История развития экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 21:57, реферат

Описание работы

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом
осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов
промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения

Содержание работы

Введение 3
1. Экологическое право, нормы, принципы. 4
2. Система экологического законодательства. 6
3. Источники экологического права. 7
4.Окружающая природная Среда как объект экологического права. 7
5. Международные объекты экологического права. 11
6. Конституционные основы экологического права 11
7. Нормативно- правовые акты Президента, Правительства, министерств и ведомств, органов местного самоуправления в системе источников экологического права. 16
8. Основные направления деятельности государства 19
по осуществлению экологической функции. 19
9. Экологические правонарушения как основание гражданско-прававой ответственности 24
Заключение. 29
Использованная литература 30

Файлы: 1 файл

печать правоооо.docx

— 62.98 Кб (Скачать файл)

гражданско-прававой ответственности

 

В связи с этим возникает  вопрос о том, какая отрасль законодательства регулирует экологические правонарушения, в частности, гражданско-правовые экологические  правонарушения? Ответ на этот вопрос носит принципиальный характер. Дело в том, что каждая отрасль законодательства имеет собственный механизм воздействия на общественные отношения, а замена этого механизма одной отрасли законодательства другой ведет к замене всего механизма и через него - к неизбежному изменению в нормах права предписаний.

В случае, если для решения возникших в области тех или иных общественных отношений задач необходимо использовать возможности не одной, а двух отраслей законодательства, то нужно, помимо выбора этих отраслей, определить и принципы их соотношения в регулировании этих отношений, т. е. закрепить в общей форме, какие вопросы будет регулировать одна отрасль законодательства, а какие - другая. До недавнего времени указанная проблема в литературе особой дискуссии не вызывала. Большинство авторов считало, что общественные отношения по поводу природных объектов являются едиными в своей основе. Природный ресурс

как своеобразный объект права  и экологических правоотношений является или цементируется признаком, который объединяет все отношения, связанные с его использованием и охраной, в единый комплекс отношений, урегулированных в связи с этим, и едиными нормами экологического права. Однако в последнее время данное положение стало оспариваться некоторыми учеными. Объясняется это, во-первых, переходом к рыночной экономике, постепенным освобождением от командно-административной системы управления хозяйством; во-вторых, введением права частной собственности категории земельных ресурсов. Так, В. С. Дозорцев пишет, что в настоящее время земельные отношения распались на регулируемые гражданским и административным правом, и основания для признания земельного права самостоятельной отраслью перестали существовать.

По его мнению, в условиях административно-командной системы  хозяйствования земельное право  конструировалось и формировалось  на основе сочетания норм гражданского и административного права. Теперь же земля стала объектом экономического оборота и попала в сферу действия гражданского оборота.

Аналогичное мнение с теми или иными правовыми оттенками  высказывается

в отношении других природно-ресурсовых отраслей права. Безусловно, при командно-административной системе рыночные отношения не имели почвы для своего развития и совершенствования. Соответственно и гражданское право было приспособлено к деформированным экономическим отношениям, в которых господствовало административное начало. В условиях перехода к рынку и освобождения от командно- административной системы возникает необходимость внесения принципиальных и качественно новых изменений в гражданское право. Эти изменения охватывают не только содержание гражданского права, но и сферу его действия. Однако это не означает, что в настоящее время нормы гражданского права стали всеобъемлющими и охватывают все виды имущественных отношений. С нашей точки зрения, по данной проблеме более правильных позиций придерживается Н. И. Краснов. По его мнению, приоритетность применения специального земельного законодательства, в регулировании земельных отношений основывается на общественном сознании социальной функции земли в нынешних условиях, ее социальной значимости. Объективно существующей ограниченности, на всеобъемлющей интенсификации современного использования земли, порождающим отрицательные экологические и иные последствия и т. д. Земля – это территориальный базис существования и деятельности людей, первичное, естественное и вечное, самовозобновляющееся средство производства. Поэтому гражданское право и земельное право базируются на разных принципиальных положениях правового регулирования имущественных отношений.

Гражданское право исходит  из автономии воли субъектов права, недопустимости вмешательства в  частные дела, неограниченности имущества, принадлежащего субъекту права, свободы  распоряжения имуществом, свободы договоров  и т. д. .Земельное право исходит из наличия у субъекта собственности не только права, но и обязанности рационально использовать землю в соответствии с целевым назначением участков; их нормирования количества земли в собственности; государственного контроля за использованием и охраной земель; пространственно-территориального планирования использования земли; необходимости государственного контроля за совершением договоров по поводу земельных участков и регулирования земельного рынка: из особого порядка наследования сельскохозяйственных земель и т.д.

Таким образом, гражданское  право основывается на обеспечении  свободы

имущественных прав, а земельное - на обеспечении рационального использования и охраны земли как основы жизни и деятельности общества.

Указанные различия между  гражданским и земельным законодательством  в разных странах мира имеет свои особенности, но в целой существуют в наше время независимо от социального  строя и форм собственности. Только одни страны шли к этому путем  модернизации степенного ограничения  свобод частной земельной собственности, считавшейся им из прошлого, а другие- исходя из цивилизованного взгляда на нее всего мира. Именно эти различия лежат в основе приоритета применения земельного законодательства в регулировании земельных отношений. Изложенное в полной мере относится и к характеристике других аграрноправовых и природно-ресурсовых отраслей.

