Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:52, реферат
Предусматривая развернутую правовую регламентацию отношений водопользования, государство добивается строгого соблюдения водного законодательства как самими водопользователями, так и другими предприятиями, организациями, учреждениями, а также гражданами. Государство защищает установленные им права водопользователей от всяких посягательств и в то же время требует от самих водопользователей неуклонного выполнения возложенных на них обязательств. Тем самым осуществляется защита права водопользования в субъективном и объективном смысле, т.е. как субъективного права предприятий, организаций, учреждений и граждан, так и института водного права.
В подавляющем большинстве
случаев практика идет по следующему
пути. При первичной проверке предприятия,
учреждения или организации органами
по регулированию использования
и охране вод обнаруживается, например,
факт противоправного сброса сточных
вод, то никаких мер ответственности
к правонарушителю не применяется.
Проверяющий орган
Руководители и другие должностные лица объединения, предприятия, учреждения или организации, а также отдельные граждане, виновные в нарушении водного законодательства, подвергаются в административном порядке штрафу в следующих размерах:
должностные лица от трехкратного до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда (Водный кодекс Республики Башкортостан ст. 77),
граждане - от однократного до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда в Республике Башкортостан;
юридические лица - до 30% от суммы нанесенного ущерба.
При наложении штрафа должен учитываться характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отяг чающие ответственность.
Лицо, привлекаемое к административной
ответственности, вправе ознакомиться
с материалами дела, давать объяснения,
представлять доказательства и заявлять
ходатайства, выступать на родном языке
и пользоваться услугами переводчика,
обжаловать вынесенное по делу постановление.
Законодательство об административных
правонарушениях предоставило право
лицу, привлекаемому к
Эффективность применения иска об административной ответственности за нарушение правил пользования и охраны вод зависит от того, какие социальные и правовые последствия наступают для правонарушителя вследствие самого факта привлечения к ответственности. Решение этой проблемы тесно связано с упорядочением и дальнейшим развитием водного законодательства, но для этого пока нет методики подсчета вреда здоровью человека.
Отсутствует и медицинская статистика подобных явлений.
В отличие от административных
взысканий, которые применяются
к правонарушителям, правовая наука
и практика выделяют административно
-предупредительные меры, применяемые
в тех случаях, когда нет административного
правонарушения, но когда интересы
безопасности требуют их применения
для того, чтобы предотвратить
правонарушения и оградить моральные
и имущественные интересы государства,
граждан, общественных организаций. Основной
административно- предупредительной
мерой в области водного
Но к сожалению, эти административно- предупредительные меры на практике используются недостаточно. Во многих случаях, когда следовало бы приостановить или прекратить деятельность и дальнейшую эксплуатацию производственных объектов, являющихся источником загрязнения водоемов, органы по регулированию использования и охране вод этого, увы, не делают.
Поэтому для обеспечения
эффективного применения административно-
предупредительных мер большое
значение имеет усовершенствование
самого положения органов по регулированию
использования и охране вод в
системе органов
3.4. Уголовная ответственность.
Согласно законодательства уголовная ответственность в области окружающей природной среды устанавливается за экологические преступления, т.е. общественно-опасные действия (бездействия), посягающие на экологический правопорядок и причиняющие вред природной среде, здоровью человека или создающие реальную угрозу такого причинения.
Главной нормативной формой,
регламентирующей уголовную ответственность
за экологические преступления является
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Уголовная ответственность за загрязнение
водоемов наступает по ст.250 Уголовного
кодекса Российской Федерации. В
ней установлено, что загрязнение,
засорение, истощение поверхностных
или подземных вод, источников питьевого
водоснабжения, либо иное изменение
из природных свойств неочищенными
и необезвреженными сточными водами,
отбросами или отходами промышленных,
сельскохозяйственных, коммунальных и
других предприятий, учреждений и организаций,
причинившие существенный вред животному
или растительному миру, рыбным запасам,
лесному или сельскому
Основы водного
Основываясь на данных сравнительного
анализа уголовного законодательства,
можно сделать вывод о том,
что в интересах более
Развитие уголовно-правовой
охраны вод в отечественном
Норма ст. 250 УК РФ (1996 г.) «Загрязнение вод» не является новеллой нового Уголовного кодекса, в ранее действовавшем УК РСФСР (1960 г.) содержалось ст. 223, устанавливающая уголовную ответственность за загрязнение водоемов и воздуха. В более ранний период уголовно-правовая защита вод осуществлялась или в рамках охраны государственной собственности на природные ресурсы и объекты (заповедники, земли); или в рамках охраны установленного порядка ведения хозяйственной деятельности (эксплуатации специальных сооружений и устройств, обращения с ядовитыми и иными опасными веществами); или в рамках защиты редких видов водных животных.
