3)
разведки и добычи полезных
ископаемых, в том числе использования
отходов горнодобывающего и связанных
с ним перерабатывающих производств;
4)
строительства и эксплуатации
подземных сооружений, не связанных
с добычей полезных ископаемых;
5)
образования особо охраняемых
геологических объектов, имеющих
научное, культурное, эстетическое,
санитарно-оздоровительное и иное значение
(научные и учебные полигоны, геологические
заповедники, заказники, памятники природы,
пещеры и другие подземные полости);
6)
сбора минералогических, палеонтологических
и других геологических коллекционных
материалов.[8]
Недра
могут предоставляться в пользование
одновременно для геологического изучения
(поисков, разведки) и добычи полезных
ископаемых. В этом случае добыча может
производиться как в процессе
геологического изучения, так и непосредственно
по его завершении. Следует отметить, что
далеко не все виды недропользования,
указанные в Законе о недрах, строго говоря,
образуют пользование участками недр.
В частности, Закон о недрах относит к
числу видов недропользования геологическое
изучение недр, а также разведку полезных
ископаемых, то есть виды деятельности,
которые непосредственно не сопряжены
с извлечением полезных свойств из подземных
пространств. Иными словами, Закон исходит
из предельно широкого понимания категории
«недропользование», рассматривая в качестве
пользования в том числе деятельность,
предшествующую и вместе с тем обусловливающую
извлечение полезных свойств недр. Следует
отличать отношения, складывающиеся между
государством и недропользователем до
открытия месторождения и после. В первом
случае отношения, возникающие между государством
и недропользователем, не являются гражданско-правовыми,
поскольку отсутствует объект, присущий
таким отношениям. На момент начала геологической
разведки участок недр как объект права,
как правило, не сформирован, так как отсутствуют
достоверные данные о месторождении, о
его качественных характеристиках, границах,
объемах содержащихся в нем полезных ископаемых
и т.п. Это и понятно. Индивидуализация
горного отвода в большинстве случаев
имеет смысл тогда, когда уже известно
местоположение залежей полезных ископаемых,
а соответствующая информация становится
доступной лишь после окончания поисковой
деятельности. На указанной стадии государство
может лишь обеспечить частному лицу доступ
к территории, на которой предполагает
вести геологическое изучение.
Предоставляя
разрешение (лицензию) недропользователю
на проведение геологической разведки,
государство действует как суверен,
носитель публичной власти, а не
как собственник имущества.
Разрешая
такой доступ, государство распоряжается
принадлежащим ему в силу закона правом
на поиск полезных ископаемых (геологическую
разведку), проистекающим из его суверенных
прав, и делегирует осуществление данного
права частному лицу (недропользователю).
Поскольку предметом отношений, возникающих
в этом случае между государством и недропользователем,
являются публичные права, то и указанные
отношения в целом следует квалифицировать
как публично-правовые.
Наука
горного права условно выделяет
пять обособленных «блоков» отношений
недропользования, правовое регулирование
которых осуществляется преимущественно
на федеральном уровне:
-
отношения, связанные с предоставлением
и прекращением права пользования
недрами, с оформлением лицензией
предоставленного права на пользование
недрами и ее государственной регистрацией
- государственная система лицензирования
пользования недрами;
-
отношения, связанные собственно
с использованием участка недр
(в целях поисков, разведки
и добычи полезных ископаемых;
строительства и эксплуатации
подземных сооружений, не связанных с
добычей полезных ископаемых; образованием
и охраной геологических объектов и т.д.);
-
отношения, связанные с получением,
использованием, передачей и хранением
геологической информации;
-
отношения, связанные с уплатой
недропользователями платежей при пользовании
недрами;
-
отношения, связанные с охраной
недр и безопасным ведением
работ в процессе недропользования.[9]
Список
литературы
- Конституция
Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 дек. 1993 г.//Рос. газ. – 1993.
– 25 декабря.
- О недрах:
закон от 21 фев. 1992 г. №2395-1// Собр. Законодательства
РФ. – 1995. – №10. – Ст.832.
- Гражданский
кодекс Российской Федерации от 12 дек.
1994 г. №51-ФЗ//Собр. законодательства РФ.
– 1994 – №32. – Ст. 3301.
- Земельный
кодекс Российской Федерации от 29 ноябр.
2001 г. №136-ФЗ//Собр. законодательства РФ.
– 2001. – №44 – Ст. 4147.
- Налоговый
кодекс Российской Федерации:
части первая и вторая. –
М.:ТК Велби, из-во «Проспект», 2008.
- Закон
Российской Федерации «О недрах».
Ведомости Съезда народных депутатов
и Верховного совета Российской Федерации.
– № 16. – Апрель, 1992.
- Ежемесячный
статистический бюллетень «Нефтяная
торговля». М., издательская
группа «Индустрия», 2000 – 2009 гг.
- Информационный
еженедельный бюллетень ООО ИАЦ «Кортес».
М., 2000 – 2011 гг.
- Гражданское
право: учебник / под ред. А.П. Сергеева,
Ю.К. Толстого. Т. I. M., - 1999. – 631 с.
- Гражданское
право: учебник / под ред. Е.А. Суханова.
Т. I. М., 2005. – с. 816.
- Недропользование
на территории Российской Федерации и
её континентальном шельфе:
- Перчик А.И..Налогообложение
нефтегазодобычи. Экономика. Право. Учебно-методическое
издание. – М., 2008. – 458 с.
- Федеральное
законодательство о недрах и практика
его применения. – М.: Олита, 2004. – 1240 с.