Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 21:35, контрольная работа
Развитие топливно-энергетического комплекса является в настоящее время одной из важных составляющих российской экономики, так как вносит основной вклад в формирование доходов государственного бюджета страны. В связи с этим актуальное значение имеет формирование эффективной налоговой системы для данной отрасли экономики, способствующей, с одной стороны, изъятию в пользу государства природной ренты, обусловленной лучшими горно-геологическими условиями добычи минерального сырья, а с другой – стимулированию инвестиций в систему недропользования.
1. Характеристика налоговой системы в сфере недропользования………….. 2
2. Правовое обеспечение недропользования……………………………………14
2.1. Основные нормативные документы в области……………………. 14
2.2. Правоотношения, возникающие в связи с пользованием недрами ..17
Список литературы………………………………………………………………. 20
Содержание
1. Характеристика налоговой системы в сфере недропользования………….. 2
2. Правовое
обеспечение недропользования……
2.1.
Основные нормативные
2.2. Правоотношения, возникающие в связи с пользованием недрами ..17
Список литературы…………………………………
1.
Характеристика налоговой
Развитие топливно-энергетического комплекса является в настоящее время одной из важных составляющих российской экономики, так как вносит основной вклад в формирование доходов государственного бюджета страны. В связи с этим актуальное значение имеет формирование эффективной налоговой системы для данной отрасли экономики, способствующей, с одной стороны, изъятию в пользу государства природной ренты, обусловленной лучшими горно-геологическими условиями добычи минерального сырья, а с другой – стимулированию инвестиций в систему недропользования.
Проведенная в стране в период 2000 – 2009 годов реформа системы налогообложения нефтегазовой промышленности позволила существенно повысить бюджетную эффективность налоговой системы, однако ряд проблем налогообложения в области недропользования остается нерешенным.
Основными налогами, взимаемыми с нефтедобывающих предприятий вне зависимости от рода деятельности, являлись:
- налог на добавленную стоимость (НДС);
- налоги в социальные фонды, единый социальный налог (ЕСН);
- налог на имущество;
- налог на прибыль;
- налог на пользователей автомобильными дорогами;
- налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (местный);
- сбор на нужды образовательных учреждений (местный);
- целевой сбор на содержание милиции, благоустройство территории и другие нужды (местный).
В нефтегазовом секторе к налогам и платежам, связанным с конкретным видом деятельности, относились:
- акцизы;
- платеж за право пользования недрами (роялти);
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ);
- таможенные (экспортные) пошлины;
- регулярные платежи за пользование недрами (за поиск, разведку).
С 2001 года в Российской
Федерации проводилась
- снижение налогового бремени путем отмены неэффективных налогов, реструктуризации задолженности по налогам и страховым взносам;
- выравнивание условий налогообложения, отмена многочисленных налоговых льгот, изменение правил определения налоговой базы по некоторым налогам;
-
упрощение налоговой системы путем
ограничения перечня налогов и сборов,
унификации налогооблагаемых баз и правил
их исчисления, а также порядка их уплаты.
В нефтедобывающей отрасли это выразилось
в администрировании рентных налогов.
Налог на добавленную стоимость. В соответствии с Налоговым кодексом РФ, частью II, главой 21 нефтедобывающие предприятия являются налогоплательщиками НДС. Налогообложение по ставке 20%, а с 2004 года 18% производится при реализации товаров (работ и услуг), связанных с добычей углеводородов на территории РФ.
Социальные налоги. С 2001 года введены в действие Налоговым кодексом РФ, частью II, главой 24. Платежи во внебюджетные социальные фонды (пенсионный, социального страхования, занятости, медицинского страхования) были заменены единым социальным налогом (ЕСН) и при этом исключены платежи в фонд занятости населения. В 2004 году базовая максимальная ставка налога снижена с 38,5% до 35,6%, а в 2005 году – до 26%. Кроме этого, введена регрессивная шкала для начисления суммы налога в зависимости от величины заработной платы промышленно-производственного персонала, призванная снизить налоговую нагрузку с нефтедобывающих предприятий, имеющих высокооплачиваемых работников. С января 2010 года единый социальный налог переименован в страховые взносы на обязательное социальное страхование. Базой для начисления взносов установлена сумма, не превышающая 415 тыс. руб. нарастающим итогом с начала периода. С сумм выплат, превышающих 415 тыс. руб., страховые взносы не изымаются.
Налог на имущество. Действует в соответствии с ФЗ РФ «О налоге на имущество». Объектом налогообложения является имущество предприятия, находящееся на его балансе в стоимостном выражении. До 1 января 2004 года ставка налога составляла 2%, затем была повышена до 2,2%. Предполагается заменить налог на имущество и налог на землю налогом на недвижимость.
Налог на прибыль. До 2002 года ставка данного налога была 30% от налогооблагаемой прибыли. Но в течение неполного года (2000 – 2001 гг.) существовал еще муниципальный налог на прибыль в размере 5%, т.е. в течение данного периода фактическая ставка этого налога составляла, как и до 1999 года, 35%. С 2002 г. регулируется Налоговым кодексом РФ, частью II, главой 25 «Налог на прибыль организаций». Ставка снижена до 24%, а муниципальная его разновидность отменена. Одновременно были отменены и все льготы по уплате налога, существовавшие ранее, но расширен список затрат, что позволяет уменьшать базу налога на прибыль. С 2009 года налог на прибыль рассчитывается по ставке 20%.
