Виды и методы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

Финансовый контроль является контролем законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово- хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов финансовых средств, оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание работы

Введение

1. Финансовый контроль

1.1. Понятие и роль финансового контроля

1.2. Виды финансового контроля

1.3. Методы финансового контроля

2. Органы, осуществляющие финансовый контроль

2.1. Государственный финансовый контроль
2.1.1Финансовый контроль со стороны Счетной палаты РФ
2.1.2 Финансовый контроль со стороны Президента РФ
2.1.3 Финансовый контроль со стороны Правительства РФ
2.1.4 Финансовый контроль со стороны специализированных органов
3. Негосударственный финансовый контроль - аудит
3.1 Понятие и цели аудиторской деятельности

Заключение

Список нормативно - правовых актов и использованной литературы

Файлы: 1 файл

Финансовая политика.docx

— 64.14 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

                                  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

     Государственное учреждение высшего профессионального образования

 

                 Уральский государственный экономический университет

 

 

 

 

 

 

                                        КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

                         по дисциплине «Финансовое право»

            На тему: Виды и методы финансового контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2015


 

 

Содержание 
 
Введение 
 
1. Финансовый контроль 
 
1.1. Понятие и роль финансового контроля 
 
1.2. Виды финансового контроля 
 
1.3. Методы финансового контроля 
 
2. Органы, осуществляющие финансовый контроль 
 
2.1. Государственный финансовый контроль

2.1.1Финансовый контроль  со стороны Счетной палаты  РФ

2.1.2 Финансовый контроль  со стороны Президента РФ

2.1.3 Финансовый контроль  со стороны Правительства РФ

2.1.4 Финансовый контроль  со стороны специализированных  органов

3. Негосударственный финансовый контроль - аудит

3.1 Понятие и цели аудиторской деятельности 
 
Заключение 
 
Список нормативно - правовых актов и использованной литературы

 

 

 

 

 

                                                          2

Введение

 
Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль. 
 
Финансовый контроль является контролем законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово- хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов финансовых средств, оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов. 
 
Финансовый контроль является стоимостным контролем, поэтому в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения финансовых фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов. 
 
Одна из основных функций государственного менеджмента - создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля. Финансовый контроль является составной частью, или специальной отраслью, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля над ходом выполнения этих задач. 

 

 

                                                           3

 
Учитывая всепроникающий характер финансового контроля, его возрастающую роль в условиях формирования рынка как важнейшей функции финансов, представляется возможным вещать об особой роли финансового контроля и, в первую очередь, государственного финансового контроля на каждом этапе осуществления финансовой деятельности. 
                                                       
Цель данной работы - рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур РФ.

Работа состоит из четырех глав, первые две из которых раскрывают само понятие финансовый контроль, а последние две посвящены двум его формам: государственному и негосударственному. В первой главе будет раскрыто понятие финансовый контроль, во второй главе будут рассмотрены его виды, формы и методы. Третья глава посвящена контролю со стороны государства. По законодательству финансовый контроль в Российской Федерации осуществляется со стороны Президента, органов представительной власти и специализированных органов. Каким образом и на каком основании осуществляется контроль со стороны всех вышеперечисленных государственных структур будет рассмотрено в соответствующих пунктах главы третьей. Четвёртая глава посвящена негосударственному контролю, т.е. контролю со стороны негосударственных структур, прежде всего со стороны аудиторских фирм (или аудиторов – физических лиц).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         4

 

Глава 1. Финансовый контроль

 

    1. Понятие и роль финансового контроля 
       
      Финансовый контроль - составная часть или специальная отрасль осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах: 
       
      1) как строго регламентированную дело специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;  
       
      2) как неотъемлемый ингредиент менеджмента финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций. 
       
      Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах. 
       
      Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, содержится в следующем: 
       
      а) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления со стороны организаций и граждан;  

 

 

                                                     5

 
б) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном менеджменте, финансовых ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);  
 
в) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения финансовых средств предприятиями, организациями, учреждениями;  
 
г) выявление внутренних резервов производства - возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, ускорения оборачиваемости оборотных средств, более экономного и эффективного использования материальных и финансовых средств;  
 
д) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования финансовых фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на государственные органы власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц.  
 
