Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:34, дипломная работа
Целью дипломной работы стоит: найти характерные особенности, отличия функционирования института непосредственного управления собственниками многоквартирного дома от других институтов (форм) управления многоквартирным домом.
Определить круг проблем и способы разрешения проблем возникающих в процессе управления многоквартирными домами
Задача дипломной работы:
изучить появление и изменение правового института непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений;
представить исчерпывающие сведения о правах и обязанностях, возникающих у собственников помещений на общее имущество многоквартирного дома;
исследовать порядок организации и компетенцию органа управления многоквартирного дома;
Введение 7
1 Правовые основы института непосредственного управления
многоквартирным домом 11
1.1 Исторические этапы развития и становления
института непосредственного управления МКД в России 11
1.2 Современный этап развития института
непосредственного управления многоквартирным домом 16
2 Общее имущество собственников помещений в
многоквартирном доме 24
2.1 Права и обязанности собственников помещений в МКД 24
2.1.1 Право собственности на общее имущество МКД 25
2.1.2 Содержание общего имущества МКД 27
2.1.3 Доли собственника на объекты общей собственности в МКД 30
2.2 Общее собрание собственников помещений как орган
управления МКД 31
2.2.1 Компетенция общего собрания собственников МКД 32
2.2.2 Порядок организации и общего собрания МКД 33
3 Управление многоквартирными домами 38
3.1 Опосредованное управление МКД, товариществом собственников
жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным
потребительским кооперативом 38
3.2 Непосредственное управление МКД собственниками помещений
в многоквартирном доме 45
3.3 Проблемы управления многоквартирным домом 50
Заключение 55
Библиографический список 62
Причины, организационного характера:
Вариант решения проблемы, не возможности сделать ремонт общего имущества МКД. Одна из основных проблем, невозможность осуществить текущий и капитальный ремонт, инженерных коммуникаций общего имущества собственников многоквартирного дома, возникает из за правовой нормы, содержащейся в ч.1, ст.46, п.1, ч.2, ст.44 ЖК РФ, это несёт в себе негативные последствия ветшающему жилищному фонду.
Она устанавливает кворум общего собрания, при котором собственники МКД могут принять решение о проведении текущего и капитального ремонта, инженерных коммуникаций общего имущества. Эта норма имеет категорический безусловный характер, законодатель разрабатывая норму, исходил из правил политической концепции «демократического большинства», проводя аналогию с референдумом или выборами.
Однако общее собрание является общественным объединением, к нему неприменимы императивные нормы.
Жилищный закон
предоставляет собственникам
Таким образом для проведения ремонта дорогостоящего оборудования или коммуникаций МКД, необходимо получить согласия более 66 процентов долей собственников в доме, в ином случае, решение по поводу ремонта общего коммунального и инженерного оборудования и коммуникаций, принято не будет, и соответственно ремонт общего имущества сделан не будет. Это может произойти по не зависящей от воли собственников МКД причинам. Представитель собственников или группа инициативных собственников МКД, не сумели из за социально-экономических и правовых причин, привлечь к участию в общем собрании необходимое число собственников, из за организационных причин, не смогли надлежаще подготовить общее собрание собственников МКД.
Отсутствие кворума при принятии решения на общем собрании, жилищным законом признаётся как непринятое решение собственниками МКД.
Это обстоятельство не позволяет собственникам МКД выразить свою волю в виде принятого решения. Непринятое решение по поводу ремонта общих коммунальных и инженерных коммуникаций, требующих не отлагательного ремонта. Приводит к нарушению права собственников или части собственников МКД, в получении коммунальных услуг не в полном объёме, или не соответствующего качества, с нарушением нормативных характеристик температуры и влажности в помещениях. Которые установлены законодательством Российской Федерации. Это обстоятельство нарушает права и законные интересы собственников, по поводу получения коммунальных услуг надлежащего качества и объёма, а так же в праве пользования исправного общего имущества МКД, предназначенного для удовлетворения бытовых нужд, связанного с проживанием в МКД.
Эта проблема возникает из правовой нормы имеющей не достаточную регулятивную функцию.
