Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 16:34, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы всесторонне изучить особенности правового режима указанных средств индивидуализации в Республике Беларусь.
Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:
– охарактеризовать товарные знаки и наименования мест происхождения товаров с позиций правовой теории и норм действующего национального законодательства;
– изучить особенности процедуры регистрации товарных знаков;
– выделить специфику правового регулирования полномочий владельца товарного знака;
– проанализировать ключевые аспекты международного и национального права в отношении средств индивидуализации субъектов хозяйствования;
– выделить проблемные аспекты правового регулирования указанных правоотношений и предложить возможные пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТОВАРНЫЙ ЗНАК И НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ КАК СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБОРОТА 7
1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ 7
1.2 МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ 11
1.3 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ НАИМЕНОВАНИЯ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА КАК ЭЛЕМЕНТА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ 15
2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И НАИМЕНОВАНИЯ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 19
2.1 ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТА ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК ПО ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ 19
2.2 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 23
2.3 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Правовая охрана товарного знака в Республике Беларусь осуществляется на основании его регистрации в НЦИС в порядке, установленном законодательством о товарных знаках, или в силу международных договоров Республики Беларусь (п. 1 ст. 2 Закона). При этом порядок регистрации товарного знака установлен в Положении о порядке регистрации товарного знака и знака обслуживания, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1719 (далее – Положение) [6].
Так, для получения свидетельства на товарный знак необходимо подать заявку на регистрацию товарного знака в Республике Беларусь, причем на каждый товарный знак или знак обслуживания должна быть оформлена отдельная заявка на специальном бланке. Заявка должна содержать сведения о заявителе, а также перечень товаров и услуг, для которых регистрируется товарный знак в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ). К заявке прилагается графическое изображение товарного знака и описание (при необходимости) с указанием цвета или цветового сочетания, в котором испрашивается регистрация, а также документ, подтверждающий уплату патентной пошлины в установленном размере [15].
После подачи заявки и ее принятия патентным органом осуществляется экспертиза заявки, которая может длиться несколько лет. Она состоит из предварительной экспертизы и экспертизы. Срок проведения предварительной экспертизы составляет два месяца с даты подачи заявки в патентный орган, а при ее проведении заявителю может быть предложено внести в материалы заявки исправления, дополнения или изменения [6].
По результатам предварительной экспертизы принимается решение о принятии заявки к рассмотрению или об отказе в ее принятии к рассмотрению. Соответственно, при принятии заявки к рассмотрению назначается непосредственно экспертиза заявки, по результатам которой принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации. Отметим, что при несогласии заявителя с решением экспертизы он имеет право в трехмесячный срок со дня получения решения подать в патентный орган ходатайство о проведении повторной экспертизы. Повторная экспертиза проводится в двухмесячный срок со дня поступления ходатайства заявителя, а за ее проведение уплачивается патентная пошлина в размере 0,25 базовой величины [6].
При несогласии с решением предварительной экспертизы об отказе в принятии заявки к рассмотрению, либо решением об отказе в регистрации товарного знака, либо решением, принятым по результатам повторной экспертизы заявленного обозначения, заявитель вправе в течение одного года с даты получения решения подать жалобу в Апелляционный совет при патентном органе и (или) в суд. Жалоба должна быть рассмотрена в течение одного месяца с даты ее поступления в Апелляционный совет. Решение Апелляционного совета может быть обжаловано заявителем в Верховный Суд Республики Беларусь в течение шести месяцев с даты получения решения.
Подчеркнем, что требования, которым должно соответствовать некоторое обозначение, чтобы быть товарным знаком, во всем мире стандартизированы. При этом различают требования двух типов:
1) обусловленные основными функциями товарных знаков, так как последние выделяют продукты или услуги одного предприятия среди других подобных.
Следовательно, товарные знаки должны быть характерными, то есть они должны давать возможность четко различать продукты разных предприятий.
2) требования, связанные с возможным вредом, причиненным товарными знаками, если они имеют дезориентирующий характер либо противоречат общественному порядку или морали [26].