Из этого следует что, финансовый контроль обеспечивает интересы государства, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательства о предоставлении льгот по платежам в бюджет, за правильностью взимания налогов и т.д.). 
 
Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой

 

 

                                                        6

только финансовых средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов

страны, поскольку в современных условиях процессы производства и распределения опосредствуются денежными отношениями. 
 
Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций. 
 
В условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственной самостоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливается роль повседневного внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников. 
 
Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти. В их системе создаются специальные контрольные органы. 
 
Преобразования в системе банков и их деятельности применительно к особенностям рыночных отношений обусловили изменения в контрольных функциях банков. 
 
Законодательство определяет формы взаимодействия органов, осуществляющих финансовый контроль с правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет важное роль в связи с ростом преступности в экономической сфере.  
 
Таким образом, финансовый контроль - это контроль за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций), осуществляемый законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями при помощи особых методов, включающих набор специальных приемов и способов действий контролеров, позволяющий им решить поставленные задачи.

  
                                                    7 
1.2. Виды финансового контроля 
 
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов, исходя из разных оснований. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию финансовых фондов. Поэтому он имеет особое роль для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п. 
 
Текущий финансовый контроль - это контроль в процессе совершения финансовых операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования финансовых средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.). 
 
Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использования предприятием или учреждением финансовых средств и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению. 
 
Так же можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль: 
 
1. Обязательный финансовый контроль. 
 
а) в силу требований законодательства (например, контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год); 

 

 

                                                      8 
 
б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны органов государственной налоговой службы, контроль, проводимый на основе решения правоохранительных органов). 
 
2. Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.  
 
В зависимости от субъектов, на которых возложен финансовый контроль, он подразделяется на виды. Н.И. Химичева называет следующие виды контроля:

       1)представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

 2) Президента РФ или Администрации Президента РФ;  
3) исполнительных органов власти общей компетенции;

4) финансово-кредитных  органов;

5) ведомственный  и внутрихозяйственный;

6) общественный;

7) аудиторский.

 Поскольку в  подсистеме государственных финансов различают государственный кредит, государственное страхование, пенсионное обеспечение, бюджетное финансирование, налогообложение, формирование общенациональных страховых резервов и фондов, то и финансовый контроль в зависимости от ведомства, к компетенции которого относится менеджмент этими финансовыми отношениями, т. е. в соответствии со сферой финансовой деятельности, делится на: 
 
а) бюджетный;  
б) налоговый;  
в) валютный;  
г) банковский;  
д) за страховой деятельностью.

 

 

 

                                                     9

 
 
Таким образом, финансовый контроль классифицируется в зависимости от, времени проведения, он может быть предварительным, текущим и последующим; органов (субъектов), осуществляющих его, он может быть представительных органов государственной власти и местного самоуправления, президентский контроль, контроль исполнительных органов власти общей компетенции, финансово-кредитных органов, ведомственный и внутрихозяйственный контроль, общественный контроль, аудиторский финансовый контроль. 
 
Ведомства, к компетенции которого относится менеджмент этими финансовыми отношениями, он может быть бюджетный, налоговый, валютный, банковский, за страховой деятельностью. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  10

 

 
1.3. Методы финансового контроля

 
Под методами финансового контроля понимают приемы, или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, основания возникновения контрольных правоотношений и др. 
 
По методам проведения финансовый контроль можно классифицировать на: 
а) проверки - на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются некоторые вопросы финансовой деятельности, намечаются меры по устранению обнаруженных нарушений;  
 
б) обследования - охватывают более просторный спектр финансово-экономических показателей экономического субъекта, чем проверки; определяется финансовое состояние и перспективы развития обследуемого экономического субъекта;  
 
в) надзор - осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на проведение какого-либо вида финансовой деятельности;  
 
г) анализ финансовой деятельности - предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности для определения общей оценки результатов финансовой деятельности, финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом, а также эффективности его использования;  
 
д) наблюдение (мониторинг) - предполагает постоянный контроль кредитными организациями предприятий-клиентов по поводу использования ими полученной ссуды, а также за их финансовым состоянием;  

Информация о работе Виды и методы финансового контроля