История развития экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 21:57, реферат

Описание работы

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом
осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов
промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения

Содержание работы

Введение 3
1. Экологическое право, нормы, принципы. 4
2. Система экологического законодательства. 6
3. Источники экологического права. 7
4.Окружающая природная Среда как объект экологического права. 7
5. Международные объекты экологического права. 11
6. Конституционные основы экологического права 11
7. Нормативно- правовые акты Президента, Правительства, министерств и ведомств, органов местного самоуправления в системе источников экологического права. 16
8. Основные направления деятельности государства 19
по осуществлению экологической функции. 19
9. Экологические правонарушения как основание гражданско-прававой ответственности 24
Заключение. 29
Использованная литература 30

Файлы: 1 файл

печать правоооо.docx

— 62.98 Кб (Скачать файл)

Компетенция президента, правительства - закреплена в конституции РФ.

Наличие отдельных источников права всегда рассматривалось в  качестве

обязательного принципа самостоятельности  отрасли права.

Под источником права в  материальном виде понимается воля народа,

выраженная путем опроса, референдума по поводу того или иного документа. (Конституция РФ 12 дек. 1993г.)

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты,

в которых содержатся нормы регулирующие экологические отношения. К

источникам экологического права относятся: законы, указы, постановления  и

распоряжения, нормативные  акты министерств и ведомств, законы и нормативно правовые акты субъектов  федерации.

Круг экологических вопросов, по которым издаются указы и распоряжения

Президента РФ, практически  неограничен. В числе указов следует назвать указ от 4 февраля 1994 года "О государственной стратегии РФ по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития" и указ от 27 декабря 1993 года, "О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ" Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции. Но иногда возникают противоречия указов Президента с законами высшего представительного органа. (ГД РФ) В таком случае Федеральное Собрание приостанавливает действие указа Президента и направляет на заключение Конституционного Суда, решение которого должно быть окончательным. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов РФ, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановление Правительства - нормативно-правовой акт принятый Правительством в силу его компетенции. Постановления правительства по вопросам экологии можно разделить на три группы:

 

1. Те, которые принимаются  во исполнение закона, для конкретизации  его

отдельных положений. (Постановление Правительства от 20 июня 1993г. Об

утверждении Положения о государственной экологической экспертизе.)

 

2. 0пределение компетенции  органов управления и контроля  Положение о

министерстве охраны окружающей природной среды и природных ресурсов (РФ, 22 февраля 1993г.)

 

З. Нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования

экологических отношений. Нормативно-правовые акты министерств и ведомств. Природоохранительные министерства и ведомства наделены правом издавать в рамках утвержденной для них компетенции нормативные акты, обладающие признаком обязательности для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц. Так, Минприроды издает нормативные приказы, инструкции, положения и другие правовые акты по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Госкомсанэпиднадзор наделен правом утверждения санитарных норм и правил по вопросам охраны окружающей природной среды -

воздуха, водных источников, почв от загрязнения. Роскомрыболовства  издает

нормативные акты по вопросам охраны и использования рыбных запасов.. Также, немаловажную роль играют нормативные  правила- санитарные, технические, строительные, технологические. Эти нормативы выражают технические правила и не рассматриваются как источники. Закон "Об охране" (ст. 25,26,27) устанавливает юридическую обязанность их исполнения. Эта обязанность придает им юридических характер и дает возможность оценивать их как источники права. Указом Президента был установлен строгий порядок в разработке и принятии ведомственных актов:

 

1.Сокращено количество  принимаемых актов.

 

2.Предусмотрена обязательная  регистрация актов в министерстве  юстиции.

 

З. Ведомственные акты, касающиеся прав и интересов граждан, организаций

подлежат обязательной публикации в газете "Российские вести".

Противоречащие закону акты подлежат отмене Правительством РФ, они

также могут быть опротестованы прокурором.

Согласно Федеративному  договору и Конституции субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению.