В ряде случаев некоторые  авторы отнесение к сфере действия норм гражданского права земельных  отношений том числе земельных  нарушений как одного из важнейших  видов экологических правонарушений, объясняют

признанием земли недвижимостью  и вовлечением ее а гражданский оборот.

Однако с этим трудно согласиться. Признание земли недвижимостью  нисколько не означает, что она  утрачивает свои свойства как объект природы и предмет труда. При  решении данной проблемы надо иметь  в виду, что регулирование всего  комплекса вопросов, связанных с  правовым режимом земель как недвижимости, не под силу отдельно ни гражданскому, ни земельному законодательству. Кроме  того, содержание правовой нормы, ее приоритетность определяется не только формой нормативного акта, но и характером регулируемого отношения. Не все нормы, например, помещенные в Гражданском кодексе, могут относиться к нормам гражданского права. Земельные правоотношения являются таковыми не потому, что они урегулированы нормами земельного права, а потому, что объект этих правоотношений - земля. То же самое можно сказать о горных, лесных, и водных правоотношениях.

Исходя из того, что земля, недра, леса и воды относятся к  числу особых объектов права - природных  объектов, некоторые авторы полагают, что земельные, горные, лесные и другие правоотношения не могут рассматриваться  как имущественные отношения, а  земля, недра и другие природные  объекты как имущество. Это делается для разграничения предмета регулирования  гражданского права и природноресурсовых отраслей. Однако при этом упускается из виду то, что нормы гражданского права регулируют не все имущественные отношения, а лишь те из них, которые по своей природе носят товарно-денежный характер. Поэтому признание природных ресурсов имуществом не меняет правового режима пользования землей, недрами, лесами и водами, а следовательно, не меняет природы земельных, горных, лесных и водных отношений. И в то же время такое признание имеет важное теоретическое и практическое значение. Это позволяет правильно объяснить происходящий ныне процесс втягивания природноресурсных отношений в сферу рыночных отношений. Кроме того, отнесение природных ресурсов к категории имущества и характеристика природноресурных отношений как им ущественных дают возможность использования ряда правовых категорий и понятий, которые входят в область гражданских правоотношений, а также применять гражданское законодательство для регулирования отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Но гражданское законодательство может регулировать эти отношения лишь в той мере, в какой необходимо для обеспечения рационального, комплексного использования природных объектов, а также для повышения эффективности охраны окружающей среды.

Заключение.

 

Для применения экологического законодательства предусматривается  деятельность специально уполномоченных государственных органов, направленных на выполнение экологической функции  государства, осуществляемой в установленном  законом порядке и выражающейся в принятии необходимых организационных  и правовых мер по практической реализации эколого-правовых мероприятий.

В этой связи еще раз  обратим внимание на тот факт, что  с начала 90-х годов экологическая  функция государства во всем мире претерпевает ряд изменений. Ее особенностью становится ориентация на соединение экологических проблем с проблемами выживания человеческой цивилизации

В целом, то есть она приобретает  общечеловеческое значение. Для обеспечения  соблюдения конституционных экологических  прав государства всего мира в  лице законодательных органов создают  систему современного экологического законодательства, обеспечивающего  комплексное регулирование экологических  правоотношений. В связи с этим законодателями особое внимание должно быть уделено совершенствованию  экологического законодательства РФ в  целом, и, в частности, установлению адекватных правовых мер по предупреждению любого ущерба окружающей среде. В процессе хозяйствования и иной экологически значимой деятельности на основе предварительной  оценки ее воздействия на окружающую среду и вовлечения граждан в  механизм принятия решений, а также  по восстановлению благоприятного состояния  окружающей среды.

Хотя закрепленные в Конституции  РФ экологические права являются непосредственно действующими, для  последовательного их соблюдения, на наш взгляд, требуется создание юридических  механизмов и процедур с учетом реальных экологических, экономических, культурных и иных условий России, что в целом позволит государству осуществлять экологические функции более эффективно.

Использованная литература

1. Конституция РФ от 12.12.2010 г. , ст. ст. 2,7, 9, 20, ч.1,

35,42,53,58.

2. Закон РФ “ Об охране  окружающей природной Среды” 19.12.1991 г.,

Ведомости ВС РСФСР № 10, ст. 457, 1992 г.

3. В.П. Варфоломеев, В.В.  Петров, Охрана окружающей природной  среды

(Постатейный комментарий  к Закону РСФСР “Об охране  окружающей при

родной среды”), М., “Республика”, 1993 г.

4. Закон РСФСР “ О  плате за землю” 11.10.1991 г.

5. “ Основы законодательства  РФ об охране здоровья граждан” 22.07.

1993 г.

6. Федеральный Закон РФ  “ Об экологической экспертизе  “ 23.11.95 г.

7. В.В. Петров. Экологическое  право России 2009г.

8. Р.С. Маковик. Экологическое  право РФ “Определения, схемы,

комментарии”. Учебное пособие 2011 г.


Информация о работе История развития экологического права