Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 11:30, курсовая работа
Перевозка грузов автомобильным транспортом является одним из многочисленных видов перевозок. Ежедневно по территории Республики Беларусь автомобильным транспортом перевозится несколько сот тысяч грузов. Такие объёмы перевозки грузов связаны не только с географическо-территориальным положением государства, но и экономическими показателями в этой сфере транспорта. В последнее время увеличилось численность грузоперевозчиков в нашей республике, это связано с благоприятными условиями, созданными государством для осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Общие условия перевозки грузов автомобильным транспортом в
сфере предпринимательской деятельности ………………………………6
1.1. Права и обязанности участников перевозки грузов автомобильным
транспортом ……………………………………………………………….17
1.2.Юридяческах ответственность сторон при перевозки грузов
Автомобильным транспортом ……………………………………………23
Глава 2. Специфика и особенности правового регулирования участников
перевозочных правоотношений…………………………………………26
Заключение………………………………………………………………..31
Список используемых источников………………………………………
Одним из характерных примеров применения конвенций на территории нашего государства, выступает Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956г. [1.3] и Конвенция о международных перевозках пассажиров, расшифрованная законом Республики Беларусь от 05.05.1998г.
Характеризуя транспортное законодательство, следует напомнить, что в нём высок уровень императивных норм. Согласно ст. 738 ПС Республики Беларусь условия перевозки грузов, пассажиров и багажа, ответственность сторон могут определятся соглашением сторон, но только если иное не установлено ГК, иными актами законодательства и издаваемыми в соответствии с ними актами республиканских органов государственного управления.
Проанализировав и выявив особенность транспортного права, приходим к выводу и предложению издания в Республике Беларусь "Транспортного кодекса" в целях систематизации и упорядочения норм транспортного права Е соответствующих нормах кодекса, к примеру, каждый раздел регулировал бы отдельный вид транспорта (Раздел –(Автомобильный транспорт и автомобильные перевозки) и т.д. Предложение считаю обоснованным, в том плане, что на сегодняшний день в республики созданы многие условия (правовые, экономические, организационные) для создания предложенного кодекса, сюда можно отнести акты законодательства Республики Беларусь регулирующие каждый отдельный вид транспорта, да и само транспортное право подразумевает под собой наличие кодифицированного акта по транспорту. Как это имеет место в Гражданском праве (Гражданское право -Гражданский кодекс) и других отраслях права.
Поскольку, правоотношения по перевозкам грузов представляют собой сложный юридический состав. Заключению договора перевозки всегда предшествует определённые действия сторон. Так, необходимо ещё до заключения договора согласовать условия перевозки. Именно в этом процессе создаются предпосылки для возникновения и осуществления непосредственно перевозочных отношений [2.6, с. 243].
Важным, в регулировании правоотношений между участниками перевозочных правоотношений является наличие договора перевозки. Исходя из определения договора перевозки ПС в ст.739 сказано, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Из этого определения следует, что договор признаётся ПС Республики Беларусь двусторонним. Позволю себе не согласится с этим, в части того, что когда грузополучателем выступает самостоятельная сторона, наделённая соответствующими правами и обязанностями предусмотренные в гл.44 и 45 Правил автомобильных перевозок грузов от 01.07.2002г., то здесь следует, на мой взгляд, говорить о том что договор перевозки груза автомобильным транспортом является трёхсторонним (грузоотправитель -перевозчик - грузополучатель). И поэтому предлагаю считать договор перевозки трёхсторонним, в случаях когда грузополучатель выступает самостоятельной стороной.
Необходимо различать понятия правовое регулирование и государственное регулирование. Под государственным регулированием деятельности на автомобильном транспорте понимается совокупность мер, устанавливаемых государственными органами по созданию экономических, организационных и правовых условий для осуществления и развития деятельности на автомобильном транспорте, которая включает определение государственной политики в этой сфере, заключение международных договоров Республики Беларусь, разработку программ развития и функционирования автомобильного транспорта, издание нормативных правовых актов, регулирующие отношения в этой сфере автомобильного транспорта [1.5, ст. 11]. Государственное регулирование и управление на автомобильном транспорте осуществляется президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и другими государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами, пределах их полномочий.
Основными задачами государственного регулирования деятельности на автомобильном транспорте являются:
Что же касается особенности техники и экономики перевозки, то здесь следует упомянуть об экономической эффективности перевозки грузов автомобильным транспортом по сравнению с другими видами транспорта.
Вообще, под экономической деятельностью понимается результативность
эргономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившие получение этого результата [2.12, с. 394].
Экономическая эффективность перевозок автомобильного транспорта высчитывается исходя из статистических данных, причём каждого года, и экономических показателей. По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь за 2003 год грузооборот предприятий транспорта общего пользования (автомобильного транспорта составил - 2343,8 млн. тысяч километров (там), а железнодорожного транспорта - 38401,6 млн. ткм.). Однако, здесь не учитывается грузооборот автомобильного транспорта юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Особенность и специфика правового регулирования участников перевозочных правоотношений, таким образом зависит от правового статуса субъектов соответствующих отношений, особенности техники и экономике перевозок, а также содержания самого договора и норм транспортного права Республики Беларусь.
