Экономический механизм охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена теме: «Экономический механизм охраны окружающей природной среды» - тема поистине огромная и уложиться в требования контрольных работ в полном объёме практически не возможно, но всё же попытаюсь кратко осветить данную мне тему.
Начну, наверное, с того, что общественные отношения в области взаимодействия общества и природы регулируются экологическим законодательством, которое в свою очередь преимущественно начало развиваться в РФ в 50-60 годах, тогда это была можно сказать иная страна СССР, другие идеи, другие цели и т.п. Хотя и до этого предпосылки экологического права были.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и состав экономического механизма охраны окружающей среды
1.1 Понятие экономического механизма охраны окружающей природной среды
1.2 Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды
2. Кадастры природных ресурсов
2.1 Земельный кадастр
2.2 Состав комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов
2.3 Формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов
3. Финансирование экономического механизма
3.1 Платность использования природных ресурсов
3.2 Экологические фонды
4. Экологическое страхование
4.1 Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды
5. Задача
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономический механизм охр.окр.среды1.docx

— 46.14 Кб (Скачать файл)

В состав КТКПР на первом этапе входят автоматизированные базы кадастров, ряд из которых уже  разработаны и проходят опытную  эксплуатацию:

1. земельных  ресурсов;

2. водных  ресурсов;

3. лесных  ресурсов;

4. геоботанических  ресурсов;

5. животного  мира;

6. месторождений  полезных ископаемых;

7. атмосферных  загрязнений и охраны атмосферного  воздуха;

8. промышленных  и бытовых отходов.

Информация  КТКПР хранится на машинных носителях  и адаптирована для пользования  лицами, принимающими решения, в области:

а) обеспечения управленческих решений в эколого-ресурсной сфере на уровне субъектов Российской Федерации и ниже;

б) проведения функционального зонирования территории для установления экологически обоснованных режимов и регламентации по ее использованию;

в) организации и реорганизации размещения производительных сил;

г) реализация инвестиционных целевых программ развития отдельных территорий;

д) изменения структуры и базы налогообложения в регионе;

е) ресурсосбережения, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

ё) обеспечения санитарной и экологической безопасности;

ж) разграничения компетенции по распоряжению природными объектами между Российской Федерацией, субъектами

з) органами местного самоуправления;

и) приватизации природных объектов.

При формировании и ведении КТКПР используются компьютерные системы сбора, обработки, хранения и предоставления кадастровой  информации. Вопросы выбора масштабов, программного обеспечения и видов  технических средств для применения в целях ведения КТКПР решаются органами государственного управления субъектов Федерации при участии  заинтересованных ресурсных ведомств и Федеральной службы геодезии и  картографии, исходя из необходимости  обеспечения сопоставимости, сопряженности  систем управления базами данных и  геоинформационных систем, используемых в различных отраслевых и территориальных кадастрах и реестрах.

Данные  КТКПР подлежат обязательному применению при установлении и изменении  режимов использования территорий, при лицензировании природопользования и проведении экологической экспертизы намечаемой хозяйственной деятельности, а также при формировании налоговой политики в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

 

2.2 Состав комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов

 

Комплексных территориальных кадастров природных  ресурсов и объектов включает в себя предоставляемые или удостоверенные специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в  области охраны окружающей природной  среды сведения о местоположении, количестве и качестве природных  ресурсов, их первичной (базовой) социально-экономической  оценке во взаимоувязке с экологической  ситуацией на территории субъекта

Федерации и составляющих его районов

Сведения  о правовом статусе природных  объектов (распределение по субъектам  владения и пользования) составляют отдельный адресно-правовой раздел информации КТКПР, который формируется  в полном соответствии с данными  государственного земельного кадастра, других кадастров природных ресурсов, реестров собственности на недвижимое имущество, регистрирующих эту информацию.

Сведения  для формирования и ведения КТКПР  предоставляются по ресурсам недр, по поверхностным водным ресурсам, по лесным ресурсам, по почвенным ресурсам, по водно-болотным угодьям (в том  числе международного значения), по гидробиологическим ресурсам, по ресурсам промысловых видов животных. По ресурсам используемых видов дикорастущих растений, грибов, а также по редким и исчезающим видам биоты, по климатическим ресурсам, по интегральной оценке экологического состояния территории, по особо охраняемым территориям, по природным объектам рекреационного и культурно- исторического значения.

Учет  природных ресурсов ведется по объектам и классификационным единицам, принятым для каждого вида природных ресурсов. По мере повышения уровня учета классификационные  единицы учета укрупняются в  соответствии с задачами по территориальному управлению природопользованием и  охраной окружающей среды.

Информация  КТКПР должна быть представлена в  виде географических карт, таблиц и  описаний на электронных и бумажных носителях и унифицирована по масштабам карт, стандартам по сбору  данных, родам классификаций, требованиям  режимов использования и методикам  социально-экономической оценки. Унификация и согласование форм предоставляемых  данных осуществляется ведущими отраслевые кадастры природных ресурсов федеральными органами исполнительной власти на основании  возложенных на них в соответствии с законодательством Российской Федерации функций.

Перечень  обязательных кадастровых показателей  по характеристикам каждого вида природного ресурса разрабатывается  Мин. природы России совместно с  другими федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и утверждается Мин. природы России.

Перечень  дополнительных кадастровых показателей, необходимых для территориального управления, устанавливают органы государственного управления субъектов Федерации  в зависимости от природно-ресурсной  и хозяйственной специфики конкретной территории.

