Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:25, контрольная работа

Описание работы

«Природные ресурсы - это изъятые и/или не изъятые из природной среды природные компоненты или их части, к оценке объемов, запасов и изъятию которых приложен труд человека, которые предназначаются для использования их в хозяйственной деятельности, индивидуально определенные и подлежащие обособлению и имеющие государственную регистрацию в качестве объектов собственности». Природные ресурсы являются особым объектом права собственности, имеющим особое конституционно-правовое регулирование и существенные отличия от иных объектов собственности, а также от природных объектов, которые являются и могут быть только общественным достоянием. Отношения в сфере их использования не могут регулироваться нормами гражданского законодательства, поскольку это исключительно публичная категория

Содержание работы

Вопрос 1: Право муниципальной собственности на природные объекты 3
Введение 3
1.1.Понятие и содержание права муниципальной собственности на природные объекты 4
1.2.Субъекты, объекты, особенности возникновения и содержание 8
Выводы 9
Вопрос 2:Экологический паспорт промышленного объекта 10
Введение 10
2.1.Понятие экологического паспорта промышленного объекта 11
2.2.Декларация безопасности промышленного объекта 16
2.3.Порядок предоставления экологической информации 18
Выводы 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Коликовой Елене по основам экологического права.docx

— 43.41 Кб (Скачать файл)

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"1 в качестве одного из основных принципов провозглашает соблюдение права каждого на получение информации о состоянии окружающей среды (ст. 3) и закрепляет право граждан направлять обращения в соответствующие органы и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (ст. 11).

Помимо этого ч. 3 ст. 63 Закона устанавливает статус информации о состоянии окружающей среды, полученной при осуществлении государственного экологического мониторинга.

В некоторых других законах  федерального уровня закреплено право  граждан на достоверную информацию об окружающей среде и обязанность  органов власти предоставлять соответствующие  сведения.

Защита прав граждан на экологическую информацию регламентируется прежде всего Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих права  и свободы граждан"2 и некоторыми другими актами. Данный Закон предусматривает механизм обращения граждан в суд, сроки и порядок рассмотрения этих обращений, а также процедуру принятия и исполнения решений по ним.

Целью работы является исследование вопроса экологической информации, ее понятие и значение.

2.1.Понятие экологического  паспорта промышленного объекта

Экологический паспорт (ЭП) объекта или предприятия - это  нормативно-технический документ, включающий данные о потребляемых и используемых ресурсах всех видов (природных - первичных, переработанных—вторичных и др.), а также определяющий все прямые влияния и воздействия на окружающую природную среду».

ЭП представляет собой  систему данных, выраженных через  систему стандартизированных показателей, отражающих уровень использования  природных ресурсов и степень  воздействия на основные компоненты природной среды - атмосферу, гидросферу, литосферу. ЭП разрабатывается за счет собственных средств предприятия, подлежит согласованию с СЭН и  территориальными органами охраны природы, утверждается первым руководителем  организации, а затем регистрируется в территориальном органе охраны природы.

Руководитель, утвердивший  ЭП, несет персональную ответственность  за правильность его составления  и достоверность содержащихся в  нем данных, своевременность внесения корректив, отражающих изменение характера  использования природных и иных ресурсов, воздействие на окружающую среду.

ЭП является не только основным документом, одной из форм экологического контроля, но также служит информационной основой для паспортизации территории, региона и страны в целом. Для  этого экземпляры ЭП распределяются следующим образом: один хранится на предприятии, другой - в территориальном  или региональном органе охраны природы  третий направляется в НИИЦ «Экология» для формирования банка, данных.

Разработка экологического паспорта - процесс индивидуальный и многоплановый. Основой разработки ЭП являются:

  • согласование и утверждение основных показателей строительно-производственной, хозяйственной и иной деятельности, связанной с потреблением и воздействием на окружающую среду;
  • разрешение на природопользование (отвод земель, недр, водопользование и т.д.);
  • паспорта всех очистных систем и установок (воздухоочистных, газоочистных, водоочистных, канализационно-очистных и др.), сооружений и установок и по сбору и утилизации отходов;
  • данные статистической отчетности по природо- и ресурсоиспользованию.

Составление ЭП включает операции расчетов норм:

  • предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферный воздух (постоянно выбрасываемых и залповых);
  • предельно допустимый сброс (ПДС) очищенных или неочищенных, сточных вод или система централизованной канализации, или на рельеф;
  • предельно допустимых вредных воздействий (ПДВ) полей, излучений, физико-механических (тепловых, шумовых, электромагнитных, механического разрушения поверхности литосферы, недр, изменения гидрологических, гидрологических условий и т.д.), а также инвентаризация источников воздействия и загрязнения окружающей среды.

Инвентаризацию проводит экологическая служба предприятия  расчетно-аналитическими методами, инструментальными  измерениями и контролем.

Анализ природно-климатических  факторов проводится с целью определения  тенденции повышения или понижения  концентрации вредных веществ для  данной территории. Для этого используется база данных многолетних климатических  наблюдений и характеристик исследуемой  территории. Размеры учитываемой территории (зоны влияния) зависят от того, каков характер выбросов, стоков или воздействий. При расчетах учитывают фоновые значения концентраций вредных веществ. ЭП включает основные разделы:

  • общие сведения о предприятии;
  • краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия;
  • краткое описание технологии производства и сведения о продукции;
  • сведения об использовании земельных ресурсов; характеристика выбросов в атмосферу;
  • характеристика сырья, используемых материалов и энергетических ресурсов;
  • характеристика водопотребления;
  • характеристика отходов;
  • сведения о рекультивации нарушения земель;
  • сведения об эколого-экономической деятельности предприятия.

