Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:31, реферат
Целью работы является определение экономической сущности франчайзинга; определение проблем в развитии франчайзинга, а также выяснение его перспектив развития при нынешних условиях в Украине.
Задача курсовой работы заключается в детальном рассмотрении основ функционирования франчайзинговых сетей, определение особенностей франчайзинга, его распространение в Украине.
ВСТУПЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Франчайзинг как вид организации бизнеса
1.1 История развития франчайзинга
1.2 Преимущества и недостатки франчайзинга
1.3 Франчайзинговый договор
РАЗДЕЛ 2. Франчайзинг: международный и отечественный опыт
2.1 Регулирование франчайзинга в США
2.2 Регулирование франчайзинга в Европейском Сообществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Франчайзинговые отношения по своей природе предполагают установление договором ограничений на ведение бизнеса франчайзи. Ценность франчайзинга во многом объясняется присущим ему единообразием реализуемых товаров или оказываемых услуг. Для достижения подобного единообразия франчайзер зачастую требует, например, чтобы франчайзи приобретал определенные товары и услуги из одобренных франчайзером источников. С точки зрения франчайзера и большинства франчайзи такие ограничения являются абсолютно необходимыми для защиты товарного знака -- жизненно важной составляющей успеха франчайзинговой сети.
На сегодняшний день анализ договора франчайзинга на соответствие антимонопольному законодательству ЕС предполагает следующие действия:
Во-первых, необходимо определить, не будет ли такой договор признаваться ограничивающим конкуренцию по своей цели. Ограничивающие конкуренцию по цели договоры франчайзинга в абсолютном большинстве случаев являются недействительными.
Во-вторых, необходимо проанализировать, является ли договор ограничивающим конкуренцию по своему результату (действительному или потенциальному).
В-третьих, следует определить, идет речь о существенном ограничении конкуренции по результату или существенном влиянии договора франчайзинга на торговлю между государствами -- членами ЕС. Не является существенным ограничением конкуренции результат от договора, заключенного между предприятиями, доля каждого из которых не превышает 15 % на любом из соответствующих рынков, затронутых таким соглашением.
В-четвертых, если доля франчайзера или обозначенного им поставщика на соответствующем рынке превышает 30 %, стороны призваны самостоятельно следить за тем, чтобы их договор не приводил к ограничению конкуренции на рынке.
Таким образом, юридическая действительность договора франчайзинга в ЕС зависит не только от положений самого договора, но и от поведения сторон такого договора, экономических последствий от договора франчайзинга, структуры и особенностей соответствующего рынка, доли франчайзера или обозначенного им поставщика на таком рынке. Антимонопольное законодательство ЕС запрещает далеко не все положения договора франчайзинга, ограничивающие конкуренцию на рынке. Для признания недействительности таких положений требуется глубокий экономический анализ, исследование причин и условий введения подобных положений в договор франчайзинга [15]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, следует отметить, что франчайзинг является новой формой ведения бизнеса и заключается в том, что одни предприятия частично передают права ведения бизнеса другому предприятию.
Франчайзинг - явление объективное, которое сложилось исторически и прочно закрепилось в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной.
Франчайзинг играет существенно важную роль в экономике и может вскоре стать преобладающей формой розничной торговли. Он также занимает заметное место в сфере услуг и несколько меньшее в производстве.
Привлекательность франчайзинга в наличии неопровержимых преимуществ для обоих участников франчайзингових отношений. Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей он предоставляет в распоряжение стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний - возможность расширить и установить свои позиции на рынке. Именно этим можно объяснить настолько широкое распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке.
По сути франчайзинг помогает тем людям, которые по некоторым причинам не имеют возможности открыть свое дело или организовать бизнес, но могут и хотят начать работать. Поэтому франчайзинг дает возможность разрешить проблему занятости, а именно: когда появляется франчайзи по согласию франчайзера, он также дает возможность использовать труд молодежи и лиц, для которых полная занятость невозможна.
Значительное расширение франшизных систем дает возможность повысить экономическую активность населения и использовать эти средства для инвестирования в мелкие предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хозяйственный кодекс Украины от 15 августа 2006 г.
2. Земляков Д. Н., Макашев М. О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 142 с.
3. Цират А. В. Франчайзинг и франчайзинговый договор: Учебн.-практ. пособие. - К.: Истина, 2002. - 240 с.
4. Марков С. Франчайзинг: решение проблем развития бизнеса // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №3. - с. 104-107.
5. Пивоваров М. Г., Саблін О.О. Франчайзинг та проблема його розвитку в Україні // Держава та регіони. - 2007. - №2. - с. 192-195.
6. Сафонов С. Правовые аспекты работы по франчайзинговым договорам // Финансовая консультация. - 2006. - №17. - с. 14-20.
7. Спекторов Ю. Актуальні питання франчайзингу в контексті сучасних стратегій у бізнесі в умовах становлення ринкових систем // Стратегія розвитку України. - 2005. - №2. - с. 112-119.
8. Суковатий О. В. Франчайзинг як інноваційна модель розвитку бізнесу // Проблеми науки. - 2007. - №3. - с. 18-22.
9. Широбокова Н. М. Договір франчайзингу // Держава та регіони. - 2006. - №6. - с. 448-451.
10. http://www.frshop.ru
11. http://www.prachka.com.ua
12. http://www.clj.ru
13. http://www.franchisee.ru
14. http://franchising.kiev.ua
15. http://evolutio.info