Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 21:57, реферат
Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом
осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов
промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения
Введение 3
1. Экологическое право, нормы, принципы. 4
2. Система экологического законодательства. 6
3. Источники экологического права. 7
4.Окружающая природная Среда как объект экологического права. 7
5. Международные объекты экологического права. 11
6. Конституционные основы экологического права 11
7. Нормативно- правовые акты Президента, Правительства, министерств и ведомств, органов местного самоуправления в системе источников экологического права. 16
8. Основные направления деятельности государства 19
по осуществлению экологической функции. 19
9. Экологические правонарушения как основание гражданско-прававой ответственности 24
Заключение. 29
Использованная литература 30
В связи с этим возникает вопрос о том, какая отрасль законодательства регулирует экологические правонарушения, в частности, гражданско-правовые экологические правонарушения? Ответ на этот вопрос носит принципиальный характер. Дело в том, что каждая отрасль законодательства имеет собственный механизм воздействия на общественные отношения, а замена этого механизма одной отрасли законодательства другой ведет к замене всего механизма и через него - к неизбежному изменению в нормах права предписаний.
В случае, если для решения возникших в области тех или иных общественных отношений задач необходимо использовать возможности не одной, а двух отраслей законодательства, то нужно, помимо выбора этих отраслей, определить и принципы их соотношения в регулировании этих отношений, т. е. закрепить в общей форме, какие вопросы будет регулировать одна отрасль законодательства, а какие - другая. До недавнего времени указанная проблема в литературе особой дискуссии не вызывала. Большинство авторов считало, что общественные отношения по поводу природных объектов являются едиными в своей основе. Природный ресурс
как своеобразный объект права и экологических правоотношений является или цементируется признаком, который объединяет все отношения, связанные с его использованием и охраной, в единый комплекс отношений, урегулированных в связи с этим, и едиными нормами экологического права. Однако в последнее время данное положение стало оспариваться некоторыми учеными. Объясняется это, во-первых, переходом к рыночной экономике, постепенным освобождением от командно-административной системы управления хозяйством; во-вторых, введением права частной собственности категории земельных ресурсов. Так, В. С. Дозорцев пишет, что в настоящее время земельные отношения распались на регулируемые гражданским и административным правом, и основания для признания земельного права самостоятельной отраслью перестали существовать.
По его мнению, в условиях
административно-командной
Аналогичное мнение с теми или иными правовыми оттенками высказывается
в отношении других природно-ресурсовых отраслей права. Безусловно, при командно-административной системе рыночные отношения не имели почвы для своего развития и совершенствования. Соответственно и гражданское право было приспособлено к деформированным экономическим отношениям, в которых господствовало административное начало. В условиях перехода к рынку и освобождения от командно- административной системы возникает необходимость внесения принципиальных и качественно новых изменений в гражданское право. Эти изменения охватывают не только содержание гражданского права, но и сферу его действия. Однако это не означает, что в настоящее время нормы гражданского права стали всеобъемлющими и охватывают все виды имущественных отношений. С нашей точки зрения, по данной проблеме более правильных позиций придерживается Н. И. Краснов. По его мнению, приоритетность применения специального земельного законодательства, в регулировании земельных отношений основывается на общественном сознании социальной функции земли в нынешних условиях, ее социальной значимости. Объективно существующей ограниченности, на всеобъемлющей интенсификации современного использования земли, порождающим отрицательные экологические и иные последствия и т. д. Земля – это территориальный базис существования и деятельности людей, первичное, естественное и вечное, самовозобновляющееся средство производства. Поэтому гражданское право и земельное право базируются на разных принципиальных положениях правового регулирования имущественных отношений.
Гражданское право исходит
из автономии воли субъектов права,
недопустимости вмешательства в
частные дела, неограниченности имущества,
принадлежащего субъекту права, свободы
распоряжения имуществом, свободы договоров
и т. д. .Земельное право исходит из наличия
у субъекта собственности не только права,
но и обязанности рационально использовать
землю в соответствии с целевым назначением
участков; их нормирования количества
земли в собственности; государственного
контроля за использованием и охраной
земель; пространственно-
Таким образом, гражданское право основывается на обеспечении свободы
имущественных прав, а земельное - на обеспечении рационального использования и охраны земли как основы жизни и деятельности общества.
