Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 08:51, дипломная работа
Целью настоящей работы является полное и всестороннее исследование деятельности особо охраняемых природных территорий Российской Федерации и Республики Башкортостан. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
а) охарактеризованы особо охраняемые территории РФ в целом;
б) выявлены особенности функционирования особо охраняемых природных территорий РБ;
в) дан анализ туристической деятельности на особо охраняемых территориях РБ.
Введение
Глава 1. Характеристика особо охраняемых природных территорий Российской Федерации
1.1 Мировые тенденции сохранения и использования природных ресурсов
1.2 Характеристика сети особо охраняемых природных территорий Российской Федерации
1.3 Основы правового регулирования создания и функционирования особо охраняемых природных территорий
Глава 2. Особенности функционирования особо охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан
2.1 Южно-Уральский государственный природных заповедник
2.2 Национальный парк «Башкирия»
2.3 Государственный природный заповедник «Шульган-Таш»
2.4 Башкирский государственный природный заповедник
Глава 3. Развитие туризма на особо охраняемые природные территории в Республике Башкортостан
3.1 Мировые и отечественные тенденции, влияющие на планирование туризма на особо охраняемых природных территориях
3.2 Туризм на особо охраняемые природные территории как фактор развития регионе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
· Здравоохранение: медицинская помощь, организованная для сотрудников ОПТ, может предоставляться и местным жителям.
Таким образом, туризм
на сухопутных или морских ОПТ
можно рассматривать как
- улучшении школьного образования;
- снижении детской смертности;
- сокращение загрязнения воздуха и воды;
улучшение доступа к местам отдыха, ОПТ и жизненно важным ресурсам;
- лучшем доступе
к услугам, как, например, к
программам ОПТ по
ОПТ могут быть использованы также для повышения уровня жизни целой страны, если система охраняемых территорий станет основой национальной политики в области экологии.
Негативные воздействия
могут происходить и происходят
из-за посещений туристов, но многие
из них могут быть полностью управляемыми
и их можно минимизировать. Заинтересованные
в развитии ОПТ стороны всегда
соотносят позитивные и негативные
последствия туризма и
Развитие туризма
несет с собой рост спроса на товары,
услуги, инфраструктуру – гостиницы,
рестораны и т.д. По мере того, как
растет число туристов, увеличивается
и потребность в базовых
Рост числа посещений также означает повышение расходов на управление ОПТ, так как появляется необходимость в увеличении числа сотрудников и развитии инфраструктуры для обслуживания туристов. Издержки от туризма должны сопоставляться с доходами от него. Поэтому национальные службы ОПТ должны иметь возможность использовать доходы от туризма для компенсации издержек местному населению.
Как уже отмечалось, там, где региональная экономика и ОПТ сильно зависят от туризма, они становятся уязвимыми от внешних факторов вне их контроля, таких как природные катаклизмы, колебания валютных курсов, конкурентная борьба или политическая нестабильность.
Определенный отток
доходов от туристического бизнеса
происходит на уровне самой территории,
местных сообществ, региона или
страны в целом. Если местные жители
не получают выгод, то они начинают
искать иные выгоды деятельности и
формы использования
Рост числа туристов
может мешать жизни местных жителей,
создавая конкуренцию по использованию
мест отдыха и в иных сферах. Плохое
планирование туризма может привести
к большим скоплениям людей, замусоренности,
вандализму и нарушениям правопорядка.
Правительственные структуры
Часто туризм на ОПТ обеспечивает лишь сезонную занятость местного населения, оставляя жителей безработными во время межсезонья. Но это может и радовать местных жителей. В национальном историческом парке Золотая Лихорадка на Клондайке город Скагвэй, встречающей посетителей в летние месяцы является туристической Меккой. Зимой, когда все разъезжаются, местные жители наслаждаются спокойной жизнью, заработав во время туристического сезона достаточно денег на целый год[60].
Там, где ограничения по пребыванию на ОПТ касаются не только туристов, но и местных жителей, могут возникать негативные социально-культурные последствия. Иные негативные эффекты возникают тогда, когда местные традиции становятся объектом коммерции, теряют свою чистоту и подлинность. Примером могут служить танцы, которые раньше играли важную социальную роль, но теперь все чаще становятся просто зрелищем для туристов.
