Особо охраняемые природные територии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 08:51, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является полное и всестороннее исследование деятельности особо охраняемых природных территорий Российской Федерации и Республики Башкортостан. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
а) охарактеризованы особо охраняемые территории РФ в целом;
б) выявлены особенности функционирования особо охраняемых природных территорий РБ;
в) дан анализ туристической деятельности на особо охраняемых территориях РБ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Характеристика особо охраняемых природных территорий Российской Федерации
1.1 Мировые тенденции сохранения и использования природных ресурсов
1.2 Характеристика сети особо охраняемых природных территорий Российской Федерации
1.3 Основы правового регулирования создания и функционирования особо охраняемых природных территорий
Глава 2. Особенности функционирования особо охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан
2.1 Южно-Уральский государственный природных заповедник
2.2 Национальный парк «Башкирия»
2.3 Государственный природный заповедник «Шульган-Таш»
2.4 Башкирский государственный природный заповедник
Глава 3. Развитие туризма на особо охраняемые природные территории в Республике Башкортостан
3.1 Мировые и отечественные тенденции, влияющие на планирование туризма на особо охраняемых природных территориях
3.2 Туризм на особо охраняемые природные территории как фактор развития регионе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 131.01 Кб (Скачать файл)

·          Здравоохранение: медицинская помощь, организованная для сотрудников ОПТ, может предоставляться и местным жителям.

Таким образом, туризм на сухопутных или морских ОПТ  можно рассматривать как инструмент по поддержанию или улучшению  уровня жизни местных жителей. Это  может проявляться в:

- улучшении школьного  образования;

- снижении детской  смертности;

- сокращение загрязнения  воздуха и воды;

улучшение доступа  к местам отдыха, ОПТ и жизненно важным ресурсам;

- лучшем доступе  к услугам, как, например, к  программам ОПТ по экологическому  образованию, что полезно и  самим местным жителям[58].

ОПТ могут быть использованы также для повышения уровня жизни  целой страны, если система охраняемых территорий станет основой национальной политики в области экологии.

Негативные воздействия  могут происходить и происходят из-за посещений туристов, но многие из них могут быть полностью управляемыми и их можно минимизировать. Заинтересованные в развитии ОПТ стороны всегда соотносят позитивные и негативные последствия туризма и определяют допустимые уровни негативного воздействия  и способы его контроля. Издержки от туризма состоят из трех частей: финансово-экономической, социо-культурной и природоохранной.

Развитие туризма  несет с собой рост спроса на товары, услуги, инфраструктуру – гостиницы, рестораны и т.д. По мере того, как  растет число туристов, увеличивается  и потребность в базовых услугах, таких как обеспечение правопорядка, пожарной безопасности, местных налогов. В некоторых случаях налоги становятся столь высокими, что население  не в состоянии проживать на этой местности. Это происходит в первую очередь там, где доходы местного населения ниже, чем у посетителей  ОПТ. Например, богатые иностранные  туристы, посещающие ОПТ в развивающихся  странах, могут увидеть свои экономические  интересы и получить контроль или  купить местный бизнес. Так туризм может привести к росту иностранного влияния и повышению стоимости  недвижимости[59].

Рост числа посещений  также означает повышение расходов на управление ОПТ, так как появляется необходимость в увеличении числа  сотрудников и развитии инфраструктуры для обслуживания туристов. Издержки от туризма должны сопоставляться с  доходами от него. Поэтому национальные службы ОПТ должны иметь возможность  использовать доходы от туризма для  компенсации издержек местному населению.

Как уже отмечалось, там, где региональная экономика  и ОПТ сильно зависят от туризма, они становятся уязвимыми от внешних  факторов вне их контроля, таких  как природные катаклизмы, колебания  валютных курсов, конкурентная борьба или политическая нестабильность.

Определенный отток  доходов от туристического бизнеса  происходит на уровне самой территории, местных сообществ, региона или  страны в целом. Если местные жители не получают выгод, то они начинают искать иные выгоды деятельности и  формы использования территории. Следовательно, необходимо минимизировать отток средств.

Рост числа туристов может мешать жизни местных жителей, создавая конкуренцию по использованию  мест отдыха и в иных сферах. Плохое планирование туризма может привести к большим скоплениям людей, замусоренности, вандализму и нарушениям правопорядка. Правительственные структуры могут  обострять эти проблемы, если они  ставят краткосрочные экономические  интересы выше всего остального, например, поддерживая сооружение неподходящей инфраструктуры или игнорируя потребности  местного населения. Когда происходят такие ситуации, поддержка ОПТ  со стороны местных жителей проблематична.

