Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:25, контрольная работа

Описание работы

«Природные ресурсы - это изъятые и/или не изъятые из природной среды природные компоненты или их части, к оценке объемов, запасов и изъятию которых приложен труд человека, которые предназначаются для использования их в хозяйственной деятельности, индивидуально определенные и подлежащие обособлению и имеющие государственную регистрацию в качестве объектов собственности». Природные ресурсы являются особым объектом права собственности, имеющим особое конституционно-правовое регулирование и существенные отличия от иных объектов собственности, а также от природных объектов, которые являются и могут быть только общественным достоянием. Отношения в сфере их использования не могут регулироваться нормами гражданского законодательства, поскольку это исключительно публичная категория

Содержание работы

Вопрос 1: Право муниципальной собственности на природные объекты 3
Введение 3
1.1.Понятие и содержание права муниципальной собственности на природные объекты 4
1.2.Субъекты, объекты, особенности возникновения и содержание 8
Выводы 9
Вопрос 2:Экологический паспорт промышленного объекта 10
Введение 10
2.1.Понятие экологического паспорта промышленного объекта 11
2.2.Декларация безопасности промышленного объекта 16
2.3.Порядок предоставления экологической информации 18
Выводы 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Коликовой Елене по основам экологического права.docx

— 43.41 Кб (Скачать файл)

Содержание

Вопрос 1: Право  муниципальной собственности на природные объекты 3

Введение 3

1.1.Понятие  и содержание права муниципальной  собственности на природные объекты 4

1.2.Субъекты, объекты, особенности возникновения  и содержание 8

Выводы 9

Вопрос 2:Экологический  паспорт промышленного объекта 10

Введение 10

2.1.Понятие  экологического паспорта промышленного  объекта 11

2.2.Декларация  безопасности промышленного объекта 16

2.3.Порядок  предоставления экологической информации 18

Выводы 18

Список литературы 20

Вопрос 1: Право  муниципальной собственности на природные объекты

Введение

В условиях становления рыночных отношений необходимым является совершенствование правового механизма  реализации государством полномочий собственника природных ресурсов, обеспечивающего  их рациональное использование и  охрану с учетом федеративного устройства России, в интересах всего общества и в соответствии с принципом  социальной справедливости.

Конституция Российской Федерации  относит вопросы владения, пользования  и распоряжения природными ресурсами  к предметам совместного ведения. В условиях продолжающегося становления  и развития федеративных отношений  требуется научный анализ существующей законодательной практики и возможных  путей решения вопросов о разграничении  государственной собственности  на природные ресурсы и обеспечении  государственного управления этой собственностью с учетом общегосударственных задач  и интересов народов, проживающих  на территории субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что в  российском праве механизм правового  регулирования разграничения государственной  собственности на природные ресурсы, который должен обеспечивать реализацию принципов федерализма, социальную стабильность в обществе и сохранение природно-ресурсного потенциала страны, недостаточно разработан. Федеральная государственная собственность, в том числе на природные ресурсы, и управление ею, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.71), находятся в ведении Российской Федерации. В то же время вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, а также разграничение государственной собственности относятся к предметам совместного ведения.

В связи с этим требуется более тесное взаимодействие по этому направлению Российской Федерации и ее субъектов. В настоящее время фактически отсутствует координация действий органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, осуществляющих функции управления государственной собственностью на природные ресурсы и обеспечивающих государственный экологический контроль за их использованием. Не разработан правовой механизм управления природными ресурсами, основанный на обеспечении взаимных интересов Федерации и ее субъектов, на территории которых находятся природные ресурсы.

Кроме того, недостаточно эффективно осуществляется государственный учет природных ресурсов, как объектов государственной собственности. Не разработан механизм оценки их реальной экономической стоимости, а следовательно, и отчислений от их использования  в бюджет государства. Это не обеспечивает возможности эффективного государственного управления собственностью на природные  ресурсы, сохранения природно-ресурсного потенциала страны и выполнения государством его социальных функций.