Негативные явления
чаще всего происходят тогда, когда
местным жителям не оставляют
выбора, не дают им возможностей принимать
участие в туристическом
Опасность таких явлений
выше тогда, когда велик контраст
между уровнем жизни туристов
и местных жителей. В таких
случаях местное население
Туризм, как и многие другие формы бизнеса, всегда оказывает воздействие на окружающую среду, даже при малой интенсивности и несмотря на усилия сотрудников ОПТ. Такие воздействия имеют как локальный уровень, так и распространяются на большие территории. Так как туризм на ОПТ развивается на территориях, по своей сути являющихся особо чувствительными, важно производить тщательную оценку воздействия до того, как будет приниматься решение о его допустимости[61].
Стратегия развития экотуризма
и устойчивого туризма состоит
в управлении процессом посещения
ОПТ таким образом, чтобы получать
максимальную пользу и минимизировать
негативные экологические воздействия
еще до того, как они произойдут.
Этого легче всего достичь
через хорошо разработанные стратегические
планы развития. Ключевыми элементами
в них являются: уделение особого
внимания кумулятивным воздействиям;
применение адаптивного менеджмента;
достижение консенсуса между всеми
заинтересованными сторонами
Каждая ОПТ должна
иметь план развития туризма и
сопряженных с ним видов
В прошлом управление
ОПТ осуществлялось бессистемно: частные
задачи развития не соотносились с
общей политикой и
Для процесса планирования
важно сделать процедуры
Многие службы ОПТ публикуют руководства и лучшие управленческие практики в помощь по подготовке менеджмент-планов. Например, Совет по Охране Окружающей Среды Австралии и Новой Зеландии издал множество отчетов о лучших практиках в области управления ОПТ и все они доступны в Интернете. В публикациях из серии «Основы успешной природоохранной практики», изданных Всемирной комиссией по охраняемым территориям МСОП, также уделяет много внимания различным аспектам планирования – в частности, таким вопросам, как:
· Управление морскими охраняемыми природными территориями;
· Финансирование ОПТ;
· Оценка эффективности управления ОПТ;
· Управление трансграничными ОПТ[64].
Развитие туризма на ОПТ в более глобальном контексте определяется политикой и тематическими программами национального и регионального уровней, в том числе:
· Национальными или региональными отраслевыми планами, затрагивающими развитие и воздействие туризма на ОПТ. Это могут быть планы развития регионов, целевые программы использования ресурсов, национальный план по развитию туризма, и стратегия развития транспорта, и др.;
· Национальной стратегией развития туризма на ОПТ, которая во многих странах утверждается правительством.
Менеджмент-план ОПТ
помогает сформулировать и осознать
все основные цели охраняемой территории.
План состоит из набора задач, одна
из которых касается развития туризма,
смягчения его последствий для
территории и эффективного использования
рекреационного потенциала территории.
Разработку плана развития туризма
на ОПТ нужно интегрировать с
другими составляющими
Решение вопроса о целесообразности разработки отдельного плана развития туризма на ОПТ, масштаб и степень детальности этого плана зависят от сложности рассматриваемых проблем конкретной территории. В этом плане могут быть представлены специфические управленческие решения, описано расположение объектов туристической инфраструктуры, политика парка в области экскурсионного обслуживания, стоимость входных билетов и т.п.[66]
В свою очередь, каждый
из этих вопросов может получить дальнейшую
детализацию в
Понимая сложность процессов планирования, важно добиваться взаимного соответствия планов и задач разных уровней. Взаимоотношения между ними должны быть ясными, а все управленческие действия – скоординированными.
Всем типам ОПТ, за
исключением Категории Iа классификации
МСОП, необходима какая бы то ни было
туристическая инфраструктура. Ее уровень
может варьироваться от простого
информационного аншлага до специально
воссозданного городка или
Сотрудникам ОПТ необходимо осознавать, что они управляют территорией, природа и культура которой могут сильно отличаться от того, что было на этом месте века назад. Многие ОПТ представляют собой «островки» в океане цивилизации. Туробъекты и услуги, которые создаются для современных посетителей, также часто разнится с тем, что было приемлемо в прошлом. Современная инфраструктура парков должна обеспечивать достойный уровень санитарии, питания, проживания, транспорта и безопасности. Ключевая задача ОПТ – обеспечение туристов такими услугами, которые более всего отвечают их запросам при минимуме негативного воздействия на природные комплексы.
Некоторые ОПТ посещаются редко, другие же привлекают большое число посетителей, намного превышающее численность местного населения. Например, в Национальном парке «Какаду» в Австралии в пик сезона бывают тысячи людей, и они проживают поблизости от визит-центра помногу дней, хотя 30 лет назад, до создания парка, лишь небольшая горстка туристов посещала эту территорию ежегодно. Число посетителей в некоторых национальных парках Великобритании достигает 10-20 млн. человек ежегодно[68].