Особо охраняемые природные територии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 08:51, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является полное и всестороннее исследование деятельности особо охраняемых природных территорий Российской Федерации и Республики Башкортостан. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
а) охарактеризованы особо охраняемые территории РФ в целом;
б) выявлены особенности функционирования особо охраняемых природных территорий РБ;
в) дан анализ туристической деятельности на особо охраняемых территориях РБ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Характеристика особо охраняемых природных территорий Российской Федерации
1.1 Мировые тенденции сохранения и использования природных ресурсов
1.2 Характеристика сети особо охраняемых природных территорий Российской Федерации
1.3 Основы правового регулирования создания и функционирования особо охраняемых природных территорий
Глава 2. Особенности функционирования особо охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан
2.1 Южно-Уральский государственный природных заповедник
2.2 Национальный парк «Башкирия»
2.3 Государственный природный заповедник «Шульган-Таш»
2.4 Башкирский государственный природный заповедник
Глава 3. Развитие туризма на особо охраняемые природные территории в Республике Башкортостан
3.1 Мировые и отечественные тенденции, влияющие на планирование туризма на особо охраняемых природных территориях
3.2 Туризм на особо охраняемые природные территории как фактор развития регионе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 131.01 Кб (Скачать файл)

Для туризма часто  необходимо специальное оборудование, которое, как правило, трудно перевозить на большие расстояния. Поэтому аренда или продажа соответствующего оборудования на территории ОПТ может быть источником существенных доходов. Всем посетителям  ОПТ необходимо питаться, и поэтому  нужно иметь или магазины, или  кафе и рестораны. Расходы на питание  являются одной из главных статей расхода у туристов, и ОПТ могут  получать на этом хорошие деньги. Менеджеры  должны решить вопрос, как лучше  организовать питание – создавать  собственную организацию или  же сдать в концессию сторонним  организациям[76].

Продажа товаров потенциально может быть очень важным источником дохода ОПТ при условии продуманности  и хорошей организации этого  процесса. Следует отметить, что  в последние годы товары, произведенные  при участии ОПТ, пользуются все  большим спросом. Многие предприятия  по изготовлению таких товаров создаются  поблизости от ОПТ, что позволяет  развивать непосредственные контакты между изготовителями и потребителями  продукции, а также создавать  новые рабочие места для местных  сообществ вокруг ОПТ.

Посетители, получившие положительные эмоции от посещения  ОПТ, часто хотят сделать пожертвования. Такие пожертвования чаще всего  делаются на конкретные мероприятия, например, на создание дополнительной инфраструктуры, проведение исследований или организацию  новой рекреационной программы.

Известно, что получившие удовольствие от посещения ОПТ и  обеспокоенные проблемами этих территорий иностранные туристы по возвращении  домой начинают лоббировать предоставление международной помощи тем ОПТ, которые  они посетили.

ОПТ представляют собой  весомую «интеллектуальную собственность» в имиджевом плане: эти организации  имеют положительный образ, с  которым многие корпорации хотели бы ассоциироваться. Например, название ОПТ  часто хорошо известно и пользуется уважением. Многие места на ОПТ очень  живописны и активно используются для съемок рекламных роликов  и художественных фильмов. Незначительное число ОПТ получают хорошие доходы от продажи прав на использование  их имени и брэнда. Кросс-продуктивный маркетинг является очень популярным бизнес-подходом, но он пока еще редко используется в системе ОПТ. В основе такого подхода лежит то, что два «взаимосвязанных» продукта рекламируют и «продвигают» друг друга. Примером такого подхода в контексте ОПТ может быть проведение совместной маркетинговой компании киностудии и ОПТ. Каждый участник выигрывает от совместного продвижения их продуктов[77].

 

Заключение 

 

Охраняемые территории достигают известности и успеха в том случае, когда многие люди посещают их, сочувствуют им и предпринимают  политические действия в их поддержку. Туризм на ОПТ – важнейший компонент  управления охраняемыми территориями.

Практика устойчивого  туризма на ОПТ имеет долгосрочную основу. Но, хотя и необходимо планировать  деятельность в долгосрочном контексте, также необходимо отслеживать и  ежедневные, и среднесрочные задачи. Отдельные индивидуумы, коммерсанты  и представители партнерских  организаций должны ориентироваться  на долгосрочную выгоду, и не ожидать  немедленной отдачи сразу вслед  за внедрением политики устойчивого  туризма на охраняемой территории. На практике только малая часть выгоды будет получена быстро; большая ее часть будет результатом многолетних  и продолжительных усилий.

Для проектировщиков  ОПТ важно развивать правильную мотивацию, которая будет влиять на процессы принятий решений внутри сообщества. Необходимо искать стимулы, побуждающие правительство, местное  население и международные организации  участвовать в сохранении биологического и культурного разнообразия. Сегодня  вся законодательная база и экономическая  политика нуждаются в пересмотре с точки зрения осознания происходящего  и поощрения сохранения и устойчивого  использования ресурсов, включающего  отказ или модифицирование действий, направленных на уничтожение биологического разнообразия и культурных ценностей.

