Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 21:57, реферат
Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом
осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов
промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения
Введение 3
1. Экологическое право, нормы, принципы. 4
2. Система экологического законодательства. 6
3. Источники экологического права. 7
4.Окружающая природная Среда как объект экологического права. 7
5. Международные объекты экологического права. 11
6. Конституционные основы экологического права 11
7. Нормативно- правовые акты Президента, Правительства, министерств и ведомств, органов местного самоуправления в системе источников экологического права. 16
8. Основные направления деятельности государства 19
по осуществлению экологической функции. 19
9. Экологические правонарушения как основание гражданско-прававой ответственности 24
Заключение. 29
Использованная литература 30
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный
(технический университет)»
Кафедра бизнес-информатики
Форма обучения: очное
Направление подготовки: электронный бизнес
Степень: бакалавр
Учебная дисциплина: Право
Реферат
на тему: «История развития экологического права»
Студент группы №619 Логинова А.А.
Руководитель Карева О.Н.
Санкт-Петербург
2012г.
Оглавление
Введение 3
1. Экологическое право, нормы, принципы. 4
2. Система экологического законодательства. 6
3. Источники экологического права. 7
4.Окружающая природная Среда как объект экологического права. 7
5. Международные объекты экологического права. 11
6. Конституционные основы экологического права 11
7. Нормативно- правовые акты Президента, Правительства, министерств и ведомств, органов местного самоуправления в системе источников экологического права. 16
8. Основные направления деятельности государства 19
по осуществлению экологической функции. 19
9. Экологические правонарушения как основание гражданско-прававой ответственности 24
Заключение. 29
Использованная литература 30
Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом
осуществляемой
промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы.
ПЕРВАЯ - потребление природы человеком, использование природы для
удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Эта форма
является - экономической.
ВТОРОЙ формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формой.
Экологические функции государства выполняются через соответствующие
экономические, организационные
и правовые механизмы. Правовой механизм
экологической функции
Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной Среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отображающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия на естественную среду обитания.
Государственная экологическая стратегия РФ: обеспечение экологической
безопасности, охрана Среды обитания, оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагоприятных районах, участие в решениях международных и глобальных экологических проблем.
Экологическое право - одна
из отраслей российского права. Оно
регулирует общественные (экологические)
отношения в сфере
Эколого-правовые нормы подразделяются на нормы - принципы, нормы-
приоритеты, нормы, правила. Нормы - принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей природной среды ( ст.3 Закона об охране окружающей природной среды).
Нормы - приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.
Различают эколого-правовые нормы -приоритеты трех уровней:
отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня.
Нормы - правила - содержат экологические требования применительно к
конкретной сфере
на : предупредительные, запретительные, восстановительные , карательные,
поощрительные, управомочивающие, разрешительные и обзывающие.
Экологическими
Основаниями возникновения экологических правоотношений служат юридические факты. В экологии - события и действия.
Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли
человека. Это стихийные бедствия, лесные пожары, извержения вулканов и т.д. Действия проявляются через поступки человека. Которые подразделяются на позитивные и негативные.
Позитивное поведение человека - использование природных ресурсов - охрану окружающей природной среды т.е. на экономические действия, оказывающие влияние на природную среду, экологические – нейтрализующие вредные последствия деятельности.
Негативное экологическое правоотношение имеет место тогда. Когда нарушаются экологические предписания, причиняется вред природной среде и здоровью человека.
2. Основные принципы охраны окружающей природной среды.
При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, Советы народных депутатов, другие государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, обязаны руководствоваться следующими основными принципами: приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения
благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения; гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; международным сотрудничеством в охране окружающей природной Среды.
В действующей системе права закреплены два способа воздействия :
административно-правовой и гражданско-правовой. В нынешних условиях все большее значение начинает приобретать экономический метод ( способ ) воздействия. Под системой экологического права следует понимать совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экологическими закономерностями.
Система экологического права включает в себя пять экологических частей.
Первая - предмет, источники,
объекты экологического права. Здесь
рассматривается концепция
Вторая - механизм экологического права, включающий концепцию механизма охраны природной среды, его звенья. Третья рассматривает правовую охрану окружающей среды в народном хозяйстве. Четвертая - экологическая ответственность. Пятая - механизм международно-правовой охраны окружающей природной Среды.
Под источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К источникам экологического права относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно - правовые акты субъектов Федерации.
Следует назвать шесть периодов экологического законодательства:
1. 1917 -1922 гг. - возникновение
и становление законодательных
актов об охране и
2. 1922 - 1957 гг. - активное развитие союзного законодательства
Природным ресурсным направлением;
3. 1957 - 1963 гг. - принятие во
всех республиках СССР законов
об охране природы - новой формы
природоохранительного
4. 1968 - 1980 гг. - проведение
кодификации союзного и
5. 1985 - 1990 гг. - попытка перестроить
общественные отношения в
6. 1990 г. до настоящего времени.
Экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет своими задачами: планирование и финансирование природоохранительных
мероприятий; установление
лимитов использования
Нормативные акты, регулирующие рациональное использование и охрану природных объектов, ресурсов и комплексов включают в себя основы
законодательства, кодексы, Федеральные законы, Указы президента,
постановления Правительства и иные нормативные акты, содержащие нормы
экологического права.
Под экологизацией нормативно-правовых актов понимается внедрение эколого-правовых требований в содержание, нормативно-правового акта.
Базовым законодательным актом для экологизации законодательства служит
закон РФ об охране окружающей природной среды и другие отраслевые
экологические правовые акты, дополняющие законы.
Закон является комплексным головным законодательным актом прямого
действия. Предметом регулирования служат экологические отношения. В
регулировании этих отношений закон преследует три задачи:
1. сохранение природной среды;
2. предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной
деятельности на природу и здоровье человека;
3. оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.
Закон возглавляет систему экологического законодательства, а это значит, что в вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту.