Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 11:30, курсовая работа
Перевозка грузов автомобильным транспортом является одним из многочисленных видов перевозок. Ежедневно по территории Республики Беларусь автомобильным транспортом перевозится несколько сот тысяч грузов. Такие объёмы перевозки грузов связаны не только с географическо-территориальным положением государства, но и экономическими показателями в этой сфере транспорта. В последнее время увеличилось численность грузоперевозчиков в нашей республике, это связано с благоприятными условиями, созданными государством для осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Общие условия перевозки грузов автомобильным транспортом в
сфере предпринимательской деятельности ………………………………6
1.1. Права и обязанности участников перевозки грузов автомобильным
транспортом ……………………………………………………………….17
1.2.Юридяческах ответственность сторон при перевозки грузов
Автомобильным транспортом ……………………………………………23
Глава 2. Специфика и особенности правового регулирования участников
перевозочных правоотношений…………………………………………26
Заключение………………………………………………………………..31
Список используемых источников………………………………………
Лицензия на перевозку грузов автомобильным транспортом действует на всей территории Республики Беларусь, выдаётся сроком на 5 лет, срок действия лицензии по его окончании может быть продлён по соответствующему заявлению лицензиата на 5 лет.
Для получения лицензии на перевозку грузов автомобильным транспортом соискатель лицензии предоставляет в Министерство транспорта и коммуникаций документы предусмотренные вышеуказанном Положении [1.12,прил.1,2].
Коммерческие автомобильные перевозки грузов опосредуются заключением соответствующих договоров. Система транспортных договоров включает в себя три группы договоров:
Из этих указанных договоров наибольший интерес у нас вызывает договор перевозки грузов, поскольку именно он отражает специфику и особенность каждого вида транспорта.
По договору автомобильной перевозки груза автомобильный перевозчик (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющий на основании договора перевозки или на иных законных основаниях автомобильные перевозки грузов [1.5, ст.1] обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю или уполномоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату, если иное не предусмотрено договором.
Этот договор представляет собой один из наиболее характерных примеров определённого ограничения принципа свободы договора, провозглашённого ст. 391 ГК. Несмотря на то, что законодатель устанавливает возможность определения соглашением сторон условий перевозки грузов, обязанностей и ответственности сторон по этим перевозкам, свобода воли сторон действует здесь только в случае, если ГК, другими актами законодательства не установлено иное. Обусловлено это прежде всего спецификой транспортной сферы, где особое значение имеет чёткая организация всех транспортно-технологических процессов, обеспечение условий безопасности и т.д. Эта специфика влияет и на транспортные правоотношения и соответственно нормы транспортного права, которые по сравнению с другими гражданско-правовыми нормами предоставляют сторонам договора гораздо меньшую свободу.
Договор перевозки грузов является реальным, поскольку для его заключения недостаточно соглашения между перевозчиком и грузоотправителем, необходима ещё и реальная передача груза перевозчику. Он всегда имеет срочный, характер, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом является возмездным, поскольку грузоотправитель оплачивает услуги транспортёра в виде провозных платежей; двусторонним, поскольку обе стороны - перевозчик и грузоотправитель - принимают на себя соответствующие права и обязанности [3.1,с.58].
Если грузоотправителем могут быть любые субъекты гражданского права, то автомобильным перевозчиком предполагается коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые наделены правом осуществлять грузовые перевозки на основании лицензии.
Автомобильный перевозчик, доставивший груз, передаёт его грузополучателю. В случаях, когда в качестве грузополучателя по договору выступает грузоотправитель, число участников правоотношения, возникающего из договора, ограничивается этими двумя лицами. Однако на практике получатель и отправитель в одном лице, как правило, не совпадают. И в этом случае возникает вопрос о роли и месте грузополучателя в транспортных отношениях.
Не являясь стороной в договоре, грузополучатель в соответствии с транспортным законодательством приобретает право требования к перевозчику о выдаче груза в пункте назначения. Более того, при ненадлежащем исполнении договора перевозки со стороны перевозчика грузополучатель вправе предъявить к нему требования по поводу утраты, порчи груза, его недостачи, просрочки в доставке.
Что же является предметом автомобильной перевозки груза? Предметом договора автомобильной перевозки груза является оказание транспортных услуг по перемещению и доставке груза в пункт назначения. В соответствии со ст. 60 Закона ("Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках") заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением товарно-транспортной Накладная - основной перевозочный документ, поскольку сопровождает груз до места назначения и выдаётся грузополучателю. Кроме того, накладная является и письменной формой заключения договора. Неправильная составленная накладная или её утеря не влияют на действительность заключенного договора.
Однако "из поля зрения закона" ст. 60 Закона. "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" выпали случаи, в которых составление товарно-транспортной накладной не требуется и которые нашли своё отражение в других статьях Закона и Правилах о перевозках грузов.
Так, заключение договора автомобильной перевозки грузов населения подтверждается составлением и выдачей заказчику заказа-поручения, заверенного печатью или штампом перевозчика [1.5, ст.42; 1.13, п. 287]. Не составляется товарно-транспортная накладная при заключении договоров перевозки груза грузовым такси (это следует из ст. 39 Закона "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках", гл. 33 Правил автомобильных перевозок грузов от 01.07.2002 № 20, инструкции по заполнению товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, утверждённой постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 мая 2001г. №53).
Сам процесс исполнение договоров автомобильной перевозки грузов можно подразделить на несколько этапов, к выполнению каждого из которых законодательством установлены определённые требования:
Автомобильный перевозчик обязан подать в установленный договором срок исправное автомобильное транспортное средство в состоянии, пригодном для перевозки соответствующих грузов. При этом перевозчик может самостоятельно определять типы и количество грузовых автотранспортных средств, необходимых для выполнения договора, если иное не предусмотрено договором [1.5, ст.44;1.13, п. 16].
Заказчик автомобильной перевозки вправе отказаться от поданного автомобильного транспортного средства, если оно не соответствует условиям договора или непригодно для соответствующей автомобильной перевозки. Пригодность автомобильного транспортного средства для перевозки того или иного груза определяет грузоотправитель. Если грузоотправителя не удовлетворяет поданное перевозчиком автомобильное транспортное средство, то он должен составить акт по установленной форме (определена Правилами автомобильных перевозок грузов) и передать его перевозчику. Поданное технически неисправное или не соответствующее условиям договора автомобильное транспортное средство считается не поданным для автомобильной перевозки.
При приёме груза к автомобильной перевозке автомобильный перевозчик обязан проверить правильность оформления товарно-транспортной накладной, внешнее состояние груза, его упаковку, количество груза, а при необходимости - его температуру. Определение массы груза и проверка числа грузовых мест производится совместно грузоотправителем и автомобильным перевозчиком (его представителем) техническими средствами грузоотправителя. Если договором перевозки не предусмотрено иное, то погрузку производит грузоотправитель.
Груз считается принятым к автомобильной перевозке после передачи водителем грузоотправителю подписанного экземпляра товарно-транспортной накладной [3.1, с.59]. Вообще специфика правового положения грузополучателя в транспортных отношениях вызвала неоднозначный подход к этому вопросу в юридической литературе. Одни авторы считают, что поскольку у грузоотправителя и грузополучателя общие интересы, то их
следует признать одной стороной в договоре. Другие полагают, что правовое положение грузополучателя следует рассматривать с позиций договора в пользу третьего лица. Третьи авторы считают, что в данном случае идёт речь о договоре, об исполнении третьему лицу - грузополучателю. И, наконец, некоторые специалисты транспортного права отстаивают концепцию, в соответствии с которой грузополучатель (не выступающий одновременно грузоотправителем) является особым субъектом, пользующимся самостоятельными правами и обязанностями, а договор перевозки становится в этом случае трёхсторонним [2.3, с.81,2.9, с.383].
