или ненадлежащее исполнение им своих
обязанностей в качестве субъекта (участника)
финансового правоотношения. Причем к
ответственности привлекается именно
субъект финансового правоотношения (независимо
от того, кто им является: физическое или
юридическое лицо), а не, скажем, должностное
лицо юридического лица либо иной его
работник;
3) привлечение лица к финансово-правовой
ответственности осуществляется во внесудебном
порядке соответствующим финансовым органом
государства.
В теоретическом плане данная
ответственность отличается от административной
следующими признаками. Во-первых, принято
считать, что субъектом административной
ответственности не может быть юридическое
лицо, им является физическое лицо. Здесь
же субъектом ответственности может выступать
и юридическое лицо (например, организация-налогоплательщик).
Во-вторых, составы административных финансовых
правонарушений сформулированы в Кодексе
об административных правонарушениях,
а состав «чисто» финансовых правонарушений
в актах финансового законодательства.
Привлечение, в-третьих, правонарушителя
к административной ответственности производится
по правилам производства по делам об
административных правонарушениях, установленных
КоАП; привлечение же к финансово-правовой
ответственности регулируется нормами
финансового законодательства.
Впрочем, эти различия носят,
следует признать, теоретический характер,
поскольку в практике правового регулирования
ответственности за совершение финансового
правонарушения государство может предусмотреть
административную ответственность (со
включением ее непосредственно в Кодекс
об административных правонарушениях)
не только физических, но и юридических
лиц. В этой ситуации качественное отличие
административных и финансовых правонарушений
начинает исчезать.
Мерами финансово-правовой
ответственности выступают, как уже отмечалось,
пеня и штраф, рассчитанные, как правило,
в процентах от суммы невыполненного финансового
обязательства (например, от суммы неуплаченного
налога).
Отдельного разговора заслуживает
порядок производства по делам о финансовых
правонарушениях.
Рассмотрим этот порядок на
примере производства по делам о взыскании
налоговой задолженности.
Сама налоговая задолженность
включает в себя сумму неуплаченного налога
(недоимки), а также суммы пени и штрафа.
Взыскание налоговой задолженности,
включая пени и штраф, производится в бесспорном
порядке на основе одностороннего решения
соответствующего финансового органа.
При этом погашение налоговой
задолженности производится в следующей
последовательности: сначала взыскиваются
начисленные пени, затем штраф и лишь в
последнюю очередь - сумма недоимки. Поэтому
если у налогоплательщика не хватает денег
для полного погашения налоговой задолженности,
то он может оказаться в состоянии вечного
должника перед государством: даже при
уплате пени и штрафа, основная сумма долга
- недоимка будет порождать новые пени
и штрафы.
Погашение налоговой задолженности
производится за счет денежных средств,
находящихся на банковском счете налогоплательщика.
Списание Средств со счета в пользу бюджета
производится на основании платежного
поручения налогового органа, которое
банк обязан исполнить в обязательном
порядке и в первую очередь.
Если денежных средств, находящихся
на банковском счету налогоплательщика,
недостаточно для погашения налоговой
задолженности, то погашение следует за
счет денежных средств дебитора (должника)
этого налогоплательщика.
Если и этих денег не хватило,
то погашение идет за счет имущества налогоплательщика,
которое перед этим по решению налогового
органа проходит стадию «ограничения
в распоряжении».
Налоговые органы имеют право
без согласия налогоплательщика - юридического
лица и индивидуального предпринимателя
обратить взыскание на ограниченное в
распоряжении имущество налогоплательщика
в пределах суммы налоговой задолженности.
Реализация ограниченного в
распоряжении имущества осуществляется
на специализированном аукционе.
Таким образом, налоговые органы
по существу обладают правом конфискации
имущества (в виде денег и материальных
ценностей) налогоплательщика в счет погашения
недоимки, пени и штрафа.
Именно это вызывает сомнения
в законности столь широких полномочий
налоговых органов.
Однако прежде всего выясним,
что представляет собой в данной правовой
конструкции пеня.
Дело в том, что ранее пеня традиционно
рассматривалась в качестве налоговой
санкции, т. е. вида наказания за противоправные
действия налогоплательщика, выразившиеся
в ненадлежащем исполнении налогового
обязательства. Сейчас же имеется тенденция
считать пени как способ обеспечения исполнения
налогового обязательства. Однако это
вовсе не раскрывает правовой природы
пени. Штрафные санкции также рассматриваются
в качестве меры обеспечения исполнения
обязательства. Например, в соответствии
с Граждански кодексом неустойка, разновидностями
которой выступает как штраф, так и пени,
выступает и способом исполнения обязательства,
и мерой имущественной ответственности
за его неисполнение (статьи 293 и 351 ГК).
То есть, будучи налоговой санкцией, пени
в то же время выступает в качестве меры
обеспечения обязанности по уплате налога.
Таким образом выступление пени; В качестве
меры обеспечения исполнения налогового
обязательства вовсе не лишает ее функции
налоговой санкции. В итоге возникает
конструкция, когда за некоторые виды
налоговых правонарушений будет существовать
двойная юридическая ответственность:
и в виде пени, и в виде штрафа.