Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:57, контрольная работа

Описание работы

Институт банкротства – комплексный институт права. Отсюда большая часть проблем: противоречия в судебной практике, «формальные» противоречия законодательных актов направленных на регулирование несостоятельности (банкротства).
В данной работе рассмотрены такие вопросы как: история законодательного регулирования банкротства предприятий; понятие банкротства в его развитии; современное законодательное регулирование банкротства предприятий; общие вопросы банкротства предприятий; особенности и проблематика отдельных процедур банкротства предприятий.

Содержание работы

Введение 3
1. История законодательного регулирования несостоятельности предприятий 5
2. Современное законодательное регулирование банкротства предприятий 8
3. Общие вопросы банкротства предприятий 11
4. Процедуры банкротства 18
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Хозяйственное право.docx

— 56.00 Кб (Скачать файл)

- Постановление Правительства  РФ от 14 февраля 2003 г. №100 "Об  уполномоченном органе в делах  о банкротстве и в процедурах  банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих" (с изм. и доп. от 29 мая 2004 г.).

Учитывая возросшее в последние  годы значение обзоров судебно-арбитражной практики необходимо выделить, в частности, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. №4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие настоящего Федерального закона». Последнее направлено на разъяснение ряда спорных вопросов и имеет огромное значение для правильного применения норм о банкротстве. Также можно выделить: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 августа 2003 г. N 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

В заключение о международных актах. В настоящее время международных  договоров по вопросам банкротства  фактически нет, хотя потребность в  регулировании отношений, связанных  с трансграничными банкротствами, имеется давно. Можно выделить Типовой  закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности 1997 года.

В этой связи, необходимо сослаться  на норму ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)», которая закрепляет, что если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем те, которые предусмотрены  настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (п.4 ст.1 Закона). Таким образом, принятые в  будущем международные акты, регулирующие трансграничное банкротство (участником, которых станет РФ) будут иметь  приоритет над нормами национального  законодательства.

 

 

 

 

 

3. Общие вопросы банкротства  предприятий

 

 

В соответствии с п.1 ст.65 ГК РФ юридическое  лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее  в форме потребительского кооператива  либо благотворительного или иного  фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить  требования кредиторов.

Действующий закон расширил круг субъектов (юридических лиц), которые могут  быть признаны банкротами. Выделяются следующие категории юридических  лиц, каждая из которых имеет свои особенности несостоятельности (банкротства) содержащиеся, в материальном и процессуальном законодательстве:

· градообразующие организации;

· сельскохозяйственные организации;

· финансовые организации;

· стратегические предприятия и  организаций;

· субъекты естественных монополий.

Отнесение юридического лица к конкретной категории организаций (предприятий) означает применение всех особенностей банкротства (несостоятельности) закрепленных Законом и рядом специальных  актов, к конкретной организации.

Под градообразующими организациями  признаются юридические лица, численность  работников которых составляет не менее  двадцати пяти процентов численности  работающего населения соответствующего населенного пункта (ст.169 Закона). Особенности  банкротства градообразующих организаций  распространяются также на иные организации, численность работников которых  превышает пять тысяч человек.

На практике может возникнуть сложность  с определением (для установления признаков градообразующей организации) численности работников должника, имеющего филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. На мой взгляд, при ответе на данный вопрос актуально обратиться к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 августа 1999 г. №43 «Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности», в п.32 которого закреплено: для установления признаков градообразующей организации при определении численности работников должника, имеющего филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения юридического лица, учету подлежат работники должника, постоянно проживающие в городе, поселке, другом населенном пункте места нахождения юридического лица. При определении численности работников организаций, к которым подлежат применению правила о градообразующей организации, учитываются все работающие независимо от места их проживания.

Под сельскохозяйственными организациями  понимаются юридические лица, основными  видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки (ст.177 Закона). Аналогичное определение содержится в ст.2 Федерального закона от 9 июля 2002 г. №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, применяются также  к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации произведенной  или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и  выловленных (добытых) водных биологических  ресурсов составляет не менее чем  семьдесят процентов общей суммы  выручки.

Под финансовой организацией следует понимать юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки, либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг (ст.2 Закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями от 30 декабря 2001 г).

В число финансовых организаций  в целях Закона «О несостоятельности (банкротстве), как это следует  из п.1 ст.180 Закона, включены: кредитные  организации, страховые организаций, профессиональные участники рынка  ценных бумаг.

Под стратегическими предприятиями  и организациями понимаются (ст.190 Закона):

- федеральные государственные  унитарные предприятия и открытые  акционерные общества, акции которых  находятся в федеральной собственности  и которые осуществляют производство  продукции (работ, услуг), имеющей  стратегическое значение для  обеспечения обороноспособности  и безопасности государства, защиты  нравственности, здоровья, прав и  законных интересов граждан Российской  Федерации;

- организации оборонно-промышленного  комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские,  испытательные и другие организации,  осуществляющие работы по обеспечению  выполнения государственного оборонного  заказа.

