Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 22:15, контрольная работа
Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны.
1. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ 3
2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ 5
3. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. 7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17
Решение о подготовке и направлении претензии или искового заявления принимается на основании Протокола о нарушении экологических требований законодательства РФ, доказательств, собранных в процессе расследования, и произведенного расчета ущерба и убытков. К исковому заявлению или претензии прилагаются
- протокол о нарушении
- фотодокументы; картосхемы;
- акты об отборе и анализах проб;
- заключение о массе
- свидетельские показания;
- экспертная оценка косвенного ущерба от аварии;
- расчет ущерба и убытков, причиненных
негативным воздействием на
- доказательства правового
- иные документы.
При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей участия каждого в причинении вреда согласно ст. 1080 ГК РФ об ответственности за совместно причиненный вред.
О возмещении вреда здоровью людей, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды, как и вреда самой природе, можно говорить условно. Такой вред не может быть возмещен. Он может быть лишь компенсирован.
В соответствии с действующим законодательством вред здоровью и имуществу человека, причиненный неблагоприятным воздействием окружающей среды, может быть возмещен (компенсирован) разными способами, включая:
а) оформление листка временной нетрудоспособности работника в случае заболевания, в том числе в связи с загрязнением окружающей среды;
б) оформление инвалидности по причинам, связанным с воздействием на здоровье человека неблагоприятной окружающей среды;
в) предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций;
г) страхование риска причинения вреда здоровью или имуществу граждан от загрязнения окружающей среды;
д) возмещение вреда здоровью и имуществу граждан по решению суда.
Законодательство устанавливает принцип полного объема возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды. При определении величины причиненного здоровью граждан вреда учитываются: степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией. Что касается полного возмещения вреда, причиненного имуществу граждан аналогичными воздействиями, то учитываются прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий8.
Обычной для России практикой возмещения вреда здоровью граждан в результате загрязнения окружающей среды (как частный случай повреждения здоровья вообще) является получение пособия по временной нетрудоспособности.
При наличии признаков инвалидности, т.е. нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием или другими причинами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты, соответствующее решение принимается по результатам медико-социальной экспертизы.
Наряду с материальным обеспечением инвалидов, включающем денежные выплаты по разным основаниям, законодательство предусматривает льготы по медицинской помощи, получению жилья, на условия труда, социально-бытовое и транспортное обслуживание, санаторно-курортное лечение.
При подготовке материалов для предъявления иска о возмещении вреда, причиненного здоровью загрязнением окружающей среды, истец обосновывает размеры вреда и размеры компенсации. Суд при рассмотрении дела заслушивает доводы сторон, проверяет законность, правильность и обоснованность расчетов, а также всех других юридических и фактических обстоятельств дела и на этой основе принимает решение.
Субъектами ответственности за причинение вреда здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями могут быть как юридические лица и граждане-предприниматели, так и государственные органы, и их должностные лица9.
ГК РФ устанавливает, что вред, причиненный гражданину (а также юридическому лицу) в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Он возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 1069)10.
Важно также знать, что наряду с возмещением вреда здоровью и имуществу, причиненного экологическим правонарушением, гражданин имеет право на возмещение потерь, связанных с моральными травмами, или морального вреда.
С каждым годом число экологических преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические преступления причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.
Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно.
Эти органы снизу доверху замыкаются на исполнительную власть, принимающую окончательные экономические и экологические решения. В силу зависимого положения они часто вынуждены идти на компромиссы, потакать местническим и ведомственным интересам, а принципиальная позиция отдельных контролеров нередко властями просто игнорируется. В самих этих органах в последнее время происходит процесс коммерциализации, сращивания с теневой экономикой, укрытия злоупотреблений должностных лиц.
В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы все больший вес приобретает прокурорский надзор в сфере экологии. Сегодня, как никогда раньше, необходимы:
- укрепление авторитета
- создание стабильных правовых
основ деятельности и
- активное участие
Надзор природоохранных прокуратур необходимо распространить также на исполнение международных договоров России в области охраны окружающей природной среды, ратифицированных в установленном порядке и имеющих прямое действие, без внесения соответствующих изменений и дополнений в законы и другие нормативно-правовые акты.
Именно эти прокуратуры могут наиболее квалифицированно надзирать за исполнением экологических требований законодательства в пределах территорий (акваторий), занятых объектами федеральной государственной собственности, за соответствием федеральным законам подзаконных нормативных актов, издаваемых в сфере экологии, соблюдением законодательства по вопросам защиты конституционных экологических прав и свобод человека и гражданина и исполнением иных экологических предписаний федерального законодательства.
1. Нормативно-правовые акты и другие официальные документы
1.1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7014.
2. Специальная литература
2.1. Анисимов А.П., Алексеев А.П. Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации: Монография. – Волгоград: Издательство ВФ МУПК. – 2002. –159 с.
2.2. Ерофеев Б.В. Экологическое право. - М.: Юриспруденция. –1999. – 448 с.
2.3. Решетникова И.В. Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве, 5-е изд., доп. и перераб. - М.: НОРМА. - 2011. — 496 с.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7014.
2, 3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7014.
4 Анисимов А.П., Алексеев А.П. Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации: Монография. – Волгоград: Издательство ВФ МУПК. – 2002. –С. 67.
5 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7014.
6 Решетникова И.В. Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве, 5-е изд., доп. и перераб. - М.: НОРМА. - 2011. — С. 115.
7 Ерофеев Б.В. Экологическое право. - М.: Юриспруденция. –1999. – С. 213.
8 Решетникова И.В. Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве, 5-е изд., доп. и перераб. - М.: НОРМА. - 2011. — С. 202.
9 Анисимов А.П., Алексеев А.П. Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации: Монография. – Волгоград: Издательство ВФ МУПК. – 2002. –С. 39.
10 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7014.