Руководители ОПТ  должны прилагать серьезные усилия для обеспечения переговорного  процесса со всеми заинтересованными  лицами и организациями. Только имея поддержку местного сообщества, управление ОПТ будет успешным в долгосрочной перспективе. Национальные и международные  организации также нуждаются  в поддержке своих правительств по проведению мероприятий в следующих  сферах:

·          Разработка и внедрение эффективной законодательной базы; в том числе обеспечение должными ресурсами для ее внедрения;

·          Создание национальной политики по вопросам охраняемых территорий и управления туризмом;

·          Разработка менеджмент-плана, включающего все виды деятельности каждой ОПТ, что придаст уверенность в выполнении поставленных задач и правильном использовании ресурсов.

Сегодня большая часть  доходов от туризма возвращается в регионы принятия решений, уходя  из самих ОПТ. Всегда лучше инвестировать  часть средств от туризма в  местные сообщества, чтобы местное  население видело прямую финансовую выгоду от развития туризма. Проектировщики и сотрудники должны быть активными  в достижении максимального экономического успеха на местах.

 

Список используемой литературы 

 

I. Нормативно-правовые акты

1. ФЗ «Об особо  охраняемых природных территориях  в Российской Федерации», 1995.

2. Закон Республики  Башкортостан «Об особо охраняемых  природных территориях в Республике  Башкортостан», 1995.

II. Научная и специальная литература

3. Актуальные проблемы  современного культурного и природного  наследия. Сб. статей. М., 1995.

4. Анализ сохранения  лесов по регионам России. М, 2000.

5. Астафьев В. Из  последнего письма Виктора Астафьева  Феликсу Штильмарку. М., 2001.

6. Благовидов А., Очагов  Д., Птичников А. Сохранение биоразнообразия  лесов России: вклад ООПТ и  лесов 1 группы. М., 2002.

7. Буторин А. Природное  наследие России. Совет Гринпис, 2000.

8. Веденин Ю.А. Культурное  и природное наследие России. М., 1995.

9. Дубовик О.Л. Экологические  преступления: Комментарий к главе  26 УК РФ. М., 1998.

10. Калихман А.Д., Педерсен  А.Д., Савенкова Т.П., Сукнев А.Я.  Методика «Пределов допустимых  изменений» на Байкале – участке  Всемирного наследия ЮНЕСКО. Иркутск, 1999.

11. Комплексные региональные  программы сохранения и использования  культурного и природного наследия. М., 1994.

12. Концепция системы  охраняемых природных территорий  России. М., 1999.

13. Максаковский Н.В.  Национальные парки в урбанизированных  районах России. М., 2000.

14. Основные направления  развития и организации деятельности  государственных природных заповедников  Российской Федерации на период  до 2010 года. М., 2001.

15. Охраняемые природные  территории. Материалы к созданию  Концепции системы охраняемых  природных территорий России. М., 1999.

16. Охраняемые природные  территории России после распада  СССР: 1992-2003. М., 2003.

17. Российская музейная  энциклопедия. М., 2001.

18. Степаницкий В.Б.  Постатейный комментарий к ФЗ  «Об особо охраняемых природных  территориях». М., 2001.

19. Степаницкий В.Б., Троицкая Н.И., Федотов М.П., Крейндлин  М.Л., Стишков М.С. Особо охраняемые  природные территории России: итоги  последнего десятилетия. М., 2003.

20. Уникальные территории  в культурном и природном наследии  регионов. М., 1994.

21. Филипс А. Устойчивый  туризм на охраняемых природных  территориях. М., 2005.

22. Филонов К.П., Нухимовская  Ю.Д. Летопись природы в заповедниках  СССР. М., 1985.

23. Чижова В.П. Туризм  и национальные парки. М., 1992.

24. Шестаков А.С. Законодательство  России об использовании и  охране биологического разнообразия. Аналитический обзор. Федеральное  законодательство. М., 2001.

25. Штильмарк Ф.Р.  О проблемах природных заповедников  и заповедного дела в России  на современном этапе. М., 2003.

26. Штильмарк Ф.Р.  «Понятие абсолютной заповедности  … юридически почти утрачено».  М., 2005.

27. Штильмарк Ф.Р.  Природные заповедники России  как социально-общественный феномен.  М., 2001.

28. Штильмарк Ф.Р.  Эволюция представлений об охране  природы в советской литературе. М., 1999.

29. Яницкая Т.О., Аксенов  Д.А., Дубинин М.Ю. Оценка репрезентативности, состояния и потенциальных угроз  системе особо охраняемых природных  территорий России. М., 2002.