Перевозчик обязан перевозить грузы по кратчайшему маршруту, открытому для движения соответствующих автомобильных транспортных средств. В случае, когда рациональна автомобильная перевозка по более протяжённому маршруту, перевозчик должен согласовать маршрут с заказчиком перевозки. Провозная плата при этом определяется с учётом фактического расстояния перевозки [1.15]. Междугородние перевозки грузов перевозчик должен выполнять в сроки, установленные договором. Сроки доставки груза исчисляются с момента приёма его к перевозке.
В соответствии с условиями договора перевозчиком или заказчиком может осуществляться сопровождение грузов, за исключением грузов, сопровождение которых должен организовать заказчик [1.13, п.25]. Автомобильный перевозчик выдаёт груз в пункте назначения грузополучателю или уполномоченному на получение груза лицу. Выдача груза грузополучателю или уполномоченному на получение груза лицу производится по числу грузовых мест и (или) массе в том же порядке, в каком груз был принят от грузоотправителя. При определении массы груза путём взвешивания автомобильный перевозчик не несёт ответственности за расхождение массы груза, указанной в товарно-транспортной накладной, с его фактической массой, если разница в массе не превышает норм естественной убыли или точности взвешивания.
Порядок оплаты за перевозку грузов определяется договором, если иное не предусмотрено в законодательстве. Причитающие перевозчику платежи вносятся заказчиком авансом. Если перевозчик не приступит к выполнению заказа в течении 3 дней, провозная оплата должна быть возвращена заказчику. Окончательный расчёт производится заказчиком на основании счёта перевозчика. В случае возникновения разногласий между перевозчиком и заказчиком оформляется акт по установленной форме. Так же как и на других видах транспорта, при возникновении спора до предъявления иска должна быть заявлена претензия, при этом шестимесячный срок для заявления претензии исчисляется по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки при междугородних перевозках и по истечении 10 суток со дня приёма груза при городских и пригородных перевозках - по претензиям о возмещении ущерба за утрату груза или со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, - во всех остальных случаях [2Дс.2б2;3.3,с.82].
При международных перевозках соблюдаются общие правила, касающихся сроков доставки, упаковки и маркировки грузов, требований к погрузочно-разгрузочным работам и т.д. Оформляется такая перевозка товарно-транспортной накладной (CMR), которая составляется не менее чем в четырёх экземплярах и подписывается грузоотправителем и перевозчиком [1.13,ст.291]. Исходя из вышеизложенного следует, что участники перевозочных отношений заключив договор перевозки груза, оказываются юридически связанными взаимными правами и обязанностями, вытекающими уже из договора перевозки грузов автомобильным транспортом
1.1 Права и
обязанности участников перевоз
Содержание договора перевозки груза автомобильным транспортом составляют права и обязанности сторон автомобильной перевозки [2.7, с.385].
Сторонами автомобильной перевозки груза являются автомобильный перевозчик я отправитель [2.1, с.231].
Под субъективным правом в общей теории права понимают, предусмотренная нормой права мера юридически возможного поведения конкретного субъекта права при условии наступления определённых жизненных обстоятельств (юридических фактов), а под субъективной обязанностью - мера юридически необходимого поведения конкретного субъекта права, предусмотренная правовой нормой, при условии наступления определённых жизненных обстоятельств (юридических фактов) [2.11, с. 114-115 ].
Правовые отношения между перевозчиком и клиентом, складывающиеся при выполнении перевозок, основаны на договоре перевозки и реализуются в его рамках.
Лицом, осуществляющим исполнение, имеющее решающее значение для договора автомобильной перевозки, является автомобильный перевозчик, который наделён соответственно правами и обязанностями предусмотренными актами законодательства Республики Беларусь.
Основные права и обязанности автомобильного перевозчика, предусмотрены Законом Республики Беларусь "Об основах транспортной деятельности", соответствующим Положением об автомобильных перевозках и других нормативных правовых актах транспортного права.
Так, автомобильный перевозчик имеет право: