Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 21:35, контрольная работа
Развитие топливно-энергетического комплекса является в настоящее время одной из важных составляющих российской экономики, так как вносит основной вклад в формирование доходов государственного бюджета страны. В связи с этим актуальное значение имеет формирование эффективной налоговой системы для данной отрасли экономики, способствующей, с одной стороны, изъятию в пользу государства природной ренты, обусловленной лучшими горно-геологическими условиями добычи минерального сырья, а с другой – стимулированию инвестиций в систему недропользования.
1. Характеристика налоговой системы в сфере недропользования………….. 2
2. Правовое обеспечение недропользования……………………………………14
2.1. Основные нормативные документы в области……………………. 14
2.2. Правоотношения, возникающие в связи с пользованием недрами ..17
Список литературы………………………………………………………………. 20
Регулярные и разовые платежи за пользование недрами. С вводом в действие изменений к Федеральному закону «О недрах» с января 2002 года устанавливаются новые ставки для регулярных платежей за пользование недрами при поисках и разведке, утверждаются разовые платежи за пользование недрами:
• бонусы при наступлении
• платежи за информацию о недрах;
• сборы за проведение
• сборы за выдачу лицензии.
Анализ структуры налогов и платежей в нефтедобыче показывает, что проведенные преобразования налоговой системы в нефтегазовой отрасли существенно изменили структуру и величину собираемых налогов.Так, в 2000 году наибольший удельный вес занимал налог на прибыль, на долю которого приходилось около 26% платежей нефтедобывающих предприятий, а в 2009 году он составил лишь 4%. С 2002 года доля введенного налога на добычу полезных ископаемых в сумме собираемых платежей была равна 49%. Доля упраздненных налогов составила около 44 – 47% поступлений. Необходимо отметить также, что суммарные поступления от НДПИ и таможенных (экспортных) пошлин значительно превышают прочие платежи и составляют более 80%.
Базой для основных налогов – таможенной (экспортной) пошлины, НДС, роялти, ВМСБ, налога на добычу полезных ископаемых и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы – является цена на нефть. Вместе эти налоги составляют от 70% до 95% всей суммы налогов, платежей и сборов в течение анализируемого периода. Рост цен способствует увеличению налоговой нагрузки в цене от 53% до 61%
Российская налоговая система, сложившаяся в последние годы для предприятий нефтяной промышленности, предусматривает значительно больший уровень налоговой нагрузки от текущего дохода по сравнению со среднемировым, который для развитых нефтедобывающих стран составляет 65 – 70%. Как показывает оценка данного показателя, для российского нефтяного комплекса он достиг в 2009 году 90%. Высокий уровень налоговой нагрузки обусловлен налогообложением объемов реализации нефти, в то время как горно-геологические условия разработки месторождений учитываются незначительно. При этом освоение трудноизвлекаемых и высокозатратных объектов становится неэффективным для нефтедобывающих предприятий отрасли, так как высокий уровень налогов и платежей не стимулирует восполнения истощенных запасов.
Анализ динамики распределения налогов и платежей от нефтедобычи по бюджетам различных уровней показывает, что доля налоговых поступлений в федеральный бюджет в 2009 году возрастает более чем в два раза по сравнению с 2000 годом, а в остальные бюджеты поступления денежных средств сокращаются с 50% до 5%.
Анализируя тенденции развития налогового реформирования в области недропользования, можно сделать вывод, что недостатком действующей налоговой системы является ее направленность на получение финансовых средств для нужд государства и слабое поддержание отечественных товаропроизводителей. При этом налоги и платежи не стимулируют развитие производства нефтедобычи и не способствуют привлечению инвестиций. Налоговая политика призвана быть действенным инструментом в руках государства по защите интересов страны, созданию благоприятных условий развития отечественной нефтедобывающей отрасли, которая должна оставаться конкурентоспособной на мировых рынках.
