Экологические этикетки и декларации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 23:56, лекция

Описание работы

Экологические этикетки и декларации дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. Покупатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если такой выбор основывается на соображениях экологичности или других факторах. Продавец продукции или услуги надеется, что экологическая этикетка или декларация могут быть эффективно использованы при принятии решений в пользу той или иной продукции или услуги

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 956.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Федеральным  законом "О техническом регулировании" стандартизация осуществляется в целях:

- повышения уровня безопасности  жизни или здоровья граждан,  имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

- повышения уровня безопасности  объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обеспечения научно-технического  прогресса;

- повышения конкурентоспособности  продукции, работ, услуг;

- рационального использования  ресурсов;

- технической и информационной  совместимости;

- сопоставимости результатов  исследований (испытаний) и измерений,  технических и экономико-статистических  данных;

- взаимозаменяемости продукции.

По-новому сформулированы принципы стандартизации. Стандартизация осуществляется в соответствии с  принципами:

- добровольного применения стандартов;

- максимального учета при разработке  стандартов законных интересов  заинтересованных лиц;

- применения международного стандарта  как основы разработки национального  стандарта, за исключением случаев,  если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

- недопустимости создания препятствий  производству и обращению продукции,  выполнению работ и оказанию  услуг в большей степени, чем  это минимально необходимо для достижения названных выше целей стандартизации;

- недопустимости установления  таких стандартов, которые противоречат  техническим регламентам;

- обеспечения условий для единообразного  применения стандартов.

Концептуально новым является принцип добровольного применения стандартов. Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

До принятия Федерального закона "О  техническом регулировании" значительная часть стандартов содержала требования, обязательные для применения. Таким образом, в настоящее время обязательные требования устанавливаются техническими регламентами, а стандарты, направлены на детализацию положений регламентов, необязательны, исполняются добровольно.

Законом предусмотрен широкий ряд  форм документов в области стандартизации. К ним относятся:

- национальные стандарты;

- правила стандартизации, нормы  и рекомендации в области стандартизации;

- применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

- стандарты организаций.

Работу по стандартизации организует специально уполномоченный орган. В  настоящее время это Государственный  комитет РФ по стандартизации.

Национальный орган по стандартизации создает технические комитеты по стандартизации, в состав которых  на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители  федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Национальную систему стандартизации образуют национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической  и социальной информации.

Национальные стандарты, утверждаемые национальным органом по стандартизации, применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта  подтверждается знаком соответствия национальному  стандарту.

К национальной системе стандартизации относятся общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Ими являются нормативные  документы, распределяющие технико-экономическую  и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон "О техническом  регулировании" предусматривает  также стандарты организаций. Для  достижения целей стандартизации, о  которых говорилось выше, а также  для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок организации, в том числе коммерческие, общественные, научные организации, саморегулируемые организации, объединения юридических лиц вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты. При этом порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно.

Разработчик проекта стандарта  организации может представлять его в технический комитет  по стандартизации на экспертизу.

Стандарты организаций применяются  равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Очевидно, речь идет о продукции и услугах, касающихся организации, разработавшей и утвердившей свой стандарт, при заключении как внутренних (национальных), так и международных сделок.

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Экологическая сертификация

Экологическая сертификация (фр. certification, от лат. cerium - верно, focere - делать) - это разработка, оформление и контроль использования экологических сертификатов.

Экологические сертификаты - документы, выдаваемые государственными органами в соответствии с правилами системы экологической сертификации, удостоверяющие соответствие определенным экологическим стандартам и требованиям готовой продукции, технологии ее производства и жизненного цикла в целом

 В российском экологическом  праве экологическая сертификация определяется как деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям.

Экологическая сертификация является частью общероссийской системы сертификации, введенной законом «О сертификации продукции и услуг», организационную и нормативную основу которой составляют стандарты серии «Система ГОСТ Р» и правила сертификации, утверждаемые Госстандартом РФ.

 Система ГОСТ Р создана  для организации и проведения  обязательной сертификации продукции,  работ и услуг, обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности ее результатов.

 В Системе ГОСТ Р по  тем же процедурам может проводиться  также добровольная сертификация, для которой разработаны специальные  правила. 

 Экологическая сертификация  введена тоже Госстандартом России.

 В Системе ГОСТ Р сертифицируются  следующие объекты: 

товары для личных (бытовых) нужд граждан;

выполняемые работы и оказываемые  услуги населению;

продукция производственно-технического назначения, в том числе средства производства и строительная продукция;

системы качества;

производства.

