Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:31, реферат
Целью работы является определение экономической сущности франчайзинга; определение проблем в развитии франчайзинга, а также выяснение его перспектив развития при нынешних условиях в Украине.
Задача курсовой работы заключается в детальном рассмотрении основ функционирования франчайзинговых сетей, определение особенностей франчайзинга, его распространение в Украине.
ВСТУПЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Франчайзинг как вид организации бизнеса
1.1 История развития франчайзинга
1.2 Преимущества и недостатки франчайзинга
1.3 Франчайзинговый договор
РАЗДЕЛ 2. Франчайзинг: международный и отечественный опыт
2.1 Регулирование франчайзинга в США
2.2 Регулирование франчайзинга в Европейском Сообществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждения высшего
Профессионального образования
«Ярославский
Государственный Технический
Кафедра «Политологии»
________ В.Г.Копыльцов
« 4 » ноября 2012 г.
Реферат по дисциплине «Хозяйственное право»:
ФРАНЧАЙЗИНГ
ЯГТУ 080502
______Ботерашвили С.И.
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Франчайзинг как вид организации бизнеса
1.1 История развития франчайзинга
1.2
Преимущества и недостатки
1.3 Франчайзинговый договор
РАЗДЕЛ 2. Франчайзинг: международный и отечественный опыт
2.1 Регулирование франчайзинга в США
2.2 Регулирование франчайзинга в Европейском Сообществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
франчайзинг договор коммерческий концессия
ВСТУПЛЕНИЕ
Темой данной курсовой работы есть "Франчайзинг как особый вид организации бизнеса".
Актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью, теоретической и практической значимостью поиска эффективных форм регулирования франчайзинга.
Целью работы является определение экономической сущности франчайзинга; определение проблем в развитии франчайзинга, а также выяснение его перспектив развития при нынешних условиях в Украине.
Задача курсовой работы заключается в детальном рассмотрении основ функционирования франчайзинговых сетей, определение особенностей франчайзинга, его распространение в Украине.
Предметом исследования работы есть сам франчайзинг как вид организации бизнеса, а также субъекты франчайзинговых отношений.
Для написания данной курсовой работы были использованы законодательные акты, учебные пособия, периодическая литература, а также Интернет-ресурсы.
Современное состояние экономики, ее интернационализация обусловливают неоюходимость разработки организационно-экономических основ формирования интегрированных форм бизнеса. Особенно ярко эта тенденция просматривается применительно к предприятиям, функционирующим в условиях спада производственных и финансовых показателей, когда каждый производитель желает направить внимание потребителей на свою продукцию.
Поэтому одним из приоритетных направлений является разработка организационно-экономического механизма формирования, становления и развития франчайзинговой формы организации бизнеса. Такая необходимость связана с состоянием предпринимательской деятельности в стране.
Франчайзинговая форма организации бизнеса активизирует деятельность предпринимателей, а это требует необходимых разработок и обоснования принципов и культуры взаимоотношений, распределения функций управления между партнерами, информационного обеспечения всего процесса совместной деятельности.
Сегодня в экономике страны франчайзинг как интегрированная форма бизнеса является относительно новым явлением, для которого необходимо выработать основные теоритические и методологические позиции.
РАЗДЕЛ
1. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ВИД
1.1 История развития франчайзинга
Термин "франчайзинг" происходит от французского слова "frachise", что означает "льгота, привилегия, право участия", - это возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную торговую марку, возможность обучиться и получать по ходу дела необходимые консультации [2; с.11].
Нечто подобное тому, что сейчас называют франчайзингом, сушествовало и раньше, еще в давние времена. Это была некая система, в соответствии с которой предоставлялись определенные права или делегировались определенные полномочия в обмен за плату. Примером такого "франчайзинга" может служить баронская система в Англии, когда король предоставлял права баронам по сбору и подсчету налогов. Система гильдий, существовавшая в Лондонском Сити, была также своеобразной фирмой франчайзинга. Так, членство в ливрейных компаниях Лондонского Сити предоставляло таким членам множество различных привилегий. Обычным методом вступления в ливрейную компанию было поступление в ученичество, которое, по его утешному окончанию, предоставляло статус фримена (free man), т.е. гражданина, который получал право служить любому господину или самому себе. Такая компания разрабатывала, утверждала, а также защищала стандарты производимых товаров и предоставляемых услуг и эффективно ограничивала конкуренцию. По сути, членство в компании давало право работать в пределах Лондонского Сити, но только в соответствии со стандартами, выполнение которых тщательно проверялось. Без членства в ливрейной компании невозможно было иметь магазин или торговать в пределах Сити. Можно сказать, что ливрейные компании предоставляли своим членам франшизу по торговле в Сити в соответствии со стандартами, которые должны были однозначно соответствовать и ассоциироваться с членством в такой ливрейной компании. Итак, элементы правоотношений, которые мы сейчас называем франчайзинговыми, были давно. Однако только с широким развитием товарно-денежных отношений в эпоху так называемой "второй волны" или эпоху индустриальной цивилизации франчайзинг получил свое широкое признание и применение в повседневной практике предпринимательской деятельности.
