Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 23:56, лекция
Экологические этикетки и декларации дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. Покупатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если такой выбор основывается на соображениях экологичности или других факторах. Продавец продукции или услуги надеется, что экологическая этикетка или декларация могут быть эффективно использованы при принятии решений в пользу той или иной продукции или услуги
В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" стандартизация осуществляется в целях:
- повышения уровня безопасности
жизни или здоровья граждан,
имущества физических или
- повышения уровня безопасности
объектов с учетом риска
- обеспечения научно-
- повышения
- рационального использования ресурсов;
- технической и информационной совместимости;
- сопоставимости результатов
исследований (испытаний) и измерений,
технических и экономико-
- взаимозаменяемости продукции.
По-новому сформулированы принципы стандартизации. Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
- добровольного применения стандартов;
- максимального учета при
- применения международного
- недопустимости создания
- недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
- обеспечения условий для
Концептуально новым является принцип добровольного применения стандартов. Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
До принятия Федерального закона "О техническом регулировании" значительная часть стандартов содержала требования, обязательные для применения. Таким образом, в настоящее время обязательные требования устанавливаются техническими регламентами, а стандарты, направлены на детализацию положений регламентов, необязательны, исполняются добровольно.
Законом предусмотрен широкий ряд форм документов в области стандартизации. К ним относятся:
- национальные стандарты;
- правила стандартизации, нормы
и рекомендации в области
- применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- стандарты организаций.
Работу по стандартизации организует
специально уполномоченный орган. В
настоящее время это
Национальный орган по стандартизации
создает технические комитеты по
стандартизации, в состав которых
на паритетных началах и добровольной
основе могут включаться представители
федеральных органов
Национальную систему
Национальные стандарты, утверждаемые национальным органом по стандартизации, применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
Применение национального
К национальной системе стандартизации
относятся общероссийские классификаторы
технико-экономической и
Федеральный закон "О техническом регулировании" предусматривает также стандарты организаций. Для достижения целей стандартизации, о которых говорилось выше, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок организации, в том числе коммерческие, общественные, научные организации, саморегулируемые организации, объединения юридических лиц вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты. При этом порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно.
Разработчик проекта стандарта организации может представлять его в технический комитет по стандартизации на экспертизу.
Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Очевидно, речь идет о продукции и услугах, касающихся организации, разработавшей и утвердившей свой стандарт, при заключении как внутренних (национальных), так и международных сделок.
17. Экологическая сертификация
Экологическая сертификация (фр. certification, от лат. cerium - верно, focere - делать) - это разработка, оформление и контроль использования экологических сертификатов.
Экологические сертификаты - документы, выдаваемые государственными органами в соответствии с правилами системы экологической сертификации, удостоверяющие соответствие определенным экологическим стандартам и требованиям готовой продукции, технологии ее производства и жизненного цикла в целом
В российском экологическом
праве экологическая сертификац
Экологическая сертификация является частью общероссийской системы сертификации, введенной законом «О сертификации продукции и услуг», организационную и нормативную основу которой составляют стандарты серии «Система ГОСТ Р» и правила сертификации, утверждаемые Госстандартом РФ.
Система ГОСТ Р создана
для организации и проведения
обязательной сертификации
В Системе ГОСТ Р по
тем же процедурам может
Экологическая сертификация введена тоже Госстандартом России.
В Системе ГОСТ Р
товары для личных (бытовых) нужд граждан;
выполняемые работы и оказываемые услуги населению;
продукция производственно-технического назначения, в том числе средства производства и строительная продукция;
системы качества;
производства.
Объекты обязательной
В подсистеме экологической сертификации проводится добровольная сертификация:
объектов окружающей
природных ресурсов (почвы, древесины «на корню», семян, племенной продукции);
отходов производства и
технологических процессов
(с природными ресурсами и
товаров (работ, услуг), претендующих на экологическую этикетку или предназначенных для обеспечения экологической безопасности и предупреждения вреда ОС среде (т.е. товары, работы и услуги природоохранного назначения);
а также обязательная
Экосертификация включает следующие основные этапы:
подача заявки на
рассмотрение и принятие решения по заявке;
проведение необходимых
анализ полученных результатов (экологическая экспертиза материалов сертификатов) и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
выдача сертификата и лицензии (разрешения) на применение знака соответствия;
инспекционный контроль за объектом в соответствии со схемой сертификации.
Сертификация продукции (
Экологическая сертификация (ЭС),
часто опирающаяся на
Так, если при ЭЭ
Здесь же проявляются и
отличия экологической
Сегодня в России экологическая сертификация как инструмент экологического менеджмента еще не используется в той степени, как должна применяться в стране, столь богатой природными ресурсами, требующими сертификации, и обладающей огромным промышленным потенциалом на основе физически устаревших технологий и экологически опасного оборудования.
В основном она добровольная.
Однако есть и случаи
Более подробно с данной
проблематикой можно
19. Современные темпы экономического развития обострили проблему ограниченности природных ресурсов, возникла необходимость повышения экологических требований к экономике. Само экономическое развитие, с одной стороны, порождает ряд острых экологических проблем, а с другой - в самом экономическом развитии заложена основа для решения этих проблем. Раскрыть суть противостояния экономики и экологии, значит понять связь общественного производства и окружающей среды, так как без того и другого человечество не может существовать. Высокие темпы экономического роста и повышения народного благосостояния должны сочетаться с сохранением и непрерывным улучшением окружающей природной среды.
В общем виде экономический механизм
охраны окружающей среды может быть
определен как система
В зависимости от происходящих в экономике процессов структура экологического механизма может существенно изменяться. Исходя из преобладания тех или иных инструментов могут быть выделены три типа экономических механизмов регулирования природопользования: «стимулирующий» (с преобладанием рыночных инструментов и созданием благоприятной экономической среды для развития экологически чистых производств и других видов деятельности в экосфере), «жесткий» (с использованием административных и финансово-экономических инструментов принуждения и подавлением посредством жесткой налоговой политики развития экологически опасных отраслей и «мягкий» (с установлением либеральных ограничительных экологических рамок, относительно слабо влияющих на темпы и масштабы экономического развития). В России сформировался сейчас именно мягкий механизм регулирования.