Перечень стратегических предприятий  и организаций, утвержден Распоряжением  Правительства РФ от 9 января 2004 г. №22-р. Также надо выделить Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. №1009 "Об утверждении  перечня стратегических предприятий  и стратегических акционерных обществ".

Под субъектом естественной монополии  понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии (ст.197 Закона).

Как закреплено в ст.3 Федерального Закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями от 8 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января, 26 марта 2003 г.) естественная монополия - состояние  товарного рынка, при котором  удовлетворение спроса на этом рынке  эффективнее в отсутствие конкуренции  в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Таким образом, субъекты естественных монополий действуют в сферах, где отсутствует конкуренция, и  оперативно заменить их другими товаропроизводителями  невозможно по объективным причинам. Применение к субъектам естественных монополий общих правил о банкротстве  юридических лиц могло бы влечь  их устранение с товарного рынка  как хозяйствующих субъектов, что, несомненно, влекло бы непредсказуемые  последствия для экономики, обороны  и социальной сферы страны.

Каждая из названных категорий  организаций обладает рядом специфических  черт несостоятельности (банкротства), которые закреплены как в Законе, так и ряде специальных актов. По общему правилу, для применения арбитражным  судом к должнику норм специального параграфа в процессе производства по делу о несостоятельности должника, в арбитражный суд должны быть представлены доказательства, подтверждающие статус организации.

Признаки банкротства закреплены законодателем в п.2 ст.3 Закона: Юридическое  лицо считается не способным удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие  обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты (для стратегических предприятий и субъектов естественных монополий – шесть месяцев), когда они должны были быть исполнены.

Для определения наличия признаков  банкротства должника учитываются (п.2 ст.4 Закона):

- размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности  за переданные товары, выполненные  работы и оказанные услуги, суммы  займа с учетом процентов, подлежащих  уплате должником, размер задолженности,  возникшей вследствие неосновательного  обогащения, и размер задолженности,  возникшей вследствие причинения  вреда имуществу кредиторов, за  исключением обязательств перед  гражданами, перед которыми должник  несет ответственность за причинение  вреда жизни или здоровью, обязательств  по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

- размер обязательных платежей  без учета установленных законодательством  Российской Федерации штрафов  (пеней) и иных финансовых санкций.

По общему правилу дело о банкротстве  может быть возбуждено арбитражным  судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в  совокупности составляют не менее ста  тысяч рублей (п.2 ст. 6 Закона); для  стратегических предприятий и субъектов  естественных монополий – эта  сумма составляет не менее пятьсот  тысяч рублей.

В круг лиц имеющих право на обращение  в арбитражный суд законодатель включил: должника, конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам. Не входит в круг лиц имеющих такое право – прокурор (такое право было предоставлено прокурорам в особых случаях по Закону 1998 года, что как подчеркивают эксперты, являлось предметом злоупотреблений). В числе субъектов - инициаторов конкурса не назван и сам арбитражный суд, хотя вопрос о праве суда возбуждать конкурсный процесс является дискуссионным еще с позапрошлого века..

Конкурсные кредиторы - кредиторы  по денежным обязательствам, за исключением  уполномоченных органов, граждан, перед  которыми должник несет ответственность  за причинение вреда жизни или  здоровью, морального вреда, имеет обязательства  по выплате вознаграждения по авторским  договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия (абз.8 ст.2 Закона).

Уполномоченные органы - федеральные  органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации  представлять в деле о банкротстве  и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и  требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также  органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в  процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (абз.9 ст.2 Закона).

Согласно постановлением Правительства  РФ от 29 мая 2004 г. №257 впредь до преобразования в Федеральную налоговую службу уполномоченным органом по представлению  в делах о банкротстве и  в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и  требований РФ по денежным обязательствам является Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам.

Таким образом, дело о банкротстве  может быть возбуждено только в случае, если в арбитражный суд обратится  управомоченное лицо. При этом, важно подчеркнуть, что если по общему правилу такое обращение является правом (ст.8 Закона), то в предусмотренных законодателем случаях обращение является обязанностью (ст.9 Закона).

Наряду с категорией «круг лиц  имеющих право на обращение в  арбитражный суд» законодатель оперирует  категорией «лица, участвующее в  деле о банкротстве». К их числу  отнесены (ст.34 Закона):

- должник;

- арбитражный управляющий;

- конкурсные кредиторы;

- уполномоченные органы;

Информация о работе Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предприятий