Экологические этикетки и декларации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 23:56, лекция

Описание работы

Экологические этикетки и декларации дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. Покупатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если такой выбор основывается на соображениях экологичности или других факторах. Продавец продукции или услуги надеется, что экологическая этикетка или декларация могут быть эффективно использованы при принятии решений в пользу той или иной продукции или услуги

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 956.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с действующими нормативно-правовыми  документами экономический механизм охраны окружающей среды России включает как поощрительные элементы (позитивная мотивация), так и инструменты принуждения (негативная мотивация), при некотором преобладании последних (Рис. 1) Однако не все экономические инструменты экологического управления, предусмотренные российским законодательством, используются на практике. Часть, из них применяется в крайне ограниченных масштабах, другая - не применяется совсем.

Основу экономического механизма  охраны окружающей среды в России сейчас составляют экологические платежи и в меньшей степени - экономические санкции за экологические правонарушения.

Общие для Росси и подходы  к определению и взиманию экологических  платежей в целом ориентированны на реализацию принципа «загрязнитель  платит». Этот принцип означает, что загрязнители несут финансовую ответственность за невыполнение экологических требований, устанавливаемых органами власти. Полное применение этого принципа предполагает, что загрязнители должны оплачивать полную стоимость их собственной деятельности по уменьшению загрязнения окружающей среды, в то время как государственные расходы должны ограничиваться такими общественными мерами, как охрана биоразнообразия, экологический мониторинг, экологическое образование и т.п.

В настоящее время в России слабо развиты рынки капитала, сохраняются недостатки в банковской системе и другие негативные факторы, препятствующие полному применению принципа «загрязнитель платит».

Проблему охраны окружающей среды  решали и в основном продолжают решать путем административно-командных методов воздействия на основе запретов, ограничений и мер административного наказания. При этом методы административного воздействия исходят из отношений власти и подчинения, однако уже сегодня разработаны некоторые экономические механизмы, опирающиеся на материальную заинтересованность исполнителя в решении природоохранных задач.

В Законе «Об охране окружающей среде» (2002 г.) прописаны методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

Во-первых, в целях предотвращения негативно воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности устанавливаются показатели допустимого воздействия на ОС; нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты их размещения; нормативы допустимых физических воз действий (количество теплоты, уровни шума, вибрации ионизирующего излучения, ЭМП и др.), нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды нормативы допустимой антропогенной нагрузки, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, субъекты хозяйственной и иной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством. При этом законом установлены имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственности.

Во-вторых, на период проведения мероприятий  по охране окружающей среды, в том  числе внедрения наилучших существующих технологий с целью достижения

нормативов в области охраны окружающей среды, устанавливаются лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих и любых других веществ, на размещение отходов производства и потребления, и другие виды негативных воздействий.

Хотя по смыслу слова «нормативы»  и «лимиты» близки (но не полностью  тождественны) в Законе с помощью использования некоторого отличия в этих определениях отражается существующая в России реальность, когда ряд предприятий, продукция которых имеет важное государственное значение, по выбросам и сбросам не отвечают требованиям нормативов, установленных для данного региона или для данной отрасли промышленности в целом, и поэтому их деятельность продолжает осуществляться на более высоком, но лимитированном уровне загрязнений. Такова, к сожалению, действительность.

В-третьих, при оказании негативного воздействия на окружающую среду субъект хозяйственной и иной деятельности должен платить за такое воздействие и возмещать вред, причиненный окружающей среде «в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды» К негативным воздействиям закон относит любые выбросы и сбросы веществ, в том числе и загрязняющих; загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумами, ЭМИ и т.д.

Таким образом, согласно закону, экономическое  регулирование в области охраны окружающей среды сводится к плате  за любые выбросы и сбросы, за любые отходы и их размещение. Поскольку без них не обходится ни одно производство, то такое экологическое управление, на первый взгляд, представляется не сложным в осуществлении и кажется очень действенным, так как провозглашает принцип «загрязнитель - платит». Другими словами, каждый субъект, осуществляющий хозяйственную и иную деятельность, всегда будет платить за любые отходы (выбросы, сбросы) в пределах нормативов одну сумму, за превышение нормативов и лимитов - существенно большую сумму, а за загрязнения компонентов природной среды будет возмещать нанесенный природной среде ущерб в денежном, материальном и имущественном выражении.

При этом на государственные органы исполнительной власти возлагается  обязанность разработки нормативов, лимитов, методов определения нанесенного ущерба и методик расчета таких платежей. На органы прокуратуры и судебной власти возложен контроль за исполнением хозяйствующими субъектами экологического законодательства и, при необходимости, взыскания указанных сумм в судебном порядке.

Принцип «загрязнитель - платит» был заложен еще в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 1992 г., а фактически этот принцип действует уже не один десяток лет. Поэтому к настоящему времени накоплен достаточно большой опыт использования этого принципа и сложились постоянно действующие институты экологической экономики и появились экономические стимулы, направленные на сохранение окружающей среды.

Согласно Закону «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 26 июня 2007 г.) главе IV регулирование в области  охраны окружающей среды статье 14. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

 разработка государственных  прогнозов социально-экономического  развития на основе экологических прогнозов;

 разработка федеральных программ  в области экологического развития  РФ и целевых программ в  области охраны окружающей среды  субъектов РФ;

 разработка и проведение  мероприятий по охране окружающей  среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

 установление платы за негативное  воздействие на окружающую среду;

 установление лимитов на  выбросы и сбросы загрязняющих  веществ и микроорганизмов, лимитов  размещения отходов производства  и потребления;

 проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

 проведение экономической оценки  воздействий хозяйственной и  иной деятельности на окружающую  среду;

 предоставление налоговых и  иных льгот при внедрении наилучших  существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использования вторичных ресурсов и переработке отходов;

 поддержка предпринимательской,  инновационной и иной деятельности, в том числе и экологического  страхования, направленной на  охрану окружающей среды;

 возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.

В настоящее время в России и  мире разработана совокупность экономических  инструментов природопользования и  охраны окружающей среды (Рис. 1) и они  классифицируются на:

платежи за природопользование (ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды);

финансово-кредитные инструменты (фонды воспроизводства природных  ресурсов, методы льготного кредитования природоохранных мероприятий, займы, субсидии, режим ускоренной амортизации  природоохранного оборудования, экологические и ресурсные налоги, механизм страхования экологических рисков);

рыночные инструменты (рыночные цены на природные ресурсы, рыночная интервенция  органов власти для поддержки  «зелёных» секторов рынка, механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды, залоговая система, прямые рыночные переговоры, добровольные природоохранные соглашения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Понятие экологического аудита

 Одним из организационно-правовых  механизмов, позволяющих осуществлять  требуемое засвидетельствование (оценку) деятельности предприятия, является экологический аудит (экоаудит).

Экологическое аудирование - вид, деятельности включающий в себя комплекс организационных, научных, методических мероприятий (действий), обеспечивающих проведение экологического аудита.

Экологический аудит - независимая, объективная  вневедомственная оценка соответствия действующему природоохранному законодательству, нормативным и правовым актам, методическим и регламентирующим документам в  области окружающей среды и природопользования деятельности хозяйствующих субъектов и состояния окружающей среды - объектов экологического аудирования.

 Ближайшими терминологическими  эквивалентами понятия экологический  аудит в русском языке являются  такие термины как экологическое  обследование, экологический осмотр, экологическая оценка, проверка правильности проводимой экологической политики. Проведение экологического позволяет установить диагноз «экологического здоровья» предприятия, территории с присущей ей инфраструктурой.

Проведение экологического аудита позволяет определить:

 способность определенной технологической  системы производить экологически  чистую продукцию;

определять степень привлекательности  производства и территории для инвестиций.

 Именно с такой целью зарубежные компании обращаются к экологическим аудиторам - юридическими или физическим лицам, которые могут дать объективную оценку экологического состояния предприятия, определить существующие отклонения от нормы, рекомендовать мероприятия по проведению производственной деятельности предприятия в соответствии с этими требованиями.

Экологический аудит представляется как систематизированный процесс  получения, изучения и оценки экологической  информации об объекте аудита на основе осуществления независимой, вневедомственной проверке или несоответствия определенным критериям.

Критерии аудита - это требования, с которыми аудитор сравнивает собранные  свидетельства о рассматриваемом  объекте. В широком понимании  экологический аудит - это инструмент управления, с помощью которого оценивается эколго-экономическая эффективность управления.

В результатах экоаудита заинтересованы владельцы предприятий, инвесторы, банки, страховые организации, контролирующие органы, налоговые органы, общественность.

 Многие иностранные инвестиции в экономику России требуют проведения обязательных программ экоаудита. В первую очередь, это требование относится к инвестициям, осуществляемым через международный и европейский банки реконструкции и развития. Аудирование проводится по методикам банков специализированными фирмами, действующими на российском рынке экологических услуг. Полученное аудиторское заключение влияет на решение об инвестировании проекта.

Виды экологического аудита, его  принципы и особенности

Экологическое аудирование может  использоваться и в определенных случаях являться составной частью других, более сложных процессов, таких как:

лицензирование;

 государственный экологический  контроль;

 государственная экологическая  экспертиза;

 различные виды экономических  и финансовых оценок деятельности предприятия и т. д.

Экологический аудит можно подразделить (по виду) на:

 обязательный;

 инициативный (добровольный).

Инициативный экологический аудит  проводится на добровольной основе по решению руководства хозяйствующего субъекта.

Обязательный экологический аудит проводится по решению и поручению государственных и иных органов (суд, арбитраж, природоохранные органы).

Кроме того, может проводиться:

 при реализации международных  обязательств, например, конвенций  и соглашений для учета экологического фактора при действующей программе приватизации и реструктуризации государственных и муниципальных предприятий;

 при реализации процедуры  банкротств хозяйствующих субъектов,  экологической санации производства;

 при проведении обязательного  экологического страхования;

 при подготовке инвестиционных  проектов и программ;

 при обосновании и реализации  экологических программ различного  уровня.

Характерными особенностями экоаудита  является его независимость, конфиденциальность, объективность, системность, компетентность и соответствие целям и задачам, которые определяются заказчиком при заключении договора на проведение экоаудита.

Основные принципы экоаудита делятся  на две группы:

методологические принципы

принципы профессиональной этики 

Методологические принципы могут в отдельных случаях иметь рекомендательный характер. Обязательность или рекомендательный характер методологических принципов регламентируются теми конкретными нормативами экоаудита, в которых описываются соответствующие принципы, а также отвариваются договоре, программе (плане) работ по проведению экоаудита

Принципы профессиональной этики  являются обязательными для соблюдения во всех случаях проведения экоаудита.

Информация о работе Экологические этикетки и декларации