В России с 15.07.2001 г. введен в  действие ГОСТ Р 17.0.0.06-00 «Экологический паспорт природопользователя».

Анализ содержания этого  стандарта показывает, что речь идет о новом экологическом паспорте, имеющем существенные отличия от ранее действовавшего согласно ГОСТ 17.0.0.04-90.

Новый стандарт устанавливает  основные положения по построению, изложению и заполнению типовых  форм экологического паспорта природопользователя. И рекомендуется для разработки и ведения юридическими лицами, независимо от форм собственности, осуществляющими  хозяйственную или иные виды деятельности и оказывающими воздействие на окружающую среду.

Согласно ГОСТ Р 17.0.0.06-00 «экологический паспорт - документ, содержащий информацию об уровне использования природопользователем ресурсов (природных, вторичных и др.) и степени воздействия его производств на окружающую природную среду, а также сведения о разрешениях на право природопользования на право природопользования, нормативных воздействий и размеров платежей за загрязнение окружающей среды и использование природных ресурсов»3

Экологический паспорт утверждается руководителем природопользователя, согласуется с территориальными подразделениями специально уполномоченного  государственного органа РФ в области  ООС. Регистрация паспорта в указанном  органе не требуется.

Согласно требованиям  ГОСТ Р 17.0.06-00 при заполнении форм экопаспорта  следует пользоваться технологическими планировками, операционными картами, теxнoлoгичecкими инструкциями природопользователя, государственными стандартами и  техническими условиями на основные и вспомогательные материалы  и другими нормативными материалами.

Информационная база экопаспорта  должна поддерживаться в режиме постоянной корректировки. В случае перепрофилирования или изменения технологии производства, замены оборудования, сырья или материалов, сокращения или увеличения количества источников вредного действия на окружающую среду, изменения формы собственности  природопользователь должен вносить  дополнения или корректировки в  экопаспорт. Уровень наполнения паспорта, а также работы, связанные с  изменением техногенного воздействия  на окружающую среду (кроме ремонтных  работ) должны быть согласованы природопользователем с территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа РФ в области ООС.

Ответственность за достоверность  информации и полноту заполнения таблиц и разделов экопаспорта и  вносимых изменений несет руководитель природопользователя.

Информационная база экопаспорта может быть использована для разработки проектов ПДВ, ПДС, лимитов размещения отходов, при заполнении форм статотчетности 2ТП-воздух, 2ТП-водхоз, 2ТП-токсичные отходы, для расчетов платы за загрязнение окружающей среды, установления налоговых льгот и других целей.

Экопаспорт следует разрабатывать  и вести с использованием персональных ЭВМ. При этом должна быть предусмотрена  возможность контроля за изменением информационной базы экопаспорта и  составления отдельных экологических  показателей в течение 5 лет. Контроль правильности разработки и ведения  экопаспорта осуществляют территориальные  подразделения уполномоченного  госоргана РФ в области ООС.

Экологический паспорт природопользователя  содержит следующие структурные элементы:

  • титульный лист;
  • сведения о разработчике паспорта;
  • содержание;
  • общие сведения о природопользователе;
  • эколого-экономические показатели;
  • сведения о выпускаемой продукции;
  • краткую характеристику производств;
  • сведения о потреблении энергоносителей;
  • эколого-производственные показатели;
  • сведения о землепользовании;
  • сведения о разрешениях (лицензиях) на природопользование и природоохранную деятельность;
  • план природоохранных мероприятий;
  • список использования источников, информации.

Новый экологический паспорт  природопользователя значительно  совершеннее своего предшественника. В нем учтены новые социально-экономические  реалии в стране, новые законодательные  и подзаконные акты, появившиеся  в последние годы

2.2.Декларация безопасности промышленного объекта

Декларация промышленной безопасности это документ, направленный на всестороннюю оценку риска аварий и связанных с ними угроз.

В Российской Федерации, начиная с 1995 года, проводится декларирование промышленной безопасности. Разработка декларации промышленной безопасности (ДПБ) производится в соответствии с требованиями нормативно-правовой документации, действующей на территории Российской Федерации, основным из которой является Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Декларация промышленной безопасности разрабатывается для опасных  производственных объектов, на которых  получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в  количествах, установленных в приложении 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных  производственных объектов» (таблицы 1 и 2 приложения № 2), а также для  опасных производственных объектов, обязательность декларирования которых  установлена в нормативных правовых актах Ростехнадзора.

Предельные количества опасных  веществ, наличие которых на опасном  производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности (из приложения 2 к Федеральному закону Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных  производственных объектов»).

Разработка декларации промышленной безопасности предполагает: всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Разработка декларации промышленной безопасности проводится в составе  проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный  ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.

Разработанную декларацию промышленной безопасности представляют органам  государственной власти, органам  местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Разработка декларации промышленной безопасности включает в себя:   

- оценку риска аварии  и связанной с нею угрозы;  

- оценку принятых мер  по предупреждению аварий;

- оценку готовности к  локализации и ликвидации последствий  аварий;  

- разработку мероприятий,  направленных на минимизацию  масштаба последствий аварий;  

- разработку мероприятий,  направленных на минимизацию  ущерба от аварий.

Структурные элементы декларации промышленной безопасности:  

- титульный лист;  

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"