Указанные различия между
гражданским и земельным
В ряде случаев некоторые
авторы отнесение к сфере действия
норм гражданского права земельных
отношений том числе земельных
нарушений как одного из важнейших
видов экологических
признанием земли
Однако с этим трудно согласиться. Признание земли недвижимостью нисколько не означает, что она утрачивает свои свойства как объект природы и предмет труда. При решении данной проблемы надо иметь в виду, что регулирование всего комплекса вопросов, связанных с правовым режимом земель как недвижимости, не под силу отдельно ни гражданскому, ни земельному законодательству. Кроме того, содержание правовой нормы, ее приоритетность определяется не только формой нормативного акта, но и характером регулируемого отношения. Не все нормы, например, помещенные в Гражданском кодексе, могут относиться к нормам гражданского права. Земельные правоотношения являются таковыми не потому, что они урегулированы нормами земельного права, а потому, что объект этих правоотношений - земля. То же самое можно сказать о горных, лесных, и водных правоотношениях.
Исходя из того, что земля, недра, леса и воды относятся к числу особых объектов права - природных объектов, некоторые авторы полагают, что земельные, горные, лесные и другие правоотношения не могут рассматриваться как имущественные отношения, а земля, недра и другие природные объекты как имущество. Это делается для разграничения предмета регулирования гражданского права и природноресурсовых отраслей. Однако при этом упускается из виду то, что нормы гражданского права регулируют не все имущественные отношения, а лишь те из них, которые по своей природе носят товарно-денежный характер. Поэтому признание природных ресурсов имуществом не меняет правового режима пользования землей, недрами, лесами и водами, а следовательно, не меняет природы земельных, горных, лесных и водных отношений. И в то же время такое признание имеет важное теоретическое и практическое значение. Это позволяет правильно объяснить происходящий ныне процесс втягивания природноресурсных отношений в сферу рыночных отношений. Кроме того, отнесение природных ресурсов к категории имущества и характеристика природноресурных отношений как им ущественных дают возможность использования ряда правовых категорий и понятий, которые входят в область гражданских правоотношений, а также применять гражданское законодательство для регулирования отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Но гражданское законодательство может регулировать эти отношения лишь в той мере, в какой необходимо для обеспечения рационального, комплексного использования природных объектов, а также для повышения эффективности охраны окружающей среды.
Для применения экологического законодательства предусматривается деятельность специально уполномоченных государственных органов, направленных на выполнение экологической функции государства, осуществляемой в установленном законом порядке и выражающейся в принятии необходимых организационных и правовых мер по практической реализации эколого-правовых мероприятий.
В этой связи еще раз
обратим внимание на тот факт, что
с начала 90-х годов экологическая
функция государства во всем мире
претерпевает ряд изменений. Ее особенностью
становится ориентация на соединение
экологических проблем с
В целом, то есть она приобретает
общечеловеческое значение. Для обеспечения
соблюдения конституционных экологических
прав государства всего мира в
лице законодательных органов
Хотя закрепленные в Конституции РФ экологические права являются непосредственно действующими, для последовательного их соблюдения, на наш взгляд, требуется создание юридических механизмов и процедур с учетом реальных экологических, экономических, культурных и иных условий России, что в целом позволит государству осуществлять экологические функции более эффективно.
1. Конституция РФ от 12.12.2010 г. , ст. ст. 2,7, 9, 20, ч.1,
35,42,53,58.
2. Закон РФ “ Об охране окружающей природной Среды” 19.12.1991 г.,
Ведомости ВС РСФСР № 10, ст. 457, 1992 г.
3. В.П. Варфоломеев, В.В. Петров, Охрана окружающей природной среды
(Постатейный комментарий к Закону РСФСР “Об охране окружающей при
родной среды”), М., “Республика”, 1993 г.
4. Закон РСФСР “ О плате за землю” 11.10.1991 г.
5. “ Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан” 22.07.
1993 г.
6. Федеральный Закон РФ “ Об экологической экспертизе “ 23.11.95 г.
7. В.В. Петров. Экологическое право России 2009г.
8. Р.С. Маковик. Экологическое право РФ “Определения, схемы,
комментарии”. Учебное пособие 2011 г.