Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 11:30, курсовая работа
Перевозка грузов автомобильным транспортом является одним из многочисленных видов перевозок. Ежедневно по территории Республики Беларусь автомобильным транспортом перевозится несколько сот тысяч грузов. Такие объёмы перевозки грузов связаны не только с географическо-территориальным положением государства, но и экономическими показателями в этой сфере транспорта. В последнее время увеличилось численность грузоперевозчиков в нашей республике, это связано с благоприятными условиями, созданными государством для осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Общие условия перевозки грузов автомобильным транспортом в
сфере предпринимательской деятельности ………………………………6
1.1. Права и обязанности участников перевозки грузов автомобильным
транспортом ……………………………………………………………….17
1.2.Юридяческах ответственность сторон при перевозки грузов
Автомобильным транспортом ……………………………………………23
Глава 2. Специфика и особенности правового регулирования участников
перевозочных правоотношений…………………………………………26
Заключение………………………………………………………………..31
Список используемых источников………………………………………
организации автомобильных перевозок грузов или договора фрахтования
автотранспортного средства для перевозки грузов, если: заказчик не гарантирует или отказывается от оплаты фактически понесенных перевозчиком расходов; перевозка запрещена законодательством Республики Беларусь;
Автомобильный перевозчик имеет и иные права предусмотренные договором автомобильной перевозки грузов, а так же актами законодательства Республики Беларусь.
Наряду с правами автомобильный перевозчик, наделён соответствующими обязанностями, которые так же определяются договором и транспортным правом.
Автомобильный перевозчик обязан при осуществлении перевозок грузов автомобильным транспортом иметь лицензию на осуществление лицензируемой деятельности по выполнению автомобильных перевозок грузов;
выполнять условия договора автомобильной перевозки груза, актов законодательства Республики Беларусь, в сфере транспортной деятельности;
Контрагентом перевозчика является грузоотправитель, в качестве которого могут выступать как лица юридические, так и физические. В любом случае отправителями признаются только те лица, от имени которых сдаётся груз для перевозки и оформляется перевозочный документ, являющийся доказательством заключения договора перевозки [2.2, с.232].
Детальное содержание прав и обязанностей грузоотправителя предусматриваются в правилах об автомобильных перевозках в главах 42 и 43. Основной обязанностью грузоотправителя, вытекающей из договора перевозки груза, является внесение провозной платы и иных платежей. Её размер устанавливается соглашением сторон, если иное не установлено законодательством [2.6, с.251].
Как уже отмечалось выше, договор перевозки груза заключается между перевозчиком и отравителем. В случаях, когда в качестве грузополучателя по договору выступает грузоотправитель, число участников правоотношения, возникающего из договора, ограничивается этими двумя лицами. Однако на практике получатель и отправитель в одном лице, как правило, не совпадают. И в этом случае возникает вопрос о роли и месте транспортных отношениях.
Не являясь стороной в договоре, грузополучатель Е соответствии с транспортным законодательством приобретает право требования к перевозчику о выдаче груза в пункте назначения. Более того, при ненадлежащем исполнении договора перевозки со стороны транспорта грузополучатель вправе предъявить к нему требования по поводу утраты, порчи груза, его недостачи, просрочке в доставке [2.3, с.80-81].
Исходя из этого грузополучатель является самостоятельным субъектом. Делая вывод о содержании прав и обязанности участников перевозочных правоотношениях приходим к тому, что стороны в договоре перевозки автомобильным транспортом находятся Е равном положении, однако свобода и равенство сторон действует только в случае, если ГК, другими актами законодательства не установлено иное. В этом заключается специфика транспортной деятельности.
1.2. Юридическая
ответственность сторон при
автомобильным транспортом
Под юридической ответственностью, понимается особая правовая обязанность правонарушителя претерпеть предусмотренные законодательством неблагоприятные для него последствия в результате совершённого им противоправного виновного деяния [2.11, с. 131].
Имущественная ответственность перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки грузов, наступает в соответствии с общими приказами гражданско-правовой ответственности и, в частности, в соответствии с принципом вины.
Вина как основание ответственности перевозчика выражается: " ... если перевозчик не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело". К их числу, например, относятся: вина грузоотправителя или грузополучателя; особые свойства перевозимого груза; недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приёме груза к перевозке, или применение тары, не соответствующей свойствам груза или стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути следования: сдача груза к перевозке без указаний в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении; сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму [2.3, с.87].
Неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей участниками перевозочного процесса влечёт за собой гражданско-правовую ответственность. Помимо гражданско-правовой ответственности, участники перевозочных отношений могут нести и иные виды юридической ответственности установленные законом. К таковым видам ответственности относятся, уголовная ответственность, предусмотренная УК Республики Беларусь, административная ответственность, предусмотренная КоАП Республики Беларусь.
