Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 08:51, дипломная работа
Целью настоящей работы является полное и всестороннее исследование деятельности особо охраняемых природных территорий Российской Федерации и Республики Башкортостан. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
а) охарактеризованы особо охраняемые территории РФ в целом;
б) выявлены особенности функционирования особо охраняемых природных территорий РБ;
в) дан анализ туристической деятельности на особо охраняемых территориях РБ.
Введение
Глава 1. Характеристика особо охраняемых природных территорий Российской Федерации
1.1 Мировые тенденции сохранения и использования природных ресурсов
1.2 Характеристика сети особо охраняемых природных территорий Российской Федерации
1.3 Основы правового регулирования создания и функционирования особо охраняемых природных территорий
Глава 2. Особенности функционирования особо охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан
2.1 Южно-Уральский государственный природных заповедник
2.2 Национальный парк «Башкирия»
2.3 Государственный природный заповедник «Шульган-Таш»
2.4 Башкирский государственный природный заповедник
Глава 3. Развитие туризма на особо охраняемые природные территории в Республике Башкортостан
3.1 Мировые и отечественные тенденции, влияющие на планирование туризма на особо охраняемых природных территориях
3.2 Туризм на особо охраняемые природные территории как фактор развития регионе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Для туризма часто необходимо специальное оборудование, которое, как правило, трудно перевозить на большие расстояния. Поэтому аренда или продажа соответствующего оборудования на территории ОПТ может быть источником существенных доходов. Всем посетителям ОПТ необходимо питаться, и поэтому нужно иметь или магазины, или кафе и рестораны. Расходы на питание являются одной из главных статей расхода у туристов, и ОПТ могут получать на этом хорошие деньги. Менеджеры должны решить вопрос, как лучше организовать питание – создавать собственную организацию или же сдать в концессию сторонним организациям[76].
Продажа товаров потенциально
может быть очень важным источником
дохода ОПТ при условии продуманности
и хорошей организации этого
процесса. Следует отметить, что
в последние годы товары, произведенные
при участии ОПТ, пользуются все
большим спросом. Многие предприятия
по изготовлению таких товаров создаются
поблизости от ОПТ, что позволяет
развивать непосредственные контакты
между изготовителями и потребителями
продукции, а также создавать
новые рабочие места для
Посетители, получившие
положительные эмоции от посещения
ОПТ, часто хотят сделать
Известно, что получившие удовольствие от посещения ОПТ и обеспокоенные проблемами этих территорий иностранные туристы по возвращении домой начинают лоббировать предоставление международной помощи тем ОПТ, которые они посетили.
ОПТ представляют собой
весомую «интеллектуальную
Заключение
Охраняемые территории достигают известности и успеха в том случае, когда многие люди посещают их, сочувствуют им и предпринимают политические действия в их поддержку. Туризм на ОПТ – важнейший компонент управления охраняемыми территориями.
Практика устойчивого
туризма на ОПТ имеет долгосрочную
основу. Но, хотя и необходимо планировать
деятельность в долгосрочном контексте,
также необходимо отслеживать и
ежедневные, и среднесрочные задачи.
Отдельные индивидуумы, коммерсанты
и представители партнерских
организаций должны ориентироваться
на долгосрочную выгоду, и не ожидать
немедленной отдачи сразу вслед
за внедрением политики устойчивого
туризма на охраняемой территории.
На практике только малая часть выгоды
будет получена быстро; большая ее
часть будет результатом
Для проектировщиков
ОПТ важно развивать правильную
мотивацию, которая будет влиять
на процессы принятий решений внутри
сообщества. Необходимо искать стимулы,
побуждающие правительство, местное
население и международные
Руководители ОПТ должны прилагать серьезные усилия для обеспечения переговорного процесса со всеми заинтересованными лицами и организациями. Только имея поддержку местного сообщества, управление ОПТ будет успешным в долгосрочной перспективе. Национальные и международные организации также нуждаются в поддержке своих правительств по проведению мероприятий в следующих сферах:
· Разработка и внедрение эффективной законодательной базы; в том числе обеспечение должными ресурсами для ее внедрения;
· Создание национальной политики по вопросам охраняемых территорий и управления туризмом;
· Разработка менеджмент-плана, включающего все виды деятельности каждой ОПТ, что придаст уверенность в выполнении поставленных задач и правильном использовании ресурсов.
Сегодня большая часть доходов от туризма возвращается в регионы принятия решений, уходя из самих ОПТ. Всегда лучше инвестировать часть средств от туризма в местные сообщества, чтобы местное население видело прямую финансовую выгоду от развития туризма. Проектировщики и сотрудники должны быть активными в достижении максимального экономического успеха на местах.
