Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:33, курсовая работа
Основной задачей судопроизводства в хозяйственных судах является защита нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Безусловно, что эта задача реализуется главным образом в решении хозяйственного суда. В идеале законное и обоснованное судебное решение и является целью, вершиной правосудия. В действительности же, выиграть в судебной тяжбе - это только половина дела, так как разрешение судьей спора вовсе не означает, что справедливость окончательно восстановлена. Необходимо также, чтобы принятое решение было воплощено в жизнь.
Поэтому еще одним приоритетным направлением деятельности суда является исполнение судебных и иных актов.
ВВЕДЕНИЕ
Основной задачей
Поэтому еще одним приоритетным направлением деятельности суда является исполнение судебных и иных актов.
В хозяйственных судах данная стадия процесса имеет определенную специфику, несвойственную реализации решений судов общей юрисдикцию. В этой связи создание в 1998 году Службы судебных исполнителей хозяйственных судов трудно недооценить. Появление такого рода структуры стало для субъектов хозяйствования дополнительной гарантией повышения оперативности и эффективности работы хозяйственных судов по взысканию с должника денежных средств или имущества.
Несмотря на сравнительно небольшой срок, прошедший с момента образования Службы судебных исполнителей, можно сделать вывод, что Служба стала работать в полную силу. Тем не менее, судебным исполнителям бывает порой нелегко исполнять судебные и иные акты по хозяйственным (экономическим) спорам из-за ряда проблем, разрешить которые возможно иногда только на самом высоком государственном уровне.
Созданная в январе 1998 года Служба судебных исполнителей хозяйственных судов значительно улучшила положение дел с исполнением судебных и иных актов, вынесенных в отношении субъектов хозяйствования.
На основе деятельности судебных исполнителей хозяйственных судов проявляются проблемы, существующие на данной стадии процесса. И здесь же складывается практика обращения взыскания на денежные средства и имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Безусловно, что наиболее верным было бы говорить о необходимости добровольного и добросовестного исполнения участниками хозяйственных отношений взаимных обязательств. Однако реальность далека от идеальной экономической схемы и предписаний законов. Поэтому в качестве одного из стимулов надлежащего исполнения договорных обязательств следует рассматривать существование эффективного механизма исполнения актов судов и иных органов, осуществляющих защиту права.
Исполнительное производство – это неотъемлемый институт хозяйственного процесса, который направлен на претворение судебного решения в жизнь. Надлежащая защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей предполагает не только принятие правильного решения по делу, но и возможность его принудительного исполнения.
В тех случаях, когда обязанное лицо отказывается добровольно исполнить решение суда, возникает необходимость в принудительном исполнении. Надо заметить, что лишь в единичных случаях взыскатель не заинтересован в исполнении вынесенного судом решения, пытаясь лишь доказать должнику свою правоту. Как правило, должник редко исполняет вынесенное судом решение в добровольном порядке. Поэтому и возникает потребность в принудительном исполнении.
Правосудие может считаться осуществленным в случае полного и своевременного претворения в жизнь принятого судебного и иного акта.
Актуальность данной
стадии процессуального права на
сегодняшний день несомненна и заключается
в том, что субъекты хозяйствования
в большинстве случаев
Всесторонне исследовать исполнительное производство как заключительную стадию хозяйственного процесса, можно путем решения следующих задач в процессе данной курсовой работы:
1) выяснить, какие лица
относятся к субъектам
2) исследовать роль и место судебного исполнителя, как основного участника завершающей стадии хозяйственного процесса;
3) проанализировать проблемы,
с которыми сталкиваются
4) определить возможные пути совершенствования процесса практической реализации судебных и иных актов, преодоления трудностей в деятельности судебных исполнителей.
Цель исследования поставленных задач состоит не только в том, чтобы буквально отразить содержание той или иной нормы, касающейся регулирования исполнительного производства, но и в том, чтобы выяснить, как те или иные предписания нормативных правовых актов нашли применение на практике, с какими трудностями приходится сталкиваться судебному исполнителю при осуществлении исполнительных действий и как их можно преодолеть.
Итак, рассматривая исполнительное производство, разумно выделить следующие цели:
1) отметить не только
положительные, но и
2) проследить, какие намечены тенденции для преодоления препятствий и трудностей, существующих при осуществлении исполнительных действий;
3) выяснить, каким образом
судебный исполнитель решает
поставленные перед ним задачи,
и какие средства правового
регулирования позволят
Несмотря на то, что действия судебного исполнителя по принудительному претворению вынесенного судебного и иного акта в жизнь довольно детально регламентированы в Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь, хотелось бы отметить, что отдельные институты требуют переосмысления на законодательном уровне с учетом возникающих трудностей на практике.
