Исполнительное производство в хозяйственном суде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей судопроизводства в хозяйственных судах является защита нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Безусловно, что эта задача реализуется главным образом в решении хозяйственного суда. В идеале законное и обоснованное судебное решение и является целью, вершиной правосудия. В действительности же, выиграть в судебной тяжбе - это только половина дела, так как разрешение судьей спора вовсе не означает, что справедливость окончательно восстановлена. Необходимо также, чтобы принятое решение было воплощено в жизнь.
Поэтому еще одним приоритетным направлением деятельности суда является исполнение судебных и иных актов.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 5 курсисполнительное производство в хозсуде.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

Основной задачей судопроизводства в хозяйственных судах является защита нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов юридических  лиц и граждан в сфере предпринимательской  и иной  хозяйственной деятельности. Безусловно, что эта задача реализуется главным образом в решении хозяйственного суда. В идеале законное и обоснованное судебное решение и является целью, вершиной правосудия. В действительности же, выиграть в судебной тяжбе - это только половина дела, так как разрешение судьей спора вовсе не означает, что справедливость окончательно восстановлена. Необходимо также, чтобы принятое решение было воплощено в жизнь.

Поэтому еще одним  приоритетным направлением деятельности суда является исполнение судебных и  иных актов.

В хозяйственных судах  данная стадия процесса имеет определенную специфику, несвойственную реализации решений судов общей юрисдикцию. В этой связи создание  в 1998 году Службы судебных исполнителей хозяйственных судов трудно недооценить. Появление такого рода структуры стало для субъектов хозяйствования дополнительной гарантией повышения оперативности  и эффективности работы хозяйственных судов по взысканию с должника денежных средств или имущества.

Несмотря на сравнительно небольшой срок, прошедший с момента  образования Службы судебных исполнителей, можно сделать вывод, что Служба стала работать в полную силу. Тем не менее, судебным исполнителям бывает порой нелегко исполнять судебные и иные акты по хозяйственным (экономическим) спорам из-за ряда проблем, разрешить которые возможно иногда только на самом высоком государственном уровне.

Созданная в январе 1998 года Служба судебных исполнителей хозяйственных  судов значительно улучшила положение  дел с исполнением судебных и  иных актов, вынесенных в отношении  субъектов хозяйствования.

На основе деятельности судебных исполнителей хозяйственных  судов проявляются проблемы, существующие на данной стадии процесса. И здесь  же складывается практика обращения  взыскания на денежные средства и  имущество юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей. Безусловно, что наиболее верным было бы говорить о необходимости добровольного и добросовестного исполнения участниками хозяйственных отношений взаимных обязательств. Однако реальность далека от идеальной экономической схемы и предписаний законов. Поэтому в качестве одного из стимулов надлежащего исполнения договорных обязательств следует рассматривать существование эффективного механизма исполнения актов судов и иных органов, осуществляющих защиту права.

Исполнительное производство – это неотъемлемый институт хозяйственного процесса, который направлен на претворение судебного решения в жизнь. Надлежащая защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей предполагает не только принятие правильного решения по делу, но и возможность его принудительного исполнения.

В тех случаях, когда  обязанное лицо отказывается добровольно  исполнить решение суда, возникает  необходимость в принудительном исполнении. Надо заметить, что лишь в единичных случаях взыскатель не заинтересован в исполнении вынесенного судом решения, пытаясь лишь доказать должнику свою правоту. Как правило, должник редко исполняет вынесенное судом решение в добровольном порядке. Поэтому и возникает потребность в принудительном исполнении.

Правосудие может считаться  осуществленным в случае полного и своевременного претворения в жизнь принятого судебного и иного акта.

Актуальность данной стадии процессуального права на сегодняшний день несомненна и заключается  в том, что субъекты хозяйствования в большинстве случаев неплатежеспособны, что не дает возможности самостоятельно урегулировать те или иные возникшие споры. И как результат этого, контрагенты по заключенным договорам вынуждены обращаться в хозяйственный суд.