Круг ведения Субъектов  определяется отраслевым законодательством: по

землепользованию - Земельным  кодексом, по недрам - О недрах и т.д. В основе подразделения лежит отношение к природным ресурсам. Законы и иные акты, принимаемые Субъектом РФ не должны противоречить Конституции РФ. В случае противоречия такой акт считается недействительным. Ущерб подлежит возмещению через суд.

8. Основные направления деятельности государства

по осуществлению экологической функции.

 

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования

природных богатств приобрели  важное экономическое, социальное и

политическое значение.

Что касается непосредственно  России, то вполне очевидно, что в  республике очень уязвимая природная  среда. Дальнейшее ухудшение экологической  обстановки в РФ, по мнению экспертов, просто недопустимо – в результате антропогенных нагрузок практически  на всей территории России нарушена способность  природной среды обеспечивать будущее  экономическое и социальное развитие страны. Таким образом, уже сегодня  необходимо наметить основные приоритеты, способные обеспечить экологическую  безопасность и улучшение условий  жизни человека при осуществлении  различных направлений реформ, что  и составляет основу экологической  функции государства. Выделение  экологической функции в самостоятельную  функцию государства в РФ говорит  о той степени значимости, которую  она приобрела за последнее время. Что же составляет содержание этой функции, каковы ее основные принципы и особенности в отличие от других функций государства. Если говорить в широком смысле, то экологическая  функция государства это направления  внутренней и внешней деятельности государства, осуществляемые, главным  образом, правовыми средствами. В  более узком смысле экологическая  функция государства - это осуществляемое в экологической сфере объективно необходимое, целенаправленное, законодательно обусловленное направление (сторона) деятельности государства по обеспечению  экологической безопасности. Объективность  и необходимость этой стороны  деятельности государства обусловлена реалиями современной жизни. Так, например, Россия, обладая богатыми природными ресурсами, остается экономически и экологически неблагоприятным государством. В частности, в стране растет противоречие между необходимостью дальнейших разработок залежей полезных ископаемых, особенно углеводородного сырья для разрешения топливно-энергетических потребностей республики, и улучшением экологической обстановки регионов. В этой связи потребность и разработка растут, а соблюдение благополучной экологической ситуации не сохраняется. И еще одно противоречие - общий экономический ущерб от нерационального использования и загрязнения окружающей среды доходит до 20% ВНП республики. В то же время остаются низкими государственные расходы на охрану окружающей среды.

Целенаправленность этой деятельности государства состоит  в регулировании конкретных отношений - отношений в сфере взаимодействия общества и природы, для улучшения  качества окружающей среды, рационального  использования и воспроизводства  природных ресурсов, укрепления законности и правопорядка. Другими словами, отношения, определяющие содержание экологической  функции государства.

Рассматриваемое направление  деятельности государства является законодательно обусловленным, ибо  наряду с природоресурсовыми отраслями законодательства (земельным, водным, горным, лесным) и природоохранительным, органами законодательной власти РФ принимаются

нормативные акты экологического содержания, определяющие дальнейшее направление развития законодательства о природе как экологического законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

В основе осуществления экологической  функции государства, определяющей

ее содержание, лежат следующие  принципы:

1. Природные богатства  подлежат охране со стороны  государства

независимо от того, вовлечены  ли они в хозяйственный оборот или нет.

2. Использование природных  богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.

3. Неукоснительное соблюдение  природоохранительных законодательств  и

строгая ответственность  за их нарушение.

Следует отметить, что экологическая  функция государства существовала практически на всех этапах развития цивилизации. И хотя ранее в России она

носила другое название - “природоохранительная”, “охрана  окружающей среды и рационального использования природных ресурсов” - имела несколько иные задачи, чем в данное время.

Если проследить историю  развития экологической функции  государства, мы

заметим, что она проходит 4 этапа:

I этап - с 1917 по 1950 гг. - время  консервативной охраны природы

путем создания природных  резерватов;

II этап - 1950 - 1980 гг. - время  наиболее интенсивного загрязнения

окружающей среды;

III этап - с 1980 по 1990 гг. - начало  биосферного подхода к решению

проблемы;

IV этап - с начала 90-х - масштабность  и транснациональный характер

многих проблем окружающей среды.