Из изложенного следует  необходимость проведения анализа  существующих научных исследований в рассматриваемой сфере; изучения действующего законодательства, на предмет  реализации в нем конституционных  норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, как особым объектом права  собственности; выявления тенденций  развития зарубежного законодательства в этой области и их научно-обоснованной оценки. Необходимо также определить конституционно-правовой статус понятия  «природные ресурсы», как объекта  права собственности и отличие его от понятия «природные объекты», часто используемые в законодательстве как синонимы.

1.1.Понятие и  содержание права муниципальной  собственности на природные объекты

 «Природные ресурсы  - это изъятые и/или не изъятые  из природной среды природные  компоненты или их части, к  оценке объемов, запасов и изъятию которых приложен труд человека, которые предназначаются для использования их в хозяйственной деятельности, индивидуально определенные и подлежащие обособлению и имеющие государственную регистрацию в качестве объектов собственности».

Законодательно установлено следующих основных критериев отнесения природных ресурсов к объектам государственной собственности с особой системой управления: являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации; их рациональное использование, сохранение и восстановление являются предметом коллективного интереса всего общества; обладают общегосударственной значимостью и требуют единого государственного управления их использованием; имеют естественное происхождение, их использование неразрывно связано с состоянием окружающей среды и обеспечением экологической безопасности; требуют существенного ограничения права собственности в интересах всего общества с целью сохранения их для настоящего и будущих поколений; являются гарантией обеспечения равных прав граждан Российской Федерации на пользование ими и получение материальных и иных благ.

Природные ресурсы являются особым объектом права собственности, имеющим особое конституционно-правовое регулирование и существенные отличия от иных объектов собственности, а также от природных объектов, которые являются и могут быть только общественным достоянием. Отношения в сфере их использования не могут регулироваться нормами гражданского законодательства, поскольку это исключительно публичная категория.

При рассмотрении права собственности  на природные ресурсы через категорию  присвоения или отчуждения, покажем специфику самого объекта собственности и определен его конституционно-правовой статус.

В связи с этим, можно предложить уточнение понятия «природные ресурсы», которое по смыслу содержит два определения. Изъятые из природной среды: ресурсы леса (например, древесина), недр (полезные ископаемые), животного мира (объекты охоты), водные ресурсы водных объектов(вода), и не изъятые из природной среды природные ресурсы - это природные объекты или их части, к которым можно отнести, например, участки недр.

Последние могут находиться только в государственной собственности. Основными признаками, в соответствии с которыми «природные ресурсы» можно  отнести к объектам собственности, являются: предназначение их для использования  в хозяйственной деятельности человека; приложение труда человека к оценке объемов, запасов и изъятия; возможность  обособления и индивидуализации природных ресурсов; обязательность государственной регистрации в  качестве объектов собственности.

Особо отмечается социальная значимость природных ресурсов и  их значение для сохранения природной  среды России. Поскольку средства от использования и оборота природных  ресурсов составляют большую часть  доходов государственного бюджета, из которого осуществляется финансирование всех социальных программ в нашей  стране, управление государственной  собственностью на природные ресурсы  требует единого для всей территории страны правового регулирования. Природные  ресурсы, как составная часть  окружающей среды, имеют общегосударственную  значимость, их рациональное использование, сохранение и восстановление являются предметами коллективного интереса всего общества в целом.

Современное российское законодательство, как и ранее, не разделяет два понятия: «природные ресурсы», как объект права собственности и «природные объекты», как часть природной среды. Смешение этих понятий и введение различных форм собственности на природные ресурсы в настоящее время затрудняет организацию внедрения эффективного механизма правового регулирования собственности на природные ресурсы, как общественно значимого объекта.