Часто туризм на ОПТ  обеспечивает лишь сезонную занятость  местного населения, оставляя жителей  безработными во время межсезонья. Но это может и радовать местных  жителей. В национальном историческом парке Золотая Лихорадка на Клондайке  город Скагвэй, встречающей посетителей  в летние месяцы является туристической  Меккой. Зимой, когда все разъезжаются, местные жители наслаждаются спокойной  жизнью, заработав во время туристического сезона достаточно денег на целый  год[60].

Там, где ограничения  по пребыванию на ОПТ касаются не только туристов, но и местных жителей, могут  возникать негативные социально-культурные последствия. Иные негативные эффекты  возникают тогда, когда местные  традиции становятся объектом коммерции, теряют свою чистоту и подлинность. Примером могут служить танцы, которые раньше играли важную социальную роль, но теперь все чаще становятся просто зрелищем для туристов.

Негативные явления  чаще всего происходят тогда, когда  местным жителям не оставляют  выбора, не дают им возможностей принимать  участие в туристическом бизнесе. Посторонние часто видят скрытый  негативный подтекст в происходящих культурных изменениях, в то время  как сами местные жители могут  быть положительно настроены к новым  веяниям. Поэтому важно, чтобы те, кто испытывает культурные изменения, имели бы возможность самостоятельно решать, допустимы такие изменения  или нет. Соответствующее планирование должно предшествовать этапу внедрения  новшеств, чтобы избежать вредного воздействия «от пришельцев», и  существуют управленческие решения, которые  помогут разрешить возникающие  проблемы.

Опасность таких явлений  выше тогда, когда велик контраст между уровнем жизни туристов и местных жителей. В таких  случаях местное население становится уязвимым для эксплуатации и начинает отстаивать свои права. И управленцы ОПТ, и туроператоры обязаны при  таких обстоятельствах сделать  все возможное для учета мнения местных сообществ при выборе форм развития туризма на данной территории.

Туризм, как и многие другие формы бизнеса, всегда оказывает  воздействие на окружающую среду, даже при малой интенсивности и  несмотря на усилия сотрудников ОПТ. Такие воздействия имеют как  локальный уровень, так и распространяются на большие территории. Так как  туризм на ОПТ развивается на территориях, по своей сути являющихся особо чувствительными, важно производить тщательную оценку воздействия до того, как будет  приниматься решение о его  допустимости[61].

Стратегия развития экотуризма и устойчивого туризма состоит  в управлении процессом посещения  ОПТ таким образом, чтобы получать максимальную пользу и минимизировать негативные экологические воздействия  еще до того, как они произойдут. Этого легче всего достичь  через хорошо разработанные стратегические планы развития. Ключевыми элементами в них являются: уделение особого  внимания кумулятивным воздействиям; применение адаптивного менеджмента; достижение консенсуса между всеми  заинтересованными сторонами относительно допустимого уровня и места воздействия  на ОПТ[62].

Каждая ОПТ должна иметь план развития туризма и  сопряженных с ним видов деятельности. В плане должно быть отражено ожидаемого состояния ОПТ в будущем и  наиболее эффективные и реальные способы его достижения. Такой  план содержит детальное описание целей  и задач ОПТ, которые были официально приняты при его учреждении, описание задач в области развития туризма, конкретных мероприятий по их достижению, включая бюджетно-финансовые аспекты  и особенности зонирования территории. В определенном смысле план развития туризма на ОПТ нужен для максимизации выгод при минимизации издержек. Стратегия развития туризма является важным компонентом плана управления.

В прошлом управление ОПТ осуществлялось бессистемно: частные  задачи развития не соотносились с  общей политикой и стратегическими  задачами территории. Когда ограниченность такого подхода стала очевидной, ОПТ стали разрабатывать единый план действий, обычно называемый мастер-планом или генеральным планом по аналогии с генпланами городов. В 80-х годах  стали применять более системный  подход: составлялся перечень целей, задач и направлений деятельности. Это так называемой «планирование  через видение». Такие документы  стали называться менеджмент-планами. В 90-е годы в поисках более простых  моделей планирования от использования  менеджмент-планов отошли[63]. Не смотря на это, значение планов управления постоянно возрастало, и сегодня ОПТ многих стран обязаны создавать такие планы и следовать им на основании закона и других директивных документов.

Для процесса планирования важно сделать процедуры принятия решений понятным, а дискуссии  по важнейшим для ОПТ вопросам – открытыми. Крайне важно, чтобы  все заинтересованные стороны были включены в эти процессы обсуждения. Принятие управленческих решений по вопросам развития туризма на ОПТ  не является простым делом: в него включены не только сотрудники ОПТ, но и все заинтересованные граждане – местные жители, посетители, частные  туроператоры и ученые. Чтобы быть уверенным, что каждая группа лиц  имеет возможность поделиться своими знаниями и участвовать в принятии решений, необходимо разработать программу  участи общественности в управлении ОПТ, которая может осуществляться на разном уровне, в зависимости  от потребностей конкретной территории.