Всесторонне исследовать  исполнительное производство как заключительную стадию хозяйственного процесса, можно путем решения следующих задач в процессе данной курсовой работы:

1) выяснить, какие лица  относятся к субъектам исполнительного  производства, определить основные  характеристики правового статуса  каждого из них;

2) исследовать роль и место  судебного исполнителя, как основного участника завершающей стадии хозяйственного процесса;

3) проанализировать проблемы, с которыми сталкиваются судебные  решения «по претворению судебных  и иных актов в жизнь»;

4) определить возможные  пути совершенствования процесса практической реализации судебных и иных актов, преодоления трудностей в деятельности судебных исполнителей.

Цель исследования поставленных задач состоит не только в том, чтобы буквально отразить содержание той или иной нормы, касающейся регулирования  исполнительного производства, но  и в том, чтобы выяснить, как те или иные предписания нормативных правовых актов нашли применение на практике, с какими трудностями приходится сталкиваться судебному исполнителю при осуществлении исполнительных действий и как их можно преодолеть.

Итак, рассматривая исполнительное производство, разумно выделить следующие  цели:

1) отметить не только  положительные, но и негативные  моменты исполнительного производства  в целом;

2) проследить, какие намечены тенденции для преодоления препятствий и трудностей, существующих при осуществлении исполнительных действий;

3) выяснить, каким образом  судебный исполнитель решает  поставленные перед ним задачи, и какие средства правового  регулирования позволят повысить  эффективность их работы.

Несмотря на то, что  действия  судебного исполнителя  по принудительному претворению  вынесенного судебного и иного  акта в жизнь довольно детально регламентированы в Хозяйственном процессуальном кодексе  Республики Беларусь, хотелось бы отметить, что отдельные институты требуют переосмысления на законодательном уровне с учетом возникающих трудностей на практике.

Если говорить об оперативности  исполнительного производства в  целом, то оно зависит не только от технической оснащенности деятельности судебных исполнителей, наличия необходимого количества денежных средств на осуществление тех или иных исполнительных действий, но и, в конечном итоге, от личной заинтересованности всех субъектов исполнительного производства.

И тем не менее, учитывая важность и актуальность исполнительного производства в целом, хотелось бы отметить, что именно данной стадии необходимо уделить должное внимание, как на законодательном так и правоприменительном уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК СТАДИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНЫХ И ИНЫХ АКТОВ

 

1.1 Понятие, особенности и значение исполнительного производства

 

Стадия исполнения является заключительной стадией хозяйственного процесса. Во-первых, она является следствием рассмотрения и разрешения хозяйственного (экономического) спора, и во-вторых, защита прав и законных интересов находит в ней свое воплощение. Конечной целью рассмотрения любого хозяйственного (экономического) спора является вынесение законного и обоснованного судебного акта. После вступления его в законную силу он приобретает свойство общеобязательности, из которого следует совершение тех действий, в том объеме и теми лицами, в отношении которых вынесен судебный акт, а также осуществление принудительного воздействия со стороны органов исполнения по его исполнению /19, с.206/.

Следует отметить, что  исполнение – это принудительное осуществление предписаний, содержащихся в судебных решениях и иных правоохранительных актах, установленными законом  способами  и в предусмотренном законом порядке  /33, с.111/. А, следовательно, само исполнительное производство – это установленный законом порядок принудительной реализации постановлений судов и других юрисдикционных органов; заключительная стадия гражданского и хозяйственного процесса, в которой реализуется судебный акт, вынесенный в защиту права или законного интереса. /30,с.237/.

Исполнение судебных постановлений – самостоятельная  стадия гражданского и хозяйственного процесса и до 1998 года в Республике Беларусь эта стадия имела место исключительно в гражданском процессе, несмотря на то, что организационно выделилась система хозяйственных судов, а их деятельность была урегулирована Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь /16, с.296/.