Норма, ст.39 ЖК РФ, обязывающая собственников МКД, содержать общее имущество, в данном случае не предусматривает санкций за не надлежащие содержание общего имущества собственников. Таким образом можно сделать вывод, что данная норма не выполняет своих регулятивных функций, нарушая при этом право собственников на благоприятные и безопасные условия проживания, и надлежащего качества получения коммунальных услуг, в многоквартирном доме.
В связи с этим, данная правовая норма должна, предписывать правила поведения, и в зависимости от обстоятельств, предлагать вариант поведения собственников в многоквартирном доме.
Для того чтобы правовая норма имела действующий механизм правового регулирования, необходимо выделить обособленный состав общего имущества многоквартирного дома, которое могло быть в безусловном порядке, управляющей организацией, подрядной организацией, поставлено на текущий или капитальный ремонт. При обнаружении дефектов, угрожающих нарушению частичного или полного функционирования этого имущества, во время годового осмотра общего имущества.
В него должно войти общее имущество, которое составляет конструктивные и технические элементы МКД, создающие основу благоприятного и безопасного проживания в конкретном многоквартирном доме.
В их число должны войти, (в зависимости от степени благоустройства МКД) следующие элементы: кровля, несущие конструкции, лифтовое оборудование, коммунальные коммуникации: энергоснабжающие (электричество, газ, отопление), водоснабжение, водоотведение.
Это имущество должно ремонтироваться в безусловном порядке, в результате обнаружения в них дефектов, угрожающих нарушению частичного или полного, их функционирования.
Однако для того чтобы, правовая норма не приобрела императивного характера, следует дать право собственникам принимать решение, о рентабельности ремонта этого имущества, а так же срока выполнения, порядка оплаты работ, по проведению ремонта. В таком виде правовая норма приобретёт механизм регулирования, обязанность содержания общего имущества станет реальной, право собственников на благоприятное и безопасное проживание будет обеспечено, появится реальное право принимать решение по поводу судьбы этого имущества, исчезнет проблема ветшающего жилого фонда не пригодного для проживания.
Собственники смогут принимать решения, не производить ремонт, из за не рентабельности этого имущества, или не эффективности эксплуатации общего имущества. В ином случае если собственники по каким либо причинам не собрались на общее собрание по поводу этого вопроса, это поведение собственников можно расценивать, как молчание, как знак согласия выполнить ремонт, или если собственники МКД не набрали нужного количества голосов против ремонта указанных коммуникаций.
Предлагаемое изменение в меньшей части будет ущемлять права собственников, так как, такое решение всегда можно обжаловать в суде, это сделать проще, чем обжаловать без деятельное поведение собственников многоквартирного дома.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выполнении дипломной работы, в первом разделе мной был проведён правовой анализ исторического формирования и развития института непосредственного управления собственниками многоквартирного дома. На основании этого мной сделаны следующие выводы:
Правовая основа непосредственного управления многоквартирным домом имеет несколько этапов развития. Это исторический этап развития, и современный этап развития института непосредственного управления многоквартирным домом.
Исторический этап развития и становления института непосредственного управления многоквартирным домом, приходится на период с 1990 по 2005 годов. Появление института непосредственного управления многоквартирным домом, в Российской Федерации стало возможно, после появления права собственности на недвижимое имущество, позволяющие обладать общей собственностью нескольким лицам по их соглашению.
Эти правовые основы были заложены в правовых нормах: закона СССР от 06.03.1990 года «О собственности в СССР», закона РСФСР от 24.12.1990 «О собственности в РСФСР», закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» 89.
Дальнейшее развитие института непосредственного управления, получило после начала действия закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» 90 и жилищного кодекса Российской Федерации
Из материала второго раздела мной сделаны следующие выводы: Права и обязанности собственников МКД возникают в силу закона, собственник приобретая квартиру или нежилое помещение в МКД, одновременно вступает в отношения общей собственности.
Собственникам
помещений в МКД принадлежат
на праве общей долевой
Собственник не вправе отчуждать свою длю в праве собственности на общее имущество жилого дома и отчуждать общее имущество отдельно от права собственности на помещение, правила определения долей в таком праве устанавливаются жилищным законодательством».