 Объекты обязательной сертификации  в Системе ГОСТ Р определены  перечнями, утвержденными постановлениями  Правительства РФ и номенклатурой,  утверждаемой Госстандартом России.

 В подсистеме экологической сертификации проводится добровольная сертификация:

 объектов окружающей природной  среды (прежде всего, особо  охраняемых природных территорий, а также природных объектов, предназначенных  для использования);

 природных ресурсов (почвы, древесины «на корню», семян, племенной продукции);

 отходов производства и потребления  (в особенности опасных);

 технологических процессов  (с природными ресурсами и природоохранных);

 товаров (работ, услуг), претендующих  на экологическую этикетку или  предназначенных для обеспечения экологической безопасности и предупреждения вреда ОС среде (т.е. товары, работы и услуги природоохранного назначения);

 а также обязательная сертификация  экологической безопасности производств  предприятий и организаций оборонных  отраслей промышленности, использующих экологически вредные (или опасные) технологии.

Экосертификация включает следующие  основные этапы:

 подача заявки на сертификацию;

рассмотрение и принятие решения  по заявке;

проведение необходимых проверок (документов, производства, испытания и т. п.);

анализ полученных результатов (экологическая  экспертиза материалов сертификатов) и принятие решения о возможности  выдачи сертификата соответствия;

выдача сертификата и лицензии (разрешения) на применение знака соответствия;

инспекционный контроль за объектом в соответствии со схемой сертификации.

 Сертификация продукции (работ,  услуг) в Системе ГОСТ Р осуществляется  по схемам сертификации, которые  конкретизируются в правилах (порядках) сертификации однородной продукции  с учетом специфики ее производства и применения, наличия представленных заявителем доказательств ее соответствия установленным требованиям.

 Экологическая сертификация (ЭС), часто опирающаяся на заключения  экологической экспертизы (ЭЭ) или  экологического аудита (ЭА), отличается от обеих этих процедур объектами, которые проверяются на соответствие экологически требованиям.

 Так, если при ЭЭ анализируются  проекты (намерения), а при ЭА - реально функционирующие объекты  (субъекты хозяйственной деятельности), то в случае ЭС объектом анализа является качество продукции, услуги, работы и т. д. в его материальной форме.

 Здесь же проявляются и  отличия экологической сертификации  от экологического лицензирования (ЭЛ), которое является не столько  контрольной проверкой лицензируемого вида деятельности (работы или услуги), сколько получением первичного разрешения для него в устанавливаемых лицензией рамках. Иногда этими рамками могут служить сертификационные требования к продукции (услугам, работам).

Сегодня в России экологическая сертификация как инструмент экологического менеджмента еще не используется в той степени, как должна применяться в стране, столь богатой природными ресурсами, требующими сертификации, и обладающей огромным промышленным потенциалом на основе физически устаревших технологий и экологически опасного оборудования.

 В основном она добровольная. Однако есть и случаи обязательной  экосертификации (в частности,  Система сертификации экологической  безопасности предприятий оборонных  отраслей промышленности - РОСС RU. 0001.01 ЭТОО).

 Более подробно с данной  проблематикой можно дополнительно  ознакомиться в учебной и специальной  литературе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Современные темпы экономического развития обострили проблему ограниченности природных ресурсов, возникла необходимость повышения экологических требований к экономике. Само экономическое развитие, с одной стороны, порождает ряд острых экологических проблем, а с другой - в самом экономическом развитии заложена основа для решения этих проблем. Раскрыть суть противостояния экономики и экологии, значит понять связь общественного производства и окружающей среды, так как без того и другого человечество не может существовать. Высокие темпы экономического роста и повышения народного благосостояния должны сочетаться с сохранением и непрерывным улучшением окружающей природной среды.

В общем виде экономический механизм охраны окружающей среды может быть определен как система экономических  инструментов поощрительного и принудительного  характера, применение которых, в управлении охраной природы обеспечивает достижение целей экологической политики.

В зависимости от происходящих в  экономике процессов структура  экологического механизма может  существенно изменяться. Исходя из преобладания тех или иных инструментов могут быть выделены три типа экономических механизмов регулирования природопользования: «стимулирующий» (с преобладанием рыночных инструментов и созданием благоприятной экономической среды для развития экологически чистых производств и других видов деятельности в экосфере), «жесткий» (с использованием административных и финансово-экономических инструментов принуждения и подавлением посредством жесткой налоговой политики развития экологически опасных отраслей и «мягкий» (с установлением либеральных ограничительных экологических рамок, относительно слабо влияющих на темпы и масштабы экономического развития). В России сформировался сейчас именно мягкий механизм регулирования.

Информация о работе Экологические этикетки и декларации