Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 08:51, дипломная работа
Целью настоящей работы является полное и всестороннее исследование деятельности особо охраняемых природных территорий Российской Федерации и Республики Башкортостан. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
а) охарактеризованы особо охраняемые территории РФ в целом;
б) выявлены особенности функционирования особо охраняемых природных территорий РБ;
в) дан анализ туристической деятельности на особо охраняемых территориях РБ.
Введение
Глава 1. Характеристика особо охраняемых природных территорий Российской Федерации
1.1 Мировые тенденции сохранения и использования природных ресурсов
1.2 Характеристика сети особо охраняемых природных территорий Российской Федерации
1.3 Основы правового регулирования создания и функционирования особо охраняемых природных территорий
Глава 2. Особенности функционирования особо охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан
2.1 Южно-Уральский государственный природных заповедник
2.2 Национальный парк «Башкирия»
2.3 Государственный природный заповедник «Шульган-Таш»
2.4 Башкирский государственный природный заповедник
Глава 3. Развитие туризма на особо охраняемые природные территории в Республике Башкортостан
3.1 Мировые и отечественные тенденции, влияющие на планирование туризма на особо охраняемых природных территориях
3.2 Туризм на особо охраняемые природные территории как фактор развития регионе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Ясно, что достойный
уровень сервиса стимулирует
большее использование ОПТ
Хорошее проектирование важно, так как хорошо спланированная деятельность приносит наибольший успех. Такие территории лучше функционируют и привлекают больше посетителей. Однако хорошее проектирование не означает, что проект становится обязательно дорогостоящим. Часто успех основан на простых решениях и несложен во внедрении.
Культурно ориентированное
проектирование и управление ОПТ
очень важно при оказании услуг
посетителям. Качества, необходимые
менеджерам ОПТ – вежливость, толерантность,
чувство справедливости и самое
главное – ответственное
Поскольку наследие включает
и культурную составляющую, нужно
приложить все усилия к созданию
культурных ценностей данной местности
до того, как начнется проектирование
ОПТ. Развитие туризма может стимулировать
охрану культурных ландшафтов и, через
повышение степени
Нужно отметить, что если на хорошо известных охраняемых территориях развитых стран поток туристов велик, то недавно созданные парки часто борются за посетителей. Это особенно верно для развивающихся стран, где деятельность ОПТ часто напрямую зависит от туристических доходов, но число посетителей столь невелико, что не может обеспечить даже минимально необходимое для ОПТ финансирование. Таким образом, в некоторых случаях необходима стратегия управления большими потоками посетителей, в других, напротив, комплекс мер по привлечению туристов на территорию[69].
Существует широкий спектр стратегий по управлению воздействиями туризма на ОПТ. Выбор подходящей осуществляется с учетом имеющихся нормативных требований и ограничений и на основе оценки эффективности стратегии и существующих ресурсов.
Существует четыре
принципиально разных подхода, которые
можно использовать для сокращения
негативного воздействия
1. управление предложением в области турпродуктов или возможностей для посещения, например, путем увеличения мест для посещения или времени пребывания;
2. Управление спросом, например, через ограничение времени пребывания, численности посетителей или вида использования территории;
3. Управление ресурсами, в том числе способностью выдерживать воздействие, например проведение защитных мероприятий или развитие инфраструктуры;
4. Управление воздействием, например снижение негативного воздействия через изменение типа использования или рассредоточение нагрузки.
Туризм на охраняемых территориях многих стран является значительным и постоянно расширяющимся сегментом экономики. Например, туризм на ОПТ в США и Канаде в 1996 году обеспечил вклад в экономику в диапазоне от 236 до 370 млрд. долларов США[70]. В целом, оценочных данных такого рода недостаточно, а те, что имеются – не выглядят надежными. В результате и общество, и правительство недооценивают выгоды, получаемые от развития туризма на ОПТ, и поэтому не оказывают необходимой финансовой поддержки, которая могла бы способствовать еще большему увеличению доходов от туризма.
Отсутствие систематического полномасштабного сбора экономических данных о функционировании ОПТ означает, что важный сектор экономики остается незамеченным. Отсутствие адекватных статистических данных создает информационное «белое пятно»; такие природные ресурсы на языке экономики имеют нулевую цену. Это приводит к разрушению природных территорий, что влияет на снижение темпов экономического развития в настоящем и будущем.
При этом практически
повсеместно наблюдается
Суммарная экономическая ценность ОПТ состоит из материальных и нематериальных ценностей. Материальные ценности могут быть прямые и косвенные. Прямые ценности определяются на основе рыночной цены. Косвенные ценности – не рыночные и они могут подразделяться на следующие категории: потенциальные, ценности существования и наследования. Продолжаются дебаты о том, являются ли потенциальные ценности материальными или нет, так как сейчас они не материальны, но в будущем будут материальными. Все нематериальные ценности также являются нерыночными.