Собственники помещений вправе пользоваться общим имуществом многоквартирного дома, извлекать из него выгоду, для которой имущество предназначено, не нарушая права и законные интересы других проживающих лиц.
Собственники могут распоряжаться общим имуществом, с согласия всех собственников помещений МКД, в пределах полномочий общего собрания собственников МКД.
Собственники
обязаны содержать общее
Собственники МКД имеют право на участие в управлении многоквартирным домом.
При осуществлении управления многоквартирным домом собственники МКД, имеют орган управления. В зависимости от формы управления, органы управления, могут иметь разную компетенцию, и порядок организации.
При непосредственной форме управления МКД, орган управления называется общим собранием многоквартирного дома.
Общее собрание МКД может созываться ежегодно и во внеочередном порядке.
Компетенция общего собрания. Общее собрание полномочно принимать решения, в случае наличия кворума, обычного или квалифицированного количества голосов.
Квалифицированным
количеством голосов
- решение о текущем или капитальном ремонте;
- решение о
реконструкции
- решение о
пределах использования
- решение о передаче в пользование общего имущества в МКД.
Кворум с обычным количеством голосов полномочен принимать решения:
- о способе выбора управления МКД;
- о тарифах на содержание и техническое обслуживание МКД;
- и иные вопросы связанные с содержанием и техническим обслуживанием МКД.
Порядок организации общего собрания МКД:
- общее собрание может быть организовано в очной и заочной форме;
- о проведении собрания каждый собственник должен быть надлежаще уведомлен, любым из доступных форм;
- общее собрание должно проводится на основании повестки общего собрания;
- итог и решение общего собрания оформляются протоколом;
- решение общего собрания может быть обжаловано в судебном порядке.
Главным требованием
полномочности вынесенного
В третьем разделе дипломной работы раскрыта сущность и различия разных форм управления многоквартирными домами, раскрыты некоторые типичные проблемы возникающие в процессе управления многоквартирным домом, предложен один из вариантов решения проблемы.
Из содержащихся в третьем разделе материалов дипломной работы, сделаны следующие выводы.
В российской федерации
предусмотрено три способа
Непосредственное управление собственниками помещений в МКД, производится самостоятельно собственниками. Органом управления является общее собрание собственников МКД (ОСС).
Опосредованное управление – управление осществляется через товарищество собственников жилья, либо жилищный кооператив, либо иной специализированный потребительский кооператив, сочетающее в себе самоуправление (членство собственников помещений дома) и управление самостоятельным юридическим лицом (ТСЖ, ЖК, ЖСК). Органы управления - общее собрание членов ТСЖ (ЖК) и правление ТСЖ (ЖК).
Профессиональное управление, осуществляемое специальным субъектом - управляющей организацией (далее - УО).
Для проведения сравнительного анализа разных способов управления МКД, в дипломной работе был использован метод (Марковой И.В) дифференцирования управленческих функций субъектов управления. Этот метод позволяет функцию управления разбить на ступени (функциональные группы), для наглядности метода, автором предлагается построить таблицу, вариантов моделей управления многоквартирным домом. Таким образом во время сравнительного анализа, института непосредственного управления МКД и управление МКД через товарищество собственников жилья, были получены четыре варианта управления многоквартирным домом.
Первый вариант, при непосредственном управлении собственников МКД предполагает, что собственники помещений обладают всеми управленческими функциями, распорядительными, финансово-хозяйственными, техническими функциями управления. Этот вариант предполагает свободу управленческих функций, это так называемое чистое непосредственное управление собственниками помещений МКД.
Четвёртый вариант управления, предполагает передачу технических функций управления, профессиональной организации, подрядной или управляющей организации. Этот вариант управления входит в модель института непосредственного управления МКД, так как собственники не лишаются функций финансово-хозяйственного и распорядительное управления многоквартирным домом, оставаясь независимыми в своём управлении.
Если произвести передачу финансово-хозяйственного управления собственников, профессиональной организации, то такую модель можно будет назвать, управление с помощью управляющей организацией.