Налог на пользователей автодорогами. До 2003 года действовал на основании ФЗ «О дорожных фондах РФ», ставка налога менялась от 2,5% до 1%, а с 2003 года отменен.
Рассчитывался данный налог от объемов реализации (работ и услуг) без НДС и таможенных (экспортных) пошлин. Некоторой заменой ему является новый налог, введенный с 2003 года Налоговым кодексом РФ, частью II, главой 28 – транспортный налог на транспортные средства предприятий. Но у него другая налоговая база, и ставки зависят от мощности транспортных средств.
Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.Местный налог, который начислялся в размере 1,5% от объема реализации продукции, отменен с января 2001 года.
Сбор
на нужды образовательных
Акциз. До 2001 года регулирование основано на ФЗ «О недрах». Акциз взимался со всей добытой нефти, независимо от того, где она будет реализовываться – на внутреннем или внешнем рынке, по фиксированной ставке – 55 руб./т. В 2001 году акциз распространялся только на нефть, поставляемую внутри страны по ставке 66 руб./т, с 2002 года с вводом в действие Налогового кодекса РФ, части II, главы 22 «Акцизы» – отменен.
Платеж за право пользования недрами (роялти). До 1 января 2002 года регулирование платежами осуществлялось на основании ФЗ «О недрах». Существовали дифференцированные ставки налога в диапазоне от 6% до 16%. Их размер определялся от стоимости реализованной нефти с учетом количества и качества запасов нефти. Предельные ставки устанавливались правительством РФ. С 2002 года платежи отменены.
Отчисления
на воспроизводство минерально-
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Введен в действие Налоговым кодексом РФ, частью II, главой 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» с 1 января 2002 года взамен трех отмененных налогов – акциза на нефть, роялти и ВМСБ. Предполагалось, что ставка данного налога в размере 16,5% от стоимости реализованной продукции будет введена с 1 января 2005 года, а до этого момента будет действовать временный порядок начисления и взимания данного налога. В 2002 – 2003 гг. базовая ставка составляла 340 руб./т и корректировалась коэффициентом, зависящим от уровня мировых цен на нефть и курсом рубля к доллару США по формуле:
где
Ц – цена нефти марки «Urals» на мировом рынке в долларах за баррель;
Р – курс валют (руб./$).
С
2004 года базовая ставка была повышена
до 347 руб./т. В этом же году временный
порядок уплаты налога был
продлен до 2007 года и принято
постановление правительства РФ
о повышении базовой ставки
налога с 2005 года до 419
руб./т. Изменился и поправочный
коэффициент, в расчете которого увеличен
необлагаемый минимум экспортной цены
до 9$/баррель.
Из формулы для расчета нало га на добычу нефти следует, что НДПИ выполняет исключительно фискальную функцию и не зависит от продуктивности добывающих скважин, качества нефти, степени выработанности месторождений и обустроенности нефтедобывающего района.
С января 2007 года в Налоговый кодекс были внесены изменения по данному налогу, согласно которым на старых месторождениях (участках недр), где выработанность начальных извлекаемых запасов нефти равна или более 80%, в прежнюю формулу расчета величины НДПИ ввели дополнительный коэффициент выработанности (Кв), и налог теперь
НДПИ=419·К·Кв,
Кв=3,8-3,5*N/V
где
N – сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче нефти), по данным государственного баланса полезных ископаемых за календарный год, предшествующий налоговому периоду, в котором происходит применение коэффициента Кв;
V
– начальные извлекаемые
Использование Кв при расчете налога на добычу нефти в определенной степени изменило характер НДПИ – появился элемент стимулирования эксплуатации высоковыработанных участков недр, но и в значительной мере внесло субъективность, связанную с оценкой степени выработанности конкретного участка недр, поскольку начальные извлекаемые запасы не могут быть измерены и в процессе «жизни» месторождения пересчитываются неоднократно.
С января 2009 года в Налоговый кодекс были внесены изменения, в соответствии с которыми необлагаемый минимум экспортной цены увеличен до 15$/барр НДПИ рассчитывается по формуле:
Таможенные (экспортные) пошлины. Налоговой базой для целей исчисления является таможенная стоимость товаров и/или их количество (ст. 117 Таможенного кодекса РФ).
Таможенные (экспортные) пошлины, с одной стороны, призваны изымать у нефтедобывающих компаний природную ренту, а с другой – это является инструментом макроэкономической политики правительства РФ для регулирования внутреннего рынка и защиты собственных потребителей от негативных внешнеэкономических факторов. До 2001 года пошлины взимались либо по фиксированным ставкам, устанавливаемым правительством РФ (2,5; 5,0; 7,5; 15,0 евро/т – 1999 год), либо по дифференцированной шкале, привязанной к уровню мировых цен на нефть (2000 – 2001 гг.). С 2002 года действует прогрессивная шкала пошлин, зависящих от цен мирового рынка на нефть сорта «Urals».
Информация о работе Характеристика налоговой системы в сфере недропользования