Список используемой литературы
I. Нормативно-правовые акты
1. ФЗ «Об особо
охраняемых природных
2. Закон Республики
Башкортостан «Об особо
II. Научная и специальная
3. Актуальные проблемы
современного культурного и
4. Анализ сохранения лесов по регионам России. М, 2000.
5. Астафьев В. Из
последнего письма Виктора
6. Благовидов А., Очагов
Д., Птичников А. Сохранение
7. Буторин А. Природное наследие России. Совет Гринпис, 2000.
8. Веденин Ю.А. Культурное и природное наследие России. М., 1995.
9. Дубовик О.Л. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 УК РФ. М., 1998.
10. Калихман А.Д., Педерсен
А.Д., Савенкова Т.П., Сукнев А.Я.
Методика «Пределов допустимых
изменений» на Байкале –
11. Комплексные региональные
программы сохранения и
12. Концепция системы
охраняемых природных
13. Максаковский Н.В.
Национальные парки в
14. Основные направления
развития и организации
15. Охраняемые природные территории. Материалы к созданию Концепции системы охраняемых природных территорий России. М., 1999.
16. Охраняемые природные
территории России после
17. Российская музейная энциклопедия. М., 2001.
18. Степаницкий В.Б.
Постатейный комментарий к ФЗ
«Об особо охраняемых
19. Степаницкий В.Б., Троицкая Н.И., Федотов М.П., Крейндлин М.Л., Стишков М.С. Особо охраняемые природные территории России: итоги последнего десятилетия. М., 2003.
20. Уникальные территории
в культурном и природном
21. Филипс А. Устойчивый
туризм на охраняемых
22. Филонов К.П., Нухимовская
Ю.Д. Летопись природы в
23. Чижова В.П. Туризм и национальные парки. М., 1992.
24. Шестаков А.С.
25. Штильмарк Ф.Р.
О проблемах природных
26. Штильмарк Ф.Р.
«Понятие абсолютной
27. Штильмарк Ф.Р.
Природные заповедники России
как социально-общественный
28. Штильмарк Ф.Р.
Эволюция представлений об
29. Яницкая Т.О., Аксенов
Д.А., Дубинин М.Ю. Оценка
III. Интернет-ресурсы
30. www.oopt.info.ru
31. www.zapoved.ru
32. www.greenpeace
Приложение 1
Рекомендации для успешного планирования[78]
Категории |
Рекомендации для планирования |
Комментарии |
Четкость при процессе планирования |
- показать то, как должна управляться ОПТ; - предусмотреть способы - определить способы - показать, как будет проводиться мониторинг; - установить четкие временные рамки; - обеспечить периодическую |
- сотрудники ОПТ приходят и
уходят, а этот документ должен
«пережить» всех, в том числе
и реформирование |
Ориентация на выполнение |
- создаются условия для - распределение роли и - взаимодействие с |
- планы пишутся для изменения
или достижения иных условий
в будущем. Это может |
Общественное призвание |
- приглашение сделать свой - принятие решений на основе консенсуса; - использование технической - признание общественности |
- те, кого затрагивает план, должны признавать его, как и те, кто имеет право «вето» на него. - консенсус не обязательно |
Ориентация на повышение осведомленности вех заинтересованных сторон |
- учтение пожелания посетителей
относительно программ и - определение взаимосвязи плана
развития туризма с бизнес- - сотрудники должны показать
всем официальную миссию ОПТ,
виды применяемых - определение всех выгод для местных жителей. |
- создание возможностей для - вовлечение в процесс |
Распределение ответственности |
- использование разнообразия - передача ответственности поддержка участия заинтересованных сторон в процессах идентификации, поиска альтернатив и внедрения результатов. |
- выполнение планов будет - «владельцем» плана является общественность, а не ОПТ. |
Учет всех интересов |
- объединение разнообразных - проведение анализа среди |
- активное вовлечение |
Развитие дружеских отношений |
- использование процесса - демонстрации местным |
- ОПТ могут преодолеть - открытость в общении нужна
как на уровне местных |
Приложение 2
Закон «Об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан»
Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 29 июня 1995 года.
Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан 14 июля 1995 года.
Особо охраняемые природные
территории республиканского значения
- участки земли, водной поверхности
и воздушного пространства над ними,
недра, включающие природные комплексы
и объекты, имеющие особое экологическое,
природоохранное, научное, культурное,
эстетическое, рекреационное и санитарно-
(в ред. Закона РБ от 17.03.2003 N 483-з)
Особо охраняемые природные
территории республиканского значения
относятся к собственности
(в ред. Закона РБ от 17.03.2003 N 483-з)
Настоящий Закон регулирует
отношения в области
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство Республики Башкортостан об особо охраняемых природных территориях
(в ред. Закона РБ от 17.03.2003 N 483-з)
Законодательство Республики Башкортостан об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", других федеральных законов и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.