Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:25, контрольная работа
«Природные ресурсы - это изъятые и/или не изъятые из природной среды природные компоненты или их части, к оценке объемов, запасов и изъятию которых приложен труд человека, которые предназначаются для использования их в хозяйственной деятельности, индивидуально определенные и подлежащие обособлению и имеющие государственную регистрацию в качестве объектов собственности». Природные ресурсы являются особым объектом права собственности, имеющим особое конституционно-правовое регулирование и существенные отличия от иных объектов собственности, а также от природных объектов, которые являются и могут быть только общественным достоянием. Отношения в сфере их использования не могут регулироваться нормами гражданского законодательства, поскольку это исключительно публичная категория
Вопрос 1: Право муниципальной собственности на природные объекты 3
Введение 3
1.1.Понятие и содержание права муниципальной собственности на природные объекты 4
1.2.Субъекты, объекты, особенности возникновения и содержание 8
Выводы 9
Вопрос 2:Экологический паспорт промышленного объекта 10
Введение 10
2.1.Понятие экологического паспорта промышленного объекта 11
2.2.Декларация безопасности промышленного объекта 16
2.3.Порядок предоставления экологической информации 18
Выводы 18
Список литературы 20
Содержание
Вопрос 1: Право муниципальной собственности на природные объекты 3
Введение 3
1.1.Понятие
и содержание права
1.2.Субъекты,
объекты, особенности
Выводы 9
Вопрос 2:Экологический
паспорт промышленного объекта
Введение 10
2.1.Понятие
экологического паспорта
2.2.Декларация
безопасности промышленного
2.3.Порядок
предоставления экологической
Выводы 18
Список литературы 20
В условиях становления рыночных
отношений необходимым является
совершенствование правового
Конституция Российской Федерации
относит вопросы владения, пользования
и распоряжения природными ресурсами
к предметам совместного
Следует отметить, что в
российском праве механизм правового
регулирования разграничения
В связи с этим требуется более тесное взаимодействие по этому направлению Российской Федерации и ее субъектов. В настоящее время фактически отсутствует координация действий органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, осуществляющих функции управления государственной собственностью на природные ресурсы и обеспечивающих государственный экологический контроль за их использованием. Не разработан правовой механизм управления природными ресурсами, основанный на обеспечении взаимных интересов Федерации и ее субъектов, на территории которых находятся природные ресурсы.
Кроме того, недостаточно эффективно осуществляется государственный учет природных ресурсов, как объектов государственной собственности. Не разработан механизм оценки их реальной экономической стоимости, а следовательно, и отчислений от их использования в бюджет государства. Это не обеспечивает возможности эффективного государственного управления собственностью на природные ресурсы, сохранения природно-ресурсного потенциала страны и выполнения государством его социальных функций.
Из изложенного следует необходимость проведения анализа существующих научных исследований в рассматриваемой сфере; изучения действующего законодательства, на предмет реализации в нем конституционных норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, как особым объектом права собственности; выявления тенденций развития зарубежного законодательства в этой области и их научно-обоснованной оценки. Необходимо также определить конституционно-правовой статус понятия «природные ресурсы», как объекта права собственности и отличие его от понятия «природные объекты», часто используемые в законодательстве как синонимы.
«Природные ресурсы
- это изъятые и/или не изъятые
из природной среды природные
компоненты или их части, к
оценке объемов, запасов и
Законодательно установлено следующих основных критериев отнесения природных ресурсов к объектам государственной собственности с особой системой управления: являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации; их рациональное использование, сохранение и восстановление являются предметом коллективного интереса всего общества; обладают общегосударственной значимостью и требуют единого государственного управления их использованием; имеют естественное происхождение, их использование неразрывно связано с состоянием окружающей среды и обеспечением экологической безопасности; требуют существенного ограничения права собственности в интересах всего общества с целью сохранения их для настоящего и будущих поколений; являются гарантией обеспечения равных прав граждан Российской Федерации на пользование ими и получение материальных и иных благ.
Природные ресурсы являются особым объектом права собственности, имеющим особое конституционно-правовое регулирование и существенные отличия от иных объектов собственности, а также от природных объектов, которые являются и могут быть только общественным достоянием. Отношения в сфере их использования не могут регулироваться нормами гражданского законодательства, поскольку это исключительно публичная категория.