III. Интернет-ресурсы 

 

30. www.oopt.info.ru

31. www.zapoved.ru

32. www.greenpeace

 

Приложение 1 

 

Рекомендации для успешного  планирования[78]

Категории

Рекомендации для планирования

Комментарии

Четкость при процессе планирования

- показать то, как должна управляться  ОПТ;

- предусмотреть способы поведения  в непредвиденных обстоятельствах;

- определить способы привлечения  финансов и трудовых ресурсов;

- показать, как будет проводиться  мониторинг;

- установить четкие временные  рамки;

- обеспечить периодическую оценку  результатов.

- сотрудники ОПТ приходят и  уходят, а этот документ должен  «пережить» всех, в том числе  и реформирование государственных  министерств.

Ориентация на выполнение

- создаются условия для выполнения  плана еще на стадии планирования;

- распределение роли и ответственности;

- взаимодействие с политическими  деятелями, заинтересованными лицами  и местными сообществами для  того, чтобы обеспечить выполнение  задач.

- планы пишутся для изменения  или достижения иных условий  в будущем. Это может произойти,  только если планы выполняются.  Неисполняемые планы бессмысленны.

Общественное призвание

- приглашение сделать свой вклад  в планирование всех заинтересованных  лиц и групп;

- принятие решений на основе  консенсуса;

- использование технической помощи  при планировании;

- признание общественности повышает  шансы на успех при реализации  задач.

- те, кого затрагивает план, должны  признавать его, как и те, кто  имеет право «вето» на него.

- консенсус не обязательно означает  единодушие.

Ориентация на повышение осведомленности  вех заинтересованных сторон

- учтение пожелания посетителей  относительно программ и инфраструктуры  при посещении ОПТ;

- определение взаимосвязи плана  развития туризма с бизнес-планом. Разработка туристического продукта  и маркетинговой стратегии для  его продвижения;

- сотрудники должны показать  всем официальную миссию ОПТ,  виды применяемых управленческих  стратегий и способов снижения  негативных последствий;

- определение всех выгод для  местных жителей.

- создание возможностей для обмена  мнениями различных групп общества  повышает взаимную осведомленность  и степень удовлетворения от  процесса планирования;

- вовлечение в процесс планирования  сотрудников партнерских агентств  и волонтеров.

Распределение ответственности

- использование разнообразия подходы  на всех стадиях планирования;

- передача ответственности заинтересованным  группам;

поддержка участия заинтересованных сторон в процессах идентификации, поиска альтернатив и внедрения  результатов.

- выполнение планов будет успешнее, если все заинтересованные стороны  будут чувствовать свою ответственность;

- «владельцем» плана является  общественность, а не ОПТ.

Учет всех интересов

- объединение разнообразных интересов  через участие общественности;

- проведение анализа среди заинтересованных  сторон для определения всех  аспектов жизни, на которые  воздействует данный план.

- активное вовлечение заинтересованных  сторон обеспечивает поддержку  всем мероприятиям.

Развитие дружеских отношений

- использование процесса планирования  для укрепления сотрудничества, улучшения финансирования и привлечения  кадров;

- демонстрации местным сообществам  их выгоды от развития туризма  на ОПТ.

- ОПТ могут преодолеть недоверие  путем повышения открытости;

- открытость в общении нужна  как на уровне местных сообществ,  так и внутри коллектива ОПТ.


 

Приложение 2

Закон «Об особо  охраняемых природных территориях  в Республике Башкортостан»

Принят Законодательной  Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 29 июня 1995 года.

Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан 14 июля 1995 года.

Особо охраняемые природные  территории республиканского значения - участки земли, водной поверхности  и воздушного пространства над ними, недра, включающие природные комплексы  и объекты, имеющие особое экологическое, природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и санитарно-оздоровительное  значение, которые изъяты решениями  органов государственной власти Республики Башкортостан полностью  или частично из хозяйственного использования  и для которых установлен режим  особой охраны. При организации и  функционировании системы особо  охраняемых природных территорий социально-экологические  интересы имеют приоритет перед  экономическими.

(в ред. Закона  РБ от 17.03.2003 N 483-з)

Особо охраняемые природные  территории республиканского значения относятся к собственности Республики Башкортостан.

(в ред. Закона  РБ от 17.03.2003 N 483-з)

Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо  охраняемых природных территорий в  целях ландшафтно-экологического обеспечения  устойчивости социально-экономического и духовного развития республики, сохранения и защиты уникальных и  эталонных природных комплексов и объектов, достопримечательных  природных образований, объектов растительного  и животного мира, их генетического  фонда, изучения естественных и антропогенных  процессов на особо охраняемых природных  территориях и вокруг них, в зонах, примыкающих к ним, в биосфере, а также установления особого  контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Раздел I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство Республики Башкортостан об особо охраняемых природных территориях

(в ред. Закона  РБ от 17.03.2003 N 483-з)

Законодательство Республики Башкортостан об особо охраняемых природных  территориях основывается на соответствующих  положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", других федеральных законов и  состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.

Информация о работе Особо охраняемые природные територии