Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:52, реферат
Предусматривая развернутую правовую регламентацию отношений водопользования, государство добивается строгого соблюдения водного законодательства как самими водопользователями, так и другими предприятиями, организациями, учреждениями, а также гражданами. Государство защищает установленные им права водопользователей от всяких посягательств и в то же время требует от самих водопользователей неуклонного выполнения возложенных на них обязательств. Тем самым осуществляется защита права водопользования в субъективном и объективном смысле, т.е. как субъективного права предприятий, организаций, учреждений и граждан, так и института водного права.
Ответственность водопользователей за нарушение законодательства об охране вод
Предусматривая развернутую правовую регламентацию отношений водопользования, государство добивается строгого соблюдения водного законодательства как самими водопользователями, так и другими предприятиями, организациями, учреждениями, а также гражданами. Государство защищает установленные им права водопользователей от всяких посягательств и в то же время требует от самих водопользователей неуклонного выполнения возложенных на них обязательств. Тем самым осуществляется защита права водопользования в субъективном и объективном смысле, т.е. как субъективного права предприятий, организаций, учреждений и граждан, так и института водного права.
В целях защиты права водопользования
законодательство предусматривает
систему мер, направленных на пресечение
правонарушений в той области
и восстановление нарушенных прав водопользователей.
Применение всех этих мер происходит
обычно путем приведения в действие
механизма юридической
Ответственность за нарушение
права водопользования
Ответственность выражается
прежде всего в установлении и
применении санкций к предприятиям,
учреждениям, организациям и лицам
за их действия или бездействие, нарушающие
требования об обязанностях водопользователей
или гарантированные законом
права водопользователей. Санкции
применяются к предприятиям, учреждениям,
орга низациям и лицам, виновным в
нарушении права
По субъекту различаются правонарушения, совершаемые самими водопользователями и совершаемые другими лицами и организациями, посторонними по отношению к водопользователю.
К первой группе правонарушений следует отнести неисполнение водопользователями своих обязанностей перед государством и другими субъектами права. Ко второй - нарушения субъективных прав тех или иных водопользователей со стороны государственных органов, правомочных регулировать водопользование, решать вопросы предоставление или изъятия водных объектов и т.п., а также со стороны других государственных органов, либо других водопользователей или иных посторонних субъектов.
Данная классификация видов нарушений пра ва водопользования имеет значение для определения конкретных субъектов, ответственности и характера и применяемых к ним санкций.
Если правонарушение заключается
в неисполнении обязанностей водопользователем,
то последний должен нести имущественную
ответственность перед
Если в результате правонарушения
нарушены субъективные права водопользователей
посторонними организациями и лицами,
то последние долж ны нести материальную
ответственность перед
В зависимости от объектов, на которые посягают нарушители права водопользования, различаются правонарушения, связанные с нарушением права государственной собственности на воды, правонарушения, связанные с нарушением порядка рационального использования и охраны вод, а также самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование и самовольное производство гидротехнических работ.
Вторая группа правонарушений выражается непосредственно в изменении качества вод, их загрязнении, засорении, истощении: сброс сточных вод с превышением установленных норм; иные случаи загрязнения и засорения вод; ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие, непринятие мер по предотвращению вредного воздействия вод, в частности, мер по защите от наводнений1.
К третей группе относятся
нарушения порядка
Каждый из перечисленных
видов нарушений права
Все виды нарушений права
водопользования перечислены в
Водном кодексе Республики Башкортостан
от 13 июля 1993 года (ст. 74), где указывается
на то, что лица виновные в их совершении
несут уголовную или
Применительно к видам
ответственности нарушения
3.1. Порядок выявления правонарушения.
Одной из основных задач органов по регулированию использования и охране вод при выполнении возложенных на них функций является проведение мероприятий, предупреждающих нарушения установленных условий водопользования, выявление причин и последствий нарушения водного законодательства, оформление документов для привлечения виновных лиц к ответственности.