При рассмотрении права собственности
на природные ресурсы через
В связи с этим, можно предложить уточнение понятия «природные ресурсы», которое по смыслу содержит два определения. Изъятые из природной среды: ресурсы леса (например, древесина), недр (полезные ископаемые), животного мира (объекты охоты), водные ресурсы водных объектов(вода), и не изъятые из природной среды природные ресурсы - это природные объекты или их части, к которым можно отнести, например, участки недр.
Последние могут находиться
только в государственной
Особо отмечается социальная
значимость природных ресурсов и
их значение для сохранения природной
среды России. Поскольку средства
от использования и оборота
Современное российское законодательство, как и ранее, не разделяет два понятия: «природные ресурсы», как объект права собственности и «природные объекты», как часть природной среды. Смешение этих понятий и введение различных форм собственности на природные ресурсы в настоящее время затрудняет организацию внедрения эффективного механизма правового регулирования собственности на природные ресурсы, как общественно значимого объекта.
Российское природоохранное законодательство унаследовало проблемы и пробелы в правовом регулировании отношений государственной собственности на природные ресурсы с советского периода. В связи с чем при изменении конституционно-правового статуса природных ресурсов, как объектов собственности, возникло несоответствие правовых норм, содержащихся в федеральных законах и законодательстве субъектов Российской Федерации с нормами Конституции Российской Федерации, о чем свидетельствуют многочисленные постановления и определения Верховного и Конституционного судов Российской Федерации. В настоящее время система управления государственной собственностью на природные ресурсы не обеспечивает выполнение ими социальной функции для всего общества. Отсутствует также механизм законодательного и общественного контроля.
Основным признаком права государственной собственности на природные ресурсы является публичный характер регулируемых отношений и общественная значимость природных ресурсов. Это связано с тем, что природные ресурсы являются, в первую очередь, основой жизни и деятельности народов России, обеспечивают удовлетворение жизненно-важных интересов личности, общества и государства, которые в совокупности определяют существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Поэтому их рациональное использование и сохранение для настоящего и будущих поколений должно быть гарантировано государством - публичной властью, призванной быть инструментом решения главных для общества дел. На основании проведенного анализа законодательства и научно -теоретических воззрений на вопросы правового регулирования отношений собственности на природные ресурсы определены основные критерии отнесения природных ресурсов к объектам собственности и, в частности, к государственной собственности, требующей особой системы управления.
Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы Кроме земли, природными ресурсами являются недра, воды, леса, атмосферный воздух, растительный мир вне лесов.
В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории. С учетом неразвитости законодательства об охране и использовании растительного мира вне лесов (а также всех особо охраняемых природных территорий) в законодательстве не решен непосредственно вопрос о праве собственности на данный природный объект. Однако исходя из того, что растительный мир органически связан с землей, есть основания рассматривать его также как объект права собственности. В качестве собственника растительного мира в этом случае выступает собственник земли. С принятием специального закона растительный мир вне лесов станет, очевидно, самостоятельным объектом права собственности. |
В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение — одно из важнейших правомочий собственника.
Действующее законодательство достаточно полно определяет субъектов права собственности на природные ресурсы. Оно содержит две существенные новации применительно к субъектам права собственности на природные ресурсы:
а) значительно расширен перечень субъектов за счет введения многообразия форм собственности — частной, государственной, муниципальной и иной;
б) предусмотрено структурирование государственной собственности по уровням — федеральная и субъектов РФ.
Таким образом, субъектами права собственности на природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования
В соответствии со ст. 114 управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ. Таким образом, от имени государства права собственника на природные ресурсы осуществляют Правительство РФ, правительств, субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы.
Помимо государства, появились три новых вида субъектов права собственности на природные ресурсы — физические и юридические лица и муниципалитеты. Субъектами муниципальной собственности в соответствии со ст. 12 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и другие муниципальные образования.
Итак, природные ресурсы, как компоненты природной среды, неразрывно связаны с ее качеством и состоянием, что обусловливает необходимость их рационального использования и охраны. В то же время, географическое расположение природных ресурсов, как объектов собственности, не зависит от административно - территориального деления Российской Федерации в силу их природных особенностей и естественного происхождения. В связи с этим необходимо обеспечение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, управления государственной собственностью на природные ресурсы в интересах всех народов, проживающих на ее территории, независимо от наличия или отсутствия природных ресурсов на территории того или иного субъекта Российской Федерации.
Российское законодательство содержит достаточно большое количество норм, регламентирующих право на экологическую информацию.
Так, в ч. 2 ст. 24 Конституции
РФ предусмотрена обязанность
Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"