Преобразования основных налогов и платежей в нефтедобывающей отрасли, проведенные в ходе реформы, привели к следующему:
-сократилось число налогов и платежей за счет отмены некоторых из них – акциза, роялти, ВМСБ, платежей в фонд занятости, налога на пользователей автодорогами и местных налогов и сборов;
-упростилось налогообложение нефтедобычи в результате введения налога на добычу полезных ископаемых и установления применительно к нефти специфической ставки данного платежа, корректируемой с учетом уровня мировых цен на нефть и валютного курса рубля;
-изменились ставки таких налогов, как налог на прибыль, а также на имущество, платежей в социальные фонды, экспортных пошлин, причем у большинства из перечисленных налогов, кроме налога на имущество и экспортных пошлин, ставки снизились; у двух последних же они увеличились;
-возросла общая налоговая нагрузка на нефтяной сектор экономики по сравнению с дореформенным периодом. Важным элементом реформирования налогообложения нефтедобывающей отрасли явилось также перераспределение налоговых платежей, взимаемых при добыче нефти, в пользу федерального бюджета;
-произошло некоторое выравнивание условий налогообложения благодаря отмене всяких льгот по налогу на прибыль и введению единой «плоской» шкалы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
-удалось администрировать главный по значимости налог на нефтедобывающие компании –НДПИ и, таким образом, нейтрализовать практику ВИНКов по «оптимизации» налогообложения путем использования внутрикорпоративных цен.
Таким
образом, в настоящее время
в области налоговой политики
остается достаточное количество
нерешенных вопросов, устранение
которых могло бы существенно
повысить эффективность государственного
регулирования в нефтегазовой
области. Установление баланса
между налоговыми изъятиями
и инвестиционными потребностями
в нефтедобыче требует дополнительных
исследований в области дифференциации
налогообложения в зависимости
от горно-геологических и технико-экономических
характеристик конкретных месторождений,
применения в налогообложении недропользования
специальных налогов на природную ренту
(дополнительный доход на добычу).
2.
Правовое обеспечение
2.1.
Основные нормативные
Конституция Российской Федерации является высшим правовым актом, положения которого носят характер норм прямого действия. Часть 2 статьи 9 гласит, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (недра относятся к категории «природные ресурсы»). В части второй статьи 67 предусматривается, что «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральными законами и нормами международного права». В части 1 статьи 72 перечисляются вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в частности, в пункте «в» указывается, что к таким вопросам относится владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
В развитие указанных конституционных положений был принят целый ряд общих и специальных федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и множество ведомственных правовых актов, особенно Министерства Природных Ресурсов и экологии России.
К
числу общих федеральных
К
числу общих федеральных
К
числу общих федеральных
Базовым специальным законом, регулирующим отношения в пользовании недрами и претендующего в определенной степени на роль кодифицирующего правового акта в сфере пользования недрами, является Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».
К числу специальных федеральных законов в этой области отношений относятся также:
Федеральный закон от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», установившие суверенные права Российской Федерации на поиск и добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе и морском дне исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Федеральный закон от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», впервые установивший в России применение договорной формы при поиске и добыче полезных ископаемых;
Федеральный закон от 31 марта 1998 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», определивший порядок формирования федерального фонда разведанных месторождений природного газа;
Федеральный
закон от 2 января 2000 года № 20-ФЗ «О драгоценных
металлах и драгоценных камнях»,
установивший порядок государственного
регулирования в области
К числу актов, имеющих законодательный характер, относится и действующее Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами».
Многочисленными
подзаконными актами детально урегулированы
вопросы лицензирования, например,
в отношении деятельности по обеспечению
промышленной безопасности опасных
производств и выполнения маркшейдерских
работ, формирования и использования ликвидационных
фондов при реализации соглашений о разделе
продукции, мер регулирования экспорта
геологической информации, вознаграждений
за выявленные месторождения полезных
ископаемых, возложения на МПР России
функций государственного контроля за
геологическим изучением, разработку
полезных ископаемых и охрану недр.
2.2.
Правоотношения, возникающие в связи с
пользованием недрами
Закон
РФ «О недрах» регулирует отношения,
возникающие в связи с
1)
регионального геологического
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
Информация о работе Характеристика налоговой системы в сфере недропользования