Если говорить об оперативности исполнительного производства в целом, то оно зависит не только от технической оснащенности деятельности судебных исполнителей, наличия необходимого количества денежных средств на осуществление тех или иных исполнительных действий, но и, в конечном итоге, от личной заинтересованности всех субъектов исполнительного производства.
И тем не менее, учитывая важность и актуальность исполнительного производства в целом, хотелось бы отметить, что именно данной стадии необходимо уделить должное внимание, как на законодательном так и правоприменительном уровнях.
1 ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК СТАДИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНЫХ И ИНЫХ АКТОВ
1.1 Понятие, особенности и значение исполнительного производства
Стадия исполнения является заключительной стадией хозяйственного процесса. Во-первых, она является следствием рассмотрения и разрешения хозяйственного (экономического) спора, и во-вторых, защита прав и законных интересов находит в ней свое воплощение. Конечной целью рассмотрения любого хозяйственного (экономического) спора является вынесение законного и обоснованного судебного акта. После вступления его в законную силу он приобретает свойство общеобязательности, из которого следует совершение тех действий, в том объеме и теми лицами, в отношении которых вынесен судебный акт, а также осуществление принудительного воздействия со стороны органов исполнения по его исполнению /19, с.206/.
Следует отметить, что исполнение – это принудительное осуществление предписаний, содержащихся в судебных решениях и иных правоохранительных актах, установленными законом способами и в предусмотренном законом порядке /33, с.111/. А, следовательно, само исполнительное производство – это установленный законом порядок принудительной реализации постановлений судов и других юрисдикционных органов; заключительная стадия гражданского и хозяйственного процесса, в которой реализуется судебный акт, вынесенный в защиту права или законного интереса. /30,с.237/.
Исполнение судебных
постановлений –
Следует обратиться к истории возникновения Службы судебных исполнителей.
Принудительная реализация
постановлений юрисдикционных органов
Республики Беларусь до февраля 1998 года
производилась судебными
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 1998 года № 147 «О службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь» установлено, что с 1 февраля 1998 года исполнение судебных и иных актов по хозяйственным (экономическим) спорам осуществляется судебными исполнителями хозяйственных судов, а ранее возбужденные исполнительные производства Министерством юстиции Республики Беларусь передаются Высшему Хозяйственному Суду Республики Беларусь /20, с.124-131/.
Создание Службы судебных исполнителей хозяйственных судов трудно недооценить. Появление такого рода структуры стало для субъектов хозяйствования дополнительной гарантией повышения оперативности и эффективности работы хозяйственных судов по взысканию с должника денежных средств или имущества /22, с.152/.
Основными источниками правового регулирования исполнительного производства являются Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, Положение о Службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 147 от 30.01.1998 года в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2002 года №847 и Инструкция о ведении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам, утвержденная постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь 26.04.2005 года № 17. Также Служба судебных исполнителей в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе и международными соглашениями, конвенциями, договорами, участницей которых является Республика Беларусь.
Статья 326 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь устанавливает общее правило об обязанности хозяйственных судов обеспечить исполнение судебных и иных актов, подлежащих исполнению в хозяйственном судопроизводстве.
Служба судебных исполнителей
хозяйственных судов в
1) исполняет судебные и иные акты по хозяйственным (экономическим) спорам;
2) осуществляет организационно-
3) обеспечивает планирование работы судебных исполнителей и контроль за своевременным и полным исполнением судебных и иных актов;
4) анализирует практику
исполнения судебных и иных
актов, разрабатывает и вносит
предложения по
5) принимает меры к подбору кадров и повышению их квалификации.
Служба взаимодействует с республиканскими органами государственного управления, правоохранительными и контрольными органами, местными исполнительными и распорядительными органами, информирует эти органы о выявленных в ходе исполнения правонарушениях.
Штатная численность
работников Службы судебных исполнителей
устанавливается Президентом
Судебный исполнитель как представитель власти находится под защитой государства.
Требования судебного исполнителя, предъявленные в пределах его компетенции, обязательны для физических и юридических лиц на всей территории Республики Беларусь.
За неисполнение законных требований судебного исполнителя физические лица и должностные лица субъектов хозяйствования могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством.
Статья 345 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь раскрывает понятие сторон исполнительного производства. Ими являются взыскатель (лицо, в пользу которого производится исполнение) и должник (лицо, которое обязано выполнить определенные действия в пользу взыскателя, или лицо, с которого производится взыскание). Как правило, взыскатель - лицо, которое при разрешении хозяйственного (экономического) спора в хозяйственном суде было истцом, а должник - ответчиком. Практика хозяйственных судов Республики Беларусь свидетельствует, что взыскателями выступают различные субъекты хозяйствования.
Информация о работе Исполнительное производство в хозяйственном суде