Нетрудно заметить, что объектом правовой охраны вод УК РСФСР (ст. 223) являлись интересы сохранения и рационального использования не экосистем и объектов окружающей природной среды, а государственных ресурсов. На такой подход ориентировал правоприменителя и Закон СССР «Об охране природы» (1960 г.) Но уже в 1974 году Ю.М. Ляпуновым было высказано предположение, что родовым объектом всех преступлений, составы которых ныне объединены в главе 26 УК РФ, являются специфические экологические отношения, которые формируются в связи с реализацией государством национальной модели устойчивого развития, решение экологической проблемы1.
Новые взгляды на объект соответствующих
отношений давно получил
Таким образом, исходя из сложившихся в теории уголовного права подходов, под родовым объектом, на который посягает преступное деяние, предусмотренное ст. 250 УК РФ, следует понимать круг тождественных или однородных по своей социально-политической и экономической сущности общественных отношений, которое регулируется нормами водного законодательства.
Однако в УК РФ сохраняется унаследованное из УК РСФСР труднообъяснимое деление уголовно-правовой защиты по предмету преступного посягательства: ст. 252 УК РФ устанавливает ответственность за загрязнение моря (морских вод), а ст. 250 УК РФ – за загрязнение всех других вод.
Водный кодекс РФ (1995 г.) такого деления объектов гидросферы не знает. Это деление, по мнению автора, объясняется только традиционно специфической базой источников правового регулирования пользования морем (акты международного морского права), но никак не интересами охраны гидросферы.
Еще древние греки в известной басне «Как Ксанф выпил море» показали бесперспективность отделения вод рек, горных ледников и подземных источников от вод морей. Загрязнение первых самым непосредственным образом отражается на состоянии вторых. Испарения с поверхности моря выпадают в виде осадков в верховьях рек, на озера и ледники.
Кроме того, деление законодательства
об охране морей и охране всех других
вод уже создает немалые
Следовательно, возникает
необходимость выработки
Очевидно, это потребует повышения санкций новой статьи УК, но санкции действующих статей УК РФ являются на сегодняшний день несправедливо заниженными. Разве ущерб, причиняемый всему обществу отравлением (пусть и неосторожным) крупной реки нефтью или мазутом, менее значителен, менее опасен для общества и заслуживает более легкого наказания, чем ущерб, причиняемый кражей чужого имущества путем взлома дачного домика?
О.Л. Дубовик определяет сущность
экологических отношений, на которые
посягает преступление, как «сложный
целостный комплекс фактических
общественных отношений, их правовой и
материальной оболочки, рациональное
и соответствующее нормам экологического
законодательства, осуществление которых
обеспечивает жизнедеятельность человека,
использование им окружающей среды
как непосредственного базиса существования,
удовлетворения разумных социальных потребностей
и гарантирует его
Поскольку перечислить все
возможные нарушения
При этом законодатель пытается конкретизировать характеристики нарушений: загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств (ст. 250 УК) или загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ или материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря, либо препятствующих правомерному использованию морской среды (ст. 252 УК).
Не проще ли будет указать в законе на «нарушение правил охраны водных объектов и правил водопользования», а также на размеры вредных последствий такого рода нарушений?
Последний описывается законодателем
в действующей редакции ст. 250 УК
с помощью оценочной категории
«существенный». Опять же, нужно
обратиться к подзаконному акту, например,
к нормам Приложения 2 к Временному
положению о порядке
При этом законодатель устанавливает и дополнительные вредные последствия в виде квалифицирующих признаков деяния ч.2 ст. 250 УК: причинение вреда здоровью человека или массовая гибель животных. Могут ли они наступить без причинения «существенного вреда», о котором говорится в ч.1 ст. 250 УК? Теоретически – возможно, но в судебной практике автор подобных решений не встречал.
Обычно говорят, что деяние выражается в нарушении норм экологического законодательства, а вредные последствия представляют собой ухудшение состояния водного объекта. Но такой подход не раскрывает реально происходящих событий, не позволяет дать достоверный ответ на вопрос: «почему в одних случаях нарушение правил приводит к причинению вреда, а в других нет?» Такой вопрос в теории уголовного права на настоящий день даже не ставиться3.
Между тем, практическими
работниками давно замечено, что
отсутствие такой легальной методики
позволяет различным лицам, совершившим
серьезные экологические
Поэтому вполне обоснованным,
по мнению автора, выглядит предложение
заменить оценочную формулировку действующей
ст. 250 УК на определение «крупный ущерб»,
как это сделано законодателем
в статьях об экономических преступлениях.
Размеры ущерба можно будет определить
с использованием специальных такс
стоимости необходимых для
Информация о работе Ответственность водопользователей за нарушение законодательства об охране вод