Имущественная ответственность участников грузоперевозочных правоотношений наступает при наличии общих оснований (условий) гражданско-правовой ответственности (неправомерное поведение, причинно-следственная связь, вина). Вместе с тем эта ответственность подчиняется специальным правилам, сформулированным как в ГК Республики Беларусь, так и в законах и правилах регулирующие отношения в области перевозки грузов автомобильным транспортом.
Особенностью ответственности в отношениях по перевозкам грузов является также и то, что она наступает не только за нарушение уже заключённого договора перевозок, но и за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, возникающих Е стадии организации перевозок грузов [2.5, с.253 ].
На автомобильном виде транспорта установлены нормы в сил}7 которых ответственность за не сохранность груза ограничена пределами тех сумм, на которые понизилась стоимость груза в результате повреждения или порчи его. За утрату или недостачу груза ответственность установлена в размере действительной стоимости утраченного или недостающего груза. Таким образом, убытки, причинённые грузоотправителю или грузополучателю, не возмещаются [2.3, с.88].
Законом предоставлено грузополучателю (грузоотправителю) право доказывать, что объявленная ценность ниже действительной стоимости груза. При доказанности этого перевозчик возмещает не сумму объявленной ценности, а фактическую стоимость груза. Наряду с возмещением ущерба в случае утраты или недостачи груза перевозчик возвращает провозную плаху, взысканную с грузоотправителя за перевозку груза, если она не входит в цену утраченного или недостающего груза. На автомобильном транспорте это правило применяется и в случаях, когда были допущены порча или повреждение груза. На всех видах транспорта за просрочку в доставке груза уплачивается штраф грузополучателю, если просрочка произошла по вине перевозчика.
Имущественная ответственность перевозчика в случае отмеченных обстоятельств наступает только при наличии его вины. При этом вина перевозчика признается, и он вправе доказывать свою невиновность. Гражданский кодекс 1998 года исключил существовавшее в ПС 1964 г. указание на то, что возможны случаи, когда бремя доказывания вины перевозчика может возлагаться на предъявителя требования [2.2, ст.376].
Документы о причинах не сохранности груза, составленные перевозчиком, а также другие документы, удостоверяющие обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза, в случае возникновения спора подлежат оценке судом по общим правилам оценки доказательств.
Гражданский кодекс 1998 г. В качестве обязательного сохранил претензионный порядок по требованиям к перевозчикам, вытекающим из перевозок грузов. Этот порядок означает, что до предъявления к перевозчику иска вытекающего из перевозки, предъявление к нему претензии является обязательным. Если претензия отклонена или не получен ответ на неё, заявитель имеет право предъявить иск в течении тридцати дней со дня получения полного или частичного отказа удовлетворить претензию или по истечении срока, установленного законом для ответа. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, к перевозчикам, отправителям или получателям устанавливается в один год[2.1, с.237;ЗД с.54].
Проанализировав вышеизложенное приходим к заключению, что ответственность в обязательствах по перевозке имеет значительную специфику, отличающую её от обычной ответственности за нарушения обязательств.
Глава 2. Специфика и особенности правового регулирования участников
перевозочных правоотношений
Под правовым регулированием понимают, осуществляемое посредством правовых норм и иных юридических средств воздействие на общественные отношения целях их упорядочивания, развития и защиты [2.11, с. 139].
Правовое регулирование отношений по перевозкам грузов автомобильным транспортом имеет много общего с правовым регулированием аналогичных отношений на других видах транспорта, в том числе и на железнодорожном. Вместе с тем отношения по перевозкам грузов на автомобильном транспорте обладают рядом особенностей в технике и экономике перевозок, также спецификой субъектов перевозочных правоотношений, о которых речь пойдёт ниже, и что нашло своё отражение в действующем законодательстве, регулирующем автомобильные перевозы! [2.4, с. 155].
Основными нормативными актами, регулирующие рассматриваемые отношения, кроме ПС Республики Беларусь, являются Закон Республики Беларусь от 21.07.2001г. "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках", Закон Республики Беларусь от 06.06.2001г. "О перевозках опасных грузов", Декреты Президента Республики Беларусь в области регулирования отношений на автомобильном транспорте, "Правила автомобильных перевозок грузов", утверждённые Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 31.12.2002г., "Положение о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь", утверждённые постановлением Министерства экономики Республики Беларусь и Министерством транспорта и коммуникаций от 12.04.2001г. и другие акты законодательства Республики Беларусь в сфере автомобильного транспорта. Необходимо отметить, что перевозки грузов между Республикой Беларусь и Россией, а также Украиной регулируются двусторонними соглашениями с этими странами. Международные перевозки с другими странами регулируются главным образом международными соглашениями, концепциями и обычаями [2.6, с.243].