Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 10:15, контрольная работа
Право на благоприятную окружающую среду представляет собой нравственный принцип, выраженный в правовой норме Конституции; принцип для построения системы объективного экологического законодательства, а также его важнейшую норму; это субъективное право гражданина, которому корреспондируют обязанности государства по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека.
Право, закрепленное в статье 42 К., распространяется на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также на некоторые территориальные общины граждан.
Введение --------------------------------------------------------------------------------------3
I. Полномочия государственных органов и органов местного
самоуправления в сфере экологии----------------------------------------------------5
II. Права и полномочия граждан и общественных объединений в
сфере экологии -------------------------------------------------------------------------10
III. Экономические механизмы охраны окружающей природной
среды-------------------------------------------------------------------------------------13
IV. Государственные экологические фонды-----------------------------------------16
V. Экологическое страхование----------------------------------------------------------18
VI. Нормирование качества окружающей природной среды---------------------20
Заключение----------------------------------------------------------------------------------24
Литература----------------------------------------------------------------------------------28
I. Полномочия государственных органов и органов местного
самоуправления в сфере экологии----------------------
II. Права и полномочия граждан и общественных объединений в
сфере экологии ------------------------------
Экологическая функция — это сравнительно новое направление в деятельности государства, необходимость которого вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу. Один из ведущих тезисов международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, — или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация —является отнюдь не преувеличением. Глобальные и необратимые изменения природной среды сегодня очевидны и бесспорны.
Одна из них (разрушение озонового слоя планеты и “парниковый эффект”) ставят человечество на грань экологической катастрофы.
Осознавая реальность угрозы для жизни человека, все развитые демократические государства принимают согласованные меры по охране окружающей природной среды. Большую роль в международном сотрудничестве государств по вопросам охраны природной среды играют ООН, а также Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии, Межправительственная океанографическая комиссия и другие международные специализированные учреждения.
В нашей стране наблюдается бурный всплеск строительной деятельности. В сельской местности уничтожаются леса, пахотные угодья, на их месте возводятся роскошные коттеджи так называемых "новых русских". Чиновники органов местного самоуправления раздают под строительство особняков, автозаправочных станций, офисов участки на землях общественного назначения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), используемых для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения, и т.д. При этом нередко нарушаются экологические права и законные интересы большинства жителей. Их мнение игнорируется, они либо не ставятся в известность о намечаемом строительстве, либо им предоставляются недостоверные сведения. Чуть ли не ежедневно СМИ сообщают о многочисленных экологических нарушениях, попирающих конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду.
Среди причин этого явления можно назвать экологическое невежество, эколого-правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к правам граждан со стороны чиновников. Они нередко ссылаются на государственные или общественные интересы, которые якобы стоят выше интересов отдельных граждан.
Статья 42 Конституции гласит: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением1.
Право на благоприятную окружающую среду представляет собой нравственный принцип, выраженный в правовой норме Конституции; принцип для построения системы объективного экологического законодательства, а также его важнейшую норму; это субъективное право гражданина, которому корреспондируют обязанности государства по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека.
Право, закрепленное в
статье 42 К., распространяется на граждан
России, иностранных граждан и
лиц без гражданства, а также
на некоторые территориальные
Понятие "благоприятная" применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, в котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Отсюда неблагоприятной будет окружающая среда, сама по себе губительно влияющая на здоровье людей и не позволяющая им вести достойную жизнь.
I. Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в сфере экологии
Природа и ее
богатства являются национальным достоянием
народов России, естественной основой
их устойчивого социально-
Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.
При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами:
-приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
-научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
-рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
-соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;
-гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач.
Охране от загрязнения,
порчи, повреждения, истощения, разрушения
на территории Российской Федерации
и республик в составе Российск
Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Правительство Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды:
-осуществляет реализацию государственной экологической политики;
-обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, межгосударственных и региональных экологических программ;
-координирует деятельность министерств, ведомств, других учреждений и организаций на территории Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;
-устанавливает порядок образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда;
-организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды;
-устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов;
-устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;
-принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий и объектов и включении их в природно-заповедный фонд Российской Федерации;
-организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан;
-принимает решения о прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения в случае нарушения ими природоохранительного законодательства;
-обеспечивает население необходимой экологической информацией;
-руководит внешними связями Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
К компетенции специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды относятся: комплексное управление в области охраны окружающей природной среды в Российской Федерации, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в этой области; государственный контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, природных ресурсов, континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации, а также за соблюдением норм экологической безопасности
2. Полномочия краев, областей
К ведению краев, областей в области охраны окружающей природной среды относятся:
-определение основных направлений охраны окружающей природной среды и утверждение территориальных экологических программ;
-учет и оценка природной среды, состояния природных ресурсов, учет экологически вредных объектов, ведение кадастровой документации;
-учет и оценка объемов образующихся отходов производства и отработанных продуктов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории региона, независимо от их форм собственности и подчиненности;
-планирование охраны окружающей природной среды, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных программ;
-координация природоохранительной деятельности органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций, содействие добровольному кооперированию средств на выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды;
-координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчинения, проведение экологической экспертизы проектов;
-государственный экологический контроль, принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности объектов, не отвечающих требованиям природоохранительного законодательства;
-запрещение строительства экологически вредных объектов;
-дача разрешений на право использования природной среды и ее ресурсов, на выброс и сброс вредных веществ, размещение, переработку, складирование и захоронение отходов;
-организация сбора и рекуперация производственных и бытовых отходов;
-организация особо охраняемых природных территорий;
-организация экологического воспитания, образования и просвещения;
-обеспечение населения необходимой экологической информацией.
К ведению органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды относятся: определение основных направлений охраны окружающей природной среды города, разработка экологических программ; учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов подведомственной территории; планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий; организация экологической экспертизы проектов, государственного экологического контроля за состоянием окружающей природной среды; обеспечение населения необходимой экологической информацией;
II. Права и полномочия граждан и общественных объединений в сфере экологии
Информация о работе Нормирование качества окружающей природной среды