Российское природоохранное законодательство унаследовало проблемы и пробелы в правовом регулировании отношений государственной собственности на природные ресурсы с советского периода. В связи с чем при изменении конституционно-правового статуса природных ресурсов, как объектов собственности, возникло несоответствие правовых норм, содержащихся в федеральных законах и законодательстве субъектов Российской Федерации с нормами Конституции Российской Федерации, о чем свидетельствуют многочисленные постановления и определения Верховного и Конституционного судов Российской Федерации. В настоящее время система управления государственной собственностью на природные ресурсы не обеспечивает выполнение ими социальной функции для всего общества. Отсутствует также механизм законодательного и общественного контроля.

Основным признаком права государственной собственности на природные ресурсы является публичный характер регулируемых отношений и общественная значимость природных ресурсов. Это связано с тем, что природные ресурсы являются, в первую очередь, основой жизни и деятельности народов России, обеспечивают удовлетворение жизненно-важных интересов личности, общества и государства, которые в совокупности определяют существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Поэтому их рациональное использование  и сохранение для настоящего и  будущих поколений должно быть гарантировано государством - публичной властью, призванной быть инструментом решения главных для общества дел. На основании проведенного анализа законодательства и научно -теоретических воззрений на вопросы правового регулирования отношений собственности на природные ресурсы определены основные критерии отнесения природных ресурсов к объектам собственности и, в частности, к государственной собственности, требующей особой системы управления.

1.2.Субъекты, объекты,  особенности возникновения и  содержание

Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы Кроме земли, природными ресурсами являются недра, воды, леса, атмосферный воздух, растительный мир вне лесов.

В природоресурсном законодательстве право собственности  установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории. С учетом неразвитости законодательства об охране и использовании растительного мира вне лесов (а также всех особо охраняемых природных территорий) в законодательстве не решен непосредственно вопрос о праве собственности на данный природный объект. Однако исходя из того, что растительный мир органически связан с землей, есть основания рассматривать его также как объект права собственности. В качестве собственника растительного мира в этом случае выступает собственник земли. С принятием специального закона растительный мир вне лесов станет, очевидно, самостоятельным объектом права собственности. |

В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение — одно из важнейших правомочий собственника.

Действующее законодательство достаточно полно определяет субъектов права собственности на природные ресурсы. Оно содержит две существенные новации применительно к субъектам права собственности на природные ресурсы:

а) значительно  расширен перечень субъектов за счет введения многообразия форм собственности — частной, государственной, муниципальной и иной;

б) предусмотрено  структурирование государственной  собственности по уровням — федеральная и субъектов РФ.

Таким образом, субъектами права собственности на природные  ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования

В соответствии со ст. 114 управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ. Таким образом, от имени государства права собственника на природные ресурсы осуществляют Правительство РФ, правительств, субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы.

Помимо государства, появились  три новых вида субъектов права собственности на природные ресурсы — физические и юридические лица и муниципалитеты. Субъектами муниципальной собственности в соответствии со ст. 12 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и другие муниципальные образования.

Выводы

Итак, природные ресурсы, как компоненты природной среды, неразрывно связаны с ее качеством и состоянием, что обусловливает необходимость их рационального использования и охраны. В то же время, географическое расположение природных ресурсов, как объектов собственности, не зависит от административно - территориального деления Российской Федерации в силу их природных особенностей и естественного происхождения. В связи с этим необходимо обеспечение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, управления государственной собственностью на природные ресурсы в интересах всех народов, проживающих на ее территории, независимо от наличия или отсутствия природных ресурсов на территории того или иного субъекта Российской Федерации.

Вопрос 2:Экологический паспорт промышленного объекта

Введение

Российское законодательство содержит достаточно большое количество норм, регламентирующих право на экологическую  информацию.

Так, в ч. 2 ст. 24 Конституции  РФ предусмотрена обязанность органов  государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц  обеспечивать каждому возможность  ознакомления с документами и  материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Кроме  того, согласно ч. 4 ст. 29 каждый имеет  право свободно искать и получать необходимую для него информацию, что, очевидно, распространяется и на информацию экологическую.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"