Выявляются нарушения
в водопользовании в результате
плановых проверок рационального использования
вод, выполнения мероприятий по ох ране
водных объектов от загрязнений. Засорения
и истощения, а также проверки
работы очистных сооружений и условий
сброса сточных вод; внеплановых
проверок по заданию вышестоящих
организаций и сигналам органов
санитарного надзора, рыбоохраны, гидрометслужбы,
а также в случаях резкого
ухудшения качественного
Доказательством факта нарушения правил водопользования является:
1) отсутствие разрешения
на специальное или
2) отсутствие согласования
с органами по регулированию
использования и охране вод
на производство
3) отсутствие необходимых записей о фактическом заборе и сбросе вод при проведении проверки первичного учета вод водопользователем;
4) акт государственной
комиссии о приеме в
5) акт, устанавливающий
несоответствие срока и объема
выполненных работ по
6) обнаруженные в процессе
осмотра объекта технические
неисправности и неполадки в
работе водоохранных и
7) поступившее и надлежащим
образом оформленное сообщение,
8) контрольные анализы состава сбрасываемых сточных вод и анализы состава воды водного объекта, указывающие на его загрязнение;
9) фотоснимки места происшествия;
10) показания свидетелей.
При выяснении нарушения водного законода тельства представитель органов по регулированию использования и охране вод устанавливает причину и обстоятельства нарушения, выявляет виновных в нарушении, выясняет последствия нарушения, по возможности определяет размеры причиненного ущерба, организует разработку мероприятий по ликвидации последствий нарушения.
По каждому случаю нарушения составляется акт, который является основным документом, фиксирующим факт нарушения, и на основании которого решается вопрос о применении меры ответственности. Акт составляется на должностных лиц или граждан, нарушивших правила рационального использования и охраны вод, и подписывается представителем органа по регулированию использования и охране вод, нарушителем, а также лицами, присутствовавшими при установлении нарушения.
Нарушитель имеет право дать письменное объяснение по существу содержания акта, о чем ему должен сообщить представитель органа по охране вод.
В случае отказа нарушителя подписать акт, представитель органа по охране вод за своей подписью излагает мотивы отказа. При наличии свидетелей мотивы отказа удостоверяются ими.
Акт составляется в трех экземплярах.
Один экземпляр вручается
К акту прилагаются все документы, характеризующие величину нанесенного ущерба и другие материалы, подтверждающие факт нарушения.
Потом представитель органа по охране вод, составляющий акт вносит предложение своему руководству о виде санкции к нарушителям водного законодательства.
3.2. Виды юридической
ответственности
Определение понятия юридической
ответственности, применяемой в
борьбе с нарушениями водного
законодательства, предполагает выявление:
во-первых, сущности юридической ответственности
как правовой категории - привлекать
лиц, виновных в нарушении водного
законодательства, к административной,
уголовной ответственности; во-вторых,
ее роли и значения в борьбе с
нарушения ми природоохранительного
законодательства в обеспеченности
законности в сфере водопользования
- предъявлять иски к государственным
объединениям, предприятиям, организациям,
учреждениям, колхозам, кооперативам и
общественным организациям и к гражданам
о взыскании в доход
Также направлять материалы
в органы прокуратуры или внутренних
дел для привлечения лиц за
нарушение законодательства об охране
вод к уголовной
Органы охраны вод могут
вынести решение о прекращении
права водопользования или о
приостановлении
3.3. Административная ответственность.
Административная
Кодекс РФ об административных
правонарушениях устанавливает
перечень правонарушений в сфере
водопользования, совершение которых
влечет административную ответственность,
например: переуступка права
Нарушениями водного законодательства являются также бесхозяйственное использование вод; нарушение правил введения первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод, загрязнение и засорение внутренних морских и территориальных вод страны.
Административная
Кодексом РФ об административных правонарушениях ; Экологическим кодексом Республики Башкортостан, принятым Верховным Советом РБ 28 октября 1992 года;
Водным кодексом Республики Башкортостан от 13 июля 1993 года; Водным кодексом Российской Федерации от 16 ноября 1995 года.
В соответствии с этими актами местным органам власти, Государственному комитету по экологии и природопользованию, сапитарно-эпидемиологическим службам предоставлено право принимать решения, предусматривающие наложение штрафов в административном порядке за на рушение правил охраны водных ресурсов.
Информация о работе Ответственность водопользователей за нарушение законодательства об охране вод