Многие службы ОПТ  публикуют руководства и лучшие управленческие практики в помощь по подготовке менеджмент-планов. Например, Совет по Охране Окружающей Среды  Австралии и Новой Зеландии издал  множество отчетов о лучших практиках  в области управления ОПТ и  все они доступны в Интернете. В публикациях из серии «Основы  успешной природоохранной практики», изданных Всемирной комиссией по охраняемым территориям МСОП, также  уделяет много внимания различным  аспектам планирования – в частности, таким вопросам, как:

·          Управление морскими охраняемыми природными территориями;

·          Финансирование ОПТ;

·          Оценка эффективности управления ОПТ;

·          Управление трансграничными ОПТ[64].

Развитие туризма  на ОПТ в более глобальном контексте  определяется политикой и тематическими  программами национального и  регионального уровней, в том  числе:

·          Национальными или региональными отраслевыми планами, затрагивающими развитие и воздействие туризма на ОПТ. Это могут быть планы развития регионов, целевые программы использования ресурсов, национальный план по развитию туризма, и стратегия развития транспорта, и др.;

·          Национальной стратегией развития туризма на ОПТ, которая во многих странах утверждается правительством.

Менеджмент-план ОПТ  помогает сформулировать и осознать все основные цели охраняемой территории. План состоит из набора задач, одна из которых касается развития туризма, смягчения его последствий для  территории и эффективного использования  рекреационного потенциала территории. Разработку плана развития туризма  на ОПТ нужно интегрировать с  другими составляющими менеджмент-плана  такими, как планы биотехнических мероприятий, борьбы с пожарами, лесохозяйственной  деятельности. Как правило, во многих ОПТ хорошо продумана система  управления природными ресурсами и  самим парком, но плохо описаны  задачи в сфере развития туризма  и способы их выполнения. Однако важно, чтобы вопросы рекреационного использования ОПТ также находили отражение в специальном разделе  менеджмент-плана, посвященном туризму  и рекреации. Эти вопросы могут  быть более детально проработаны  в плане развития туризма[65].

Решение вопроса о  целесообразности разработки отдельного плана развития туризма на ОПТ, масштаб  и степень детальности этого  плана зависят от сложности рассматриваемых  проблем конкретной территории. В  этом плане могут быть представлены специфические управленческие решения, описано расположение объектов туристической  инфраструктуры, политика парка в  области экскурсионного обслуживания, стоимость входных билетов и  т.п.[66]

В свою очередь, каждый из этих вопросов может получить дальнейшую детализацию в специализированных планах и стратегиях. Примерами таких  документов могут быть: План работы с посетителями, Процесс управления работой с посетителями, Модель оптимизации  управления туризмом, Методика расчета  предельно допустимых нагрузок, План управления рекреационными нагрузками и пр.

Понимая сложность  процессов планирования, важно добиваться взаимного соответствия планов и  задач разных уровней. Взаимоотношения  между ними должны быть ясными, а  все управленческие действия – скоординированными.

Всем типам ОПТ, за исключением Категории Iа классификации  МСОП, необходима какая бы то ни было туристическая инфраструктура. Ее уровень  может варьироваться от простого информационного аншлага до специально воссозданного городка или деревни. Любой элемент инфраструктуры должен создаваться с особым вниманием, чтобы не быть чуждым данной ОПТ. Туристические  объекты также должны проектироваться  и управляться очень внимательно, отражая уникальные черты ОПТ  и соответствуя политике управления территорией[67].

Сотрудникам ОПТ необходимо осознавать, что они управляют  территорией, природа и культура которой могут сильно отличаться от того, что было на этом месте века назад. Многие ОПТ представляют собой «островки» в океане цивилизации. Туробъекты и услуги, которые создаются для современных посетителей, также часто разнится с тем, что было приемлемо в прошлом. Современная инфраструктура парков должна обеспечивать достойный уровень санитарии, питания, проживания, транспорта и безопасности. Ключевая задача ОПТ – обеспечение туристов такими услугами, которые более всего отвечают их запросам при минимуме негативного воздействия на природные комплексы.

Некоторые ОПТ посещаются редко, другие же привлекают большое  число посетителей, намного превышающее  численность местного населения. Например, в Национальном парке «Какаду» в  Австралии в пик сезона бывают тысячи людей, и они проживают  поблизости от визит-центра помногу  дней, хотя 30 лет назад, до создания парка, лишь небольшая горстка туристов посещала эту территорию ежегодно. Число посетителей в некоторых  национальных парках Великобритании достигает 10-20 млн. человек ежегодно[68].

Информация о работе Особо охраняемые природные територии