И на этом последнем этапе  особенно актуальным является вопрос о создании наиболее оптимальной модели экологического управления для реализации экологической функции государства.

В отличие от функций многочисленных государственных органов, специализирующихся на определенной деятельности, экологическая функция

осуществляется всем государственным  механизмом в целом. Так, элементы

реализации экологической  функции мы можем встретить в  деятельности любого государственного органа: парламента, Президента, принимающих различные законы, в работе местных представительных органов и различных общественных организаций, проводящих экологические акции. Так, например, Закон “Об охране окружающей среды” разграничивают компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления в

области охраны окружающей среды.

Согласно Законам РФ объектом экологической деятельности государства

является взаимосвязь  и взаимозависимость между природой и обществом. Причем природа выступает не только как естественная среда обитания человека (земля, недра, вода, леса, иная растительность, животный мир, атмосферный воздух и т. д.), но и как продукт товарно-материального производства (полезные ископаемые, добытые из недр, древесина и т. д.), а общество выступает в качестве системы общественных отношений, складывающихся в сфере экологии (экологическое управление, экологическое воспитание, образование и т. д.).

Специальным объектом экологической  деятельности является здоровье людей, которое сегодня напрямую связано с качеством окружающей экологической сферы.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проведенная  в Бразилии в июне 1992 года провозгласила как принцип в Декларации положение о том, что в центре внимания непрерывного развития находятся люди. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и

всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее  основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормативных экологических, экономических условий его жизни. Это право закреплено в Конституции РФ. В целом,  государство ста вит целью обеспечить соблюдение права на благоприятную окружающую среду на основе последовательного осуществления системы правых организационно-управленческих, технических, хозяйственных, научных, воспитательных и иных природоохранительных мер.

В контексте права на достоверную  информацию о состоянии окружающей среды нуждается в толковании понятие “достоверная информация”. Достоверной является заведомо неискаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Уровень достоверности информации зависит, в частности, от уровня развития экологической науки и техники в сфере мониторинга и контроля и имеет тенденцию к возрастанию. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные технические и иные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Надо отметить, что такое  положение неправомерно, ибо право  на достоверную информацию о состоянии окружающей среды является одним из узловых моментов в экологическом праве, и поэтому право человека и

гражданина на получение  достоверной информации о состоянии  окружающей среды должно быть возведено в ранг конституционных. Тем более что право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека и гражданина экологическим правонарушением, в своем содержании представляет единство следующих возможностей:

 а) определить вид  (и объем) возможного поведения самого обладателя субъективного права;

б) требовать соответствующего поведения (совершения определенных действий или, наоборот, воздержания от них) от других лиц (обязательного субъекта);

в) прибегнуть в необходимых случаях к содействию соответствующих государственных органов для реализации второй возможности. Экологические права граждан не всегда требуют определенных действий со

стороны самих граждан. Этим правам корреспондирует закрепленная в Конституции РФ обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Так, Закон РФ “Об охране окружающей среды” устанавливает обязанность

соответствующих государственных  органов обеспечивать население необходимой экологической информацией. Но если конституционные экологические права не соблюдаются обязанными субъектами, граждане вправе требовать от них обеспечения такого соблюдения. Соответственно, граждане могут добиваться соблюдения своих прав от органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Для обеспечения соблюдения конституционных экологических  прав, прежде

всего, права на благоприятную  окружающую среду, государство в лице законодательных органов создает систему современного экологического законодательства, обеспечивающего комплексное регулирование экологических правоотношений.

На данный момент экологическое  законодательство РФ представляет собой

совокупность нормативных  актов, объединенных в интегрированную комплексную отрасль законодательства, регулирующих общественные отношения в области взаимодействия общества и природы для сохранения благоприятного качества окружающей природной среды для человека, создания условий рационального природопользования, сохранения природного баланса в интересах настоящего и будущего поколения.

9. Экологические правонарушения как основание

Информация о работе История развития экологического права