Туризм на ОПТ в
большинстве случаев
Можно использовать разные подходы для оценки влияния туризма на экономику ОПТ.
Оценка экономического
воздействия учитывает все
Экономическое воздействие проявляется при осуществлении каждой финансовой сделки, например, когда ОПТ покупает расходные материалы или туристы оплачивают услуги. Такое воздействие существует независимо от источника финансов или места жительства туристов. Все экономические воздействия измеряемы рынком.
Экономическая выгода
– это та выгода, которую ОПТ
привносят в локальную, региональную
или национальную экономику. Выгода
определяется по повышению уровня благосостояния
данной территории. Выгода – это
больше чем чистая прибыль: в нее
также входят нерыночные ценности,
которые обычно можно выразить в
денежном эквиваленте. На этапе создания
ОПТ потенциальная
Когда государственное ведомство по управлению ОПТ на национальном уровне расходует бюджетные деньги на развитие той или иной ОПТ, это создает выгоду для местной экономики: деньги приходят извне региона и, тем самым, повышают его благосостояние. Однако на национальном уровне никакого повышения благосостояния не происходит, а происходит лишь его перераспределение. В этом случае мы можем говорить о получении выгод на местном уровне, но не национальном. Это также применимо в тех случаях, когда служба ОПТ полностью или частично финансируется за счет налогов, так как эти деньги привлекаются и расходуются внутри региона. Однако когда финансы поступают из международных источников, например, программ развития Глобального экологического фонда, то они приносят реальную выгоду местной экономике.
Подобным образом, иностранные
туристы представляют внешний источник
поступления капиталов и
Нерыночные выгоды развития туризма на ОПТ измеряются с помощью двух методик: Метод оценки стоимости путешествия и Метод оценки готовности платить.
Исследования по оценке
экономических показателей
Возможности управления
ОПТ определяются финансированием.
Основой финансирования деятельности
многих ОПТ был и продолжается
оставаться государственный бюджет.
К сожалению, многие ОПТ получают
недостаточное финансирование для
организации работы по охране природы
и развитию туризма на должном
уровне. В настоящее время большинство
правительств не финансируют ОПТ
в полном объеме. В целом по миру,
суммарное бюджетное
Усредненные показатели государственного финансирования ОПТ в развитых странах (2058 долларов США на кв. км.) намного превышают аналогичные показатели в развивающихся странах (157 долларов США на кв. км.), где государственный бюджет намного скромнее, а охрана природы не является национальным приоритетом[74].
Как правило, в развивающихся странах сотрудники ОПТ получают мизерную зарплату, инвестирование в ОПТ носит ограниченный характер, тогда как другие типы землепользования считаются более выгодными. Однако развивающиеся страны могут получать финансирование и иную поддержку от программ международной помощи, проектов НПО и от других доноров. Как и в других развивающихся странах, средства, необходимые для развития инфраструктуры и приобретения техники и оборудования для ОПТ, в восточной и южной Африке поступают из перечисленных выше источников; в то время как текущие расходы в значительной степени покрываются доходами от туризма.
На фоне все сокращающегося
государственного финансирования ОПТ,
сотрудникам необходимо искать новые
подходы к фандрайзингу, и нет
более многообещающего
Многие ОПТ взимают входную плату либо с каждого человека, либо с транспортного средства или применяют комбинированный подход. Многие ОПТ предоставляют рекреационные услуги, как, например организованные экскурсии или проведение специальных мероприятий. Часто за такое обслуживание взимается отдельная плата, которая покрывает операционные расходы и позволяет финансировать иные мероприятия на ОПТ. ОПТ, в которые въезд транспорта разрешен, обязаны предоставлять посетителям парковочные места. Взимание платы за парковку может быть выгодным источником доходов. Например, многие кемпинги автоматически включают в стоимость пребывания на их территории парковку только одного автомобиля. Со всех дополнительных транспортных средств взимается дополнительная плата. Доходы, реально поступающие в бюджет ОПТ, помогают изменить общественное мнение в пользу взимания платы с посетителей.
Одной из главных статей расходов для туристов являются затраты на проживание. Некоторые ОПТ имеют кемпинги, избушки или коттеджи и взимают соответствующую плату за пребывание в них. Плата за размещение может быть главным источником дохода для ОПТ. Менеджмент таких объектов является сложной задачей, требующей специально обученного персонала и бизнес-планирования[75].