Следует обратиться к  истории возникновения Службы судебных исполнителей.

Принудительная реализация постановлений юрисдикционных органов  Республики Беларусь до февраля 1998 года производилась судебными исполнителями  общих судов. В 1998 году было осуществлено на практике создание отдельной Службы судебных исполнителей хозяйственных судов   /20, с.24/. Указом Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 года №507 «О создании Службы судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь» было решено создать названную службу в структуре хозяйственных судов и поручено Совету Министров Республики Беларусь по согласованию с Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь утвердить Положение о такой Службе /6/.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 1998 года № 147 «О службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь» установлено, что с 1 февраля  1998 года исполнение судебных и иных актов по хозяйственным (экономическим) спорам осуществляется судебными исполнителями хозяйственных судов, а ранее возбужденные исполнительные производства Министерством юстиции Республики Беларусь передаются Высшему Хозяйственному Суду Республики Беларусь /20, с.124-131/.

Создание Службы судебных исполнителей хозяйственных судов  трудно недооценить. Появление такого рода структуры стало для субъектов хозяйствования дополнительной гарантией повышения оперативности и эффективности работы  хозяйственных судов по взысканию с должника денежных средств или имущества /22, с.152/.

Основными источниками  правового регулирования исполнительного  производства являются Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, Положение о Службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 147 от 30.01.1998 года в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2002 года №847 и Инструкция о ведении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам, утвержденная постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь 26.04.2005 года № 17. Также Служба судебных исполнителей в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе и международными соглашениями, конвенциями, договорами, участницей которых является Республика Беларусь.

Статья 326 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь устанавливает общее правило об обязанности хозяйственных судов обеспечить исполнение судебных и иных актов, подлежащих исполнению в хозяйственном судопроизводстве.

Служба судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь входит в систему хозяйственных  судов Республики Беларусь и является органом по исполнению судебных и иных актов по хозяйственным (экономическим спорам). Задачей Службы судебных исполнителей является защита прав и охраняемых законом интересов государства, юридических и физических лиц путем своевременного и полного исполнения судебных и иных актов. Служба судебных исполнителей в соответствии с возложенной на нее задачей:

1) исполняет судебные  и иные акты по хозяйственным  (экономическим) спорам;

2) осуществляет организационно-методическое  руководство деятельностью судебных  исполнителей;

3) обеспечивает планирование  работы судебных исполнителей  и контроль за своевременным  и полным исполнением судебных  и иных актов;

4) анализирует практику  исполнения судебных и иных  актов, разрабатывает и вносит  предложения по совершенствованию  своей деятельности;

5) принимает меры к  подбору кадров и повышению  их квалификации.

Служба взаимодействует  с республиканскими органами государственного управления, правоохранительными и  контрольными органами, местными исполнительными  и распорядительными органами, информирует эти органы о выявленных в ходе исполнения правонарушениях.

Штатная численность  работников Службы судебных исполнителей устанавливается Президентом Республики Беларусь.

Судебный исполнитель  как представитель власти находится  под защитой государства.

Требования судебного  исполнителя, предъявленные в пределах его компетенции, обязательны для  физических и юридических лиц  на всей территории Республики Беларусь.

За неисполнение законных требований судебного исполнителя  физические лица и должностные лица субъектов хозяйствования могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством.

Статья 345 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь  раскрывает понятие сторон исполнительного производства. Ими являются взыскатель (лицо, в пользу которого производится исполнение) и должник (лицо, которое обязано выполнить определенные действия в пользу взыскателя, или лицо, с которого производится взыскание). Как правило, взыскатель - лицо, которое при разрешении хозяйственного (экономического) спора в хозяйственном суде было истцом, а должник - ответчиком. Практика хозяйственных судов Республики Беларусь свидетельствует, что взыскателями выступают различные субъекты хозяйствования.

Информация о работе Исполнительное производство в хозяйственном суде