Заключение
Подходя к завершению написания курсовой работы, хотелось бы отметить, что при написания работы были использованы как теоретические, так и практические материалы касающиеся изучения вопросов перевозки грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь. В ходе написания курсовой работы использовались различные методы исследований, особо из них выделяются в работе методы анализа и сравнения. Выявив ряд особенностей характерных для автомобильного транспорта, было предложено создание, в целях упорядочивания и систематизирования норм транспортного права, транспортного кодекса на территории Республики Беларусь, а так же внести некоторые поправки в действующие акты законодательства, касающиеся вопросов перевозки грузов автомобильным транспортом. Выявив особенности правового регулирования перевозки грузов автомобильным транспортом и обосновав экономическую эффективность перевозки автомобильным транспортом по сравнению с другими видами транспорта, тем самым была достигнута цель, поставленная курсовой работе.
В процессе написания работы широко использовались опубликованные материалы юридической практики по теме курсовой работы, монографии и учебные пособия различных авторов, а так же статистические данные и практические материалы связанные с перевозочными отношениями. Вообще сам процесс написания курсовой работы был разделив на несколько этапов, это было связано с тем, чтобы не только упростить сам процесс написания работы, а скорее чтобы максимально и скрупулёзно проанализировать с правовой точки зрения, а затем отразить ту ситуацию, которая складывается в сфере оказания транспортных услуг автомобильным транспортом.
И так, первый этап работы был связан с постановкой основной цели курсовой работы и задач по перевозкам грузов автомобильным транспортом, а также с необходимостью освещения актуальности и
практической значимости темы работы. В ходе постановки основной цели работы, а она была связана с выявлением особенностей правового регулирования перевозки грузов автомобильным транспортом и обоснованием экономической эффективности перевозки грузов автомобильным транспортом, необходимо было поставить задачи дальнейшего исследования работы.
Второй этап, был связан с описанием общих условий перевозки грузов автомобильным транспортом в сфере предпринимательской деятельности.
Здесь систематично и лаконично была описана сама транспортная система, которая в свою очередь включает и автомобильный транспорт; описаны виды перевозок, указаны органы управления.
Описана предпринимательская деятельность, её формы, а также формы в которых может осуществляться перевозка грузов автомобильным транспортом. На этом этапе было важно показать именно общие условия перевозки грузов и связать её с предпринимательской деятельностью. Второй этап был связан также с анализом содержания договора перевозки грузов и исследованием основных прав и обязанностей сторон договора перевозки.
На третьем этапе написания работы возникает ряд вопросов связанных со спецификой перевозочных правоотношений.
Хотелось бы высказать мнение о том, что дальнейшая перспектива развития связанная с перевозочными отношениями вообще, весьма высока, это связано будет скорее всего с научно-техническим прогрессом, Ведь с появлением новых видов транспорта, начнут возникать и развиваться новые отношения в этой области.
Таким образом, важно чтобы всякого рода деятельность приносящая доход и прибыль для удовлетворения потребностей, нужд людей и государства, в том числе и деятельность связанная с перевозкой грузов, имело всегда право на дальнейшее развитие и продолжение.
Список используемых источников
1. Нормативные правовые акты:
1.1.Конституция Республики Беларусь 1994г.(с изменениями и дополнениями 1996 г..// НРПА Республики Беларусь 1999 № 1.
1.2.Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь 1999 № 7-9, с изменениями и дополнениями от 14.07.2000г., 03.05.2001г.7 04.01.2002г., 25.05.2002г., 24.06.2002г., 17.07.2002, 11.11.2002г., 16.12.2002г., 04.01.2003г., 26.06.2003г., 08.01.2004г.// НРПА Республики Беларусь 2004 № 4
1.3.Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) Женева 19 мая 1956г. // ВВХС 2002 № \
1.4.Закон Республики Беларусь от 05. 05. 1998г. "Об основах транспортной деятельности" // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь 1998 №20
1.5.Закон Республики Беларусь от 21. 07. 2001г. "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" // НРПА Республики Беларусь 2001 № 71
1.6.Закон Республики Беларусь от 31. 12. 2002г. " О дорожном движении" // НРПА Республики Беларусь № 8, 5/1180
1.7. Закон Республики Беларусь от 06. Об. 2001г. "О перевозках опасных грузов"// НРПА Республики Беларусь 2001 № 71
1.8.Закон Республики Беларусь от 28. 05. 1991г. " О предпринимательстве в Республике Беларусь" // Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР, с изменениями и дополнениями Закон от 10. 01. 2000г, 14.06.2003г, /НРПА Республики Беларусь 2003 № 70
1.9.Закон Республики Беларусь от 19.12. 2002г. "О естественных монополиях" // НРПА Республики Беларусь 2002 № 1,2/911
1.10.Декрет Президента Республики Беларусь от 27. 01. 2003г. № 4 "О Едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности" // НРПА Республики Беларусь 2003 № 1/4342
1.11.Декрет Президента Республики Беларусь от 14.07.2003г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" // НРПА Республики Беларусь 2003 № 79
1.12.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003г. №1388 "Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным морским транспортом и положения о лицензировании транспортно-экспединионной деятельности.// НРПА Республики Беларусь 2003г. Ш 1388
1.13.Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 01 июля 2002г. № 20 "Правила автомобильных перевозок грузов // НРПА Республики Беларусь 2002г. № 8/8480
1.14.Постановление Совета
1.15.Постановление Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12 апреля 2001г. № 74/8 "Положение о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь" // НРПА Республики Беларусь 2001г. № 43
1.16.Постановление Министерства транспорта и коммуникаций от 19 июля 2002г. № 22 "Об утверждении правки организации безопасной перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом", с изменениями и дополнениями от 12 декабря 2002г. № 46 // НРПА Республики Беларусь 2002г.