 

 

2.3 Формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов

 

Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют работу по формированию КТКПР на подведомственной территории. Для этих целей они могут создавать  территориальные кадастровые центры (государственные предприятия или учреждения - далее ТКЦ).

По решению  государственных органов управления субъектов Федерации функциями  ТКЦ могут наделяться управления (департаменты) по природопользованию в составе правительств и администраций, комитеты по экологии и природопользованию Минприроды России, другие государственные  учреждения и организации, к компетенции  которых относятся указанные  вопросы.

Финансирование  материально-технической части работ  по созданию и функционированию ТКЦ  в рамках эксперимента осуществляется из бюджетных и внебюджетных средств, выделяемых субъектами Российской Федерации  и входящих в их состав административно-территориальных  единиц.

ТКЦ решают следующие основные задачи:

1. классификация  природных ресурсов и объектов  и определение первоочередных  по значимости объектов для  включения их в КТКПР;

2. разработка  требований к объемам и формам  представления отраслевой кадастровой  информации по дополнительному  перечню кадастровых показателей  для решения задач территориального  управления;

3. свод  и государственная регистрация  сведений о природных ресурсах  и объектах для ведения КТКПР,  а также их первичная социально-экономическая  оценка;

4. реализация  эксперимента по совершенствованию  учета и социально-экономической  оценке природно-ресурсного потенциала;

5. выбор  экспериментальных территорий для  реализации пилотных проектов  по формированию, ведению и использованию  КТКПР;

6. разработка  требований к территориальным  программам кадрового и технического  обеспечения формирования КТКПР;

7. разработка  процедуры принятия решений по  природопользованию на основе  информации КТКПР;

8. разработка  нормативно-правовой документации  по природопользованию.

Сведения  в объеме Перечня обязательных кадастровых  показателей, передаются в ТКЦ субъектов  Федерации по решению органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Сроки передачи информации при ведении КТКПР  определяются в соответствии с установленным  в отраслевых кадастрах природных  ресурсов порядком обновления сведений. Передача сведений по дополнительным кадастровым показателям, включая  их сбор и обработку, а также тиражирование  материалов по обязательным кадастровым  показателям осуществляются для  ТКЦ на договорной основе, исходя из затрат на указанные виды работ федеральных  организаций и служб, ведущих  отраслевые кадастры.

Минприроды  России может делегировать права  по ведению кадастров по природным  объектам, относящимся к ведению  Российской Федерации, территориальным  кадастровым центрам с передачей  соответствующего финансирования из средств  республиканского бюджета Российской Федерации.

Механизм  реализации в этом случае определяется в Договоре между Минприроды России и исполнительным органом власти субъекта Федерации.

Для определения  условий взаимодействия ТКЦ и  федеральных отраслевых кадастровых  служб органы исполнительной власти субъектов Федерации могут заключать  двухсторонние соглашения с соответствующими федеральными органами, ведомствами  и службами.

Сведения  по обязательному перечню кадастровых  показателей, переданных в ТКЦ субъектов  Федерации, являются свободными для  доступа всех заинтересованных в  их получении федеральных органов  управления природными ресурсами и  охраной окружающей среды.

Порядок использования информации КТКПР  для нужд иных пользователей устанавливается  решением исполнительных органов власти субъектов Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование  разработок по общеметодическому и  нормативно-правовому обеспечению, разработок типовых проектных решений, создания и ведения Единой системы  ведения комплексного территориального кадастра необходимо осуществлять из всех возможных финансовых источников — бюджета, собственных средств  предприятий, привлеченных средств.

 

 

3. Финансирование экономического механизма

 

Планирование и финансирование материально-технического обеспечения мероприятий по охране окружающей среды.

1. Планирование  мероприятий по охране окружающей  природной среды и природопользованию  осуществляется в составе программ, прогнозов социально- экономического  развития на основе государственной  экологической программы, с учетом  природоресурсного потенциала отдельных  регионов.

2. Финансирование  экологических программ и мероприятий  по охране окружающей природной  среды производится за счет:

- средств  предприятий, учреждений и организаций;

- федерального, областных, местных экологических  фондов;

- фондов  экологического страхования;

- кредитов  банков;

- добровольных  взносов населения, иностранных  юридических лиц и граждан,  а также других источников.

3. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды в федеральном и других бюджетах выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами.

Рассмотрю подробнее, из чего же финансируется механизм.

 

3.1 Платность использования природных ресурсов

 

1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

2. Плата  за природные ресурсы (земля[8], недра[9], вода[10], лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

- за право  пользования природными ресурсами  в пределах установленных лимитов;

- за сверхлимитное  и нерациональное использование  природных ресурсов;

- на воспроизводство  и охрану природных ресурсов.

3. Плата  за загрязнение окружающей природной  среды и другие виды воздействия  взимается за:

- выбросы,  сбросы загрязняющих веществ,  размещение отходов и другие  виды загрязнения в пределах  установленных лимитов;

- за выбросы,  сбросы загрязняющих веществ,  размещение отходов и другие  виды загрязнения сверх установленных  лимитов.

4. Плата  за нормативные и сверхнормативные  выбросы, сбросы вредных веществ,  размещение отходов перечисляется  в бесспорном порядке на специальные  счета внебюджетных государственных  экологических фондов из средств  предприятия, учреждения, организации.

5. Порядок  исчисления и применения нормативов  платы за использование природных  ресурсов определяется Правительством  Российской Федерации.

6. Внесение  платы за использование природных  ресурсов не освобождает природопользователя  от выполнения мероприятий по  охране окружающей природной  среды и возмещения вреда, причиненного  экологическим правонарушением.

Информация о работе Экономический механизм охраны окружающей среды