Так, в ст. 6-quinquies Парижской конвенции предусмотрено, что охрана товарных знаков не может быть предоставлена в результате регистрации, если они «лишены каких-либо отличительных признаков» или если «противоречат морали или публичному порядку, и в особенности если они могут ввести в заблуждение общественность» [1]. Одновременно в Республике Беларусь законодательство о товарных знаках не предусматривает условия охраноспособности товарных знаков, и оперирует понятиями абсолютных и иных оснований к отказу в регистрации товарного знака. На основании анализа последних в качестве условий охраноспособности исследователи выделяют новизну и различительную способность товарного знака [21].
Требование новизны означает, что не существует обозначений, совпадающих или сходных до степени смешения с заявленным обозначением, которым в Республике Беларусь охрана была бы предоставлена ранее и эта охрана оставалась бы действующей. В свою очередь, при проверке различительной способности оцениваются тождество и сходство до степени смешения заявленного обозначения и обозначения, ему противопоставляемого. При этом тождество означает совпадение обозначений во всех элементах, а говорить о сходстве до степени смешения можно, если знаки ассоциируются друг с другом в целом, несмотря на отдельные отличия [27, c. 64].
Соответственно, основанием для отказа в регистрации товарного знака является отсутствие различий (различительной способности заявленного обозначения). Согласно Положению обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. При этом оценка сходства обозначений производится на основе общего впечатления, формируемого с учетом неохраняемых элементов [6].
На основании решения о регистрации товарного знака патентный орган в течение месяца с даты получения документа об уплате установленной патентной пошлины производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь (далее – Реестр). В Реестр вносятся сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений. В свою очередь, выдача свидетельства на товарный знак производится патентным органом в течение одного месяца с даты регистрации товарного знака в Реестре, которой является дата внесения сведений о регистрации товарного знака в Реестр. В течение одного месяца с даты регистрации товарного знака свидетельство направляется владельцу по почте либо по желанию владельца вручается ему или его представителю лично в патентном органе.
По общему правилу, регистрация товарного знака действует в течение десяти лет с даты подачи заявки в патентный орган. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению владельца, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет. Также в течение срока действия регистрации товарного знака по заявлению владельца, поданному в патентный орган до истечения срока действия регистрации товарного знака, национальная регистрация может быть заменена международной регистрацией [5; 6; 18].
Отдельно следует отметить, что порядок регистрации общеизвестного товарного знака отличается от регистрации обычных товарных знаков. В частности, в соответствии со ст. 17-2 Закона товарный знак или обозначение, используемое в качестве товарного знака, признаются общеизвестным товарным знаком по решению Апелляционного совета. На основании решения о признании товарного знака или обозначения, используемого в качестве товарного знака, общеизвестным товарным знаком НЦИС вносит сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку, в перечень общеизвестных в Республике Беларусь товарных знаков.
Выдача свидетельства на общеизвестный товарный знак лицу, подавшему заявление в Апелляционный совет при НЦИС о признании его товарного знака или обозначения, используемого в качестве товарного знака, общеизвестным товарным знаком, производится НЦИС в течение одного месяца с даты внесения сведений в перечень общеизвестных товарных знаков. При этом сведения, внесенные в перечень общеизвестных товарных знаков, публикуются в официальном бюллетене в течение трех месяцев с даты их внесения в этот перечень [15].
Следует обратить внимание на то, что решение Апелляционного совета, принятое по результатам рассмотрения заявления о признании товарного знака или обозначения, используемого в качестве товарного знака, общеизвестным товарным знаком, может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь лицом, подавшим указанное заявление, в течение одного года с даты получения этого решения или иным лицом в течение одного года с даты публикации сведений, относящихся к этому общеизвестному товарному знаку, в официальном бюллетене.
Что касается коллективного товарного знака, то следует отметить, что к заявке на коллективный знак прилагается положение о коллективном знаке, которое содержит наименование лица, уполномоченного регистрировать коллективный знак, перечень лиц, имеющих право на использование этого знака, цель его регистрации, перечень и единые качественные или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком, условия его использования, порядок контроля за его использованием, ответственность за нарушение положения о коллективном знаке. кроме того, в Реестр и свидетельство на коллективный знак в дополнение к сведениям, предусмотренным п. 1 ст. 12 Закона, вносятся сведения о лицах, имеющих право на использование коллективного знака. Эти сведения, а также выписка из положения о коллективном знаке, касающаяся единых качественных или иных общих характеристик товаров, для которых этот знак зарегистрирован, публикуются патентным органом в официальном бюллетене. Владелец коллективного знака уведомляет НЦИС об изменениях в положении о коллективном знаке.