До
появления сложных, многоуровневых
и разветвленных систем сбыта
производители товаров
В Соединенных Штатах Америки франчайзинг впервые начал использоваться компанией Зингера по производству швейных машинок (Singer Sewing machine company). Многие исследователи называют именно Исаака Зингера (Isaak Singer), основателя всемирно известной компании - производителя швейных машин, родоначальником современного франчайзинга. С 1851 года его фирма заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы - предтечу современного франчайзингового контракта. Договором подразумевалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории Соединенных Штатов. После окончания гражданской войны в Америке в середине XIX века Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины.
В 20-х годах в США идея франчайзинга, как формы ведения бизнеса сместилась в сторону отношений: оптовик-розничный продавец. Оптовый продавец (или франчайзор) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость. В Великобритании этот тип франчайзинга применялся Спар (Spar) и бакалейными магазинами ВГ (VG grocery stores).
С
1930 года в США после кризиса
в экономике
Вплоть
до 1950-х годов большинство
В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 году Закон о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяла владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса.
Созданная в 1977 году Британская франчайзинговая ассоциация (БФА) (British Franchise Аssociation) дает определение франшизы как контрольной лицензии, выданной одним лицом (франчайзором) другому лицу (франчайзи), которая:
? дает разрешение или обязывает франчайзи заниматься в течение периода франшизы определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащее или ассоциируемое с франчайзором;
? дает право франчайзору осуществлять контроль в течение всего периода франшизы за качеством ведения бизнеса, являющегося предметом франшизы;
? обязывает франчайзора предоставлять франчайзи помощь при ведении бизнеса, являющегося предметом франшизы (помощь в организации предприятия, обучение персонала, управление продажами и т. д.);
? обязывает франчайзи регулярно в течение всего периода франшизы выплачивать франчайзору определенные денежные суммы в оплату франшизы или товаров, услуг, предоставляемых франчайзором франчайзи;
?
не является обычной сделкой
между холдинговой и ее
В сущности, франчайзинг процветает потому, что совмещает стимул к владению малым предприятием с управленческим мастерством крупного бизнеса. А личная собственность представляет лучший стимул, когда-либо созданный для побуждения к тяжелой работе.
Несомненно, от франчайзинга выгадывает не только франчайзи, но и франчайзер, который быстро разрастается, используя денежные средства других людей (франчайзи). В большой степени именно поэтому такие гиганты, как "Макдоналдс" и "Баскин-Роббинс", стали крупнейшими предприятиями за такое короткое время. Кроме возможности быстрого расширения для франчайзера франчайзинг позволяет также франчайзеру внедряться в новые географические районы, которые, вероятно, в противном случае не были бы подходящими для расширения. Поскольку франчайзеру требуется меньшее количество управляющих, затраты на заработную плату и проблемы с персоналом уменьшаются. Кроме того, франчайзи обладают более сильной мотивацией, чем наемные руководящие сотрудники компании.
До последнего времени слово франчайзинг было синонимом предприятий общественного питания с едой быстрого приготовления типа "Макдоналдс" и "Вендиз". Но сейчас франчайзинг проник в большинство отраслей. В 1960 г. была создана Международная Ассоциация Франчайзинга (IFA).
Современный франчайзинг представляет собой систему отношений, строго регулируемых этическими, юридическими и финансовыми нормативами и положениями. В большинстве стран мира работают Ассоциации и Федерации, основная задача которых защищать интересы франшизных компаний.
Франшизы существуют в таких различных областях, как художественные галереи и мастерские по ремонту обуви, бары для встреч и персональные компьютеры. Франчайзинг проник даже в сферу таких услуг, как оздоровительные центры для снижения веса. Обсуждение этого вопроса позволяет сделать вывод, что франчайзинг часто оказывается лучшим путем к успеху для будущего предпринимателя. Норма банкротств (failure rate) является низкой, поскольку более крупная организация защищает франчайзи путем предоставления рекомендаций и установления стандартов [10].
1.2
Преимущества и недостатки
Мировая практика доказала, что франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше. С другой стороны франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом. По существу суть франчайзинга заключается в обмене (впрочем, как и все товарно-денежные отношения): франчайзер отдает франчайзи право пользоваться относительно известным брендом, обучает секретам своего бизнеса и предоставляет определенные относительные гарантии надежности бизнеса, так как на практике доказана его успешность. В ответ франчайзи делится с франчайзером своими деньгами и, в какой-то степени, своей независимостью [11].