В завершение отметим, что получение свидетельства на товарный знак является правом, а не обязанностью субъекта хозяйствования. Однако только свидетельство предоставляет лицу совокупность прав интеллектуально собственности, которые действуют с даты подачи заявки и на протяжении срока действия свидетельства, который, как упоминалось выше, составляет 10 лет и может быть продлен по ходатайству владельца каждый раз на 10 лет.
В то же время, при отсутствии свидетельства владелец незарегистрированного знака может защищать свои интересы на основании правил о защите от недобросовестной конкуренции [12, c. 995].
Таким образом, сегодня товарный знак является одним из средств индивидуализации субъекта хозяйствования, и выполняет не только отличительную функцию, но и индивидуализирующую, рекламную, гарантийную и т.д. Кроме того, владелец товарного знака не только может бороться с контрафактом, но и определять стратегию продвижения своего товара на различные рынки.
Отнесение географических указаний к средствам индивидуализации обусловлено их функцией различать однородные товары, обладающие особыми свойствами и происходящие из разных географических объектов. В соответствии со ст.ст. 1024-1028 ГК географическим указанием признается обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с территории страны либо из региона или местности на этой территории, где определенные качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением [3].
При этом понятие «географическое указание» включает в себя понятия «наименование места происхождения товара» и «указание происхождения товара». В свою очередь, наименованием места происхождения товара признается название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов. Наименованием места происхождения товара также может являться историческое название географического объекта [24].
В то же время, согласно нормам Закона Республики Беларусь от 17 февраля 2002 г. № 127-З «О географических указаниях» (далее – Закон о географических указаниях) [4], не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой название географического объекта или содержащее название географического объекта, но вошедшее в Республике Беларусь во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления. При этом следует обратить внимание на то, что Закон о географических указаниях не содержит каких-либо критериев для определения того, какое наименование следует признать вошедшим во всеобщее употребление, и даже не содержит отсылки на возможное определение этих критериев на уровне подзаконных актов.
Целесообразно отметить, что указанием происхождения товара признается обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного происхождения или изготовления товара. Оно может быть представлено в виде названия географического объекта или изображения. Таким образом, наименование места происхождения товара и указание происхождения товара хотя и похожи, но имеют определенные различия.
Так, и в том, и в другом случае делается ссылка на географическое место происхождения товара. Однако в первом случае речь идет об указании на район или местность, характерные природные или этнографические факторы, которые обусловливают исключительно либо преимущественно качественные особенности изготовляемых или добываемых в них товаров. Кроме того, наименование места происхождения товара должно было внедриться в сознание потребителя как отвечающее определенным свойствам или качествам товара. Помимо этого, наименование места происхождения товаров может быть как официальным, так и неофициальным, полным или сокращенным, современным или историческим [21].
Особые свойства наименования места происхождения товара исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно. Под людскими факторами при этом следует понимать профессиональные навыки местных мастеров, тогда как природные факторы включают почвенные, климатические и тому подобные факторы.
Говоря о значении наименования места происхождения товара следует отметить, что выполняемые ими функции, совпадают с функциями, выполняемыми товарными знаками. Институциональное оформление знакового обозначения товаров или услуг является необходимым условием признания такого обозначения охраняемым и способным служить в качестве средства индивидуализации, выполняющего следующие функции:
– идентификационную (товарный знак характеризуется отсылкой к определенному товаропроизводителю, выделяя его из массы других);
– информационную (каждый знак отсылает человека к обозначаемому товару или услуге);
– гарантийную (помимо простого отличия одного товара от другого товарный знак гарантирует потребителю определенный набор полезных свойств товара или услуги, их качество и репутацию на рынке);
– рекламную (товарный знак выделяет из массы однородных товаров или услуг именно данный товар или услугу как обладающие определенным набором положительных характеристик);
– ограничительную (товарный знак запрещает другим лицам его использование без разрешения) [13, c. 271].
Информация о работе Правовой режим товарных знаков и наименования места происхождения товаров